Инновационные разработки и внедрения ОУ улуса
Инновационная деятельность образовательных учреждений улуса направлена на решение следующих задач:
• совершенствование государственно-общественного управления образовательным процессом
• воспитание нравственной, успешной личности ребенка
• сохранение и укрепление здоровья детей
• широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в в образовательный процесс
• развитие дуального образования.
1. Улах –Анская СОШ с 2003 года работает над реализацией проекта «Общественно – государственное управление развитием образования на селе в условиях перехода на местное самоуправление». Опыт работы общественных школ данного ОУ был неоднократно показан на улусных и республиканских семинарах, выпущена книга «Кэскиллээх ситим». В 2008 году разработан проект по теме «Формы и механизмы дополнительного стимулирования педагогов как условие повышения качества обучения в сети ОУ малой накопляемости». В школе проводится научно-практическая конференция «Притузовские чтения», основными направлениями которой являются военная история Отечества, история родного края.
2. Учителя начальных классов Октемского лицея четвертый год работают по программе «Создание ситуации успеха как условие социального и личностного развития младшего школьника», работа обобщена на улусном семинаре учителей начальных классов и республиканской конференции, посвященной юбилею лицея.
Октемский лицей первым из ОУ улуса в 2006 году стал победителем всероссийского конкурса ОУ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и получил грант Президента РФ. Лицеем выпущены сборники «Личность учителя в повышении конкурентоспособности в образовании», «Это мой лицей! В нем каждый день – ученья свет…».
Педагогами дополнительного образования Покровской СОШ №1 в 2003 – 2008 годах успешно реализован проект «Изостудия как форма воспитания, социальной реабилитации и профессиональной ориентации личности подростков с девиантным поведением». Рисунки воспитанников изостудии были представлены на республиканских, российских и международных выставках.
В Покровской улусной многопрофильной гимназии в ходе реализации программы «Психолого-педагогические условия развития самоценной и экологичной личности гимназиста» проведено 38 методических советов, научно-методических и теоретических семинаров, 18 педагогов (85,72 %) прошли обучение на трехэтапных фундаментальных курсах по программе ноосферного образования, 19 учителей (90,5 %) овладели модульной технологией, учителями разработано 73 программы элективных курсов и спецкурсов, выпущены 5 сборников «От научной теории к образовательной практике». Гимназия является инициатором и организатором проведения республиканской конференции для учащихся и взрослых «Ксенофонтовские чтения». В 2007 году гимназия стала победителем конкурса инновационных ОУ и получила грант Президента РФ
Синская СОШ ряд лет работает по программе «Многопрофильная сельская школа».
В этой школе развито дополнительное образование детей, детское самоуправление, сетевое взаимодействие с учебными заведениями. Школа имеет лауреатов российских и международных творческих конкурсов. В 2007 году выпущен сборник «Синской школе – 130 лет».
Техтюрская СОШ является экспериментальной площадкой ИПКРО по теме «Создание разновозрастных профильных групп в сельской малокомплектной школе». Деятельность школы по организации профильного обучения, применению учителями современных технологий обучения была раскрыта на республиканской конференции, школой выпущены сборники «Профильное обучение в малокомплектной школе», «Эффективность использования интегрированных технологий в общеобразовательной школе». В школе проводится региональная научно-практическая конференция школьников «Виноградовские чтения».
Тит-Аринская школа с 2004 года является федеральной экспериментальной площадкой по внедрению профильного обучения. С опытом работы Тит-Аринской средней школы знакомились представители Министерства образования и науки РФ, руководители федерального эксперимента из Академии повышения квалификации работников образования; руководители школы проводили мастер-классы на республиканском семинаре в г.Якутске (июнь 2005 года), на слете учителей и общественности учебного округа «Лена» в п.Сангар Кобяйского улуса (декабрь 2005 года); на базе своей школы провели республиканские курсы по теме эксперимента (апрель, 2004 год), улусный и региональный семинары по теме «Профильное обучение в малокомплектной сельской школе»; выпустили сборник «Индивидуальная образовательная программа учащихся» (2005 год). В данное время школа разработала программу эксперимента по теме «Организационно- педагогическое обеспечение сетевого образования в условиях введения КПМО».
Руководители, учителя Качикатской и Октемской средних школ, которые были включены в федеральный эксперимент по профильному обучению, провели интересные мастер – классы для педагогов республики на семинаре-совещании «Профильное обучение в республике Саха (Якутия): промежуточные итоги эксперимента и перспективы дальнейшего развития» и курсах Российской академии образования в г.Якутске, в эти школы приезжали делегации Намского, Мегино-Хангаласского, Сунтарского улусов. Качикатской средней школой выпущена книга «Образовательный процесс школы: опыт, поиск, инновации…». Школа вошла в тридцатку лучших школ России, в 2007 году стала победителем конкурса ОУ, внедряющих инновационные программы, получила грант Президента РФ. В Качикатской школе проводится поисково-исследовательская конференция «Барашковские чтения» для учащихся начальных и 5-6 классов.
Педколлектив МДОУ «Туллукчаан» с.Кердем работает по внедрению эффективных форм совместной работы педагогического коллектива с семьей на основе народной педагогики по авторской программе «Ситимчээн» Педагогами ДОУ проведена экспериментальная работа по следующим направлениям: приобщение к обычаям, обрядам народа саха; национальное шитье из бересты; развитие творческих способностей детей посредством художественного слова о природе; приобщение к искусству через театральный кружок; нетрадиционные формы укрепления физического здоровья детей; применение народных примет для развития мышления детей. Итоги экспериментальной работы были обобщены на региональной научно-практической конференции с участием заведующих и педагогов учебного округа «Лена», доктора психологических наук, доцента ПИ ЯГУ Гермогеновой М.Д., также в виде сборника «Куордэм туллуктара». На базе ДОУ проведены следующие региональные семинары и конференции: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста на основе народной педагогики», «Взаимодействие семьи, ДОУ и общественности по воспитанию детей: проблемы, опыт, перспективы» с привлечением ведущих специалистов-ученых и педагогов из Хангаласского, Намского и Горного улусов. В 2008 году МДОУ «Туллукчаан» стал победителем республиканского конкурса «Лучший сельский детский сад года».
3. Булгунняхтахская средняя школа является экспериментальной площадкой ИПКРО по теме «Ноосферно-ортобиозное направление в развитии сельского социума» («Дуальная система здоровья и образования»), пилотной школой по введению новой системы оплаты труда. Сильными сторонами работы школы являются организация социального партнерства, работа органа государственно-общественного управления, организация дуального образования, летнего труда и отдыха учащихся, применение современных образовательных технологий, имеются достижения как учителей, так и учащихся на республиканском и российском уровне. В 2008 году школа стала победителем конкурса инновационных ОУ, получила грант Президента РФ. В школе проводится исследовательская конференция школьников «Ефремовские чтения» по литературоведению и лингвистике.
2 Мальжагарская СОШ полностью реализовала проект «Социализация и оздоровление учащихся в условиях сельской школы». В школе создана система работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся: отслеживается состояние здоровья учащихся, проводится профилактическая работа, контролируется получение учащимися обязательных возрастных профилактических прививок, своевременная вакцинация против гриппа и гепатита, особое внимание уделяется учащимся с ослабленным здоровьем, предмет «Валеология» в начальной школе проводится учителями, в среднем звене валеологом. По сравнению с 2002 годом на 29 % выросло количество учащихся 1 группы здоровья, идет постепенное уменьшение количества детей 3 группы здоровья. Сократилось количество учащихся, подверженных болезням органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, снизилась обращаемость по болезням.
Проводится проверка готовности детей к жизни по таким параметрам, как планирование, личный профессиональный план, мотивация учения. Проведен локальный эксперимент по выявлению сформированности устойчивой учебно-познавательной мотивации и уровня развития реальных учебных возможностей каждого ученика. Усилилась работа по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. В школе проводится улусная поисково-исследовательская конференция учащихся начальных и 5-6 классов «Афанасьевские чтения».
МДОУ «Брусничка» г. Покровск в 2007 году начала работу по теме «Центр оздоровления тубинфицированных детей дошкольного возраста при МДОУ «Брусничка». Опыт работы воспитателей по данной теме показан на улусном конкурсе методических разработок в 2008 году.
МДОУ «Кэрэчээн» с. Булгунняхтах ведет экспериментальную работу по теме «Реализация принципа природосообразности в условиях сельского ДОУ». Научным руководителем является Новгородова А.И., к.п.н. По данной программе проводятся нетрадиционные методы оздоровления, медицинские исследования, лечебно-профилактические мероприятия, занятия с детьми оздоровительного характера, логопедическая работа, физкультурные занятия, организация питания из экологически чистых продуктов.
4. Центром интеллектуального развития Октемского лицея реализуется программа
«Совершенствование информационно-развивающей среды как условие формирования конкурентоспособной личности». В лицее проводятся республиканские технические чтения учащихся.
Покровской СОШ № 2 был реализован сетевой проект «Педагогические условия допрофессиональной подготовки будущих учителей малокомплектных школ с применением информационных технологий» совместно с Саскылахской СОШ Анабарского улуса, Тамалаканской СОШ Верхневилюйского улуса.
МДОУ «Сардана» г.Покровск успешно работает по проекту «Библиотека как информационный медиацентр развития личности ребенка дошкольного возраста». Создана материально-техническая база библиотеки. Библиотека разделена на 3 сектора – читальный, компьютерный, видео-аудио центр; собрано 1500 книг, литература распределена по 5 разделам: сказки русских и зарубежных писателей, проза, поэзия, произведения писателей Севера, познавательная литература (энциклопедии, справочники).
Проведена конференция для работников детских садов по теме «Воспитание ребенка – читателя». Начата работа воспитанников на компьютере: занятия проводятся индивидуально по графику.
5. Дуальное образование осуществляется в 5 общеобразовательных учреждениях улуса. Программа дуального образования Мохсоголлохской СОШ победила на республиканском конкурсе и была отмечена грантом в 1000 000 рублей. Агрошколами являются 2 Мальжагарская и Синская СОШ, кандидатами в агрошколы – Булгунняхтахская, Иситская, Едяйская СОШ.
МДОУ «Аленушка» п.Мохсоголлох работает по проекту «МДОУ «Аленушка» как центр начальной подготовки специалистов дошкольных учреждений». Идея проекта – создание очно-заочного педагогического класса начальной подготовки специалистов для дошкольных образовательных учреждений на базе ЦРР «Аленушка».