Новости библиотеки

22 августа с.г. Первый Президент РС (Я) М.Е. Николаев выступил в Пленарном совещании Августовского совещания работников образования Республики Саха (Якутия) 2012 г по теме: «Модернизация образования в интересах детей»

vst men

Предлагаем Вашему вниманию текст выступления:

Уважаемые товарищи!

В 90-е годы, во время смены социально-экономических парадигм мы приняли, на мой взгляд, единственно верное решение, отражавшее основную суть устройства государства, к которому мы стремимся и строим. Это путь развития человеческого потенциала. Тогда мы твердо уяснили вектор своего развития, который исходил из желаний и чаяний нашего народа.

Недавно был опубликован доклад Программы развития ООН о состоянии человеческого потенциала в мире. В этом докладе был приведен рейтинг развития человеческого потенциала в регионах России, и Республика Саха была отмечена как регион, сделавший огромный прорыв в этой области. За десять лет с начала регистрации критериев развития человеческого потенциала по методике ООН Якутия поднялась с 41-го места в 1991 году до 8-го в 2001 году. Этот пример был отмечен как один из успешных образцов регионального развития.

Согласно данным Всемирного банка в странах, где уровень развития человеческого потенциала достиг наивысшего уровня, наблюдается рост инновационной активности в области внедрения новых технологий и методов производства, что имеет важную роль в увеличении производительности труда и повышению ВВП этих стран.

Мы, будучи одним из самых отдаленных от центра регионов, нуждаемся в развитии человеческого потенциала в гораздо большей степени, чем другие регионы. Только благодаря качеству образования и уровню культуры мы можем иметь достойный голос среди многоголосия нашего федеративного государства. Привлечение прямых инвестиций, возможность вести на равных переговоры с контрагентами со всего мира в эпоху глобализации экономики и членства в ВТО будет результатом всех наших усилий. Для этих целей мы с Вами приложил все усилия, чтобы подготовить нашу молодежь к жизни в новых реалиях глобального мира.

Опыт других стран показывает, что максимальное развитие человеческого потенциала и раскрепощение креативного начала человека возможно только при условии существования ответственного гражданского общества и свободы личности. Личность становится свободной и ответственной, когда человеку доверяют. Мы с Вами еще и еще раз убеждаемся, что только доверие пробуждает в человеке чувство ответственности, пробуждает такие лучшие качества как гуманизм, благородство, способность творить добрые дела.

Я поддерживаю инициативу нашего министра образования в его стремлении на основе федеральной политики модер-низировать образование для блага и интересов ребенка. Это — правильный путь. Именно от наших детей — от их самостоятельности и ответственности — зависит будущее нашего общества.

К сожалению, не существует врожденного инстинкта демократии, мы не рождаемся демократами, либералами или консерваторами. Подрастающее поколение должно быть воспитано в уважении и понимании нормы гражданского общества. В этом ключе и должна идти модернизация современного образования. Ибо только свобода, порожденная свободным разумом может привести к гражданскому обществу. И наша школа должна стать школой гражданственности и ответственности.

В спорах рождается истина

Говоря о ценностных ориентирах детей я хочу напомнить всем вам, что духовные ценности как и истина, рождаются в открытых спорах, свободных дискуссиях и диспутах.

Мы все время пытаемся дать нашим детям ценностные ориентиры в качестве неизбежной данности, сниспускаемой с заоблачных высот нашего авторитета. Но, позвольте уверить Вас, мои дорогие коллеги, что секрет кроется в том, что духовные ценности обретают смысл, если ребенок познал их своим трудом, в спорах и в долгих поисках.

Я уверен, что настало время целенаправленно в качестве министерской инициативы начать организацию в каждой школе дискуссионных клубов – Демократических Клубов, которые могут стать площадкой для развития демократической культуры, спора и ведения диалога в дискуссии. В этих школьных клубах наши дети постигали бы истинные ценности демократии и гражданского общества, и повышали свою культуру и свой кругозор. А в качестве президентов клуба, модераторов-ведущих, нужно приглашать действующих политиков, представляющих округ, район на самых разных уровнях представительной власти. В этих клубах на обсуждения нужно ставить любые вопросы, и не бояться интеллектуального любопытства юных. Пусть блещет мысль во всем многообразии мнений, суждений и логических построений. Значение здоровья, значение семьи, понятие Отечества, важность труда и творчества, экология, сила науки, религия, гражданственность и патриотизм — темы для обсуждения в этих дискуссионных клубах. Министерство образования должно, на мой взгляд, стать проводником идеи таких клубов, всячески способствовать ей, спонсировать подобные ростки гражданского общества. Для пробуждения интереса нужно публиковать результаты дискуссий во внутришкольных средствах массовой информации, привлечь к этому процессу взрослые медийные ресурсы, телевидение. Транслировать настоящие дискуссии в школах. Проводить конкурсы дискуссионных клубов, когда десятки наиболее выдающихся ораторов и дискуссионеров различных школ сразятся в интеллектально-логическом споре с коллегами из других школ. Нужно создать республиканскую ассоциацию таких клубов, чтобы способствовать этому процессу, отметить наиболее талантливых ребят, которые будущем войдут в когорту выдающихся деятелей нашей страны.

Я не раз говорил в школах, институтах, университетах, Академии, чтобы каждый студент, учащийся старших классов за учебный год 50 часов работал волонтёром, 50 часов участвовал в дебатах, дискуссиях, 50 часов принимал участие в различного рода спортивных соревнованиях. С этой целью на каждого следовало бы завести дневник, где скрупулёзно отмечались эти участия, ставились баллы, и отмечали победителей.

В здоровом теле – здоровый дух

В 20-ом веке две мировые войны заставили мир пережить страдания и боль неизмеримых масштабов. Это был век обретения человеком права на то, что мы называем базовыми ценностями человека – право на жизнь, свободу совести, на образование, лечение, право на политическую и гражданскую свободу, культурные и социально-экономические права. 21-й век есть и будет веком личностного роста. Прогресс в области современных высоких технологий, приведший к созданию разнообразных социальных сетей, дает человеку беспрецедентную возможность для выражения своего мнения. Радикальная трансформация экосистемы человека в результате наступления информационного общества с его сверхнасыщенным виртуальным пространством может дать индивидууму возможность обрести осознание сверхценности здоровья как единственно значимого показателя комфортности и счастья. Я уверен в том, что это век будет веком расцвета не только всевозможных субкультур и виртуальных сообществ, но и веком здорового образа жизни. И размышляя логически, я пришел к мнению, что образ жизни, который мы ведём, станет определяющим фактром успеха любого индивида или сообщества. Достижение здорового баланса между виртуальной средой и физическим миром, станет определяющей доминантой развития общества в ближайшие десятилетия. В этом направлении мы стали пионерами движения в стране, нацеленного на создание культа здорового образа жизни. Для пропаганды этих идей мы основали международные детские спортивные игры Дети Азии с целью дать всем нам возможность осознать ценность здоровья как основы глобального прогресса. Сейчас мы обрели опыт, определили приоритеты. Настало время охватить детским спортом основную массу школьников посредством концентрации усилий на уровне школ. Школьный спорт должен обрести свою собственную лигу. Я представляю себе волейбольные, баскет-больные, футбольные, легкоатлетические лиги, в которых участвует каждая школа, где выставляя команды соревнуется на районном, окружном уровне с другими командами из других школ. Рейтинги и таблицы лиг ведущих школьных команд должны быть на виду в средствах массовой информации. Только так, активно мотивируя ребят, можно привлечь наше молодое поколение к спорту. И учтите, эти ребята через пять-десять лет станут экономически активными членами общества. И сейчас мы закладываем основы их будущего успеха. Специализация по секциям, выбор спорта должен происходить в школе. В этом вопросе такие страны как Китай, США, Южная Корея добились впечатляющих успехов и нам нужно изучить их опыт.

Спорт – это самый эффективный и доступный путь укрепления силы воли и характера человека, спорт воспитывает личность.

Вечный поиск талантов

Мир не достиг бы всех высот прогресса не будь гениев, титанов интеллекта, стоя на чьих плечах мы видим так далеко вперёд. В истории человечества есть немало примеров, когда талант и знания отдельных людей оказывали огромное влияние на развитие и прогресс всего общества. И сейчас в эпоху стремительных инновационных прорывов как никогда прежде востребованы одарённые люди, обладающие способностью мыслить нестандартно, сознанием, не ограниченным пределами уже известного. Новые Ньютоны, Кулибины, Эдисоны, Эйнштейны и Стивы Джобсы нужны всем нам, и они без сомнения есть. Вопрос: как их обнаружить и как развить и раскрыть их таланты?

Многочисленные исследования указы-вают на то, что примерно 10% детей обладают высокими способностями к обучению и логической компетенции. В разных странах существуют свои специальные программы для одаренных детей. Одной из самых продвинутых в этом отношении стран является Южная Корея, где существуют всеобъемлющая государ-ственная программа для одаренных детей, академии талантов, специальные иссле-довательские центры при всех корейских университетах и принят закон о продвижении одаренных детей, и из 7 миллионов школьников 50 тысяч были определены как одаренные дети (это соотношение 1 к 140), обучающихся по специальной программе. Были определены десятки разных видов одаренности, от лидерских до музыкальных. Большой опыт по работе с одаренными детьми накоплен в Англии, США, Сингапуре и Гонгконге. В этом плане мировой опыт велик и многообразен. И нам следовало бы его изучить.

Время требует от нас переосмысления наших подходов к одаренным детям. Для оценки и определения программы содействия развитию одаренных детей нам нужно подготовить и провести между-народную конференцию под эгидой ЮНЕСКО, посвященную созданию инфраструктуры развития одаренных детей с приглашением представителей стран, где накоплен большой опыт в этой области. Результатом этой конфереции могло бы стать оформление проекта программы содействия одаренным детям. Возможно, стоит отойти от общепринятых методик и работать на микроуровне по отдельным индивидуальным программам. Полагаю, что одаренные дети нуждаются в индивидуальном подходе. Надеюсь, что в свете новых веяний, при министерстве следовало бы создать специальную группу по работе с одаренными детьми.

У нас уже был сделан задел в этой области. В свое время была создана сеть Президентских школ в Республике Саха. В 90-е это опаравдало себя. Также были открыты новые типы школ: гимназии, колледжи, авторские школы, лицеи, ассоциированные школе ЮНЕСКО. А ребята, прошедшие обучение в этих школах, поступали и поступают в самые престижные вузы страны. Это уже говорит о многом.

Вместе с тем нужно отметить, что многие одарённые дети так и не раскрывают полностью свой талант, хотя имеют огромный потенциал. Нужно обратить внимание на этот факт и создать программу-мост для многообещающих ребят для их профессиональной настройки и содействия в поступлении в лучшие вузы страны.

Работы много, и работа эта творческая. Я призываю Вас, дорогие коллеги, раскрыть весь свой потенциал и опираясь на накопленный опыт сделать прорыв – настоящую модернизацию в области образования.

Поделиться в соцсетях: