Новости библиотеки

ЦЕНТР И РЕГИОНЫ: НЕРАВНЫЙ БРАК

Практика межбюджетных отношений между центром и регионами приводит к обнищанию Российских провинций заявил в интервью Михаил Николаев, депутат Государственной Думы РФ

- Мировой кризис на жестких ходулях снова вплотную подошел к нашему Отечеству. Государственная Дума рассматривает очень сложный законопроект о бюджете на ближайшие годы. Первое знакомство с ним убеждает, что в этом документе опять заложено неравенство при перераспределении бюджетных средств между центром и регионами, муниципалитетами. А ведь это уже сложившаяся практика на протяжении последних лет… Регионы и муниципалитеты наделяются всё большими полномочиями, но за ними не идет финансирование, напротив – оно урезается. Об этом говорят как сами руководители субъектов Федерации, так и светлые головы в столице. Весьма обеспокоены сложившимся положением Евгений Примаков и председатель верхней палаты парламента - палаты регионов Валентина Матвиенко. Она, в частности, отметила, что крупный бизнес должен оставаться со своим головным предприятием в той провинции, где он и черпает свои богатства. Многие экономисты с ней соглашаются и добавляют:  толстосумы обязаны исправно платить полновесные, среднемировые, так сказать, налоги. Там, на местах. Валентине Ивановне в унисон вторит и Сергей Шойгу, он склонился даже к мысли о переносе столицы России в Омск, Новосибирск. А почему бы и нет?

- Все эти мысли вызывает устойчивая тенденция в развитии соотношения налоговых поступлений - центр - территория. Что привело к явному перекосу в пользу федерального центра. В начале 2000-х регионы не имели столько полномочий, как сейчас, но соотношение было 50 на 50, а сейчас, по оценкам аналитиков, в глубинках остается всего 35-37 процентов. Из-за чего возникает кадровый и инвестиционный голод. Регионы, промышленные зоны не могут полноценно развиваться. Они нищают, некоторые не в состоянии даже бороться с таким наболевшим явлением как аварийное жилье. Крайне обостряется и проблема демографии. Молодежь всеми правдами и неправдами рвется в Москву, Санкт-Петербург, города-миллионники. Причем, в первую очередь, -  из самых отстающих регионов.

 

- Небезызвестный «Атлас Российских регионов», опубликованный в различных изданиях, свидетельствует, что «для оценки межбюджетных отношений центра и регионов важна не только доля, но и душевые объемы перечислений. В 2000-2006 гг. произошли весьма серьезные и малоизвестные изменения: уровень поддержки слаборазвитых и удаленных регионов относительно сократился, а наиболее развитых федеральных городов – вырос». И далее – «Среди развитых республик максимальную поддержку получал Татарстан, особенно в 2002-2005 гг. Душевые показатели по восточным регионам не сопоставимы с регионами Европейской России из-за удорожания бюджетных услуг, но тенденции динамики те же…» С методикой расчетов можно спорить, утверждают авторы, но это транспарантный механизм поддержки, в отличие от особых условий для Татарстана и Дагестана, а также Чечни.

- Экс - председатель правительства РФ  Евгений Примаков в своем выступлении на заседании «Меркурий- клуба» подчеркивал, что правильно выстроенные взаимоотношения между центром и регионами – необходимое условие решения социальных задач. Сегодня 30 процентов расходов консолидированного бюджета идут на социальные нужды. Но не определено соотношение в социальных расходах между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципалитетов, а трансферты из федерального бюджета, причем явно недостаточные, не решают общей проблемы. Непонятной выглядит и ситуация, когда Минфин РФ собирается поручить субъектам Федерации нести расходы по увеличению зарплат бюджетников, причем, не определив дополнительного финансирования из федерального бюджета. Добавлю от себя - то же самое наблюдаем мы и в законопроекте о Федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, который недавно поступил в Государственную Думу. Опять не хватает денег бюджетникам, очень мало средств на замену аварийного жилья и переселение граждан из районов крайнего Севера, Арктики…К тому же, с 2008 по 2012 год общий дефицит бюджетов субъектов Федерации вырос почти в три раза - с 456 миллиардов рублей до 1,2 триллиона. Это тупиковая ситуация, подчеркивал Евгений Максимович. В регионах не остается ресурсов для выполнения ранее уже переданных в их ведение функций - охраны здоровья, борьбы с нищетой, содержания музеев, театров и т.д. Он полагает, что один из возможных путей выравнивания социально-экономического развития субъектов Федерации – это укрупнение регионов. Очень важно при этом не навязывать сверху решений об объединении; решать должны сами люди.

Но негативные тенденции имеют развитие. В законопроекте о Федеральном бюджете на 2014-16 годы значительные преимущества опять отданы всё тем же регионам…Но жизнь должна быть многообразной и в иных уголках страны. Важно всё, если мы действительно хотим провести модернизацию. На одном из заседаний комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего востока, в состав которого я вхожу, мы обсуждали вопрос, связанный с приоритетными для всех органов власти страны в 2013-2015 годах указами Президента РФ от 7 мая 2012 года, предусматривающими, в том числе, и увеличение и доведение до средней по региону заработной платы врачей, учителей, работников детских дошкольных учреждений, профессорско-преподавательского состава, учреждений культуры и так далее. Подчеркну, что основные расходы по выполнению этих указов Минфином РФ предлагается обеспечить за счёт средств бюджетов субъектов РФ. Да, невозможно решить задачи по модернизации и развитию отраслей социальной сферы без кардинального повышения оплаты труда работников здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физической культуры. Очевидно, что низкий уровень их жизни  не позволяет улучшить качество оказываемых государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. Указ предусматривает поэтапное повышение заработной платы бюджетникам и увеличение размера реальной заработной платы к 2018 году в полтора раза.

В соответствии с ним правительством утверждена программа  совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях. И субъекты РФ приняли соответствующие программы, разработали мероприятия - «дорожные карты» по их реализации. Однако нехватка финансовых ресурсов на повышение заработной платы в регионах очевидна, это отмечается и Счётной палатой РФ, и Советом Федерации. К примеру, только в Курганской области заработная плата педагогов общего образования должна увеличиться на 44 процента, а педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - на 88 процентов. Где деньги взять? И более трех четвертей регионов говорят о нехватке собственных ресурсов на исполнение указов в полном объеме. Ответственность и центра, и регионов взаимная, но правительство не может не видеть, что угроза невыплат заработной платы в четвертом квартале 2013 года может стать реальностью, если не принять меры по поддержке консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Другая серьёзная проблема - обеспечение жильём детей-сирот. Несмотря на запланированный объём финансирования на 2013 год, регионы столкнулись с резким ростом текущих финансовых обязательств, в связи с ростом числа очередников и обращений граждан в судебные органы. В Орловской области к 110 миллионам рублей, предусмотренным в бюджете на 2013 год, требуется дополнительно 50 миллионов рублей на исполнение судебных решений по обеспечению жильём детей-сирот. Проблема может перейти из финансовой в политическую. Необходим эффективный механизм.

 

- А почему бы не согласиться с предложением председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко - об использовании опыта обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны применительно к решению проблемы жилья детей-сирот и увеличения доли со финансирования на эти цели федерального центра до 50 процентов?

- Действительно! Члены нашего комитета и большинство приглашенных из регионов специалистов подчеркивали, что принимая в Москве решения, которые увеличивают расходы регионов и не подкреплены финансовыми ресурсами, федеральный центр тем самым заставляет субъекты РФ сокращать капитальные расходы и наращивать заимствования, которые увеличились за последние два года на 260 миллиардов рублей. Регионы  вынуждены пойти на увеличение заимствований, но уже в коммерческих банках. А ведь ряд регионов находится в предбанкротном состоянии… В Республике Карелия, например, с учётом принятых расходных обязательств, к концу 2013 года долг возрастёт до 68 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета республики. Подобных примеров достаточно.

 

- И вполне вероятно, что в некоторых регионах станут заниматься приукрашиванием отчетности, о таких фактах сообщила телекомпания «ТВ-Центр», а на самом деле специалисты  увольняются из-за низких зарплат.

- Правительство должно изменить бюджетно-кредитную политику в отношении регионов, исключив наращивание их долговой кабалы. В этой связи ряд мер кабинет министров предпринимает. Это последние поправки в бюджет 2013-2015 годов, внесённые в Госдуму и рассмотренные 15 мая сего года в первом чтении. Но говорят они лишь о незначительных попытках исправить ситуацию к лучшему. Из 171,2 миллиарда рублей общего объёма ресурсов, перераспределяемых в федеральном бюджете на исполнение обязательств в рамках указов Президента, предлагается направить субсидии субъектам на модернизацию региональных систем дошкольного образования в размере 50 миллиардов рублей. Проведена реструктуризация по бюджетным кредитам субъектам в размере 38,7 миллиарда рублей. Только это капля в море, когда общая задолженность регионов приближается к 1 триллиону 355 миллиардам рублей. Одновременно в связи с проведением Универсиады в Казани частично шло списание средств, выделенных из бюджета, кредитных…Почему кому-то можно, а другим нет?

Вот и получается, что за последние годы, по данным нашего комитета, инвестиции на уровне консолидированных бюджетов субъектов Федерации сократились почти в два раза по сравнению с 2007 предкризисным годом. Если тогда их удельный вес составлял порядка 23,5 процентов в среднем по России, то по итогам прошлого года это уже 12,4 процента. Почти все бюджеты субъектов уже сегодня дефицитные. И что мы видим? Субъект, который должен выполнять федеральный мандат социальной направленности, идёт в коммерческий банк, берёт в долг и платит из нищих своих средств коммерческим банкам.

 

- То есть, вынужден кормить коммерсантов за счёт казны…

- При этом, как выяснили наш комитет и Счетная палата, трансферты из центра поступают на места частенько не в начале года, а в ноябре, декабре, когда их никто не успевает освоить…В результате такой финансовой политики в крупные города, где высокая средняя заработная плата, из соседних регионов приезжают на работу учителя и врачи, и далеко не худшие. Кто же будет формировать и воспитывать тот креативный класс новых перспективных работников для территорий, которые вокруг Москвы? Корнями прорастает принцип, когда богатые еще больше будут богатеть, потому что лучшие кадры приезжают туда, где воспитывают, соответственно, дают лучшее образование, лучшее здравоохранение, а регионы так и будут находиться в состоянии стагнации.

С еще большей болью размышляю о своих родных Сибири, Арктике, Забайкалье и Дальнем Востоке. Листаю страницы законопроекта о бюджете на 2014-16 годы…И глазам не верю: в государственной программе «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона» отмечено, что доля макрорегиона в структуре ВВП России в 2013 году составляет 9 процентов, а в 2016 году она запланирована на уровне 8, 2 процента, в 2020 году и того меньше - 6, 9 процента… Между тем этому региону обещали «золотые» горы! И это было правильно, поскольку Дальневосточный федеральный округ - зона АТР! А что такое Азиатско-Тихоокеанский регион в мировой экономике? Более 60 процентов мирового валового продукта, 60 процентов населения земного шара, 51 процент мировой торговли. В этой связи Дальний Восток ещё недавно в какой-то степени рассматривался как буферная зона, а сегодня это контактная зона, это та зона, через которую Россия будет осуществлять контакты с мировой экономикой в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Если оценивать ситуацию в Дальневосточном округе, то следует отметить, что работают у нас более напряжённо, чем в среднем по стране. Так, выработка валового внутреннего продукта на душу населения где-то на 20 процентов больше в абсолютных цифрах, и доходы, и заработная плата на 20 процентов выше, чем в среднем по России. Но если посмотреть покупательную способность, то мы увидим, что она на 20 процентов ниже, чем среднероссийская: если средний российский пенсионер может приобрести 0,99 процента одного потребительского набора на свою пенсию, то дальневосточник, получая пенсию на 20 процентов больше, — только 0,82 процента потребительского набора. Работая в более тяжёлых условиях, получая символически более высокую заработную плату, дальневосточники живут сложно, в связи с этим, конечно, серьёзно стоит проблема миграции. Тем не менее, в прошлом году Дальневосточный федеральный округ прирос: рождаемость составила 13,9 процента при смертности 13,1 процента. На 0,8 процента реально приросли новыми дальневосточниками.

Правильно говорят настоящие государственники, умудренные опытом, -необходимо создать условия для ускоренного развития Дальнего Востока. Китайцы на развитие северо-востока своей страны выделяют ежегодно по 500 миллиардов долларов, а нам надо привлекать деньги инвесторов. Дабы превратиться в конкурентоспособный регион, сделать всё для того, чтобы наша продукция была высокотехнологичной, чтобы мы могли выходить на рынок, а не только быть каким-то сырьевым придатком, поставлять ресурсы. А как заманить инвестора?

Для чего нужно снизить нагрузку на бизнес. Сейчас средняя доходность предприятий на Дальнем Востоке составляет 12 процентов, а ставки по кредитам в банках не менее 15 процентов — как можно активно развиваться и как можно получить доход в такой ситуации? Мы считаем, что необходимо убрать налог на землю, налог на недвижимость, надо посмотреть НДПИ и дифференцировать его, потому что добыча полезных ископаемых в тех территориях, где развитая инфраструктура, и в тех территориях, где неразвитая инфраструктура, — это разные вещи, то есть нужно, может быть, в ручном режиме решать все эти вопросы, и где-то НДПИ должен быть обнулён. Подумать о таможенных пошлинах и сборах. Никуда не годится расклад - при продаже необработанных ресурсов (и биоресурсов, и лесных ресурсов) рентабельность составляет 30 процентов, а при продаже обработанных рентабельность — 10 процентов. При таких условиях никогда не заставим человека заниматься глубокой переработкой.

 

- А ввозные таможенные пошлины? Экономисты считают, что давным-давно пора принять решение, дабы внедрение новейших технологий, приобретение новейшего оборудования поощрялось, а не наказывалось посредством таможенной пошлины. Всё новейшее оборудование, все новейшие технологии должны ввозиться беспошлинно, только в этом случае страна сможет переоснастить экономику и добиться более высоких показателей, в том числе и производительности труда.

- Верно. Как и поручил Президент РФ, в округе предусмотрено опережающее развитие инфраструктуры, прежде всего - транспортной инфраструктуры, то есть автомобильных и железных дорог. Если говорить про автомобильные дороги, то по моей Якутии это дороги «Лена», «Вилюй» и «Колыма», также планируется завершить строительство дороги Чита — Хабаровск (М-58), нужно привести в нормативное состояние дорогу Хабаровск — Владивосток (М-60) с её отводом на порт Находку. Построить БАМ-2 (по расчётам, 108 миллионов тонн грузов должны перевозить), ориентировочная стоимость проекта — 1 триллион 100 миллиардов рублей, модернизация Транссиба. Строительство мостового перехода на Сахалин. Пока же Россия имеет только два железнодорожных выхода в порты Дальнего Востока — Транссиб и БАМ, а Сахалин, там незамерзающие порты. А это уже иное развитие территории: и дороги, и страна станет в большей степени транзитной территорией, получать больше доходов.

Необходимо развитие нефтегазового комплекса. В  газовый комплекс «Газпром» собирался в ближайшие годы вложить более 3,3 триллиона рублей, в первую очередь, - в разработку Чаяндинского месторождения, где только трубопровод стоит 770 миллиардов рублей. По нему пойдёт совершенно другой газ, который сжигать нельзя, он должен идти в нефтехимию, там новая составляющая — гелий. Таким образом, речь идет не просто о нефтепроводах и газопроводах, а о переработке нефти и газа, то есть - о нефте- и газохимии.

Одновременно следует проводить эффективное развитие портов и аэропортов, создание новых предприятий, нового класса, — это и космодром, и новый судостроительный завод «Звезда», где можно будет изготавливать, строить суда водоизмещением более 300 тысяч тонн. Это сухой док и новейшие технологии в корпусостроении!

Туда и надо направлять инвестиции, отдача будет скорой и весьма доходной. Что позволит окрепнуть экономической мощи государства, которое, как известно, сильно должно быть провинцией. И другие регионы ждут-пождут своего часа. Они непременно обогатятся при системной и справедливой поддержке центра, знать, и Россия будет стоять на крепких ногах.

 

- Либо давайте, собирая последние гроши перед походом в сберкассу, для оплаты счетов за коммуналку, в который раз порадуемся за Абрамовича, купившего очередной особняк, один из самых дорогих в мире, на Манхеттене. Или за Прохорова, построившего шикарный стадион, там же. Затем, чтобы нас никто не корил в зависти…

- Эта тема весьма болезненная. Думаю,  пока никто у нас не знает, как ее решать…Что же касается государственных подходов, то тут нужна финансовая справедливость по отношению к регионам, поскольку люди по Конституции равны, независимо от того, где они проживают.

 

Беседовал  Михаил Волков.

"РФ-сегодня"

01.11.2013

 

Поделиться в соцсетях: