06 марта 2014 года, Якутск. В первой половине дня Первый Президент Республики Саха, депутат Госдумы РФ Михаил НИКОЛАЕВ участвовал на совещании штаба министерства образования по всереспубликанскому проекту «Музыка для всех» под председательством министра образования Сарданы ТАТАРИНОВОЙ.
Обращаясь к ответственным сотрудникам министерства Михаил НИКОЛАЕВ сказал следующее: «Я представлял себе данный проект как возможность использовать музыку в её классическом варианте как мощный образовательный инструмент, как способ адаптировать и развить умственные способности наших детей, сделать их более восприимчивыми к новым знаниям и технологиям, тренируя их и развивая горизонты восприятия детей. Опыт многих экспертов указывает на то, что чем раньше ребенок начинает воспринимать музыку и играть на музыкальных инструментах, тем быстрее развивается его способности в других сферах знаний и человеческой деятельности. Я считаю, что формирование личности в раннем возрасте должно основываться на пяти китах: музыке, живописи, шахматах, спорте и языках. Творец дал нашим детям все, нам лишь нужно помочь им раскрыть свои потаенные способности. Для этого нужно отказаться от казенного подхода, идти вперед творчески и мыслить широко на перспективу. Многие это понимают. Конкуренция в области образования очень большая и поэтому нужно открывать таланты людей еще в раннем возрасте. Сейчас по этому пути развития образования идут Южная Корея, Япония, Тайвань, и Сингапур. В Японии финансирование образования в начальных классах два раза превышает финансирование старших классов.
Мы не сможем догнать их если не будем искать возможности и способы как развивать способности детей еще в раннем детстве.
Даже несмотря на ограниченные ресурсы, я считаю это возможным. Вы как проводники идеи «музыка для всех» должны гореть этим, жить и дышать этим, душой болеть за проект.
Проект должен быть государственно-общественным проектом. Успех проекта «Музыка для всех» будет зависеть от того, получит ли он всемерную поддержку широких кругов населения, родителей, дедушек и бабушек. Для этого мы создали попечительский совет. Проект получил одобрение регионального отделения партии Единая Россия. Кроме этого с организационной точки зрения нужны директивные указания министерства образования. В настоящее время музыке отводится 1 час в неделю. Нужно рекомендовать школам отвести музыке 2 часа из десяти часов, отведенных дополнительному образованию.
Мы до сих пор используем старые понятия. Мы думаем, что музыкальное образование должно идти лишь в музыкальных школах. В музыкалных школах идет идивидуальное обучение детей музицированию и это должно иметь место. Но нам музыка нужна как метод обучения детей, для развития их умственных способностей. Поэтому министерству образования нужно издать приказ рекомендующий 3 часа музыкального образования в школе. Также надо обеспечить школы к 1-му сентября методикой, учебными пособиями. Для этого нужно разработать стандартные методики обучения и минимальный набор музыкальных инструментов необходимых для этого. Какие инструменты, и какого типа и качества, каких фирм изготовителей, стоимость этих инструментов мы должны определить при содействии специалистов.
Я обратился к главам муниципальных образований, директорам школ с призывом создать общественные фонды поддержки музыкального образования, ведь их дети и внуки будут получать от этого пользу, следовательно они должны поддержат нас.
Также важным является организация летних музыкальных школ. Это не отдых, а полноценная учебная деятельность. Когда мне говорят, что детям надо отдыхать, я ловлю себя на мысли, а когда наша молодежь будет иметь трудовые навыки, научится работать с отдачей и энтузиазмом. Учение, если оно интересно может стать настоящим отдыхом. Сама смена формы деятельности помогает снять стрессы и расширяет уровни восприятия человека.
Нам нужно найти базовые школы для летних школ, места где уже успешно идет музыкальное образование. Можно пойти по кустовому методу, например отдельно в Вилюйской группе и так далее. Недавно я был в Амге и посетил музыкальную школу, которая потрясла своей оснащенностью, внутренним дизайном, это был настоящий храм музыки, с портретами великих композиторов и музыкантов. Если бы летняя школа проводилась на базе этой школы, то успех был бы гарантирован.
Для всех, кто активно помогает продвижению проекта, главам администраций, поселков и наслегов, меценатам нужны знаки поощрения. Мы должны проводить Бал Меценатов хотя бы раз в год и в одно и тоже время, например 1 октября – в международный день музыки. Наши попечители взяли на себя оснащение музыкальными инструментами десяти школ.
Все это нужно делать и делать активно. Ваше министерство должно взять на себя бразды правления проекта «Музыка для всех», давать всем моральную поддержу и финансовую составляющую через бюджет. Этот проект – это единственный проект, затрагивающий более 200 тысяч детей, и он уникальный проект. Нам нужно закрепить его, и заявить свое авторство. Необходимо в этой связи представить проект на соискание грантов министерства образования России и Президента Российской Федерации.
Через два-три года ваша команда должна подготовить проект «Музыка для всех» в качестве проекта ЮНЕСКО. Это будет наше участие в общечеловеческом развитии».
Василий Павлов