19 августа 2013 года, Якутск. Первый Президент Республики Саха, депутат Госдумы Михаил НИКОЛАЕВ выступил на открытии Августовского совещания работников образования. Традиционное собрание педагогов республики было посвящено развитию конкурентноспособной личности, навеянное недавно принятым Государственной думой новом федеральном законе об образовании. Михаил НИКОЛАЕВ считает закон прогрессивным. Ниже приводим его выступление на пленуме совещания.
Школа должна быть школой здоровья, таланта и успеха
«Мы живем в открытом, глубоко взаимосвязанном мире, где существует мировой рынок трудовых ресурсов. Развитие региона, страны зависит от качества этих трудовых ресурсов.
В этих условиях, рейтинг, оценка эффективности школы определяется числом выпускников, получивших работу, сумевших найти свое место не только в регионе, своей стране, но, главное, в этом новом глобальном мире.
Две недели назад Высшая школа управления при Сколкове выпустила Атлас 100 новых и 30 вымирающих профессий. Без сомнения, профессии, связанные с биотехнологией и генной инженерией, связанные со здоровьем человека, будут очень востребованы в силу технологических прорывов в области медицины и биологии человека. Естественно, развитие новых технологий сделает многие ныне существующие профессии не нужными.
НО НЕ В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ ВОПРОСА!
Речь сейчас не идет о наличии знаний, так как любые знания устаревают с быстротой появления все новых технологий, речь идет о способности адаптироваться, в умении учиться и осваивать все новые навыки и знания.
Как в таких условиях воспитать конкурентноспособную личность, способную адаптироваться в быстроменяющемся мире глобального рынка труда?
Если мы будем готовить наших ребят только для внутренного рынка – то это будет путь тупиковый, путь прозябания и застоя. Местные рынки будут все время сокращаться в доле и уровень возврата экономических благ будет все время уменьшатся – это путь в некуда.
Чтобы дать нашим детям эффективную возможность в будущей жизни мы должны дать им инструменты развития. Это возможно!
Давайте посмотрим опыт ведущих стран. В странах Евросоюза, Китае, Южной Корее давно поняли, что только высокая мобильность и адаптивность рабочей силы может стать определяющим фактором в конкурентной борьбе.
Как достичь высокую мобильность и адаптивность. Ответ на самом то деле простой – только человек любознательный, с гибким умом, способен развить такие качества. Несмотря на развитие новых технологий, умственные показатели людей не изменились, ибо эволюция человека идет довольно медленно. Поэтому многовековые традиции образования и сейчас имеют огромную ценность.
Еще Конфуций говорил, «чтобы процветать в будущем, сначала надо стать поэтом, потом вежливым человеком, а если вы хотите добиться полного успеха, то после этого следует стать музыкантом». Многие успешные люди, получившие классическое образование, знали много языков, умели достаточно хорошо играть в шахматы и музицировали на хорошем уровне.
Знание языков, особенно глобального бизнес языка – английского, беспорно имеет огромное влияние на развитие личности. Язык сам формирует философию жизни и поведения.
Введение шахмат как школьного предмета принято в этом году в Европейской конвенции шахматного образования Европейского Союза. Это признание значимости и необходимости шахмат в качестве образовательного инструмента в становлении личности. Игра с комбинаторными и тактическими элементами необходима для развития мышления.
В Китае принята программа музыкального образования в школе, по которому каждый ребенок должен за время обучения освоить один классический музыкальный инструмент и иметь навыки музыцирования.
Вместе с тем, только человек здоровый может быть конкурентноспособным. К сожалению, система, которая сложилась в нашей стране, когда собирали детей с элитными спортивными данными в специальные школы и система детско-юношеских -спортивных школ слабо оказывает влияние на общее развитие спортивный жизни в школе. Лучшие педагогические кадры концентрировались в этих заведениях, а там ограниченное количество детей задействовано в них. Спорт же должен развиваться в школе, и именно в школе. Ребенок должен быть горд тем, что участвует в школьной спортивной команде, соревнуется за честь школы. Только клубная школьная спортивная система может вовлечь самую широкую школьную аудиторию. В странах с высоким уровнем охвата спортом детей – Скандинавии, США и Канады, Австралии и западной Европы нет специализированных спортивных школ, есть только школьные спортивные клубы, где и охват огромный и неплохо обстоит дело с большим спортом, при том любительским спортом.
Человек – существо общественное. Наши дети будут жить в мире людей, в обществе со своими традициями и обычаями общения и стандартами поведения. В школе мы должны дать детям базовые навыки умения общаться с людьми, со взрослыми, с людьми разных групп и возрастов, умения артикулированно и ясно выражать свои мысли. Для этого должны работать дискуссионные клубы, организовываться диспуты. Очень важным являются навыки стратегического планирования – планирования будущей образовательной и профессиональной карьеры. Каждый школьник должен иметь свой план будущего. Чем раньше, тем лучше. Считаю важным дать возможность нашим детям почувствовать груз отвественности перед своим будущим. В школах развитых стран есть штат советника по будущей карьере. Это может быть человек, работающий по контракту, специалист по кадровым вопросам, или работающий в этой сфере. Важно дать нашим детям возможность самим планировать свое будущее и научить их этому.
И главное, все эти три блока школьной активности – ментальный (иностранные языки, музыкальный и шахматный всеобуч), спортивный (школьный клубный спорт) и общественный (формирование круга общения, дискусионные клубы и выбор карьерного плана) имеют элементы соревновательности и кооперации, которые должны быть поощрены. С учетом этого должна быть продумана система поощрений на школьном, муниципальном, районном, городском, правительственном уровне, в виде премий, похвальных грамот. Должна быть именно система поощрения лидерских качеств.
Наша республика является примером того, что удалось сделать с помощью образования. Через девять лет мы будем встречать столетие нашей государственности, пробудившей нас от многовековой спячки и апатии. Основатель республики Платон Ойунский в 1927 году написал удивительно прозорливую вещь, которую он назвал «Великий столетний план». Сейчас нас удивляет и поражает сила и мощь этого произведения. И он дает нам пример того, как нужно ставить амбициозные задачи.
Поэтому нашей амбициозной задачей должно быть – стать лидером в образовании. Для этого надо составить Дорожную карту лидерства в образовании в I четверти XXI века. Это позволит нам принять общую генеральную стратегию развития образования.
Сегодня начинает действовать новый федеральный закон об образовании – закон прогрессивный, дающий простор для развития образования.
Успех требует количественного осмысления качественных параметров. Если вы хотите преуспеть в чем-либо, то нужно создать стандарты и цели. Об этом я не раз говорил раньше, следовало бы ввести количественные показатели для учащихся: 50 часов личного участия в школьных дебатах, 50 часов участия в волонтерской деятельности, 50 часов личного участия в спортивных соревнованиях в течение учебного года. Программа «3 раза по 50» должна помочь нам внести количественные параметры в нашу работу и если она превратится в традицию, её эффект будет огромным.
Наш успех будет определяться тем, сколько ваших выпускников стали сотрудниками и заняли ведущие позиции в глобальных компаниях, банковской и финансовых системах, корпорациях, создающих новые материалы и работающих с новыми технологиями.
Я очень надеюсь, что в скором времени мы воспитаем новых лидеров развития, готовых к преобразованиям общества и страны, принимая опыт и учась на примере других, мысля глобально и действуя локально!
Желаю Вам удачного учебного года, здоровья на долгие годы!