Новости библиотеки

ВРЕМЯ ТВОРИТЬ И ЖИТЬ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ Речь М.Е.Николаева 12 ноября 2012 г. в СРК "Триумф" перед студенческой общественностью

Дорогие друзья!

 

Быть студентом – это прекрасно!

Мы, люди старшего поколения, восхищаемся Вами и радуемся Вашим успехам.

В это утро юности прекрасной Вам дана возможность овладевать знаниями в стенах нашего почтенного университета, других вузах и средних-специальных учебных заведениях со своей славной историей.

Центры высшего образования возникли еще во времена афинской демократии как школы свободной мысли. Обученные в «Афинеуме» молодые люди создали подобные школы высшего просвещения в Риме, Константинополе и Александрии. Из этих центров вышли первые ученые мужи, которые основали первые настоящие университеты, или сообщества свободомыслящих ученых, такие как Болонский, Парижский, Оксфордский, Пражские и Марбурский университеты. Выпускник Марбурского университета Михайло Ломоносов основал знаменитый Московский государственный университет, флагман высшего образования и по сей день. Выпускник одного из институтов МГУ Авксентий Егорович Мординов стал основателем Якутского государственного университета, предтечи Северо-Восточного федерального университета.

Высшие учебные заведения – это особое сообщество людей, объединившихся с одной целью – искать истину без шор предвзятости и на основе научного метода, это сообщество свободномыслящих людей, не принимающих диктат власть придержащих и смотрящих вперед с уверенностью человека знающего, готового познать и понять неизведанное, идти туда, куда еще не вступала нога человека.

Только благодаря этой свободе мысли была возможна креативная жизнь, создавшая весь нынешний технический и материальный прогресс окружающего нас человеческого мира.

Из стен университетов и высших учебных заведений вышли великие умы человечества, определившие на века путь нашего развития: Леонардо да Винчи, Коперник, Галилео Галилей, Ньютон и Эйнштейн и многие другие.

Принципы академических свобод, автономии и невмешательства государства прописаны в Великой Хартии Университетов 1988 года, которая стала основой для сотрудничества и свободного обмена знаниями между подписавшимися университетами. Сейчас в эту Хартию входит 755 ведущих университетов мира из 80 стран мира. (из России подписались 15 университетов, МГУ, СпбГУ, Ижевский ГУ, Губкина и др.).

 

Каким на мой взгляд должно быть время студенческой жизни –

ЭТО ВРЕМЯ ТВОРИТЬ И ЖИТЬ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ!

 

Обычно когда известный деятель выступает перед молодежной аудиторией он обычно читает нотации или рассказывает о себе.

 

Я хочу рассказать о времени. Поразмыслить вслух, возможно, некоторым из вас это будет интересно.

 

Мне завтра исполняется 75 лет, многим из Вас еще нет 25-ти. У меня 3 раза больше прожитых годов, чем у кого нибудь из Вас.

 

Но какое- это имеет значение? Делает ли меня это счастливее или умнее?

 

Я думаю – что нет!

 

Но делает ли это мне мудрее? – Может быть: если мудрость зависит от опыта, то есть знаний, аккумулированных за это время и их интерпретация.

 

Но одно несомненно – это дает возможность мне чувствовать и ощущать личное участие и невероятно сильное эмоциональное отношение к событиям, имевшим место за время моей жизни.

 

Познание окружающего мира – это процесс длиной в жизнь. Этот процесс дает мне возможность оценить события в начале и в конце их эволюции.

 

Единственное в чем я сейчас уверен – это то, что только время принадлежит нам.

 

И время это можно использовать только сейчас.

 

Прошлое забывается, будущее туманно.

 

Если вы меня спросите, что будет в будущем то я вам отвечу – я не знаю точно, что будет в будущем. Я могу только ощущать в силу своего опыта, возможные очертания будущего. Но знаю, чем больше вы знаете и шире у Вас горизонты вашего знания, и Вы открыты всему новому и не боитесь думать – то Ваше предсказание, вероятнее всего, будет где-то близко.

 

В семидесятые годы прошлого века я учился в Москве и в один прекрасный день мне удалось с большим трудом попасть на выставку Американского образования в Сокольниках. Как я помню там были показаны прекрасно оборудованные аудитории с громоздкими компьютерами, - компьютерная революция только-только начиналась. Мне сильно запомнился комментарий наших специалистов – «мол мы не будем делать из наших школьников роботов». И так мы отстали на долгие годы в области робототехники. Еще в конце восьмидесятых годов мы пользовались логарифмическми линейками и делали расчеты с большими количеством данных вручную! Это был поистину сизифов труд. Таких примеров много!

 

ВЫВОД простой – нужно быть открытым миру и не отвергать новые идеи и знания.

 

Весь двадцатый век и начало этого века показал поразительные примеры как нации, влачившие полуголодное существование, восстали из руин и построили высокоразвитое общество.

 

Мне особенно запомнилась одна фотография времен корейской войны – 1953 года. Лежат разбомбленные города и в открытом поле сидят дети с книгами и учитель проводит урок.

Прошло двадцать пять лет и Южная Корея ворвалась в десятку развитых стран мира. Сейчас Южная Корея – пионер в области высоких технологий, и представляет собой наиболее высокоразвитую в техническом плане страну, где согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития 97% молодых корецев получили высшее образование. Такой примерно путь свое время прошла Япония, и сейчас активно осуществляет Китай.

Жители этих стран были готовы идти за знаниями куда угодно, инвестировать все свое время на знания для будущего.

 

Успех этих стран – это пример разумного и открытого подхода к получению знаний.

 

И время – судья этому, она поставила все на свои места – те кто старался и не жалел времени на знания оказались сейчас на гребне волны прогресса.

 

Я могу привести много таких примеров. Но важно уловить основные тенденции развития – основные тренды.

 

Но можем ли мы уповать на существующие сейчас данные?

Часто события носят нелинейный характер.

Представьте себе мир в начале прошлого века?

В 1900 году в Российской империи жило 132 млн. человек, в Якутии 262 тысячи человек, а в США 76 млн. человек. Через сто с лишним лет, в 2012 году – в России живет 143 млн.человек, в Якутии 965 тыс. человек, в США – 314 млн.человек. Я виже, что нет очевидной траектории развития. Слишном много факторов и событий произошло между этими двумя временными пунктами.

Тоже самое относится и к экономике, хотя это также связано с населением, например, в 1900 Внутренний валовый продукт (ВВП) России составлял 253 миллиардов долларов, Китая – 241 миллиардов долларов, а США – 422 миллиарда долларов.

В 2011 по данным ООН ВВП России приблизилось к 1,8 триллионам долларов, Китай – 5.7 триллиона долларов, США- 15 триллионов долларов.

В 1900 году никто не смог бы предугадать масштабы изменений к концу века.

Точно также никто бы тогда не смог бы даже предположить существование беспроводных коммуникаций, полетов на луну, даже существование гражданской авиации. В сентябре 1920 года России посетил знаменитый английский писатель-фантаст Герберт Уэльс и написал о своей поездке книгу под названием «Россия во мгле». В этой книге он рассказал о своей встрече с тогдашним лидером страны Владимиром Лениным, который рассказал ему о планах создания полностью электрофицированных городов в Сибири. Великому фантасту это показалось фикцией чистой воды.

 

Можно только предвидеть скорость и направление изменений. Возможно мы сейчас стоим перед еще большими технологическими прорывами, с применением совершенно новых материалов.

 

Но, уже сейчас мы можем сказать, кто будет лидерами будущего глобального мира. Мы сегодня стали свидетелями поразительного падения технологического превосходства Японии. Есть вероятность, что скором времени может обанкротиться знаменитая фирма Шарп, стремительно падают продажи Сони, исчезли многие японские культовые марки. Япония теряет свое место на передовом фронте технологических разработок, далеко вперед вырывается Южная Корея. Что же происходит? Япония давно переживает падение рождаемости, вместе с увеличением продолжительности жизни Япония стремительно стареет, все меньше молодежи и все больше людей старшего поколения.

Ученые установили, что самый креативный возраст у человека от 15 до 25 лет, потом идет постепенное угасание его способностей. Этот пик креативности приходится на время университетского образования. Япония чисто физически не может конкурировать с Китаем и Южной Кореей. Где довольно молодое население и оно полно энтузиазма и знаний делать новые вещи. Но и их ждет пора разочарований, тогда политика одного ребенка в Китае и слабая рождаемость и поздние браки в Южной Корее возымеют действие через двадцать лет. К сожалению, у нас ситуация не лучшее – рождаемость тоже на критическом уровне и качество образования не дает возможность сделать стремительный интенсивный скачок.

В любом случае для эффективного движения и прогрессивного роста нужна такая комбинация факторов, которая бы позволила сделать большой динамический фазовый переход в иной качественный уровень.

 

В нашем случае остается только уповать на политические механизмы, создание благожелательной к молодым людям атмосферы, достижения консенсуса в обществе, которое бы помогло молодым людям раскрыть свой потенциал, обзавестись семьей достаточно рано при сохранении устойчивого баланса семейных финансов. Только в таком ключе можно сделать существенный вклад в будущее развитие.

 

В конце концов, это выбор каждого из нас как эффективно использовать свое время, единственными хозяевами, которого вы являетесь. Университет, высшая школа дает невероятные возможности для самосовершенствования. Но, вероятнее всего, вы используете только 30% этих возможностей.

 

Сделайте одну простую вещь. Достаньте дневник и опишите свой недельный план – попробуйте все исполнить, установите график и посмотрите работает ли ваш график. Не теряйте время! Старйтесь его использовать в самой максимальной мере!

 

Готовы ли вы идти по длинной дороге знаний, готовы ли достичь своих- целей – все это зависит от вашего умения работать со своим времен.

 

Так дерзайте и ловите момент!

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Поделиться в соцсетях: