Новости библиотеки

История государственности якутов началась с улусов

В канун Дня государственности Якутии 27 сентября главный научный сотрудник отдела истории и арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, доктор исторических наук Андриан Афанасьевич Борисов рассказал газете «Ил Тумэн» о зарождении и этапах развития государственности народа саха.

Одним из первых опытов организации местной представительной власти на якутской земле было учреждение в XIX веке Степной Думы – как результат роста правового самосознания местного населения и новаторских реформ правительства императора Александра I, воплощенных в жизнь Михаилом Сперанским.

За короткий период своего существования Якутская Степная Дума все же успела провести работы по образованию и благоустройству якутских наслегов и перераспределению земель по классной системе использования.

Стремление к обретению для Якутии самоуправления стало делом жизни нескольких поколений прогрессивных деятелей якутского народа: Мазары Бозекова, Сэсэнэ Аржакова, Софрона Сыранова, Гаврила Ксенофонтова, Василия Никифорова и других.

Вопрос о становлении государственности Якутии через определение статуса в составе России был поднят в начале 1920-х годов. Идея была поддержана советской властью. В апреле 1922 года вышло соответствующее постановление ВЦИК, и Якутия приобрела статус автономной ССР в составе РСФСР.

Дальнейшим этапом становления государственности Якутии стало провозглашение Декларации о государственном суверенитете, Конституции (основного закона) Республики Якутии, учреждение поста президента Республики Саха (Якутия) и переименование региона в Республику Саха (Якутия). Провозглашение Декларации о государственном суверенитете республики состоялось 27 сентября 1990 года. С этого момента данная дата считается Днем государственности Якутии.

- Андриан Афанасьевич, расскажите, пожалуйста, когда и как начала зарождаться государственность у якутов?

- Зарождение государственности якутов имеет глубокие корни. Они связаны, прежде всего, с той политической организацией, которую имели кочевые скотоводческие народы, к которым, безусловно, относятся и якуты. Для скотоводческого хозяйства, ведущего кочевой образ жизни, очень важно иметь пастбища для выпаса скота, людей, которые могли бы обслуживать это большое хозяйство. Поэтому у таких народов издревле возникли улусы – улусная система. Я считаю, именно туда восходят корни государственности якутов.

- Можно ли признать Тыгына Дархана полноправным правителем?

- Да, Тыгын Дархан, безусловно, был одним из первых правителей общеякутского масштаба. Именно ему удалось объединить свой и близлежащие улусы. В масштабе не только центральной Якутии, но и в целом в огромном пространстве его власть признавалась, по крайней мере, половиной якутского населения. Другие крупные улусы тоже признавали главенство Тыгына Дархана.

- Какие социальные изменения произошли после прихода русских казаков?

- Приход русских казаков, безусловно, повлиял на политическую организацию якутов, потому что правительство Московского государства использовало те системы, традиции, которые сложились у кочевых народов Евразии. Московское государство изначально, когда начало формироваться как самостоятельное государство, очень сильно было связано, например, с Золотой Ордой и ее наследницами – Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханство, а также с теми улусными объединениями, которые образовались в казахстанских степях и Южной Сибири. Повсюду Московское правительство сталкивалось с улусной системой и использовало ее для организации управления на местах.

В Якутии произошло то же самое. Казаки, служилые люди, а затем воеводы первым делом установили контакты с кочевой элитой якутов, прежде всего с такими правителями, как Тыгын Дархан. Они установили с ними даннические ясачные отношения, которые были знакомы не только татарам, казахам, башкирам, но и народам Сибири. Тыгын Дархан при первых же контактах принял подданство русского царя, но потом через некоторое время отдельные служилые люди, которые возглавляли отдельные отряды, например, атаман Иван Галкин и другие, нарушили первую форму взаимоотношений между Московским государством и якутскими улусами. Поэтому в 1630-х годах произошло несколько восстаний якутов против нарушений договоренности, которые были установлены в результате принятия подданства.

- Когда царская власть выделила Якутию в отдельную область?

- В начале, когда в Якутии было организовано воеводское управление в 1638-1641 годах, управление над якутскими улусами было организовано через так называемые ясачные волости. Всего было образовано 35 ясачных волостей. Во главе этих волостей стояли, прежде всего, прежние улусные правители, русские называли их князцами. Но прошло время, и такая форма управления стала архаичной и не соответствовала веяниям времени. Поэтому в XVIII веке начались преобразования, которые были положены реформами царя Петра I, когда он в 1708 году ввел губернское управление. В последующем Екатерина II усовершенствовала это управление, и в тех местах, где существовали потестарные образования кочевых скотоводческих народов, были образованы области. В Якутии такая область была образована в 1780-х годах.

- Расскажите о попытках создания органов якутского самоуправления, какое они имели значение?

- В начале на местах практически вся власть принадлежала ясачным сборщикам. Якутским князьям пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть хотя бы часть полномочий. Например, судебные дела стоимостью 3-5 рублей, то есть, по-современному гражданско-административные дела, были переданы обратно. Только лишь криминальные, уголовные дела и преступления против государства рассматривались ясачными сборщиками. В середине XVIII века стало ясно, что ясачная система устарела, и во второй половине века начинает формироваться якутское инородческое самоуправление. Стали возникать такие структуры, как, например, улусные головы. Даже получилось так, что в масштабе почти всего якутского уезда был избран областной предводитель Софрон Сыранов. Это тоже было очень важным событием в истории якутского самоуправления.

 Кульминацией истории якутского самоуправления является образование Якутской Степной думы в 1827-1838 годах. Это было уникальное явление в истории управления Сибири. Например, у бурятов и хакасов Степные думы все-таки представляли небольшие объединения кочевников  численностью 10-20 тысяч, максимально 30 тысяч. Степная дума в Якутии объединила весь народ, за исключением только окраин. В этом смысле деятельность Якутской Степной думы выходит за рамки просто обычного местного самоуправления. Здесь мы тоже видим очередной этап развития государственности якутов.

- Над какими темами Вы сейчас работаете?

- В данное время историки Института гуманитарных исследований разрабатывают проблемы, связанные с историей управлений. Нынче у нас заканчивается проект, связанный с историей преобразований на примере крупнейших реформ, которые проводились в Якутии. Некоторые из них я назвал. Особенно это касается второй половины XVIII века и XIX века, когда определились основы взаимоотношений между правительством России и самоуправлением якутов. Например, инородческое право, Степная дума.

Источник: Сахапарламент.ру

Поделиться в соцсетях: