23 ноября 2013 года на заседании рабочей группы по мониторингу Министерство культуры РФ как учредитель института предложило оставить его в группе неэффективных вузов, а Республика Саха (Якутия) как регион, остро нуждающийся в выпускниках института, выступила с предложением вывести институт из группы неэффективных вузов в силу ярко выраженной творческой специфики.
Несогласованность позиций членов рабочей группы создает состояние неустойчивости в деятельности института. Между тем, реализация Программы развития (оптимизации) АГИИК была начата только в 2013 году. В Программе развития АГИИК на 2013-2917 годы предусмотрено финансовое участие Республики Саха (Якутия) в объеме 215 млн. рублей.
В 2013 году Правительство республики выполнило свои обязательства: размещен госзаказ на подготовку специалистов для северных районов республики в объеме 100 мест, выделены средства на развитие фундаментальных и прикладных исследований института, оформлены в безвозмездное пользование площади учреждений культуры и искусства, используемые институтом для организации учебного процесса. Принятые меры значительно повлияли на оптимизацию деятельности института, улучшение образовательной, творческой и научной работы, о чем свидетельствуют показатели эффективности вуза по итогам 10 месяцев 2013 года.
Руководство вуза обратилось к Михаилу Ефимовичу провести переговоры с членами Межведомственной комиссии из числа депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации на предмет признания деятельности АГИИК эффективной в силу ярко выраженной творческой специфики.
В заключение Михаил Ефимович заверил, что постарается содействовать в решении проблемы института и в свою очередь призвал всех преподавателей, работников института серьезно подключиться к развертываемой по всей республике программе «Музыка для всех», активно пропагандировать это движение через средства массовой информации, самим в летнее время участвовать в проведении мастер-классов в улусах республики, принимать активное участие в не менее немаловажной программе «Шахматное образование» и в будущем провести целенаправленную работу по художественному образованию, чтобы попасть в программу «ЮНЕСКО», обратить серьезное внимание ранее начатому проекту «Куйаар» и подключиться к проекту «Циркумполярные музеи мира».