Новости библиотеки

5 октября 2012 года, Михаил Николаев поздравил работников образования с 90-летием Министерства образования республики

Торжественное мероприятие посвященное 90-летнему юбилею Министерства образования Республики Саха (Якутия) прошло в Доме дружбы народов - Республиканском центре культуры и народов творчества имени А.К. Кулаковского. Предлагем Вашему вниманию выступление М.Е. Николаева.

Великая тяга к знаниям

Уважаемые коллеги!

В главном справочнике Российской империи, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Еврона от 1890 года о якутах написано, что по приспособляемости к восприятию высшей культуры, якуты являются единственным инородным племенем способным сделаться культурным народом.

У нашего народа всегда была генетическая потребность к получению новых знаний, к познанию нового, основанное на здоровом любопытстве и любознательности. Недаром одним из наиболее уважаемых героев якутских народных сказаний является мудрый старец Сэркэн СэҺэн, находящийся в вечном поиске нового и интересного, и предстающий в образе наставника и учителя.

Мы можем вспомнить наших мудрых предков, душей и сердцев познавших необходимость образования для развития народа - Софрона Сыранова, Василия Васильевича Никифорова – Күлүмнүүр, Алексея Елисеевича Кулаковского – Өксөкүлээх Өлөксөй. Они были не только просветителями, идейными отцами культурного ренессанса якусткого народа, но и настоящими народными учителями, несщими свет знаний в самую гущу народных масс.

К началу 20 века в Якутии было 85 учебных заведения, из только 4 средних образовательных учреждений, а остальные были так называемыми «двухлетками» - миссионерскими церковно-приходскими школами. Всего училось около 2 тысяч детей, основная масса населения 95% было неграмотно. Высшее образование имело небольшая горстка людей. Сейчас через 90 лет в республике 163 тысячи учащихся средних общеобразовательных школ и училищ, 36 тысяч студентов, 1500 кандидатов наук и 450 докторов наук.

Началом этого несомненного прогресса стало создание в 1922 году Народного комиссариата просвещения Якутской Автономной Советской Социалистической Республики по инициативе дальновидного руководителя - председателя Совета народных комиссаров Платона Ойунского. Этот момент стал новой вехой в достижении настоящего и истинного народного образования, позволивший нашим отцам вырваться из многовековой отсталости и неграмотности.

Несмотря на ограниченность ресурсов, Наркомпрос сумел правильно организовать работу, используя энтузиазм и энергию молодежи, и решительно начал борьбу с неграмотностью, через «ликбезы» и «избы-читальни». За десять лет с 1922 по 1932 годы им удалось открыть 500 новых школ и 14 техникумов. А в 1934 году Педагогический институт в Якутске, который за очень короткое время подготовил тысячи учителей. В дальнейшем этот институт стал университетом.

Отцы основатели республики сами постигли азы наук в неистовой борьбе, терпя лишения и невзгоды, в условиях немыслимых сегодня, и эти знания помогли им создать, обосновать, и защитить все то, что мы сегодня гордо называем своей родной республикой. Широта взглядов и сила образованности помогли им найти путь строительства государственности и привели их к осознанию необходимости комплексного развития нашего региона на основе новейших научных достижений, что нашло свое отражение в организации экспедиции Академии наук СССР по комплексному изучению производительных сил Якутии в 1925-1930 годы, первой научной экспедиции такого масштаба, организованная на территории Советского Союза.

За годы советской власти пришелся настоящий рассвет учительства, подготовивший крепкий фундамент для прорыва в области образования в период новейшей истории Якутии. Было проведено множество реформ, которые дали хорошие результаты. Руководители министерства были люди с широким не заскорузлым взглядом, такие как Николай Иванович Шарин, Владимир Гаврильевич Павлов и Будимир Дмитриевич Слепцов. В эти годы работала яркая плеяда педагогов-новаторов таких как Георгий Евдокимович Бессонов, Борис Николаевич Андреев и народный учитель Михаил Андреевич Алексеев.

В 1990-е годы в эпоху новой России, министерство образования республики стало пионером инноваторских программ под руководством талантливых и креативных руководителей таких как Егор Петрович Жирков и Евгения Исаевна Михайлова, которые провели всеобъемлющую реформу образования, позволившей нашему региону занять ведущее место среди субъектов Российской Федерации по развитию человеческого потенциала. За десять лет с начала регистрации критериев развития человеческого потенциала по методике ООН в России Якутия поднялась с 41 места в 1991 году до 8 в 2001 год. Этот пример был отмечен как один из выдающихся образцов регионального развития. Таким образом, к началу 21 века Якутия оказалась на вершине образовательного олимпа, готовая к новым, еще более дерзким свершениям в новом все более глобальном мире, где превалирует конкуренция и соревнование идей и знаний, где уровень образования является определяющим фактором успеха.

Действительно, сейчас предстоит еще большая и тяжелая работа по воспитанию человека глобальной формации, гражданина мира, способного благодаря своим талантам пробиться в первые ряды кадровой когорты ведущих транснациональных компаний мира. Роль министерства возросла как никогда более и от успеха её работы зависит будущее целого региона и всего народа.

Поздравляю Вас с этим прекрасным юбилеем!

Желаю еще больших успехов на ниве воспитания нового поколения якутян!

 

Первый Президент Республики Саха

 

М.Е. Николаев

Поделиться в соцсетях: