Сеть школ первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева

"Я уверен, на Земле Олонхо появятся новые Ломоносовы, Коперники, Микеланджело. То зернышко, которое мы закладываем в уходящем тысячелетии, даст ростки талантов, которые раскроются с полной силой в XXI веке…" М.Е.Николаев


Сайтhttp://litstat.ru
Электронная почта gymtat@mail.ru
Телефон 8(411)5241003
Адрес678650, Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Ытык-Кюель, ул. Мординова, 14 а
Директор
Сивцева Изабелла Александровна

Наша школа была создана как школа нового типа в 1992 году. С 1995 года школа носит имя Авксентия Егоровича Мординова, первого ректора Якутского государственного университета, доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР и ЯАССР, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и «Знака Почета», Лауреата Государственной премии имени П.А. Ойунского.

Одними из ведущих направлений работы лицея являются:

  1. Работа над проектом воспитания человека культуры, следующего по пути Истины, Добра и Красоты. Наши дети сами разработали и следуют «Кодексу чести лицеиста» в духе идей и ценностей А.Е. Мординова. Незыблемой традицией стали философские уроки, классные часы, встречи с духовными лидерами, организация и проведение дня Мординова. Эти встречи имеют познавательную направленность, способствуют приобщению к изучению и сохранению традиций «малой родины», пробуждению интереса и уважения к трудам А.Е. Мординова, возвышают такие человеческие качества, как совесть, долг, милосердие, добро.А.Е. Мординов считал, что «только развитый, образованный человек может обеспечить поступательное движение человечества на пути прогресса». И мы стремимся создать условия для развития личности ребенка, его способности к творческому самовыражению, стремимся дать высококачественное образование;Существующая в лицее система внеурочной деятельности позволяет обучающимся не ограничиваться узкой специализацией профиля, а использовать возможности для своего развития через лицеистские сферы «Человек – человек», «Человек – знаковая система», «Человек – техника», «Человек – образ», кружки, секции и социально-образовательные проекты. Помимо этого, эффективная организация сетевого взаимодействия творческих мастерских, студий, клубов, объединений детских организаций, несомненно, создает условия для успешной социализации, правильного выбора индивидуальной образовательной программы, сформированности определенных метапредметных компетенций у школьников. Эта образовательная модель успешно реализуется в наших ежегодных традиционных мероприятиях: «Посвящение в лицеисты», «Литературный салон», «Математическая семья», «Мырааны дабайыы», лыжный десант, велопробег, турнир поколений по волейболу и многих других.А.Е. Мординов полагал, что только воспитанный «вокультуренный» человек в состоянии понимать, сохранять и приумножать достояния общечеловеческой культуры. Мы стремимся помочь лицеистам воспринять и пропустить через свое сердце культуру человечества вообще и родную культуру в частности;Ведется целенаправленная работа над социально значимыми проектами. Дух триады СО-: Сомыслия, Содействия, Сотворчества – сопровождает дружный коллектив лицея активно участвовать в социально значимых проектах в образовательном пространстве различных субъектов образования, взаимодействовать с выпускниками, представителями власти, бизнеса и общественности. Эффективно реализуются проекты по сетевому взаимодействию: «Центр Аартык-Трэвэл», «Центр Эко-Таатта», «Центр Таатта-Политехнический», по методическому сопровождению учителя в условиях ФГОС «Бигэ». В рамках работы Центров успешно работают такие подпроекты, как: «Литературный салон», «УТУМ - сообщество выпускников» «Я – будущий журналист», «Экстрим», «IT- хакатон», «Моя профессия IT» и др.
  2. Работа с одаренными детьми в академической области знаний. Лицей гордится своими победителями олимпиад. Это один из индикаторов-показателей успешности реализации программы развития. Достижения наших олимпиадников на всех уровнях, включая международный, - наиболее яркое свидетельство эффективности работы образовательной модели. Необходимо отметить, что лучшим выпускникам лицея за достигнутые успехи в учебе, науке, общественной работе школы, наслега и улуса учреждается именная стипендия А.Е. Мординова как высшее признание.
  3. Привитие лицеистам культуры проектно-исследовательской деятельности. Это одно из приоритетных направлений инновационной программы школы. В рамках этого направления мы работаем над формированием у обучающихся под тьюторством руководителей высокой культуры исследовательской деятельности, аналитических и мыслительных способностей, помогающих успешно осуществлять продуктивную исследовательскую работу по самым разным направлениям: гуманитарным, экологическим, естественно научным, математическим, а также соотносящимся с требованиями современных WorldSkills. Так, традиционной стала неделя Науки, Мординовские чтения, на которых демонстрируются ученические проекты по всем направлениям, практические разработки по медицине, робототехнике, 3D-моделированию с выходом на уровень региональных, республиканских, российских НПК.В проектную деятельность вовлекаются все учащиеся среднего и старшего звена. Упор делается не только на развитие исследовательских навыков, но и навыков публичного выступления, реферирования, деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Так, в начале второй четверти в школе проводится обязательный конкурс творчества детей, на котором участвует каждый ученик. Экспертами даются рекомендации по коррекции работ и подготовке их для последующего участия на муниципальной, региональной, республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее».Из года в год уровень исследовательских работ школьников улучшается, отмечается достаточно хорошая научность работ. Так, наши лицеисты успешно представляют свои проекты на научных конференциях республиканского и российского уровней. К примеру, в 2018 году наши ученики стали победителями на Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (г. Москва) под руководством Турниной С.Д., Огоюкиной С.И., Тарасенко А.Ю., Поповой Я.И., Татариновой А.И., стали дипломантами на Вернадских чтениях под руководством Быллырытовой А.П., на Всероссийской научно-инновационной конференции «Открой в себе ученого» (руководители Корякина О.В., Блахиров Н.Н.), защищали честь республики на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» (руководитель Элякова В.Н.). В 2019 году группа из 6 лицеистов под руководством Турниной С.Д., Акимовой А.Н. приняла участие во Всероссийской конференции имени Н.И. Лобачевского в г. Казань. Все 6 школьников стали победителями в этом престижном научном состязании. Весной 2019 года Неморицына Саргылана, ученица 6 класса, стала дипломантом 3 степени на Всероссийской научно-инновационной конференции «Открой в себе ученого» в г. Санкт-Петербург, а в 2020 году она стала лауреатом IV Всероссийской конференции исследовательскх работ учащихся «Тропой открытий В.И. Вернадского» (руководитель - Попова Я.И.).Итогом многолетней кропотливой работы по развитию исследовательской деятельности среди школьников можно считать их успех на конкурсе выборов в действительные члены и члены-корреспонденты Малой академии наук Республики Саха (Якутия), проводимом ежегодно. В конкурсе на соискание этих статусов учитываются достижения на научных конференциях, публикации в научных журналах, качество выполненных научных работ, а также высокие результаты олимпиад.

Хотелось бы добавить, что для увековечивания имени А.Е. Мординова материалы школьного музея переведены в современный формат виртуального музея, который находится в свободном доступе. Материалы этого музея широко используются для подготовки проектов, классных часов. Чтобы заложить основы философского мышления у школьников, изучения ими нравственных категорий и ценностей ввели курс «Мир философии».

Особо отметим Мординовские чтения, которые проводятся с приглашением ученых для экспертизы работ учащихся по различным темам. Так, первые Мординовские чтения были проведены 25 февраля 1995 года по пяти секциям. Они имели статус республиканских чтений. Для чтений учащимися были выбраны глубокие философские темы, которые послужили толчком для зарождения традиции организации Мординовских чтений в последующие годы. Сегодня Мординовские чтения - это площадка взаимообмена творческими идеями не только между детьми, но и студентами ВУЗов, специалистами предприятий разных областей науки, производства наслега, улуса, республики.

В этом 2020 году в феврале мы отметили 110-летие А.Е. Мординова. В рамках юбилейных мероприятий проведены философские уроки, встречи с философами, онлайн-уроки о Мординове, вышла телеперадача, посвященная трудам Авксентия Егоровича. Одним из масштабных мероприятий стал форум ««Потенциал современной образовательной системы – социально-экономические инициативы».

Форум стал открытой и широкой площадкой для обсуждения и решения актуальных вопросов социально-экономического развития улуса, взаимодействия и системного сотрудничества образовательных и профессиональных учреждений, вузов, научных институтов и общественности. И, несомненно, на форуме много говорили о нашем мудром педагоге Авксентии Егоровиче Мординове, с чьим именем навсегда связана история нашей школы.

Имя Авксентия Егоровича обязывает и вдохновляет нас, учителей и учащихся, на новые успехи и победы. Это почет, и вместе с тем – огромная ответственность для каждого из нас!