Новости библиотеки

Михаил НИКОЛАЕВ: «Музыка должна прийти в школы»

30 мая 2014 года, Якутск. В первой половине дня Первый Президент Республики Саха, депутат Государственной Думы РФ Михаил НИКОЛЕАВ встретился с работниками культуры.

Встреча состоялась во вновь открывшемся здании Колледжа культуры и искусств. Студенты колледжа горячо приветствовали Первого Президента Республики Саха, выстроившись колоннами на площадке перед входом в колледж. После традиционного ритуала встречи почетного гостя с кумысом и якутскими оладьями состоялась торжественная церемония посадки дерева. Директор колледжа Захар НИКИТИН показал новые учебные кабинеты, познакомил со студентами.

Затем в большом актовом зале состоялась встреча с творческой интеллигенцией, членами союзов культуры, руководителями учебных заведений культуры. На встрече присутствовала первый заместитель министра культуры и духовного развития Туйара ПЕСТРЯКОВА.

Выступление участников было посвящено году культуры и реализации проекта «Музыка для всех», всколыхнувшего всю музыкальную и культурную общественность республики. Директор Высшей школы музыки Иван НАУМОВ, мелодист Дмитрий ПЛАТОНОВ и музыкальный деятель Аиза РЕШЕТНИКОВА затронули эту тему с практической стороны и рассказали о своих программах по проекту «Музыка для всех».

В своем выступлении перед собравшейся аудиторией Михаил НИКОЛАЕВ сказал следующее: «Без всякого сомнения, проведена огромная работа. Есть первые результаты. Лет двадцать-тридцать назад про нас мало кто знал в России. Когда в начале 1990х нас спрашивали: чем мы занимаемся в Якутии? – мы отвечали «Мы учимся!». За это время мы открыли много новых ВУЗов, в Якутске, Алдане, Мирном в Нерюнгри. За двадцать лет мы подготовили 104 тысячи специалистов с высшим образованием, на курсы повышения квалификации и переподготовки были направлены за счет республики тысячи и тысячи специалистов. Всего в Якутии сейчас почти 200 тысяч человек имеют высшее образование, каждый четвертый взрослый житель республики. Этим стоит гордиться. Есть немало богатых регионов, где нет ни одного института или ВУЗа. Во второй половине  90-х когда меня спрашивали, чем мы занимаемся мы говорили, что занимаемся спортом. Сейчас 26% населения активно занимается спортом. Это хорошая цифра, раньше гораздо меньше занимались. Сейчас средний возраст якутян 67 лет, у нас есть желание довести к 100летию республики этот показатель до 75 лет.

Когда люди спрашивают: «А под силу будет вам проект «Музыка для всех»? Я отвечаю: «У нас это заложено в генах». Мы очень музыкальный народ. У нас древняя культура, древние эпосы, признанные шедевром мировой культуры. Якутский эпос вошел в список ста рекомендуемых школьниками литератур. У нас есть чем гордиться – достижениями предков, у нас есть к чему стремиться – к прекрасному и разумному.

В этом году мы будем отмечать 70-летие открытия первой музыкальной школы в Якутии. Настолько было сильное желание приобщиться к мировой культуре и получить духовные богатства мира, что руководили республики сочли важным в самые трудные годы войны в 1944 году открыть музыкальную школу для воспитания музыкальной элиты. Тогда мы жили очень бедно, почти ничего не имели. Мы не могли при тех возможностях дать всем детям музыкальное образование. Сегодня у нас подготовлены кадры, у нас разветвленная сеть музыкальных школ, 85 музыкальных школ и 36 филиалов школ во всех улусах республики. Это большая инфраструктура. Настало время сделать возможным музыкальное образование для всех детей республики. И мы общими усилиями должны добиться того, чтобы музыка пришла в школу, чтобы наши выпускники при получении аттестатов зрелости получали сертификат о музыкальной компетенции, сертификат о том, что они владеют одним из классических музыкальных инструментов. Это наша конечная цель, которая продиктована самой жизнью. Мы живем в век невероятно возросшей конкуренции. Мир переходит от индустриальной к инновационной эпохе, к эпохе высоких технологий. Сегодня никто не может дать ребенку полный набор знаний, которые будут нужны для жизни в этом мире, так как знания эти меняются, обновляются каждый месяц, и система образования, основанная за заучивании фактов или каких то процессов не в состоянии обеспечить достаточную конкурентоспособность учеников. Только природные умственные способности, усиленные ранней тренировкой могут сделать человека способным быстро усваивать новую информацию, быстро анализировать, быстро адаптироваться в новых информационных средах, в новых условиях функционирования, новых социальных отношениях. Мощнейшим инструментом, педагогической технологией развивающей умственные способности ребенка, наряду с шахматами, рисованием, языками и спортом, является музыка. Для человека первым было не слово, первым был звук. Наши предки услышали и осознали звуки, и это побудило их к невероятному интеллектуальному скачку. Только умный может стать конкурентоспособным в этом новом, стремительно развивающемся мире.

Классическая музыка повышает общую культуру. Только если общая культура нации будет достаточно высокой, мы будем в состоянии развиваться еще быстрее, еще лучше. Посему обучение музыке жизненно необходимо.

Мы стали печатать новый журнал «Музыка для всех». Для этого журнала известный ученый, музыковед, проректор музыкальной академии имени Гнесиных, профессор Дина КИРНАРСКАЯ написала замечательную статью 10 причин обучать ребенка музыке. Я настоятельно рекомендую всем прочитать эту статью, где простым и доступным языком написано, почему столь важно обучать ребенка музыке.

В этом же журнале есть выступление министра-посла Китая о всеобщем музыкальном образовании в его стране, где 95% детей в городах, и 75% в селах обучаются музыке по школьной программе, где музыкальному образованию отводиться 900-1000 часов.

Давайте рационально используем летнее время и откроем летние музыкальные школы. В республике скоро откроются 630 летних детских лагерей, из них только десятки имеют музыкальную составляющую в своей программе. Также нет музыкальной образовательной составляющей в системе детских садов, где установилась сонная традиция, когда ребенок приходит в свой садик, играет, кушает и спит. Но помните, что именно в дошкольном возрасте мозг человека получает 90% всей своей информации, которые откладываются в виде подсознательных навыков, визуальных образов, формирующих в дальнейшем развитии человека его характер.

Поэтому настало время настойчиво агитировать музыкальное образование. Для этого нужно работать на местах с местными администрациями, от их поддержки будет очень многое зависеть. Но я уверен ваш голос, сильный и авторитетный, будет звучать громко и далеко. Работая все вместе, с энтузиазмом, с песней на устах, мы сможет сделать прорыв в музыкальном образовании во имя будущего наших детей и внуков, во имя будущего нашей республики».

 

Василий ПАВЛОВ

Поделиться в соцсетях: