Новости библиотеки

Круглый стол в Институте управления при Президенте РС(Я): молодые управленцы должны иметь активную позицию

28 апреля Институтом управления при Президенте РС (Я) организован круглый стол, посвященный 90-летию государственности Якутии, 20-летию Конституции Республики Саха (Якутия). На круглом столе приняли участие Михаил Николаева, первый Президент РС (Я), депутат Госдумы ФС РФ, а также Дмитрий Миронов, председатель Конституционного суда РС(Я) и Анатолий Гольдман, депутат нескольких созывов республиканского парламента и слушатели, преподавательский состав института.


Участники задавали вопросы почетным гостям, делились мнениями по вопросам государственного строительства республики. Михаил Николаев ответил на вопросы молодых управленцев:

- Ваше мнение о конституционном запрете на идеологию?

- В статье 13 Конституции РФ признается идеологическое разнообразие. Например, возрождение самобытной культуры – это мощная идеология. Гарантированные Конституций России права человека – это тоже идеология. Сегодня мы говорим о том, что это не должна быть одна господствующая идеология, как марксистско-ленинская.

- Будет ли меняться Конституция республики, есть ли необходимость в ее изменении?

- Конституция – не догма, и она может быть изменена через какое-то время, но внесение изменений – это прерогатива законодательной власти республики. Более важный вопрос сегодня – реализация прав и полномочий. Например, здравоохранение: на федеральном уровне полномочия будут касаться только высоких технологий и деятельности федеральных медицинских центров. Все остальные вопросы должны решать на уровне субъектов РФ. И здесь постоянным краеугольным камнем будут кадры. В здравоохранении испытывается большой дефицит прежде всего кадров, подготовка которых является прерогативой субъектов РФ. Наркологическую службу передали республике, а у нас наркологов единицы.

Россия имеет очень обширную территорию, которой трудно управлять. Советская власть это знала, поэтому создавались соответствующие структуры, как Минвостокстрой. Сейчас такая практика возобновлена в последние 5-6 лет в виде госкорпораций по отраслям. Например, когда Гагарин полетел, на тот момент два миллиона человек работали на предприятиях космической отрасли под полным контролем легендарного Королева. Это одна из форм госуправления, и в свое время все может быть акционировано. Так что поживем-увидим.

- Ваша точка зрения на выборность губернаторов?

- Этот закон уже принят. Согласно новому закону все органы местного самоуправления должны дать согласие, в республике их 446. От 5 до 10 % депутатов муниципальных собраний должны дать согласие. Затем необходимо собеседование с кандидатом и согласие глав администраций только одному кандидату с нотариальным подтверждением. Видимо, жизнь показала, что надо вернуться к международной практике выборности.

- Что Вы думаете о формировании резерва управленческих кадров и будущем кадровой политики?

- Я бы большой упор сделал на подготовку руководителей хозяйственного сектора, народного хозяйства, это фермеры, малый и средний бизнес, чтобы быстрее формировался средний класс.

- Ваше отношение  к защите прав отцов-одиночек?

- Защита прав и обязанностей должна осуществляться на основе их гармонии. Сегодня более острая проблема прав детей, так как очень много браков распадается, распространяются так называемые гражданские браки. В республике ежегодно рождается 15-16000 человек, умирает 9000. Казалось бы, позитивная динамика. Но мало кто знает, что ежегодно пенсионерами становятся 20-25000 человек. Кто их будет восполнять? Поэтому на статистику не надо смотреть механически. Население стареет, и это скажется в недалеком будущем. В сельском хозяйстве половина работающих пенсионного возраста, которые скоро просто физически не смогут трудиться. У нас мало интеллигенции на селе. Ежегодно 10-20 населенных пунктов остается без населения. Кто об этом должен заботиться? Пушкин? Сегодня вопрос народорасселения на государственном уровне серьезно не рассматривается.

В заключение круглого стола М.Е. Николаев выступил с напутственным словом:

«В эти дни я много встречаюсь с населением, организациями по вопросам государственности республики, ее истории. Девяносто лет назад Якутия стала автономной республикой, но понятие «автономия» означает местное самоуправление, а понятие «республика» - государственность. Поэтому противоречие было заложено изначально в формулировке «автономная республика». Впоследствии В.И. Ленин писал, что, видимо, очень виноват, что энергично не вмешался в дискуссию об автономии, в которой победила группа Сталина с идеей автономности. По прошествии 70-и лет в начале 90-х годов решались три единые  задачи:

1) повысить политический статус республики;

2) определиться с собственностью республики;

3) исходя из вышеназванных задач решать вопрос повышения благосостояния народа.

Первые две задачи мы выполнили. В 1992 году мы подписали соглашение с Правительством РФ по разграничению собственности. В совместном ведении были пять направлений, в том числе арктическое пароходство. Все остальное – в собственности республики. Тогда, из-за перехода централизованного государственного обеспечения на рыночную экономику все связи были разрушены, что не могло не отразиться на благополучии народа. Поэтому социальная политика была для нас приоритетной, чтобы облегчить участь народа. Объем социальных выплат достигал 70 % от объема средств на заработную плату. У республики был собственный пенсионный фонд, который выдавал пенсии день в день, в то время как в стране в целом люди месяцами ее не получали. Были открыты 80 000 лицевых счетов всем школьникам Якутии, которые получили по одному миллиону рублей по окончании школы, а также сельским учителям. Несмотря на трудности того времени у людей горели глаза, они вносили очень много предложений, лучшие из которых реализовывались в жизнь. Если бы сегодня работали так, как в 90-е годы, не было бы таких зигзагов. Первые пять лет жизни Республики Саха (Якутия) были очень активными политически, которая очень продуктивно работала в формировании российской законодательной базы. Из десяти съездов Верховного Совета РСФСР я выступал на девяти, так как была огромная борьба за определение вектора развития. С трибуны съезда мною было заявлено об отказе от автономии и необходимости подписания отдельного Союзного договора. Сейчас все стабилизировалось, но еще Конфуций говорил: в период спокойствия надо думать о будущем на 20-30 лет вперед, иначе могут застать врасплох.

Институт должен быть мозговым центром развития государственности республики, иметь богатую библиотеку с материалами со всего мира по парламентаризму и государственному, муниципальному управлению. Россия предпринимает шаги по интеграции с Европой, имеющий богатейший опыт демократического устройства государства. Россией ратифицируются европейские хартии. Например, Финляндия, занимающая по качеству жизни первое место, дошла до такого уровня развития, что ликвидировала институт губерний, оставив только местное самоуправление и высшую государственную власть. Нам нужно знать мировой опыт, так как исторически веяния Византии до сих пор очень сильны. Пришло время, когда дать людям возможность жить своим умом и творить, это делает государство намного сильнее, чем ручное управление. Сегодня распространено пассивное, иждивенческое отношение среди людей, слабо развито общественное движение. Местное самоуправление – институт публичной, народной власти, а мы этого не понимаем. Настоящая, реальная жизнь проходит на местах, в районах, работа в которых очень серьезно складывается на становлении руководителя. Много ли среди руководителей министерств бывших главами улусов? Омолаживать руководящий состав республики надо, но через определенную школу. А можете назвать ярких лидеров среди глав районов? Кто будет президентом республики через 10-15 лет? Об этом надо думать сейчас и готовить ответственных руководителей. Поэтому мое пожелание – занять очень активную позицию».

Поделиться в соцсетях: