3 декабря 2012 г. состоялась встреча коллектива Якутского художественного колледжа с М.Е. Николаевым. На встрече также присутствовал заместитель министра культуры и духовного развития В.В. Левочкин. Директор колледжа К.П. Герасимов продемонстрировал лучшие студенческие работы не только в изобразительном искусстве, но и в декоративно-прикладном творчестве.
Ознакомившись с экспозицией, Михаил Ефимович отметил некое однообразие, схожесть стиля во всех работах, которые представляли собой в основном традиционное творчество. В библиотеке колледжа М. Николаев первым делом поинтересовался наличием учебной и профессиональной литературы по дальневосточным искусствам и порекомендовал большее внимание уделять в обучении именно этим искусствам, которые ближе нам во многих аспектах.
Уровень среднего профессионального образования также оказался вовлеченным в преобразования в связи с переходом на Болонскую систему. Проблемы переходного периода затронули художественное образование, т.к. оно стало более стандартизированным, изменились условия финансирования. На встрече с коллективом М.Е. Николаев заметил, что художники всегда были рыночниками и при желании могут заработать в любых условиях, необходимо развивать рыночный сегмент в деятельности колледжа. Без понимания что такое рынок в будущем будет трудно. Кроме того колледж может создать собственную сеть по направлениям специальности, расширив географию и деятельность, по примеру Якутской городской национальной гимназии. Таким образом положить задел кластера художественного образования в республике, т.к. студенты с образованием на уровне колледжа не могут быть высококвалифицированными педагогами.
Далее Михаил Ефимович отметил, что весь мир работает по системе ассоциаций и попечительских советов. И художественному колледжу также надо создавать эти организации, как поддерживающие структуры, а не работать по старой схеме, принципы которой устарели во многих составляющих. Были затронуты вопросы проведения мастер-классов, организации выставок-продаж, при этом Первый президент высказал мнение, что зачастую мы привыкли идти по легкому пути, замыкаясь на себе, не желая работать в поте лица. В 1990-е годы республика сама открывала авторские школы, гимназии и лицеи. Последующая монетизация ударила по системе образования, а главным в этой системе должен оставаться Учитель. И, конечно, в художественном колледже образование должно основываться на Личности, а не стандартах.
Другим предложением художественному сообществу со стороны Первого Президента стала идея строительства Дома творчества поблизости от местности Булуус, которое не зря считается особенным. Этот Дом может стать центром активизации творческих сил, новых идей, реализации новаторских проектов.