Михаил Николаев,
Депутат государственной думы фс РФ:
"Вместе строить кооперативную Россию!"
В конце марта с.г. в Санкт - Петербурге наконец-то состоялся Первый в новейшей истории Всероссийский съезд сельских кооператоров!.. На нем обсуждались давно назревшие злободневные вопросы: «Сельскохозяйственные производственные кооперативы: состояние и перспективы развития», «Развитие сельскохозяйственной потребительской обслуживающей кооперации как эффективной формы рыночной интеграции», «Кредитная кооперация – как инструмент доступа сельского населения к финансовым ресурсам»,«Потребительские общества и их роль в устойчивом развитии сельских территорий», другие.
Прозвучали довольно острые выступления министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, председателя Совета Центросоюза РФ Евгения Кузнецова. С докладами также выступили Дирк Ленхофф, член правления Кооперативного союза Райффайзен, член правления Кооперативов Европы - «Европейская кооперативная модель: современное состояние и перспективы развития» и многие другие. На съезде развернулась широкая дискуссия, которая вылилась в обсуждение итоговых документов. Были приняты Концепция развития сельской кооперации до 2020 года и Резолюция Первого съезда. Во время его работы постоянно действовала выставка «Агрорусь-регионы».
Съезд кооператоров, конечно, проделал огромную работу, Но мог ли он решить все проблемы? Эксперты сомневаются. Особенно в преддверии вступления страны в ВТО.
Мы все прекрасно помним злободневные телевизионные репортажи с благодатных южных полей, где опытный, обожженный немилосердным солнцем, фермер буквально "плачется" приезжему журналисту на жадного и жестокого перекупщика. Фермер вырастил прекрасный урожай огурцов, но сдать его некому… Перекупщик, на "Камазе", дает только 3 рубля за килограмм. А каково фермеру, когда его затраты на урожай и составляют как раз эти самые 3 рубля на килограмм. Однако московский перекупщик неумолим, он разворачивается и уезжает… А урожай остается гнить под палящим солнцем.
Где, спрашивается, арбузная, скажем, кооперация? Между тем, она была бы одной из лучших в мире! И почему в той же Москве, Питере, других городах миллионниках нет Астраханских, Волгоградских, Краснодарских, Ростовских рынков? Орловских, Курских, Белгородских и многих других. Кооперативных. Которые взяли бы на себя и закупку овощей, и подвозку, и продажу? Имели бы свои склады, прилавки, те есть стали бы полноправными участниками рынка. И так повсюду. И не случайно на Всероссийской конференции, которая проводилась несколько лет тому назад под эгидой Федерального Собрания, родился призыв, который в полной мере отразил настроение общественности: "Вместе строить кооперативную Россию!" Наша обязанность поддержать этот призыв. Надо сделать все необходимое, чтобы третий сектор экономики страны заработал на полную мощность. Мы все от этого только выиграем и, прежде всего, простые граждане. Не будет потерь на полях, цены престанут "кусаться", да и все будут знать доподлинно, чем они питаются…
Третий сектор экономики! Из этого, только из этого и надо исходить, прежде всего потому, что люди, именно они, как нельзя лучше знают потребности покупателей. Частный производитель, чтобы "не прогореть", будет ночей не спать, гнуть спину до изнеможения. Он будет стараться дорожить своим честным именем и своей маркой. Собственным, как теперь говорят, брендом. Ему надо помочь, не оставлять один на один с черствым, а порой и злым рынком . Для чего и нужна кооперация. Отраслевая, кредитная, с замкнутым циклом.
Когда же встанет на ноги наш третий сектор экономики, не раздавленный даже железной ногой большевизма? Ведь и коммунисты прекрасно понимали, что кооперация - это реальная и самостоятельная ветвь экономики. Потому и создавали территориальные структуры, которые, в свою очередь, поднимали перерабатывающую промышленность. Причем кооперации укоренилась настолько, что и без структурных чиновничьих образований на разных уровнях, продолжает существовать.
А ведь одним из путей реализации приоритетных национальных проектов и является развитие системы отечественной кооперации. И нам необходимо осмыслить не только ее историю, но и современное состояние. Мы должны определить перспективы и задачи кооперации в условиях новой стратегии развития России, когда главной целью государства становится повышение качества жизни людей и народосбережение. На протяжении последних лет проблемы развития кооперации неоднократно обсуждались на разных уровнях законодательной власти России. Так, некоторое время тому назад по инициативе Совета Федерации, как я уже отмечал, состоялась Всероссийская конференция на тему: "Законодательное обеспечение и проблемы развития кооперации". В ее работе приняли участие представители всех видов кооперации из 68 регионов России, представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, предприниматели, видные политики, государственные и общественные деятели. Кроме того проводились парламентские слушания, "круглый стол" в Белгороде, совещания в Республике Карелия, Волгоградской, Новосибирской, Екатеринбургской областях.
Обобщая содержание прошедших дискуссий, можно сделать некоторые итоговые выводы. Первый. Кооперативный сектор экономики сталкивается со многими трудностями объективного и субъективного характера. Главные причины этого – долгое отсутствие в федеральном законодательстве нормы, регулирующей кооперативную форму собственности; несовершенство федеральных и региональных законодательных актов, призванных способствовать развитию кооперации, и явная недооценка роли кооперативного сектора экономики в развитии страны исполнительными и законодательными органами власти всех уровней. Так, 7 августа 2001 года был принят Федеральный Закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан", который получил новую редакцию 3 ноября 2006 года, 19 июня 1992 года одобрен очень прогрессивный и толковый Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации)", но 3 ноября 2006 года принят Закон "О сельскохозяйственной кооперации(с изменениями на 3 декабря 2011 года). Он-то и дезавуировал многие позитивные положения и нормы Закона о потребительской кооперации…Ситуация несколько улучшилась с принятием ФЗ РФ от 18 июля 2009 года "О кредитной кооперации", а также ФЗ от 2 июля 2010 года - "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Насколько хороши эти законы и работоспособны, кооператоры знают лучше других…
Второй вывод. Несмотря на не самые хорошие условия, кооперация в России, тем не менее, развивается, что указывает на ее жизнестойкость и перспективность. Причем, как правило, в регионах, где органы власти активно содействуют развитию кооперативного сектора экономики, там и быстрее решаются вопросы занятости людей, существует более стабильная социальная обстановка.
И третий вывод. Развитие кооперации в стране происходит крайне неравномерно. Во многом это определяется отношением к ней местных органов власти и уровнем их профессиональной компетентности. Где осознали сущность кооперации, где вкусили ее плоды, там число кооперативов и их качество растет, там снижается социальная напряженность, появляются признаки гражданского оптимизма.
Там же, где основную ставку делают только на частное предпринимательство, пренебрегая кооперативным сектором экономики, там люди безынициативны, продолжают возлагать надежды, в основном, на государственную помощь и не верят в собственные силы и возможности. Для того, чтобы понять, на чем основаны такие обобщающие выводы, следует кратко проанализировать состояние отдельных видов кооперации.
Потребительская кооперация, потребительские общества, их союзы… Начнем с этой важнейшей отрасли. Да, Россия по своим территориальным и природным данным всегда будет оставаться одной из ведущих сельскохозяйственных стран. Принятие в 1995 году закона о сельскохозяйственной кооперации позволило увеличить число сельских производственных кооперативов. В настоящее время их десятки тысяч. В некоторых регионах – Башкортостане, Алтайском крае, Оренбургской, Кировской областях и ряде других сельскохозяйственные производственные кооперативы производят значительную часть сельскохозяйственной продукции.
Но проблемы сельскохозяйственных производственных кооперативов все знают не понаслышке. Главные среди них – это низкая рентабельность из-за высоких цен на топливо и технику, недоступность кредитов из-за высокой процентной ставки и сложности их оформления, монополизм оптовиков и их открытое давление на производителя с целью занижения закупочных цен.
Мы часто уповаем на федеральные органы власти в решении этих проблем, ждем от них действий и решений. Это правильно. Но нельзя при этом забывать и о собственных возможностях.
В Волгоградской, Саратовской, Астраханской и Вологодской областях, Чувашской Республике, Удмуртcкой Республике, Республике Башкортостан, благодаря деятельности органов региональной и местной власти, успешно развивается кооперативное движение на селе. Властные финансовые структуры совместно решили оказать поддержку сельским кооперативам, упростили процедуру получения кредитов. И там уже сегодня счет по кредитам, предоставляемым кооперативам, в том числе личным подворьям, идет на сотни миллионов рублей. А в Волгоградской области в кредитных кооперативах одно время было сконцентрировано даже более миллиарда личных сбережений граждан.
Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" ставил масштабные задачи перед "Россельхозбанком", который в свое время активно участвовал в создании 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 550 перерабатывающих и 1000 кредитных кооперативов. Региональные органы власти должны были оказывать содействие и помощь филиалам банка в решении поставленных задач. Однако филиалы банка закрываются, а ставки по кредитам не снижаются, В результате около 40 процентов сельских граждан просто не имеют возможности взять кредит. И почтовые отделения в этом направлении не работает, да и почту на селе часто не найдешь.
Вроде бы проводились совещания с участием представителей "Россельхозбанка", кооперативов и местных руководителей, на которых разработаны планы, графики кредитования приоритетных для регионов проектов и им придан статус нормативных документов. Но во многом результат зависит от решений местных властей и действий самих людей. Местное законодательство должно помочь гражданам кооперироваться в борьбе с криминалом, вместе противостоять тем же посредникам и скупщикам, создавать свои сбытовые и торговые организации, в том числе с участием потребительской кооперации, торговой и перерабатывающей сетей.
Кооперация – не только совместный труд, но и борьба с негативными явлениями экономической сферы, еще один шанс России на создание здоровой и конкурентоспособной экономики. Все знают, как трудно производителю выйти со своим товаром на рынок. Необходимо обеспечить доступность рынков и добиться на них безопасности не только гражданам, но и кооператорам, желающим самим реализовать здесь свою продукцию и товары. Нет сомнения в том, что если законами и практическими действиями мы это обеспечим, то кооператоры в честной конкурентной борьбе просто экономически вытеснят посредников. И теневиков.
Созданию реальной экономической конкуренции в экономике, мы не можем не признать, активно способствует один из старейших видов кооперативной деятельности — потребительская кооперация, которая прочно занимает после свободного рынка второе место. Она сумела выдержать шоковую терапию экономических реформ и сохранилась как целостная система. Сегодня потребительская кооперация обеспечивает постоянной работой свыше сотни тысяч человек, совокупный объем ее деятельности равен десяткам млрд. рублей. Пайщиками потребительской кооперации в России являются миллионы человек. И предоставляет она торговые и бытовые услуги десяткам миллионам человек.
Потенциал потребительской кооперации используется далеко не полностью. Кооператоры могут и должны больше закупать и перерабатывать мяса, овощей и фруктов. Как я уже подчеркивал, крайне важно потребительской кооперации совместно с сельскохозяйственной наладить производство собственной продукции, создать солидную торговую сеть, включающую и небольшие сельские рынки, и современные большие супермаркеты. Необходимо помочь потребительской кооперации адаптироваться к местным условиям и в полной мере освоить новые единые технологии производства и реализации продукции, минуя посредников и перекупщиков. Только таким образом можно поднять рентабельность сельскохозяйственного производства и добиться выполнения задач, поставленных Президентом страны в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК". Но для этого потребительской кооперации нужна концепция устойчивого развития, основанного на социально-экономическом партнерстве представителей различных форм собственности.
Задача представительных органов власти — создать правовые предпосылки для формирования такого сотрудничества. Подобное партнерство уже в стране существует и интенсивно развивается в других видах кооперации. Например, в кредитной кооперации. Кредитные потребительские кооперативы — один из самых привлекательных для населения современных финансовых институтов. Их привлекательность достигается за счет большой доступности кредитов для людей по сравнению с банковской системой. Поэтому они становятся естественным и эффективным элементом российской финансово-кредитной системы. В идеологии их деятельности в качестве главного принципа заложено социальное партнерство, финансовая взаимовыручка, а не извлечение максимальной прибыли.
Это объединение не капиталов, а людей, которые стремятся жить лучше и предпринимают для этого активные действия. Именно этим объясняется эффективность данного вида кооперативной деятельности практически во всех сферах, будь то сельское хозяйство, строительство жилья или медицина и образование. По состоянию на сегодняшний день в России насчитываются тысячи активно работающих кредитных кооперативов граждан. В субъектах Российской Федерации действуют ассоциации кредитных кооперативов, во многих регионах работают сельские кредитные кооперативы второго уровня.
Нам следует поддержать их и создать механизм правового стимулирования формирования кооперативов третьего уровня. Одновременно нужно увеличить объемы микрофинансирования населения и малых форм хозяйствования. В России, как полагают специалисты, только на основе личных хозяйств граждан можно создать около 400 тысяч кооперативов. По оценке российских экспертов, не менее двух третей зарегистрированных субъектов малого предпринимательства и личных подсобных хозяйств остро нуждается в микрокредитовании. Российский рынок микрофинансирования перешел от стадии становления к стадии количественного роста. И росту должно сопутствовать совершенствование законодательства для того, чтобы поставить надежный заслон мошенничеству и коррупции в этой сфере.
Но, надо признать, что недавнее повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, больно ударило по малому бизнесу и, прежде всего, по сельским фермерам. И без того за последние годы число фермерских хозяйств значительно сократилось. Фермеры вынуждены менять статус ИП на "личное подсобное хозяйство", а это снижает их возможности. К тому же, растут тарифы на электричество, топливо, горюче-смазочные материалы. С этим мириться никак нельзя.
Кооперация содержит огромные ресурсы для реализации и другого приоритетного национального проекта – "Доступное и комфортное жилье". Свыше половины российских семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Из них лишь считанные проценты имеют средства для приобретения квартир по текущим ценам. Десятки процентов могли бы приобрести квартиры, воспользовавшись ипотечным кредитом. Но процентные ставки высоки, и часто гражданин вынужден, погашая банковский кредит, выплачивать за квартиру двойную, а то и тройную цену. Пока ничего не меняется в этой сфере. Но политическое решение, принятое недавно Президентом В.В. Путиным, вселяет определенный оптимизм.
Возрастает роль социальной ипотеки, имеющей малую процентную ставку за кредит на жилье. Очевидно, что мы должны отдать предпочтение именно этой форме обеспечения семей доступным жильем. А это значит, надо развивать ипотечные кооперативы. Нам следует усилить контроль за их деятельностью на основе закона. Региональным органам власти нужно создать правовой механизм гарантий для членов таких кооперативов с учетом местной специфики. Надо использовать новые методы решения жилищных проблем, привлекать в строительство самих людей, особенно в сельской местности. Дайте, например, жителям регионов законное право получить бесплатно на корню 100 кубометров леса для строительства собственного дома и стать членом строительного кооператива, который поможет вывезти лес, обработать и поставить дом. При таком подходе можно будет резко увеличить темпы жилищного строительства и избежать жилищного кризиса.
Рассматривая жилищные проблемы, нельзя обойти вниманием вопросы развития дачного и садоводческого хозяйства. Более 60 миллионов человек вовлечены в этот вид кооперации. По данным Минсельхоза России 80 процентов картофеля, 70 процентов овощей, 49 процентов плодов и ягод по-прежнему выращивается в садах, огородах и на приусадебных участках. Это, как видим, важнейший социально-экономический механизм, обеспечивающий стабильность общества и продовольственную безопасность государства.
Но и тут мы людям "бьем по рукам": растут тарифы на проезд к садам и огородам, повышается стоимость электроэнергии, не решается вопрос с определением статуса садовых товариществ и дачных кооперативов. Самое массовое движение страны – дачники-садоводы – практически не имеет полноценной и эффективно работающей законодательной базы. Давайте сообща подумаем, что необходимо сделать на федеральном и региональном уровнях, чтобы исправить такое положение дел. Важно не только построить жилье, садовый домик и вырастить урожай, но и сохранить их, предусмотрев все возможные природные, социальные, техногенные неприятности, и здесь никак не обойтись без страхования.
В последнее десятилетие бурно развиваются многие виды страховой деятельности. Но самый главный вид страхования для России – сельскохозяйственный, сильно отстает и от потребности крестьян и от передовых страховых технологий, применяемых в мире. Конечно, данный вид страхования имеет особый характер. Не стоит обвинять лишь одних коммерческих страховщиков в том, что сельскохозяйственное страхование не развивается: для них страхование сельскохозяйственных рисков экономически не выгодно.
Причины? Низкая платежеспособность сельского страхователя, высокие накладные расходы для ведения дела, многочисленные риски из-за технической отсталости и низкой образованности села. Но есть и другие менее объективные причины. Частные страховщики вместе с лоббистами выстроили правовые плотины и загородки перед взаимным страхованием на селе. В результате многие страховые организации, созданные по началу гражданами на кооперативных началах, исчезают. Между тем в Соединенных Штатах Америки и Великобритании на взаимное страхование приходится более четверти всего объема страхования.
Мы должны сделать своеобразную инвентаризацию страхового законодательства, надо избавиться от законов и норм, которые способствуют не защите граждан от социальных и природных неприятностей, а извлечению сверхприбыли. Для этого должна быть иная правовая философия организации страхового дела. Во главу угла нужно поставить защиту интересов гражданина, а не финансовое благополучие отечественных страховщиков. Поучиться такой постановке дела можно и на примере зарубежных стран. Правда, для этого надо более активно участвовать в международном кооперативном движении.
Стратегия развития кооперации. Экономическая обстановка, инициативы Президента Российской Федерации, направленные на кардинальные изменения качества жизни людей, предполагают переход к новой стратегии развития кооперации. Для превращения ее в реальный, мощный третий сектор экономики надо решить ряд серьезных задач. Исключительно важно – во главу угла поставить обеспечение подготовки кадров для работы кооперации. В этом направлении действуют учебные заведения Центросоюза. Однако многие специалисты отмечают, что, во-первых, этого количественно недостаточно. Во-вторых, готовят там специалистов в основном для работы в потребительской кооперации. Между тем кадры в большом количестве требуются в кредитную, страховую кооперацию, жилищно-строительную кооперацию. Нужны подготовленные руководители кооперативов, организаторы, бухгалтеры и менеджеры.
Необходимо на высоком уровне наладить подготовку кадров для кооперативов, их союза, объединений, в том числе путем создания курсов по повышению квалификации и переподготовке кадров. Открыть соответствующие кафедры в сельскохозяйственных учебных заведениях и университетах экономического профиля. Особое внимание надо уделить научным исследованиям в области теории и практики кооперации, где мы очень серьезно отстали.
Полагал бы правильным финансировать подготовку, переподготовку кадров для кооперации за счет федерального и региональных бюджетов на паритетных началах. Сейчас идет работа над федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Закладывается бюджетная политика и на последующие годы. Необходимо выработать свои предложения по оказанию бюджетной поддержки в становлении в целом кооперации, превращении ее в самостоятельный, третий сектор экономики страны. Речь должна идти именно о создании третьего сектора экономики, способного соперничать с частным и государственным секторами. Создание кооперативного сектора экономики должно стать общегосударственной задачей. Кооперация нуждается сегодня в оборотных средствах, особенно в период массовой заготовки сырья, переоборудования перерабатывающей ее части, развития упаковочного и тарного хозяйства.
Огромное влияние на развитие кооперации оказывает уровень федерального и регионального законодательства. Самые заинтересованные в продвижении данного законодательства, конечно же, кооперативные организации, но они не обладают правом законодательной инициативы и не имеют необходимого законотворческого опыта. В связи с этим было предложение: из числа членов Совета Федерации, депутатов ГД РФ, руководителей законодательных собраний регионов, специалистов создать специальную комиссию. Поручить ей осуществить анализ действующего кооперативного законодательства и на этой основе выработать стратегию совершенствования федерального и регионального законодательства.
Также полагаю целесообразным в каждом регионе создать общественные советы, координирующие кооперативную деятельность, поскольку в регионах разнообразное и многочисленное количество кооперативов. Во многих странах имеются соответствующие структуры, и они работают во благо кооперации, а не с целью контроля и дачи руководящих указаний. Такие же консультативные совещательные органы кооператоров нужно создать в каждом субъекте Российской Федерации, причем находиться они должны в орбите деятельности именно представительных органов власти, где ими будут не руководить, а взаимодействовать с ними и формировать правовое поле кооперации. Необходимо наладить сотрудничество между кооперативными организациями и органами законодательной власти с целью разработки перспективных для регионов проектов развития тех или иных видов кооперации.
Серьезный вопрос дальнейшего развития кооперации – действующая налоговая система, которая во многом не учитывает специфику кооперативов. Кооперативы создаются, как известно, не для извлечения прибыли, а для удовлетворения потребностей своих членов. Это обстоятельство и следует учитывать при применении налогового законодательства в сфере кооперации.
На одной из встреч с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным мною был поднят вопрос о необходимости усиления внимания государства к проблемам кооперативного сектора экономики. В частности, обсуждались вопросы об образовании Высшего координационного совета по развитию кооперации в Российской Федерации. Рассматривалась возможность внесения на рассмотрение Государственного совета Российской Федерации и Правительства РФ вопросов об участии кооперативных союзов в реализации приоритетных национальных проектов, прежде всего в сфере развития отечественного агропромышленного комплекса и обеспечения населения доступным жильем.
Президент России одобрил постановку проблемы развития кооперации и считает эту работу крайне важной и необходимой для нашей страны. Но проблемы кооперации решаются главным образом на местах, в регионах. И от активной позиции их руководства зависит, какой она будет.