Деньги на ГРЭС‑2. Оппозиция против
Начало деятельности Государственной Думы VI созыва совпало с выборами Президента России, формированием нового правительства, что, несомненно, наложило отпечаток на ее работу. Тем не менее законы планово принимались, и было отмечено даже некоторое ужесточение законодательства, в том числе по борьбе с коррупцией. Следующий шаг — обязанность государственных служащих не только декларировать свои доходы, но и отчитываться за расходы. Дума и у себя пытается навести порядок, чтобы депутаты не были замешаны в коррупции, не продолжали заниматься бизнесом. Первые результаты уже есть, и руководство Думы имеет твердое намерение продолжить эту работу.
За этот год Госдума навела порядок в деятельности институтов гражданского общества. Но самое главное — принятие бюджета. Это очень сложный процесс, и не случайно он идет практически полгода. Я не знаю депутата, который бы не принимал участия в той или иной форме в формировании бюджета. Конечно, в одиночку что-то сделать нереально, но, когда убеждаешь фракцию в необходимости включения той или иной статьи, получается.
Я считаю, что мы довольно успешно поработали во фракции «Единой России» по федеральному сегменту бюджета республики. Те объемы и позиции, которые ставила республика, нам удалось полностью провести, в том числе бюджетный кредит по завозу, более того, внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, закрепив наш северный завоз до 2015 года. Вторая наша победа — решение вопроса с финансированием строительства ГРЭС‑2. Буквально до последнего дня шла очень серьезная борьба. По Дальнему Востоку рассматривались четыре объекта, в том числе и наша ГРЭС‑2. Против были «Справедливая Россия» и коммунисты. Но «Единая Россия» и ЛДПР пробили финансирование этих объектов в 2013 году. На них выделяется 45 миллиардов рублей. Теперь задача республики — закончить в первом квартале проектирование, экспертизу и со второй половины года начать строительство объекта.
Кроме того, я принимал участие в специально созданной комиссии по внесению изменений в Закон «О транспорте». Удалось включить отдельным пунктом положение о Севморпути. И самое главное — принять решение о создании администрации Северного морского пути, которая будет системно заниматься его восстановлением.
Работа с федеральными министрами
— Это еще один сегмент моей работы. В этом году работал с Министерством сельского хозяйства РФ, министр приезжал в Якутию и, на мой взгляд, довольно успешно провел здесь встречи, заседание и рассмотрел круг вопросов, которые ставила республика. Пользуясь тем, что мы с министром давно знакомы, я постараюсь держать руку на пульсе, чтобы все принятые решения были выполнены, а не остались на бумаге.
Второе министерство, с которым я тесно работаю, — Министерство труда и социальной политики. Здесь республика ставит большой круг вопросов, от занятости до обеспечения пожилых людей и строительства интернатов. Сегодня Президент России Владимир Путин дает указание своим министрам раз в квартал посещать Дальневосточный федеральный округ. Я считаю, что площадкой для таких встреч должна стать Якутия. У нас присутствует северная проблематика, и в то же время мы тяготеем к Востоку, а значит, волнуют восточные проблемы. Думаю, что Министерство по развитию Дальнего Востока и Забайкалья тоже должно заниматься проблемами Севера, но пока этого нет.
Комплексное развитие села
Третий сегмент моей деятельности — работа в республике. За год я посетил 14 улусов, практически полреспублики. При этом я не только разъясняю политику федерального правительства, принимаемые им меры, но и пытаюсь мобилизовать население. Меня очень беспокоит крен, который наметился в последнее время, — развитие бюджетной сферы. Производство не развивается, участие в реальном секторе экономики уменьшается, при этом мы за все платим: за рождение детей, за содержание скота и т. д., и все за счет бюджета. Поэтому указ о комплексном развитии села, не сельского хозяйства, а села, который подписал наш президент Егор Борисов, очень актуален. Теперь нужно отработать правильные механизмы его реализации, установить контроль. Причем участвовать в реализации этого своевременного указа должны все министерства комплексно. Тогда будет толк и нам удастся переломить ситуацию.
Недавно я подготовил и направил в Ил Тумэн законопроект «Об ответственности родителей в воспитании и образовании детей». Думаю, в начале нового года он будет рассматриваться. Следующий законопроект, над которым я работаю, — «О якутском селе». Пока село у нас не имеет статуса. Пользуясь тем, что работаю в Москве, я смог бы привлечь консультантов, научный потенциал страны и подготовить этот сложный закон.
Национальная стратегия
Я выступал по этому вопросу на «круглом столе», который проводил наш думский комитет. К сожалению, в представленной стратегии нет механизма реализации. Предполагается, что будет создан совет, но это совещательный орган, который ничего не решает. Очень слабый раздел — федеративное устройство. Людей беспокоят справедливость и обеспеченность в экономическом отношении. Если этого нет, людей это озлобляет. Хотя Россия ратифицировала Международную хартию социальной сплоченности, на самом деле у нас очень большой разрыв между богатыми и бедными. И федеральный центр тоже не приводит к сплоченности некоторыми решениями. Например, требование, чтобы зарплата учителей сравнялась со средней по экономике в регионе. Но в Москве это 52 тысячи рублей, в Туве — 15. Такие решения неправильны, они углубляют разницу между регионами. Об этом в стратегии тоже ничего не сказано.
Последняя перепись населения в некоторых субъектах показывает, что русские там составляют 0–2%. Как будут развиваться и жить эти субъекты, как без носителей там будет развиваться русская культура и духовность? В Стратегии об этом не сказано. Значит, нужны преференции, чтобы представители русского народа приезжали в эти регионы, как раньше в Якутию приезжали по распределению русские ученые, учителя и врачи. Все регионы, весь Советский Союз цементировался русским народом. Они дали возможность развивать на местах науку, культуру и образование. В нынешней стратегии об этом даже не упоминается.
Сейчас идет интенсивное обсуждение документа, регионы свое видение высказали, прошли парламентские слушания в Госдуме. Теперь стратегия в виде закона должна поступить в Думу, посмотрим еще раз.
Свобода слова
Наша страна, наверное, единственная, кто обливает сама себя грязью. Как после этого можно говорить о патриотизме? Я в Якутии отдыхаю, когда слушаю республиканское радио. В Москве по радио ничего хорошего, позитивного не услышишь. Это плохо. Грань должна быть.
Объединение регионов
— Вот уже несколько лет постоянно появляются высказывания об укрупнении регионов, недавно Михаил Прохоров высказал опасные вещи о реформировании государственного устройства страны. Нормальный человек не может так ставить вопрос. Он просто не представляет, что это за страна, Россия, не думает о ее стабильности и развитии. Пример у нас перед глазами: мы 20 лет не можем решить проблемы Кавказа. Там нет русского населения. Вот к чему это приводит. Ну и вторая причина — набрать больше голосов в свою поддержку. И потом укрупнение регионов должно дать какой-то результат. Несколько лет назад округа слили с краями. Кто проанализировал, что изменилось за это время, каковы экономические результаты?
В одни руки
Пока проекта «О почте РФ» я не видел, хотя разговоры есть. Более того, прошла информация, что в Дальневосточном регионе почтовики уже начали покупать свой авиационный транспорт. Так что сегодня спецтранспорт есть у МЧС, санавиации, теперь и у почтовиков. Считаю, что разумнее отдать все в одни в руки МЧС, где есть стройная система и контроль.
Закон о северном оленеводстве
Все говорят о том, что нужен закон о северном оленеводстве, но когда мы решили рассмотреть его на комитете Госдумы, оказалось, что проекта нет. Как так? На блюдечке его нам никто не принесет. Особенности знают только северные регионы, они и должны были подготовить проект. Так что нужно не только говорить, но и делать.
Развитие Дальнего Востока
Вопрос о разработке закона о развитии Дальнего Востока давно витает в воздухе. В последнее время была создана госкорпорация со своим законом, но сумеет ли она объединить те же «Газпром», «Роснефть», «Росгидро», которые хоть и являются государственными, давно работают со своими планами и стратегиями. Еще в 2000 году Якутия представил проект закона о развитии восточных территорий. Считаю, что мы должны брать шире — от Урала. Без Сибири с ее человеческим и научным потенциалом нам не справиться с поставленными задачами.
Спасибо вам
— Мы должны вместе, независимо от принадлежности к партии, работать, чтобы было хорошо нашей республике и нашей России. Любви у нас мало к Якутии, нашей России. Я часто бываю в республике, вижу, что люди очень довольны изменениями, но сами мало меняются. Есть большие сдвиги в духовной сфере, самобытной культуре. Но ограничиваться самобытностью нельзя.
Пользуясь случаем, я хотел бы выразить искреннюю благодарность населению республики, СМИ за отношение к моему юбилею. Желаю вам в наступающем году мира и согласия, здоровья, сохранения экономического потенциала. Чтобы все были заняты трудом. Тогда дела пойдут.
Марина Колбасина (газета "Якутия", 11.12.12)