Предлагаем Вашему вниманию текст выступления М.Е. Николаев
КЛАССИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –
ЭТО НЕ ПРИВИЛЕГИЯ,
А ПРАВО КАЖДОГО РЕБЕНКА
Музыка – это умение, на которой строится личность человека, основа его уверенности, креативности, инновационной способности и фундамент на котором строится гражданственность человека. Изучение музыки развивает у ребенка воображение, делает его внутренне богаче и как следствие изобретательным и пытливым. Идеи не могут просто быть отображены в виде цифр и текстов, они должны иметь и подсознательную составляющую, которую может дать только музыка. Участвуя в оркестре, ребенок может обрести бесценный опыт работы в слаженном коллективе, что не может дать ни один другой предмет из школьной программы. Есть много примеров как великие ученые, такие как Эйнштейн, Ландау, Капица были также великолепными классическими музыкантами, умели играть на хорошем уровне на классических музыкальных инструментах, таких как фортепиано или скрипка. Это очень им помогало в работе и творчестве. Поддерживаемой музыкой они создавали образы нового мира, новую вселенную знаний.
Современные исследования указывают на четкую взаимосвязь между умением музицировать и академическими успехами учащихся. Сила и потенциал музыки таковы, что в мозгу человека начинают работать такие потайные участки, что их совмещенный и аккумулированный эффект мыслительной деятельности огромен. Тестирование учащихся во в многих странах Евросоюза, США и Канады показывает на эту связь.Эти исследования ясно продемонстрировали то, что обучение музыке развивает у детей способности пространственно-временной логики, что является важной частью для обретения математических навыков. Вероятно, чувство ритма, дает детям на уровне подсознания чувство пропорции и подчеркивает красоту гармонии, которую мы можем найти в математических уравнениях.
Исследования показывают, что самый значительный эффект воздействия музыки наблюдается в начальных классах, дети, получившие всего 25-минут обучения игры на пианино в неделю имели лучшие баллы при тестировании по математике на 25% чем дети, не получавшие музыкальное обучение.
Такую же связь обнаружили и в отношении изучения языков и улучшения письменной грамотности в исследованиях среди полумиллиона школьников. Также велико оказалось влияние музыки на память детей. Это еще более ценно, учитывая огромный объем информации, который необходимо выучить и запомнить современному школьнику. Видимо, музыка способствует развитию физических характеристик мозга детей, при этом не захламляет их мозг, а наоборот делает процесс обретения памяти более структурированным и методичным. Кроме того, неизмерима ценность обучения музыке в эмоциональном и экспрессивном развитии ребенка. Тут выходят на первый план влияние музыки на развитие личности, как в социальном, так и в мотивационном плане.
Получается, что музыка помогает человеку поднять качество его жизни. Человек с музыкальным образованием лучше может выразить свои идеи, более склонен к совместным усилиям и имеет огромную тягу к знаниям. Умение музицировать меняет у ребенка представление о себе, его музыкальное компетентность, ощущение маленького профессионала раскрывает у человека душу, сердце и его разум, подвигает его к еще большим свершениям. Этот позитив может красной нитью пройти через всю его жизнь и сделать его счастливым человеком, человеком умеющим слушать красоту и создавать красоту вокруг себя, человеком успешным и уверенным.
Еще великий Конфуций, мудрец и учитель человечества, изрек свое время формулу успеха: «чтобы процветать в будущем, сначала надо стать поэтом, потом вежливым человеком, а если вы хотите добиться полного успеха, то после этого следует стать музыкантом».
Музыкальное образование – это всемирный тренд, и мы не должны отстать в этом, тем более музыка очень близка к нам.
Мы, древний северный народ. Мы очень музыкальный народ. Через века, живя в тяжелейших экстремальных условиях, мы выжили благодаря нашему умению видеть красоту мира и, самое важное, слышать её. Каждый якут умеет играть на хомусе, петь песни и исполнять хоровод – осохай. Это умение сделало нас сильнее, сделало нас мужественнее, сделало нас умнее. Подкрепило нас в тяжелые годы, и сделала нас уверенными в нашем будущем. Неслучайно в самую тяжелую годину второй мировой войны в 1944 году у нас в республике была открыта республиканская музыкальная школа. Страна находилась в смертельной схватке за выживание, и несмотря на всю беспредельную отчаянность ситуации наши люди думали о будущем с надеждой. Это свидетельство о силе духа человека, об его непобедимости, о неистребимости его желаний и надежд, о непреодолимой тяге к лучшему и прекрасному. Так было положено начало систематическому классическому музыкальному образованию в нашей республике. В последующем, раскинувшаяся сеть музыкальных школ охватила все уголки нашего необъятного края. Сейчас 15 тысяч детей получают музыкальные знания в 85 музыкальных школах в селах и весях Якутии.
Следующим этапом эпопеи музыкального образования стало создание в 1993 году Высшей школы музыки. Эта школа стало платформой для преподавания классической музыки и классических музыкальных инструментов на элитном уровне. Это произошло благодаря огромной работе множества людей, специалистов высочайшего класса из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, огромного количества музыкальных образовательных учреждений, которые помогли нам создать Высшую школу музыки, и усилили работу нашего театра оперы и балета.
Сейчас, когда мы имеем этот оазис высшего музыкального мастерства, настало время передать бесценное умение нашим детям – сделать классическую музыку не привилегией, а правом каждого молодого человека нашей республики. Действительно, в скором времени у нас стартует программа «Музыка для всех». Мы хотим, что бы каждый ребенок стал музицировать по окончанию школы хотя бы на одном классическом музыкальном инструменте, прошел азы оркестровой жизни. С тем, чтобы воспитать человека 21 века, способного развиваться и мыслить широко и глубоко, стать гражданином мира.
Отрадно то, что поводом для нашего собрание стало прекрасное событие - 20-летие Высшей школы музыки. Двадцать лет назад, когда я открывал эту школу, было трудное время. Но была надежда, что многое изменится к лучшему, и мы увидим, то время, когда каждый ребенок будет иметь возможность реализовать свою мечту. С такими мыслями мы приступили к делу создания кадровой базы на основе высочайших профессиональных требований. Как я уже заметил, это результат труда огромного пласта профессионалов со всей России и всего бывшего Советского Союза. Можно сказать это воплощение многовековой музыкальной истории и великих классических музыкальных традиций России.
Высшая школа музыки стала настоящей школой профессионалов. Её выпускники востребованы и работают по всему миру. Их имена будут звучать еще громче, восхваляя гений человека и труд великих учителей. Сегодня на этом Конгрессе собрались известные эксперты, педагоги высочайшего уровня из Оренбурга, Новосибирска, Украины, Московской консерватории, академии Гнесиных, представители из разных стран, наших великих соседей - Китая и Японии, Южной Корее, представитель скандинавской школы музыки из Норвегии, и представители Европейской музыкальной цивилизации из Австрии и Франции.
Ваш совет нужен нам как никогда и мы открыты к новым идеям. Мы должны учиться у всех, у мира, чтобы быть лучше, чтобы достичь наших целей.
Я благодарю вас всех за участие в этом Конгрессе. И надеюсь, что все ценные мысли и советы, высказанные вами в ходе конференции будут глубоко проанализированы и применены в практике.
Как говорится настало время вернутся к истокам, настало время собирать камни. Мы прошли долгий путь экспериментов и опытов, и обрели мудрость. Сегодня Проект «Музыка для всех детей» проходит подготовительную и организационную стадию. О том, что мы будем продвигать этот проект мы уже заявляли с высоких трибун Дельфийский Игр в Новосибирске. И сейчас специалисты Министерства образования и министерства культуры и духовного развития работают над деталями программы. Я очень благодарен за их подвижнический труд во имя наших детей.
Недавно на традиционной августовском совещании педагогов республики мы еще раз обсуждали реализацию этого проекта.
Есть еще отрадная новость. Известный музыковед и педагог Александр Сергеевич Соколов, бывший министр культуры России, ректор консерватории имени Чайковского согласился стать председателем попечительского совета нашего Проекта.
Многие ведущие банки, и коммерческие структуры выразили готовность участвовать в проекте и это отрадно, и это обнадеживает.
На этой позитивной ноте я хочу завершить свое выступление. Прошу Вас поддержать наших детей, помогите им обрести надежду и способность слышать красоту и гармонию мира!
Желаю Вас успехов в работе! Счастья и здоровья Вам всем!
Спасибо за внимание!