Новости библиотеки

Муниципалитетам не надо замыкаться в собственном мирке

Первый Президент Республики Саха (Якутия), долгое время проработавший заместителем Председателя Совета Федерации ФС РФ, ныне член Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Михаил Николаев размышляет о необходимости пересмотра базового закона муниципалитетов

Хорошо помню, как готовился и принимался основополагаю­щий 131-й закон... Он действи­тельно представлял собой настоящий прорыв в политическом устройстве нашей страны, в развитии местного самоуправления, во главу угла кото­рого закладывалось доверие граждан. Конечно, мы все понимали, что со вре­менем закон потребует совершенство­вания, в нем должны учитываться все позитивные и негативные моменты, которые выявит само время. И сегодня такой час настал, надо основательно и предметно, профессионально и с го­сударственных позиций пересмотреть отдельные положения закона.

В декабрьском (2013 г.) Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин уделил се­рьезное внимание проблемам мест­ного самоуправления. Он подчеркнул необходимость поддержать граждан­скую активность на местах, в муни­ципалитетах, чтобы у людей была реальная   возможность   принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседнев­ных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Объем ответственности и ресурсы муници­палитетов не сбалансированы. Органы самоуправления к тому же то и дело сотрясают коррупционные скандалы.

 

 

Президент страны прямо обратил­ся к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муници­пальных образований, к губернато­рам, членам Федерального Собрания, Правительству РФ с поручением по­смотреть на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы привести си­туацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени. При этом важнейшей задачей он назвал уточнение общих принципов органи­зации местного самоуправления, раз­витие сильной, независимой, финансо­во состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить в год 150-летия знаменитой Земской реформы. Частично это будут феде­ральные законы, какая-то часть опре­делится указами главы государства.

История муниципалитетов давняя. Еще Екатериной II была утверждена «Жалованная грамота городам», фак­тически положившая начало разви­тию российского законодательства о местном самоуправлении. Следующим этапом были земская (1864 г.) и город­ская (1870 г.) реформы императора Александра II. Однако права местно­го самоуправления, даже достаточно ограниченные, но и не маленькие, вы­зывали недовольство государственных чиновников, обращавших внимание государя на отсутствие единства и со­гласия в действиях правительственных и местных властей. Такую картину мы наблюдаем и сегодня, спустя века...

В начале нынешней зимы состоялся Всероссийский съезд муниципальных образований, на котором обсуждались вопросы укрепления финансово-эко­номических основ муниципальных об­разований, оптимизации полномочий органов местного самоуправления, повышения эффективности участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Президент В.В. Пу­тин провел содержательную встречу с участниками съезда.

Однако мы понимаем, что съезд всех проблем решить не мог, да и си­туация в экономике пока не позволя­ет местному самоуправлению крепко стоять на ногах. И, тем не менее, мы должны признать, что на сегодняш­ний момент недостаточно разработа­ны механизмы, связанные с оценкой профессиональной служебной дея­тельности муниципальных служащих. Буквально каждый день мы узнаем о новых фактах коррупции в муниципа­литетах.

И в Якутске в декабре 2013 года, на IV съезде Совета муниципальных об­разований Республики Саха (Якутия) — ассоциации межмуниципального сотрудничества, мы обсуждали эту проблему. Нас серьезно беспокоит, что 17 процентов населения Республики получают доход ниже прожиточного минимума, в большинстве своем они проживают в деревнях. Как им по­мочь, как сделать так, чтобы они обре­ли новые навыки или поменяли место работы, занялись производительным трудом? Есть два момента, навеянные международным опытом. Первое — это учить людей, поскольку сами они вряд ли научатся. У нас давно работа­ет Министерство по малому бизнесу и предпринимательству. Есть фонды, есть Министерство социальной защи­ты, есть Департамент занятости. Вроде бы в республиканском масштабе все есть. Эти структуры и финансируются достаточно, а вот на низовом звене, в сельских поселениях, кто занимается этими проблемами? Анализ показыва­ет, что, по сути, никто.

Налицо бессистемная деятельность. Завтра опять запустим все. Мы не смо­жем решить экологические вопросы по­стоянными субботниками, если каждый двор не будет следить за своей террито­рией. Муниципалитеты как никто дру­гой должны наиболее близко работать с населением, создавая по направлени­ям, по корпоративным объединениям институты гражданского общества. У населения, у нашего общества имеется огромный потенциал — объединения женщин, матерей, молодежи, людей среднего возраста и ветеранов. Они должны быть близко связаны с глава­ми администраций и стать их веслами, поднимая уровень жизни, чтобы люди могли своими трудом и талантом соз­давать свое благополучие.

Из года в год сохраняется немало проблем, над которыми необходимо работать, — это, прежде всего, тариф­ная политика естественных монопо­лий, высокая стоимость подключения. Непомерные тарифы. Отдаленность и труднодоступность большей части территории значительно увеличи­вают транспортную составляющую конечной цены продукта, что в свою очередь снижает ее конкурентоспо­собность.

Что касается разбалансированности полномочий и финансирования муниципалитетов, то не могу не за­метить, вспомнив опять же нашу историю, что, к примеру, в царской России, при Александре II, казна за­бирала 20 процентов совокупных на­логовых поступлений, столько же до­ставалось губерниям, и целых 60 про­центов шли в земства. А сейчас 60—65 процентов уходит в федеральный бюджет. Регионы забирают около 30 процентов. Что остается муниципа­лам? Сошлюсь опять на зарубежный опыт. Например, в Финляндии до сих пор основой страны выступают му­ниципалитеты, которые практически полностью обеспечивают себя сами, на госсубсидии приходится в среднем 20 процентов.

Это, конечно, проблема из про­блем... Тем не менее, ее порой пере­крывает другая, которая сводится к нестабильности, а именно — внесению в последние годы множества измене­ний и дополнений. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) действуют 28 законов по вопросам местного самоуправления, 18 законов о наделении органов местного самоуправления от­дельными государственными полно­мочиями и более 50 отраслевых за­конов, устанавливающих полномочия органов местного самоуправления. Применение всего массива федераль­ного и республиканского законода­тельства требует от должностных лиц местного самоуправления высокой квалификации в области права. В этой сфере необходимо продолжить мето­дическое сопровождение со стороны органов государственной власти Ре­спублики Саха (Якутия).

В такой непростой обстановке, ко­торая наблюдается, что не секрет, во всех регионах страны, Президент Рос­сии был вынужден заострить внимание федеральных и региональных органов исполнительной и представительной власти на проблемах муниципалите­тов. Ведь идет откровенное перетяги­вание одеяла с городских на районные муниципальные образования и наобо­рот, их руководители пускаются во все тяжкие, дабы выхлопотать себе жалкие проценты, которые остаются от пере­дела бюджета федеральным центром и регионами. И по этой причине гла­вы муниципалитетов тоже занимаются поборами, хотя, конечно, корень зла в неуемной жадности.

Абсолютно прав Владимир Влади­мирович, когда говорит, что сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для попол­нения и обновления кадрового по­тенциала страны. И, конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть при­ходили подготовленные, целеустрем­ленные, профессиональные люди, го­товые ответственно исполнять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политиче­ской конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать условия для их открытости и эффек­тивности.

Кто-то скажет — у нас в Республи­ке и без того достаточно объективных проблем. И все же в центре всего — кадровая политика. Муниципалитеты должны не замыкаться в собственном мирке, а изучать и внедрять у себя пе­редовой опыт зарубежных стран. Им следует учиться и учиться, обучать собственные кадры. Требуется модер­низировать систему переподготовки и повышения квалификации муници­пальных служащих.

Важнейшими направлениями по­вышения квалификации должно стать освоение ими современных информа­ционных и управленческих техноло­гий, в том числе технологий электрон­ного документооборота, управления знаниями, а также использование механизмов государственной и му­ниципальной поддержки инноваций и закупок инновационной продукции. Должна быть также создана эффек­тивная система оценки квалификации муниципальных служащих.

Муниципалитеты обязаны опи­раться на инициативных, ищущих людей. Привлекать молодежь, зани­мать ее высококвалифицированным трудом. Но на первом месте, в этом я убежден, должно стоять предот­вращение коррупции. Не случайно на первое место ее поставил и Пре­зидент РФ В.В. Путин в Концепции общественной безопасности страны, подписанной 20 ноября прошлого го­да. Совершенно очевидно, что этому могут служить и декларации о дохо­дах и имуществе, о полученных по­дарках, введение жестких ограниче­ний на работу по совместительству, а в ряде случаев и на переход с му­ниципальной службы в коммерческие структуры.

Нужно всячески поощрять практику, направленную на предупреждение коррупции. Мы способны создать в стране хорошо отлаженную систему управления муниципальными образованиями, исправить серьезные недостатки в их деятельности. В нее должны входить и Федеральный центр, и Федеральные округа, и субъекты Федерации. При этом важно не «гасить» инициативу снизу, а всячески поощрять созидательную волю граждан. И находить для этого средства. Дабы руки у людей не опустились.

№4, февраля 2014 год, Журнал РФ Сегодня

Поделиться в соцсетях: