Сеть школ первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева

"Я уверен, на Земле Олонхо появятся новые Ломоносовы, Коперники, Микеланджело. То зернышко, которое мы закладываем в уходящем тысячелетии, даст ростки талантов, которые раскроются с полной силой в XXI веке…" М.Е.Николаев


Сайтhttps://gu-bug.obr.sakha.gov.ru/
Электронная почта gumber@list.ru
Телефон 8(41131) 41824
Адрес678030, МР «Горный улус», село Бердигестях улица С. Коврова 6
Директор
Ноговицын Владимир Михайлович

В 1994 году в Горном улусе была открыта Бердигестяхская школа 3-ей ступени, явившая собой начало инновационного движения в улусе для обучения детей с высокой мотивацией, стремлением к интеллектуальному развитию. А в 1997 году она была реорганизована в улусную гимназию.

Первым директором гимназии, ее основателем является Сергеева Клавдия Георгиевна, проложившая путь к созданию гимназии и основавшая ее материально – техническую базу. Решив возглавить гимназию, Клавдия Георгиевна начала работу с формирования коллектива единомышленников. Она построила свою работу в рамках подхода, в соответствии с которым функционирование любой системы зависит от качества человеческих взаимоотношений и подбирала команду по этим критериям. При выборе учителя на первое место ставила его профессионализм, общую культуру. Ее кредо: школа лишь тогда очаг воспитания и обучения, когда она стала для ребенка очагом радостной, интересной жизни, зовущей его к знаниям, науке.

Главное в жизни гимназии – дружеское единение коллектива, высокий педагогический стиль и жизнеутверждающий тон, что способствует созданию оптимальных условий для самовыражения, самоутверждения и самоуважения учащихся и учителей.

Преемником Клавдии Георгиевны стала учитель физики Агеева Любовь Прокопьевна, единодушно избранная коллективом гимназии. С 2015 года по 2019 год директором работала выпускница гимназии 1997 года, ныне заместитель директора по учебно-воспитательной работе учитель биологии Петрова Анжелика Ивановна. В 2019 году гимназией руководил тоже наш выпускник Петров Павел Алексеевич. В 2020 учебном году на должность директора назначен Ноговицын Владимир Михайлович.

За 25 лет работы сформировался и утвердился замечательный коллектив талантливых учителей, которые стремятся сделать каждый шаг ребенка творческим самоутверждением, на их уроках создаются оптимальные условия для самовыражения детей. Сегодня здесь плодотворно работает творческий коллектив в числе таких профессиональных педагогов, как почетный работник общего образования РФ Парфенова Наталья Петровна, отличник образования РФ Кравченко Клавдия Федоровна, почетный работник воспитания и просвещения РФ Михайлова Ирина Кирилловна и многие другие ведущие педагоги. Под их руководством в образовательный процесс воплощаются инновационные проекты: профильные классы, научные кафедры. Гимназия стала научно-методическим центром Горного улуса, базовой площадкой для повышения квалификации учителей, точкой проведения олимпиад высокого уровня. Главным критерием оценки урока для них является уровень развития личностных свойств, качественное приращение мировоззрения, устойчивость познавательных интересов, владение способами познания, развитие навыков самообразования и самоконтроля.

В программе развития гимназии в качестве основного направления выделяются:

  • усиление мировоззренческой стороны знаний, которые способны выполнить регулятивную функцию в деятельности и поведении человека, превращая знания в убеждения;
  • усиление развивающего начала в обучении;
  • выстраивание индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников.В гимназии работают две кафедры: гуманитарных и естественно-математических предметов. Основными направлениями поисков кафедр являются:
  • создание модели универсального гимназического образования в условиях сельской местности; создание модели индивидуализированного обучения; внедрение метода проектов, интеграции знаний;
  • внедрение передовых технологий – личностно-ориентированного, модульного обучения, интегральной технологии; формирование навыков исследовательской работы.

Основной целью работы на кафедрах ставится формирование учителя-творца. Истинный учитель современной школы – это еще и педагог-исследователь, свободный от догм и стереотипов, но вместе с тем понимающий, что материал для его исследований – живые дети, которые могут пострадать от его неудач; это исследователь, кропотливо изучающий особенности разнообразной педагогической деятельности в различных учебно-воспитательных ситуациях.

Свидетельством роста мастерства педагогов, высокого качества образования в гимназии являются успехи учащихся в улусных, региональных, республиканских олимпиадах и конкурсах.

Мы гордимся учащимися гимназии, защищавшими честь республики на Всероссийских олимпиадах:

  • Тимофеевой Надеждой (Победитель Суперфинала республиканской олимпиады, участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русской литературе в г. Ярославль, 1996 г.),
  • Сидоровой Эльвирой (Победитель Суперфинала республиканской олимпиады, участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, г. Рязань, 2001 г.),
  • Савиной Ниной (Победитель Суперфинала республиканской олимпиады, участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в г. Орел, 2002 г.),
  • Егоровой Яной (Победитель Суперфинала республиканской олимпиады, участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в г. Калуга, 2005 г.),
  • Румянцевой Сарданой (Победитель Суперфинала республиканской олимпиады, участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в г. Вологда, 2006 г.),
  • Евсеева Надежда (Призер Суперфинала республиканской олимпиады по географии, экономике, русскому языку, участница Всероссийской олимпиады школьников по географии в г. Белгород, 2009 г.),
  • Петрова Мария (Призер Суперфинала республиканской олимпиады, участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в г. Ульяновск, 2011 г.).
  • Саввиной Анастасией (Победитель регионального этапа, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по государственным языкам в г. Москва, 2017 г.)
  • Олесовым Станиславом (Победитель регионального этапа, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по государственным языкам в г. Москва, 2017 г.).

Одним из основных показателей результатов работы гимназии является 100% поступление выпускников в ВУЗ. Все выпускники получают качественную основу для дальнейшего продолжения учебы, становятся отличниками в университете по таким специальностям как медицина, химия, биология, английский язык, физика, прикладная математика, мировая экономика, менеджмент, компьютерные технологии.

Среди первых выпускников, успешно окончивших ВУЗы, есть математики, физики, инженеры, учителя английского, русского языка, финансисты, экономисты.

Педагогический коллектив гимназии считает сохранение здоровья учащихся одной из первостепенных задач. Систематически проводится работа по привитию и развитию навыков здорового образа жизни и формированию основ профилактического мышления у учащихся. Гимназисты с удовольствием занимаются в спортивных секциях, активно участвуют во всех соревнованиях в школе и улусе. Традицией стали ежегодные массовые соревнования между учащимися, родителями и учителями, где каждый участник получает заряд бодрости, энергию. Такие соревнования наглядно пропагандируют здоровый образ жизни. В комплексной спартакиаде между школами в улусе гимназисты по всем видам занимают призовые места.

В 2001 году гимназия стала опорной школой-центром методической работы Министерства образования. Для школ улуса гимназия является пропагандистом распространения новых технологий в обучении: проводятся авторские курсы для учителей якутского языка и литературы по теме «О5о айар дьо5урун сайыннарыы ньымалара», по математике «Методы решения задач с параметрами», «Метод проектов на уроках математики», по химии «Технология модульного обучения», по русской литературе «Проведение литературных балов в школе», по проблемам интегрированного курса «Естествознание в 5 классе» и по распространению наработок по эксперименту «Создание модели индивидуализированного обучения». На этих курсах занимались учителя со всех школ улуса.

Опыт работы учителей распространяется через публикации в журнале «Народное образование Якутии», в компьютерной верстке в гимназии и выступления на конференциях и семинарах. По заявке общеобразовательных школ улуса оказывается постоянная помощь в виде консультаций по предметам.

В 1995 г. создано научное общество учащихся (НОУ). Основной целью создания общества является приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, развитие навыков самостоятельного поиска знаний, умения ориентироваться в потоке информации. Всего за последние 6 лет сделано более 500 выступлений с докладами. Ежегодно проводятся школьные научные чтения учащихся в честь нашего земляка, первого доктора наук, Луки Никифоровича Харитонова. Число участников с каждым годом растет, и качество работ учащихся улучшается. Гимназия гордится учащимися, которые стали призерами Всероссийских НПК:

  • Всероссийская НПК «Открой в себе ученого - 2016» Сивцева Инесса – Лауреат в секции литературоведение (Руководитель Ноева М.И.);
  • Всероссийская НПК «Открытие - 2017» г.Ярославль, Маркова Саина – лауреат (Тимофеева Н.И.);
  • Всероссийская НПК «Науки юношей питают - 2017» г. Вологда, дипломанты Сергеев Миша, Макаров Леон, Олесов Стас. (Руководители Осипов П.А., Стручкова М.В., Алексеев И.Е.);
  • Всероссийская НПК «Открой в себе ученого», 2017 г. г.Санкт-Петербург. Дипломанты Федорова Валерия, Леверьева Марианна, Осипова Юлия (Руководители Леверьева Е.С., Попова В.Ю.);
  • Научная конференция учащихся имени Н.И.Лобачевского, г. Казань, 2018. Дипломанты – Осипова Юлия, Багинов Арыйаан, Сергеев Михаил. (Руководители Леверьева Е.С., Осипов П.А., Стручкова М.В.);
  • Всероссийский научно-технологический конкурс г. Москва-2018 г. Призеры Ноев Алик, Степанов Вова;
  • Всероссийский конкурс «Идеи, преображающие города - 2018», г. Москва. Призер - Ноговицын Арылхан. (Руководитель Осипов П.А);
  • Всероссийская НПК «Шаги в науку» г. Обнинск-2019, 7 Лауреатов. Варламов Даниил, Тимофеева Вика, Данилов Алеша, Петров Эрчимэн, Леверьева Карина, Герасимова Арина, Петрова Нарыйаана. (Руководители Федоров А.К., Тимофеева Н.И., Петрова А.И., Рожина Н.Н., Попова В.Ю., Федоров А.К.);
  • Андреев Борис, ученик 10 класса, 2 место в IV Дальневосточном конкурсе «Я-Инженер» на призы Государственного советника РС(Я) В.А.Штырова в категории «Будущий инженер» (Руководитель Осипов П.А.);
  • Всероссийская НПК «Шаги в науку» г. Обнинск-2020. Лауреат 1 степени Левин Петр, Лауреат 1 степени Николаев Айсар, Лауреат 2 степени Платонова Нарыйа, Лауреат 2 степени Мохначевская Айсена. (Руководители Петрова А.И., Алексеева Е.Е.);
  • VII экологический слет «Юные Полярники» г. Санкт Петербург. Дипломанты Данилов Алексей, Краскова Саша, Егорова Надя. (Руководитель Петрова А.И.).
  • Всероссийская НПК «Шаги в науку» г. Обнинск-2020. Павлова Ольга, дипломант 2 степени (Руководитель Попова В.Ю.)
  • Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура» г. Москва. Дипломанты Андреев Борис (руководитель Осипов П.А., Федоров А.К.), Баишев Ираида (Леверьева Е.С.), Магомедова Джума (руководитель Леверьева Е.С.), Семенов Марк (руководитель Осипов П.А.), Тимофеева Виктория (руководитель Тимофеева Н.И.), Герасимова Арина (руководитель Попова В.Ю.).

Применение метода проектов дает возможность научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Это отказ от авторитарности в обучении и поощрение личной инициативы учащихся в учебной работе.

Умение вести учеников по пути познания, открытия истины требует от учителя, чтобы он сам был исследователем, мыслителем, теоретиком. Учителя гимназии занимаются экспериментально-исследовательской работой на трех уровнях: коллективный эксперимент - по теме «Модель универсального гимназического образования в сельских условиях»; групповой – по теме «Создание модели индивидуализированного обучения»; исследования учителей по индивидуальным темам.

В память о выдающемся Учителе России М.А. Алексееве в 1997 г. Первый Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев своим Указом создал сеть Президентских школ республики. Эти школы являются гордостью Республики Саха. Учителей, директоров Президентских школ Михаил Ефимович лично курировал, будучи президентов, систематически встречался, обсуждал вместе наиболее сложные вопросы образования и воспитания личности. Они стали единомышленниками в вопросах развития образования Якутии конца XX и начала XXI вв. Гимназия включена в Сеть президентских школ. Коллективом ведется каждодневная работа по продолжению начатого дела и выходу на новый уровень в достижении цели обучения, воспитания, формирования творческого потенциала личности ученика. Учителя гимназии в содружестве с коллективом учащихся и родителей работают с полной отдачей сил. Администрация школы поддерживает их во всех начинаниях, оказывает помощь в творческом поиске, обеспечивает повышение квалификации. Особенно необходимо отметить, что гимназия тесно сотрудничает с момента создания с ведущими научными и образовательными учреждениями Республики и России. Так, совместная работа с Физико-математическим форумом «Ленский край» дала плоды в подготовке профориентационной и научно-исследовательской работе. Далее работа продолжается уже с Малой академией наук РС(Я). Тесное сотрудничество с Якутским государственным университетом ныне с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова позволяет привлекать в учебный процесс выдающихся ученых – источников знаний. Бердигестяхская гимназия дважды становилась победителем конкурса «Школа СВФУ». В 2019 г. открыт класс СВФУ в гимназии.

В 2006 году гимназия стала Ассоциированной школой ЮНЕСКО. Координатором была назначена учитель французского языка Чемезова Зоя Ивановна.

Основные направления работы АШЮ: сохранение окружающей среды, её изучение, выявление объектов охраны природного наследия; изучение и сохранение всемирного культурного наследия; защита прав ребенка, укрепление культурных связей между детьми разных стран.

В рамках мероприятий АШЮ учителя и учащиеся гимназии проходят языковые стажировки за рубежом, принимают участие в Международных конференциях, конкурсах, фестивалях, деловых играх.

с 2010 года гимназия взаимодействует с ассоциацией "Северо-восточный университетский образовательный округ". Цель деятельности ассоциации - повышение качества общего и профессионального образования на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния СВФУ, преемственность государственных образовательных стандартов и программ обучения ОУ, повышение квалификации учителей, обеспечения целевой подготовки кадров для производственной и социальной сфер региона.

В результативности работы гимназии большую моральную и материальную помощь оказывает Попечительский совет школы. Попечительским советом проведена немалая работа по укреплению материально-технической базы гимназии, организации летнего отдыха и оздоровления детей. Население села Бердигестях, активно участвуя в движении «2000 добрых дел», для гимназии построило спортивный зал. Так же помощь оказывают родители, ветераны труда, спонсоры – частные предприниматели, те кто по-настоящему думает о завтрашнем дне и не только словом, но и делом помогает взрастить семена нашего будущего.