В этой статье я бы хотела обратить внимание читателей на то, как определяет цель проекта Михаил Ефимович. В своем выступлении он сказал: «Суть проекта заключается в следующем: мы не готовим композиторов или музыкантов, мы будем использовать музыку как образовательную технологию, нацеленную на развитие восприятия ребенка, его мозга, его способностей. Мы хотим, чтобы ребенок не только воспринимал посредством музыки прекрасное, но и легче воспринимал и физику, и химию, информатику и языки».
По сути, предлагается расширение возможностей образования посредством музыки для целенаправленного развития наших детей. Причем эти новые возможности будут доступны каждому ребенку даже в самых отдаленных наслегах республики, ведь для их воплощения от государства, от общества, от нас взрослых требуются не фантастические усилия и затраты.
В достижении этой цели важно, чтобы подход к детскому музыкальному образованию не ограничивался количественной стороной: гонкой за результатами экзаменов, зачетов, оценками и требованиями, числом педагогов, музыкальных инструментов и др. Важнее его качественный характер - это использование в жизни возможностей музыкального образования, которые развивают способность логически мыслить, прививают полезные навыки, дают ценностные установки и полезные знания, т.е. учат мыслить сознательно. Здесь основная проблема в содержания образования и в его эффективных методиках, которых зачастую не хватает. Но это уже отдельный разговор.
Научные исследования влияния музыки на развитие личности показывают, что каждый человек рождается с определенным музыкальным потенциалом. Такие исследования ведутся в США, КНР, Южной Корее, России и других странах, особенно в Финляндии, стране с общепризнанным высоким уровнем развития образования. Для сведения, проведены даже такие социологические исследования, как влияние увеличения количества уроков музыки в школе на удовлетворенность учащихся своей школой, опубликованные в журнале Music Education Research (Исследование музыки в образовании).
Еще в пятом веке до нашей эры великий мыслитель Конфуций говорил: «В гармонии с музыкой» имея в виду, что музыка благотворно влияет на характер человека, способствуя его правильному формированию. Один из основателей корпорации «Сони» господин Масару Ибука, в своем бестселлере «После трех уже поздно» отмечает, что важнейшим из полезных навыков от уроков музыки является тренировка концентрации внимания. Это весьма полезное качество, закрепившееся в характере ребенка, дает ему большие преимущества при изучении и других предметов, т.к. владея навыком быстрой концентрации, он тратит меньше времени на их усвоение.
Доктор искусствоведения, психолог Д.К.Кирнарская в своей книге «Музыкальные способности» анализирует структуры музыкального таланта, рассматривая его как универсальную модель одаренности в разных областях деятельности. В частности она пишет: «Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно».
Музыка еще может выступать и как инструмент прикосновения детей к искусству. А искусство выступает как высшее проявление культуры, таким образом, мы даем им еще одну возможность научиться отличать истинные ценности от мнимых, которые наводнили наше общество.
Вторая цель моей статьи - это обращение к вам, уважаемые земляки. Сегодня на очень важном стартовом этапе в школах повсеместно не хватает музыкальных инструментов. Как землячка и выпускница Мюрюнской средней школы я предлагаю всем выпускникам школ Усть-Алданского улуса оказать финансовую помощь в вопросе приобретения музыкальных инструментов для школ и детских садов улуса. Для этих целей можно было бы открыть специальный счет, куда мы могли бы перечислить деньги, каждый в силу своих возможностей.
И в завершение статьи из своего опыта хочу сказать, что я очень рада, что проект «Музыка для всех» запускается в школах и детских садах республики. Тысячи детей получат новые возможности для своего развития. В 1973 году я закончила Борогонскую музыкальную школу по классу фортепиано. Очень строгим и требовательным моим учителем была Кычкина Ульяна Ефимовна. По истечении многих лет я могу сказать, что эти занятия мне дали многое, как в интеллектуальном, так и в духовном развитии.
На уроках помимо отработки техники она непременно рассказывала о том, какие чувства композитор хотел передать в произведении. И зимними вечерами, когда я возвращалась с ее уроков домой, музыка продолжала звучать во мне, сливаясь с ритмичным хрустом снега, разносившимся далеко по пустынным улицам, и уносилась в просторы бескрайнего звездного неба.
Кстати, может не случайно, после окончания школы я поступила на физико-математический факультет? Почему бы и нет?
Н.Н.Колодезникова
общественный помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
М.Е.Николаева,
главный советник Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации