24 мая 1990 года на I Съезде народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Большом Кремлевском Дворце (Москва) М.Е. Николаев положил начало движению за предоставление полноценного политического статуса субъекта федерации национальным автономиям для решения насущных социальных проблем путём установления права собственности, декларированных в союзных законах и актах, на богатства недр и природные ресурсы. Благодаря призыву М.Е.Николаева узаконить федеративные отношения были в конечном счете подписаны многочисленные федеративные договора, ставшие правовой основной существования Российской Федерации. В результате субъекты федерации стали получать проценты прибыли от федеральных предприятий, работающих на их территориях, и, соответственно, перестали быть просто «сырьевыми придатками» советской империи.
В своей речи М.Е. Николаев предложил создать первые в истории российского парламента Комитет по делам Севера и Арктики.
Председательствующий. Слово имеет депутат Николаев. Подготовиться депутату Ковалеву.
Николаев М.Е., Председатель Президиума Верховного Совета Якутской АССР, г. Якутск (Орджоникидзевский территориальный избирательный округ, Якутская АССР).
Уважаемые народные депутаты!
В памяти многих из нас еще свежи высокие, самые громкие эпитеты и слова о расцвете республик и народов, о достижении ими невиданных высот в развитии экономики и культуры. Чаще всего высокопарные слова звучали под сводами этого величественного зала. А за стенами Кремля жизнь шла своим чередом. Представители национальных республик, в большей части те же люди, которые в этом зале говорили о своих крупных достижениях, ходили по коридорам московских министерств и ведомств, вымаливая ресурсы, средства на строительство жилья и больниц, клубов, школ, на помощь селу.
К сожалению, ходоков и толкачей и в наши дни предостаточно. Но такому позорному явлению должен быть положен конец. Во всяком случае, законы, принятые Верховным Советом Союза ССР, вселяют уверенность, что многие вопросы, которые раньше месяцами, годами рассматривались, согласовывались в различных кабинетах неподалеку отсюда, теперь должны решаться на местах.
Думается, что рассматриваемый нами вопрос о суверенитете Российской Федерации в обновленной Федерации республик должен быть прежде всего направлен на совершенствование политической системы Российской Федерации, способной решать назревшие экономические, социальные, национальные и экологические проблемы.
Говоря об этом, я хотел бы остановиться на следующих моментах. Последние законы Верховного Совета Союза ССР, в которых приравнены права союзных и автономных республик в решении вопросов экономического, социального и культурного развития, во многих аспектах политического суверенитета, несомненно, вызывают чувство удовлетворения у нас, жителей автономных республик. Хотя мы знаем, что каждая позиция в прямом смысле завоевывается в упорной борьбе, но все же у нас пробуждается надежда на утверждение реальной самостоятельности в решении своих вопросов.
Если быть откровенным, такая надежда никогда не покидала народы Якутии, связавшие свою судьбу с Россией, с русским народом почти четыре столетия назад, разделяя с ним горести и радости на протяжении всех этих лет.
Поэтому сегодня они очень обостренно, с болью в сердце воспринимают расшатывание исторических основ, объединяющих Россию. Объективно Россия, русский народ не меньше других, даже в большей степени, стали жертвами унитарной модели государственного устройства. Сегодня, товарищи, не время для взаимных обид и упреков. Надо беречь то, что нас соединяло во всей нашей многовековой истории, и искать пути объединения в нашем общероссийском доме.
Надо освободиться от догм и стереотипов, извращающих понятие подлинного равноправия и равенства. В годы произвола командно-административной системы Якутия, может, больше других испытывала "прелести" диктата и, видимо, больше других будет ощущать его последствия. Многие годы потребуются, чтобы Якутия преодолела губительный синдром сырьевого придатка, отведенный нашей республике. Это вопиющая несправедливость, которую мы решительно отвергаем.
По общему объему общественного производства в реальных ценах Якутия вполне сопоставима не только с Прибалтийскими и Среднеазиатскими союзными республиками, но и с рядом развитых капиталистических стран. Однако республика в результате отсутствия реального политического и экономического суверенитета, узурпирования ее конституционных прав на владение, пользование и распоряжение своей же исконной землей, богатствами недр и другими природными ресурсами не обладает реальной властью и соответствующими экономическими полномочиями. Это видно из того, что в государственном бюджете Якутской АССР аккумулируется 16 процентов всех финансовых ресурсов, а поступает лишь 4,5 процента прибыли союзных и федеративных предприятий.
Приведу сведения для сравнения. Доля отчисления от прибыли союзных предприятий в бюджет большинства республик составляет 20 процентов, а в бюджет Эстонии — 84 процента.
В настоящее время 90 процентов промышленной продукции Якутии производят в качестве сырья предприятия союзного и федеративного подчинения, которые управляются из центра и практически не участвуют в развитии территории, в создании предприятий агропромышленного комплекса, местной промышленности, дорожной сети и тем самым увеличивают социальную напряженность на местах. Именно такое политическое и экономическое бесправие республики привело к отставанию национального развития якутского народа, малочисленных народов Севера, местного русскоязычного населения.
На наш взгляд, противоречивый по своей сущности термин "автономная республика", которым страна руководствуется около 60 лет, вносит двойственность в понимание как статуса республики, так и в вопросы, возникающие при установлении разграничения полномочий между союзными и автономными республиками.
Не случайно В.И. Ленин еще 30 декабря 1922 года, в день образования Союза ССР. с сожалением писал: "Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то. что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации..."
Теоретическая несостоятельность понятия "автономная республика" была признана еще в 1926 году специальной комиссией ВЦИК. Если слово "республика" соответствует узакониванию национально-территориального образования как государства, то слово "автономия", означающее местное самоуправление, отрицает само понятие и сущность государства.
В качестве одной из первоочередных задач по осуществлению полноценной федерации можно предложить идею изменения статуса действующих автономных республик и автономных образований и создания действительно равноправных национально-территориальных структур, исключающих практику деления народов на ранги. Выбор форм государственной жизни суверенное право народов. В связи с этим мы считаем, что необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении Якутской АССР прав Советской Социалистической Республики как особой формы государства в составе обновленной Российской Федерации.
Считаем, что в современных условиях должна быть изменена система национально-государственного строительства РСФСР. На наш взгляд, должно быть восстановлено прежде всего подлинно ленинское понимание федерации, фундаментальной основой которой было равенство и равноправие народов. Обновление Федерации надо начинать с упорядочения положения в самой Российской Федерации, ибо федеративное государство формируется на договорных отношениях. Однако все автономные республики. которые образуют сегодня РСФСР, были созданы в свое время сверху декретами, паритетными положениями и т.д. И наконец, если мы хотим, чтобы у нас была обновленная Федерация и в ней сильные субъекты Федерации, а мы действительно хотим, чтобы во всех законах и законодательных актах, разрабатываемых и утверждаемых на съездах народных депутатов и на сессиях Верховного Совета Российской Федерации и Верховного Совета СССР, права национальных республик как равноправных субъектов Федерации, как равных среди равных должны быть на нынешнем Съезде неукоснительно определены.
В статье 20 недавно принятого Закона о собственности в СССР предусмотрено право автономной республики «осуществлять в рамках закона РСФСР владение, пользование и распоряжение землей и природными ресурсами на своих территориях в своих интересах и интересах Союза ССР». А в соответствии со статьей 5 Закона об экономических отношениях Союза ССР. союзных и автономных республик данные вопросы регулируются многосторонним соглашением между Союзом ССР, Российской Федерацией и автономными республиками. В нарушение этих положений Совет Министров СССР и сегодня относит валютную продукцию, в том числе алмазы и золото, на добыче которых специализируется Якутская АССР, исключительно к собственности Союза ССР. Таким образом. Якутия и в этих условиях опять лишается суверенных прав распоряжаться, хотя бы частично, природными ресурсами своей республики. Считаю, что Совет Министров СССР должен пересмотреть данные положения в духе принятых законов.
Товарищи! Российская Федерация – единственная республика. которая имеет Север и Арктику, где проживают 10 миллионов человек. На этой громадной территории расположены хозяйственные предприятия 40 союзных и 30 республиканских министерств и ведомств. Нас. северян, беспокоят исключительно проблемы Севера. Север демографически перегружен, экологически не защищен. Но в то же время этой проблемой ни в Российской Федерации, ни в Союзе никто не занимается.
У нас. северян, есть конкретное предложение. Думается, настало время в Верховном Совете Российской Федерации создать Комитет по делам Севера и Арктики. И это предложение прошу поставить на голосование, когда будет рассматриваться вопрос о порядке формирования Верховного Совета РСФСР. (Аплодисменты).