Об открытии осенней сессии и работе пленарного заседания Государственной Думы ФС РФ 15 сентября 2015 года
Открывая осеннюю сессию 2015 года, Председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин отметил, что наша консолидированная работа в рамках четырех партий помогла консолидировать обществе в тревожной международной обстановке. Никакие санкции не смогут нас остановить в нашем развитии, преодолении экономических санкций. Нам предстоит серьезная напряженная работа, необходимо комплексно посмотреть на принятые и принимаемые законы. Будем принимать закон о парламентской деятельности. Будем принимать новый закон о бюджете, при этом необходимо усилить парламентский контроль. Наши оппоненты за рубежом нарушают юридические нормы, но мы не станем повторять их стратегическую ошибку, а будем проводить суверенную правовую политику. Скоро мы будем отмечать 110-ю годовщину конституционного строя в России, для нас это и 110-летие установления парламента. Мы должны отметить это событие напряженным и плодотворным трудом на благо всех россиян и нашей великой Родины.
А вообще сессия открылась в довольно сложное время – бесчисленное множество жителей страны живет на 10-15 тысяч рублей. Цены стремительно растут. Госкорпорации народные средства расходуют неэффективно, допускают нецелевые расходы. Государство с помощью Счетной палаты, наконец-то, понимает, что деньги бюджета вкладывало не туда, куда нужно. Видимо, придется повышать налоги на богатых, максимально «вытаскивать» наши средства из-за рубежа. Повышать заработные платы, пенсии, социальные пособия. Иначе спроса на нашу продукцию не будет, а люди и вовсе обнищают…Преобразовать систему образования, которая ведет в никуда. Необходимо иначе посмотреть и на систему здравоохранения, она также трещит по швам. Переходит на «платные рельсы». Следует поднимать заброшенные пахотные земли, которых на сегодня около 41 миллиона гектаров. Снизить налог на землю. Убрать бюрократические препоны при выделении участков гражданам. Финансово-экономический блок Правительства, по мнению ряда депутатов, абсолютно не справляется со своими обязанностями.
Действительно, анализ показывает, что реальные зарплаты и пенсии не растут, а падают. С марта 2014-го по август 2015-го уровень предлагаемых инженерам-программистам зарплат вырос в крупнейших городах в среднем на 10 процентов. В Москве инженерам-программистам сейчас предлагают 65 тыс. руб. в месяц против 60 тыс. руб., которые были весной прошлого года. Вроде бы рост – на 8 процентов. В Самаре труд инженеров «подорожал» на 18 процентов – до 40 тыс. руб. в месяц. Но инфляция за указанный период – около 21 процента.
Выводы исследователей и кадровых агентств подтверждаются данными Росстата. В номинальном выражении зарплаты россиян выросли в среднем по стране за январь–июль этого года почти на 6 процентов по отношению к тому же периоду 2014 года. Однако в реальном выражении зарплаты сократились почти на 9 процентов, реальные располагаемые доходы – примерно на процента.
Судя по официальным статистическим сводкам, если сравнивать первое полугодие 2015-го с первым полугодием 2014-го, ни в одном анализируемом секторе экономики зарплаты опять «вроде бы» в номинальном выражении не сокращались. Но в соотношении с инфляцией не годится? К тому же, непомерно растут тарифы ЖКХ, на энергоносители, цены на продукты первой необходимости и лекарства…В экономике, и, в первую очередь, в промышленности наблюдается серьезный спад. Поголовье скота не растет. Банки «лопаются» один за другим, даже крупнейший банк Москвы прекращает существование. Все это говорит о просчетах, крупных просчетах в кадровой работе, огромной коррупции, откровенном цинизме многих руководителей различных звеньев. Выборные кампании проходят со скандалами, проштрафившихся и явно неэффективных губернаторов, опять выдвигают на новые и новые сроки работы. И почему до сих пор нет серьезного кадрового резерва, а на высокие посты попадают люди, которые не знают жизни, производства, не умеют ладить с людьми, не способны повести за собой здоровые силы.
В результате мы опять должны пересматривать бюджет, если раньше мы могли работать на перспективу и обсуждать бюджет на ближайшие три года, то теперь вынуждены обсуждать законопроект о бюджете только на один год, да и то со значительным понижением показателей доходов и расходов. Все государственные программы социально-экономического развития сокращаются на 10 процентов. В то же время мы по-прежнему вывозим валюту за рубеж, в США, зачем?! Ее надо вкладывать в сельское хозяйство, промышленность, в импортозамещение, в производство отечественных лекарств, продуктов и товаров. Тогда появятся рабочие места. Народ воспрянет!
Большинству депутатов предстоит пережить еще не одну избирательную кампанию, встречаться с избирателями… Все ли смогут отчитаться о проделанной работе с чувством гордости? Глядя людям прямо в глаза…
На первом пленарном заседании осенней сессии Государственной Думы ФС РФ мы обсудили 99 законопроектов. Во втором чтении обсудили законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 22.10.14 с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"). Законопроектом предусматривается, в частности, следующее: исключаются следующие положения: возможность признания доминирующим хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара составляет менее 35%; одновременное наложение оборотного штрафа и предписания о перечислении в бюджет дохода, полученного в связи с нарушением антимонопольного законодательства; гос. контроль за установлением и/или применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий; выделение норм о недобросовестной конкуренции в отдельную главу. Закрепляются конкретные виды такой конкуренции, в т.ч.: - путем дискредитации; путем введения в заблуждение.
Внесли поправки в законопроект "О внесении изменения в статью 3930 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации). Законопроектом предлагается установить, что не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ земельные участки в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Приступили к рассмотрению в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части совершенствования закупок). Предлагается: установить исчерпывающий перечень конкурентных способов осуществления закупки, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами. Определяется предельное значение начальной (максимальной) цены договора, до которого заказчики будут обязаны осуществлять закупки с использованием указанных способов (предполагается установить актом Правительства РФ в размере 200 млн. руб.). Для контрактов с начальной (максимальной) ценой свыше порогового значения могут быть применены иные способы закупки; - расширить практику осуществления закупок в электронной форме, урегулировать вопрос о количестве электронных площадок, обеспечивающих их проведение. Правительство РФ наделяется правом определять объем закупок товаров, работ, услуг, которые заказчик обязан осуществить в электронной форме в годовом объеме закупок заказчика, и порядок расчета указанного объема.
Приняли в работу законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части заключения специальных инвестиционных контрактов). Законопроект предусматривает предоставление заказчикам права заключения контрактов на поставку товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (предусмотренным ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»), со стороной (инвестором) такого специального инвестиционного контракта как с единственным поставщиком. Присвоение статуса единственного поставщика осуществляется актом Правительства РФ.
Начали работу с законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении дополнительных оснований для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы). Законопроектом предлагается установить дополнительные основания для досрочного прекращения полномочий члена СФ, депутата ГД и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – непредставление или несвоевременное представление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Взяли на рассмотрение законопроект "О внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части сохранения за работником среднего заработка в период приостановления работы). Законопроектом предусматривается сохранение за работником среднего заработка на период приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок свыше 15 дней.
Приступили к рассмотрению и обсуждению законопроекта "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и транспортной инфраструктуры). Законопроектом предлагается установить обязанность застройщика включать в состав проектной документации объектов капитального строительства перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда), а также на обязательной основе прилагать указанный перечень к заявлению о выдаче разрешения на строительство (и в том случае, если экспертиза проектной документации в отношении объектов кап. строительства не проводится (согласно ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ).
Мы поработали в день открытия осенней сессии до позднего вечера. Но одна и та же мысль все время не покидала меня…Как же нам быстро и эффективно перестроить кадровую политику? На уровне государства, регионов. Тем более, что у нас есть огромный опыт прошлых лет и столетий. Выдвигать людей на самые высокие посты не по территориальному принципу, не по каким-то личным отношениям, рекомендациям друзей и знакомых, не из той же колоды, которая уже неоднократно разыгрывалась… А именно по деловым качествам. Сколько в народе истинных талантов! Ест прекрасные руководители, которые прошли большую жизненную школу, зарекомендовали себя на производстве, либо на муниципальном, региональном уровне, в науке, образовании, культуре, здравоохранении. Прежде всего – порядочные и честные граждане, готовые живот положить за Родину-матушку, работать не за страх или копейку, а на совесть. Не покладая рук.
Таких людей надо расставлять и расставлять по всей России. Тогда нам никакие санкции не страшны. И еще тогда мы будем по-настоящему суверенны. Почему бы для этих целей не использовать Общероссийский Народный Фронт? Люди там подбираются головастые, с чистыми руками. Они подмечают недостатки, просчеты, предлагают способы их решения. Помочь фронту окрепнуть, поручить ему основательно заняться кадровой политикой. Привлечь Общественную палату.