Новости библиотеки

Профессионал в глобальном мире

Уважаемые посетители сайта Первого Президента Республики Саха (Якутия),
представляем Вашему вниманию проект подготовки специалистов Республики Саха (Якутия) за рубежом «Профессионал в глобальном мире», автором которого является М.Е.Николаев. Просим направлять свои предложения и комментарии по адресу:nvp11_52@mail.ru

Республика Саха (Якутия) является составной частью глобального мира. Подъем экономики республики и социальное развитие ее населения неразрывно связаны с ее дальнейшим продвижением вперед с общим мировым прогрессом. При этом республика призвана идти в ногу с развитием экономики, науки и техники в передовых странах мира. И своевременно внедрять передовой зарубежный опыт в экономику и социальную жизнь Якутии.
Этому должно способствовать единое образовательное пространство глобального мира.
У республики есть опыт направления на учебу в университетах Европы, Азии и Америки девушек и юношей республики.
С учетом быстро меняющейся политической и экономической обстановки в мире, ранее принятая практика направления молодежи на учебу за рубежом требует определенной коррекции.
Сегодня в республике есть университет и институты, где готовят специалистов по почти всем отраслям экономики и социальной жизни.
Но, тем не менее, есть еще области науки и практики, где ощущается отставание республики.
Такими направлениями являются:
-подготовка специалистов по передовым технологиям;
-подготовка медицинских специалистов по лечению наиболее сложных и опасных болезней современности, включая онкологические заболевания,
-подготовка профессиональных руководителей и менеджеров экономики в условиях Крайнего Севере, в особенности в малых хозяйствах малочисленных народов Севера,
-подготовка специалистов по малой энергетике и возобновляемых источников энергии, включая энергию солнца, снега, ветра и геотермальных источников,
Задачи подготовки специалистов в новых отраслях экономики и медицины для Якутии требует государственного подхода.

Таким образом, проект «Профессионал в глобальном мире» должен стать одним из национальных проектов Республики Саха (Якутия).

Организационные работы

Учредить правительственное предприятие по реализации проекта «Профессионал в глобальном мире».

Состав:
Исполнительный директор,
Советник по науке,
Советник по организационной работе.
Секретарь - делопроизводитель
Бухгалтер

Подготовку специалистов в рамках проекта «Профессионал в глобальном мире» вести по четырем направлениям:
1. профессионалы новых технологий;

2. профессиональные врачи;

3. профессиональные работники Севера;

4. профессионалы малой и возобновляемой энергетики.


Цели и задачи проекта

1. Профессионалы новых технологий

Дальнейшее развитие экономики и качества жизни в республике невозможно без внедрения в жизнь новых технологий. Новые технологии способны коренным образом изменить отношение людей к работе, образу жизни и мышления.
В нашей республике с учетом ее масштабов первоочередным является развитие передовых информационных технологий. Внедрение информационных технологий позволит установить единое информационное поле республики, что сделает возможным ввести в действие телемедицину для обслуживания отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, охватить дистанционным обучением детей этих же далеких населенных пунктов. Распространение информационных технологий предоставит возможность жителям отдаленных районов республики найти работу в этой сфере.
Наиболее ярко преимущества развития информационных технологий на Севере демонстрирует Финляндия. Для Якутии было бы выгодно установить сотрудничество в области современных технологий с университетом города Оулу.
В Университете Оулу работает интернациональная команда преподавателей и исследователей, которые дают качественное знание студентам.
Университет Оулу является известным европейским центром передового преподавания и современных инноваций.
В университете имеются следующие факультеты:
- факультет гуманитарных наук;
- педагогический факультет;
- факультет точных наук;
- факультет медицины;
- факультет экономики и управления бизнесом;
- факультет технологий.
На факультете точных наук преподают естественные и точные науки, включая математику.
В настоящее время на факультете ведутся исследования в области информационных технологий и их внедрения в практику. Проводятся работы по математическому моделированию и компьютерным методам исследования. Исследуются структура генов, структура и динамика процессов Земли и Космоса. Разрабатываются модели природных ресурсов и экосистемы на Севере.
На факультете технологий проводятся исследования в области прикладной электроники и коммуникационных технологий. В рамках факультета действует одна их трех известных финских школ архитектуры.
Адрес факультета технологий:
University of Oulu
Faculty of Technology
P.O. BOX 4000
FIN-90014 University of Oulu
Finland
Tel. +358 8553 2001
+358 553 2006

Учебой иностранных студентов занимается служба международных отношений университета:
International Relations
tel. +358-8-553 4042
fax +358-8-553 4041
PO BOX 8100
90014 University of Oulu
Finland

Internal Adress:
8 KV (Administration)
KV/LIN (International Centre

Главным центром использования передовых технологий Финляндии является один из мировых лидеров электронной коммуникации фирма «Нокиа».
Nokia Corporation
Visiting address: Keilalahdentie 2-4,
FI-02150 Espoo
Post address:
P.O. Box 226,
FI-00045 Nokia Group Finland
Tel. +358 (0) 7180 08000
Business ID: 0112038-9
Place of registration: Helsinki, Finland


2. Профессиональные врачи

Укрепить здоровье населения Якутии, повышая профессиональное знание медицинских работников до уровня мировых достижений в области медицины и охраны здоровья.
Начинать подготовку медиков завтрашнего дня, которые были бы на передовом рубеже медицинской науки и практики. Для этой цели, продолжая подготовку медицинских кадров в университетах и институтах России, практиковать стажировку врачей и других медицинских работников с высшим образованием за рубежом, в частности в Медицинском Центре Вашингтонского университета.
При этом особое внимание необходимо обратить на развитие в Республике Саха (Якутия) новых, перспективных направлений. К таким относятся трансгенетическая технология, позволяющая использовать в лечебных целях генетический материал разных живых организмов, копирование клетки и исследование передачи клеточного кода, развитие методов ультразвукового лечения, диализ почки и разработки в области протеина. И необходимо подготовить специалистов в области генома человека.
В современной медицине все более широкое применение получает компьютерное моделирование биологических процессов, включая исследование структуры протеина. В частности, протеомика исследует производство белков, их разложение и процесс замены белков внутри организма. Результаты протеомики используются в лечении дистрофии, малярии и лейшманиоза.

Подготовка медицинских специалистов высшей квалификации:
- отбор кандидатов среди врачей республики по специальностям онкологические болезни, сердечно-сосудистые болезни, инфекционные болезни;
- организация подготовительных курсов в лечебных учреждениях республики перед отправкой на зарубежную стажировку.

США
Вашингтонский университет

Стажировка врачей в Медицинском Центре Вашингтонского Университета:
Thomas E. Norris, M.D.
Vice Dean for Academic Affaires
University of Washington School of Medicine
A-300 Health Science Center
Box 356340
Seattle, WA 98195-6340
VM 206-695-3466
Fax 206-543-9051
tnorris@u.washington.edu
17.08.08.

Paul G. Ramsey, M.D.

CEO, UW Medicine
Executive Vice President for Medical Affaires and
Dean of the School of Medicine,
University of Washington

C-314 Health Science Center
Box 356350
Seattle, WA 98195-6350
206-543-7718
Fax 206-685-8767
pramsey@u.washington.edu

Сегодня я вижу нашу задачу в области здравоохранения в республике в повышении профессионального знания медицинских работников до уровня мировых достижений в области медицины и охраны здоровья.
Надо начинать подготовку медиков завтрашнего дня, которые были бы на передовом рубеже медицинской науки и практики. Для этой цели, продолжая подготовку медицинских кадров в университетах и институтах России, практиковать стажировку врачей и других медицинских работников с высшим образованием за рубежом, в частности в Медицинском Центре Вашингтонского университета.
При этом особое внимание необходимо обратить на развитие в Республике Саха (Якутия) новых, перспективных направлений. К таким относятся трансгенетическая технология, позволяющая использовать в лечебных целях генетический материал разных живых организмов, копирование клетки и исследование передачи клеточного кода, развитие методов ультразвукового лечения, диализ почки и разработки в области протеина. И необходимо подготовить специалистов в области генома человека.
В современной медицине все более широкое применение получает компьютерное моделирование биологических процессов, включая исследование структуры протеина. В частности, протеомика исследует производство белков, их разложение и процесс замены белков внутри организма. Результаты протеомики используются в лечении дистрофии, малярии и лейшманиоза.
Для этого необходимо провести:
- отбор кандидатов среди врачей республики по специальностям онкологические болезни, сердечно-сосудистые болезни, инфекционные болезни;
- организация подготовительных курсов в лечебных учреждениях республики перед отправкой на зарубежную стажировку.

Задача зарубежной стажировки направлена на укрепление здоровья населения, развивая медицинские знания специалистов, которые после учебы будут способны предоставлять населению республики первоклассную первоначальную и специализированную медицинскую помощь, а также предназначена для подготовки врачей завтрашнего дня, ученых и других специалистов в области медицины.

Компоненты Медицины Вашингтонского университета

Университет имеет:
-Медицинский центр в Харбовью
-Медицинский Центр Вашингтонского университета
-Медицинскую школу Вашингтонского университета
-Ближайшие медицинские клиники
-Врачей Вашингтонского университета

Медицина Вашингтонского университета участвует в управлении
-Детской больницы и Регионального медицинского центра
-Сиэтлского Альянса по лечению раковых болезней

Штат и работники

Работники – 16.300
Преподаватели - 1830
Преподаватели-почасовики – 4670
Врачи- ассистенты – 150
Участвующие работники здравоохранения – 190
Студенты и стажеры – 4161
В том числе:
Студенты-медики – 806
Проживающие – 1087
Обучающиеся после университетского диплома – 726
Клинические и научные исследователи – 1148
Студенты-врачи ассистенты – 165
Студенты по медицинской технологии – 46
Ассоциированные студенты-медики – 183

Количество приемов в год в учебные больницы Медицины Вашингтонского университета – 37000.
Количество клинических визитов в год – 1 млн.

Факультет включает в себя
- пять Нобелевских лауреатов
-31 членов Медицинских институтов
-33 члена Национальной Академии Наук
- 18 исследователей Медицинского института Говарда Хьюза

Нобелевские лауреаты:

Доктор Линда Бак
Ассоциированный профессор физиологии и биофизики. Нобелевская премия 2004 года за открытие механизма запаха.

Доктор Ли Хартвелл
Профессор по науке генома и адъюнкт профессор медицины. Нобелевская премия 2001 года за открытие ключевого регулятора клеточного цикла.

Доктор Эдвин Кребс и доктор Эдмонд Фишер
Профессора на пенсии отделения Биохимии и фармокологии. Нобелевская премия 1992 года за открытие обратимой протеиновой фосфорилации.

Доктор Доналл Томас
Профессор на пенсии Отделения медицины. Нобелевская премия 1990 года за работы по трансплантации костного мозга.

Факультет Вашингтонского университета имеет много открытий в области фундаментальных наук и передовых технологий в медицине.
Факультет Вашингтонского университета был пионером во многих областях, включая трансгенетическую технологию животных, воссоздание клетки, исследования сигнала передач, а также в области развития медицинского ультразвука, диализиса почек и технологии протеина.

Ученые Медицины Вашингтонского университета являются международными лидерами в науке генома.
Национальный Институт Здоровья открыл первые три Национальные Центры геномной науки. Вашингтонский университет получил две от трех премий. Одну премию – Медицинская школа. Другую – Инженерный Колледж.

Компьютерная биология ускоряет исследования в области биомедицины.

Факультет Вашингтонского университета является мировым лидером в науке генома и в области компьютерных биологических исследований. Например, в компьютерном моделировании структуры протеина.

Медицина Вашингтонского университета является лидером в исследованиях по биомолекулярной структуре протеина.
В области биомолекулярных исследований по мнению Национального института здоровья, Университет Вашингтона занимает второе место после Гарвардского университета.
Медицина Вашингтонского университета имеет следующие места по рейтингу апреля 2008 года среди десяти передовых университетов США:
- первая помощь – 1 место
-семейная медицина – 1 место
-сельская медицина – 1 место
-СПИД – 4 место
-биоинженерия – 5 место
-внутренние болезни -6 место
-научные исследования -6 место
-гериатрия -7 место
-женские болезни -7 место
Лечение наркозависимости и алкоголя – 8 место

Медицинская школа Вашинготнского университета дает значительный экономический эффект.
Самый передовой метод скорой медицинской помощи был разработан в Медицинском Центре Харбовью.
Медицина Вашингтонског университета оказывает безвозмездную медицинскую помощь до 60% от общего числа безвозмездной помощи в графстве Кинг.
Вашингтонский университет входит в число пяти известных университетов штатов Вашингтон, Вайоминг, Аляска, Монтана и Айдахо, где проводятся лучшие программы стажировки врачей.

Стажировку медицинских работников Якутии в Медицинской школе Вашингтонского университета можно организовать по направлениям:
-телемедицина в сельской местности;
-семейная медицина;
-сельская медицина;
-биоинженерия;
-педиатрия,
-женские болезни;
- алкоголизм и наркомания.

 

ШВЕЦИЯ
В Швеции здравоохранение и медицинская наука достигли впечатляющих успехов. Свидетельством тому – высокая продолжительность жизни: женщин – до 83 лет и мужчин – до 79 лет.
Одним из центров передовой медицины в Швеции является Институт Каролинска и его Медицинский университет.
Нобелевская премия по медицине присуждается по решению медицинского комитета Института Каролинска. Пять работников Института являются лауреатами нобелевской премии по медицине.
Научными исследованиями в Институте заняты 600 специальных групп. Всего научных исследователей 2000 человек. В их распоряжении – 1000 лабораторий.
Дневной формой обучения охвачены 6 тысяч студентов. 1461 работник института имеет степень доктора наук.
По оценкам руководства Института, в 2010 году, когда будут отмечать 200 лет со дня основания Института Каролинска, его годовой бюджет составит 5 млрд. шведских крон.
7 ноября 2008 года Институт Каролинска посетил М.Е.Николаев, заместитель Председателя Совета Федерации. Он провел переговоры о сотрудничестве между Институтом Каролинска и Якутским государственным университетом в области обмена студентами и стажерами.

Tommy Linne
M.D., Ph.D., Associate professor
Astrid Lingren Children Hospital, Q3:03
Karolinska University hospital
SE-171 76 Stockholm, Sweden
Tel + 46 8 517 700 Switch
Tel +46 8 517 777 61 dir
Mobile +46 70 511 45 07
Fax +46 8 517 796 89
E-mail: tommy.linne@ki.se

Tor Regberg
Ph.D.
Program Director – Cooperation
Corporate Alliance, Director office
Nobel vag 15A SE-171 77 Stockholm Sweden
Switchboard: +46 8 524 800 00
Direct: +46 8 524 873 17
Mobile: +46 70 658 73 17
Fax +46 8 30 05 92
E-mail: tor.regberg@ki.se

Claes Post
Ph.D. Prof/
Fogdevreten 2 SE – 171 77 Stockholm Sweden
Direct: +46 8 524 836 51
Mobile: +46 70 794 46 22
Fax: +46 8 30 34 23
Канада

В сентябре 2008 года в Якутске побывала делегация Университета Западного Онтарио. В составе делегации профессор-генетик, историк и эколог. Интерес медицинской общественности вызвал, конечно же, приезд заведующего генетической лабораторией Университета, специалиста по обменным нарушениям профессора Чарльза Тони Рупар.

Медицинский институт Якутского госуниверситета и Университета Западного Онтарио (Канада) связывают давние связи, они периодически обмениваются делегациями, в состав которых входят преподаватели и студенты.
На организованной в Минздраве республики встрече, где присутствовали первый заместитель министра здравоохранения республики Ганна Егорова, заместитель министра по детству и материнству Людмила Вербицкая, специалисты министерства, заведующие кафедрами Мединститута ЯГУ, были обсуждены вопросы диагностики наследственных заболеваний. В этот же день в Актовом зале Центра охраны материнства и детства НЦМ профессор Рупар выступил с лекцией на тему «Пренатальная диагностика наследственных заболеваний» для студентов, клинических интернов и ординаторов, практических врачей Перинатального и Педиатрического центров. Состоялся также Круглый стол на тему «Состояние здоровья детей коренного населения Республики Саха (Якутия)», с сообщениями на котором выступили д.м.н., профессор, зав. кафедрой педиатрии Института последипломного обучения врачей ЯГУ Надежда Саввина, к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института ЯГУ Сардана Маркова, подростковый нарколог Якутского республиканского наркологического диспансера Анжела Костина, врач-генетик медико-генетической консультации Оксана Сидорова. Тематика выступлений – «Основные медико-демографические параметры развития детей и подростков Республики Саха (Якутия)», «Микроэлементный статус детей алмазоносной провинции», «О наркотической ситуации в Республике Саха (Якутия) среди подростков»,«О пренатальном ДНК-тестировании поздноманифестирующих нервно-мышечных заболеваний в Якутии» вызвала живой интерес у коллег. В этот же день гости из Канады ознакомились с медико-генетической консультацией НЦМ, состоялись также оказавшиеся очень актуальными лекция и консультация для врачей-генетиков, консультация больного с обменными нарушениями, а также обход Педиатрического центра НЦМ. На итоговой встрече с ректором ЯГУ Анатолием Алексеевым было принято решение о стажировке студентов и молодых преподавателей по проблемам генетики в Канаде, консультациях по обменным заболеваниям, совместные научные исследования.


Пекинский университет

Иностранные студенты учатся в Пекинском университете по двум направлениям:

- иностранные студенты;
- студенты по обмену.

Студенты из Якутии могут учиться по обоим видам учебы в Пекинском университете.
Вебсайт Пекинского университета: www.pku.edu.cn

Undergraduate students: http://www.pku.edu.cn/academic/lesson/lesson.html
Graduate students: http://www.pku.edu.cn/academic/graduate/lesson.html
Для медицинских работников интерес представляет Центр наук по здоровью Пекинского университета. Более подорбную информацию можно получить в веб-сайте Центра: http://www.bjmu.edu.cn
Для зарубежных студентов и стажеров имеются специализированные программы в зависимости от степени образования и ученого звания:
Гарвардский университет, США

Гарвардский университет признан в мире как один из самых передовых учебных заведений мира. В университете проводятся научные исследования по самым передовым направлениям научной мысли и современных технологий.
Вебсайт университета: www.havard.edu.
Гарвардский университет принимает зарубежных студентов и стажеров по разным направлениям науки и разного уровня подготовки. При этом у университета нет централизованной службы приема иностранцев. Каждая школа занимается этим самостоятельно. Эти курсы для иностранцев подразделяются:
- университетские;
-пост-университетские;
-профессиональная образовательная программа;
-продолжение образования;
-программы летних курсов.
В Гарварде действовал программа для российских студентов:
Harvard University Russian Fellows Program
Dr. Sergei Grigoriev
John F. Kennedy School of Government
79 John Kennedy Street
Cambridge, Massachusetts 02138
(617) 495-1653
Fax: (617) 495-1044

Кембриджский университет, Великобритания

webmaster@cam.ac.uk
Кембриджский университет предоставляет иностранным студентам и стажерам широкий спектр специальностей для углубления своих профессиональных знаний.

Япония

Учеба для иностранцев в Японии занимается Фонд международного образования The Foundation of International Education
2-8-1 Minami – ikebukuro,Toshima-ku, Tokio, 171 Japan
Tel. (03) 3985-8968
Fax. (03) 3983-5466


2. Профессиональные работники Севера

В современных рыночных условиях мы видим, что различные ассоциации малых народов Севера, учрежденные еще в советские времена, недостаточно подготовлены вести хозяйство и руководить народами Севера. Мы наблюдаем кризис управления и недостатки проводимой политики по организации жизни и хозяйственной деятельности коренных народов Севера в России.
Задача проекта «Профессиональные работники Севера» предполагает формирование новых менеджеров малых хозяйств в условиях Арктики и Севера на основе передового опыта скандинавских государств, Канады и штата Аляска (США).
Отобранные по конкурсу кандидаты будут направлены на учебу в разные университеты Швеции, Норвегии, Финляндии, Канады и Аляски (США) по линии Университета Арктики.

Университет Арктики

UArctic International Secretariat, University of Lapland
Box 122, FIN-96101 Rovaniemi
Inland
Tel. +358-(0)16-341-341
Fax. +358-(0) 16-341-4222
secretariat@uarctic.org
www.uarctic.org

Стажировка глав малочисленных народов Севера через администрации провинций Канады.
Северо-Западные территории. Департамент по делам абоигенов и межправительственных отношений. www.gov.nt.ca
Провинция Альберта. Министерство по делам аборигенов: http://alberta.ca

Провинция Британская Колумбия. Министерство по связям с аборигенами и примирения: www.gov.bc.ca/ministries/

Стажировка на Аляске (США) через администрацию губернатора.

Стажировка в поселениях эскимосов на Гренландии через правительство местной автономии.

3. Профессионалы малой и возобновляемой энергетики

Сегодня идея развития альтернативных источниках энергии весьма актуальна. Это понятно: запасы нефти и газа близки к истощению, а наша цивилизация просто немыслима без топлива.
В течение многих лет человечество ищет замену традиционным энергоресурсам. В качестве альтернативных источников энергии предлагаются геотермальные воды, водород и радиоактивные материалы, мощные потоки поверхностной воды и многое другое. Но каждый из этих источников имеет свои недостатки, которые порой не оправдывают их достоинства. Атомная энергия очень дорога и опасна, гидроэнергия требует наличия текущей воды, а способы использования сейсмической энергии только начинают разрабатываться.

Солнечная энергия
Солнечные батареи и солнечные электростанции стали применяться довольно давно. Первым ее потребителем стала космическая отрасль. Спутники и луноходы, автоматические исследовательские станции и зонды – все это работает на солнечных батареях. Оборудование любого объекта несколькими солнечными панелями обеспечивает его работу на неограниченный срок. Причем не требуется постоянной заправки солнечных батарей, утилизации отработанного материала и т.д. Солнечная энергия не только дешева, но и экологична.
Подсчитано, что количество энергии Солнца, поступающей на Землю, в несколько раз превышает требующееся всем людям для жизни. Построив несколько солнечных электростанций, можно полностью отказаться от использования газа, нефти и угля в производстве электроэнергии. Да и просто оборудовав жилой многоэтажный дом солнечными панелями, вполне реально не пользоваться услугами электрокомпании. Электричества, получаемого такой солнечной электростанцией, будет более чем достаточно всем жильцам! Вопреки распространенному мнению, солнечные панели не требуют постоянного освещения солнцем. Для современных солнечных электростанций достаточно слабого освещения солнцем в течение нескольких часов, в результате чего станция будет обеспечивать объект электричеством несколько суток. Даже в пасмурный день солнечная электростанция будет вырабатывать и запасать электроэнергию.
Сегодня уже используются светильники на солнечных батареях для подсветки рекламных щитов, фонари на солнечных батареях для освещения улиц, солнечные водонагреватели и солнечные коллекторы. Светильники и фонари на солнечных батареях в светлое время суток производят и накапливают электроэнергию, которую затем используют для получения света. Светильники на солнечных батареях по яркости и мощности нисколько не уступают традиционным осветительным приборам.
Солнечные водонагреватели и солнечные коллекторы незаменимы на дачах и в частных домах.

Сила ветра
Использование энергии ветра и применение ветроэлектростанций в качестве альтернативных источников энергии вполне выгодны. Конечно, ветроэлектростанции требуют открытого, хорошо продуваемого пространства. Степи, поля, открытая тундра – мест для ветряных генераторов и ветроэлектростанций множество. Ветряки можно устанавливать и на крышах высоких зданий.
Надежность ветряков высока. При правильном обслуживании ветрогенератор проработает много лет, обеспечивая бесплатной энергией ветра. Ветряной генератор, ветроэлектростанция сэкономит и время, и средства.

Использование силы снега
В США ведутся работы по использованию силы снега. В первую очередь пытаются использовать энергию тающего снега для выработки электроэнергии.

Использование энергии геотермальных источников.
Геотермальная энергия - это энергия внутренних областей Земли. Извержение вулканов наглядно свидетельствует об огромном жаре внутри планеты.
Геотермальная энергия может быть использована двумя основными способами - для выработки электроэнергии и для обогрева домов, учреждений и промышленных предприятии. Для какой из этих целей она будет использоваться зависит от формы, в которой она поступает в наше распоряжение.
Геотермальные тепловые электростанции (ГеоТЭС) используют в качестве источника энергии естественные парогидротермы, залегающие на глубине до 5 км. Геотермальная энергетика развивается достаточно интенсивно в США, на Филиппинах, в Мексике, Италии, Японии.
Геотермальные ресурсы распределены неравномерно, и основная их часть сосредоточена в районе Тихого океана.
Основное направление развития геотермальной энергетики - отбор теплоты не только термальных вод, но и водовмещающих горных пород путем закачки отработанной воды в пласты, преобразование глубинной теплоты в электрическую энергию. Такое использование глубинной теплоты обеспечит экологическую безопасность технологии.
Достоинствами геотермальной энергии можно считать практическую неисчерпаемость ресурсов, независимость от внешних условий, времени суток и года, возможность комплексного использования термальных вод для нужд теплоэлектроэнергетики и медицины. Недостатками ее являются высокая минерализация термальных вод большинства месторождений и наличие токсичных соединений и металлов.
Россия.
Все три Российские геотермальные электростанции расположены на территории Камчатки, суммарный электропотенциал пароводных терм которой оценивается в 1 ГВт рабочей электрической мощности, однако реализован только в размере 76,5 МВт установленной мощности (2004) и около 420 млн кВт•ч годовой выработки (2004):
•Мутновское месторождение: Верхне-Мутновская ГеоЭС установленной мощностью 12 МВт•э (2007) и выработкой 52,9 млн кВт•ч/год (2007) (81,4 в 2004), Мутновская ГеоЭС установленной мощностью 50 МВт•э (2007) и выработкой 360,7 млн кВт•ч/год (2007) (276,8 в 2004 г.) (на 2006 г. ведётся строительство увеличивающее мощность до 80 МВт•э и выработку до 577 млн кВт•ч)
•Паужетское месторождение возле вулканов Кошелева и Камбального — Паужетская ГеоТЭС мощностью 14,5 МВт•э (2004и выработкой 59,5 млн кВт•ч (на 2006 г. проводится реконструкция с увеличением мощности до 18 МВт•э).
В Cтавропольском крае на Каясулинском месторождении начато и приостановлено строительство дорогостоящей опытной Ставропольской ГеоТЭС мощностью 3 МВт.
Существует проект Океанской ГеоТЭС (остров Итуруп, Курилы) мощностью 34,5 МВт годовой выработкой 107 млн кВт•ч.
США.
Крупнейшим производителем геотермальной электроэнергии являются США, которые в 2005 году произвели около 16 млрд кВт•ч возобновимой электроэнергии. Основные промышленные зоны: «гейзеры» - в 100 км к северу от Сан-Франциско (1360 МВт установленной мощности), и северная часть Солёного моря в центральной Калифорнии (570 МВт установленной мощности), в Неваде установленная мощность станций достигает 235 МВт.
Филиппины.
На Филиппинах парогидротермы обеспечивают производство около 27% всей электроэнергии в стране.
Италия.
В Италия на 2003 год действовали энергоустановки общей мощностью в 790 МВт.
Исландия.
В Исландии действуют пять теплофикационных геотермальных электростанций общей электрической мощностью 420 МВт, которые производят 26.5 % всей электроэнергии в стране.
Учрежден Российско-исландский институт энергетической политики. Предусматривается обмен студентами между МГИМО и Университетом г. Акурейри.
Исландский опыт создания систем местного энерго- и теплоснабжения мог бы использован на Дальнем Востоке, в Ставропольском и Краснодарском краях.
В России действует федеральная генерирующая компания ОАО «РусГидро». Есть планы энергоснабжения г.Петропавловска-Камчатского на основе Авачинского вулкана. Эксплуатируется Паужетская геотермальная электростанция на Камчатке с бинарным циклом. Энергоснабжение Елизовского района Камчатского края. Строительство второй очереди Мутновской ГеоЭС мощностью 100 МВт в Камчатском крае.
У исландцев есть инвестиционный план по строительству алюминиевого комбината мощностью 300-400 тыс. т в год у поселка Озерная Камчатского края и геотермальной электростанции мощностью 400-500 МВт в районе Кошелевского месторождения. Планируется 90% вырабатываемой электроэнергии пустить на производство алюминия, а 10% - на нужды местного населения.

Использование водородной технологии.

Исландия занимает передовые позиции в мире по экспериментальному внедрению водородных технологий в экономику. С 2003 г. при частичном государственном финансировании реализуется рассчитанный на 6 лет проект по оснащению водородными двигателями автобусов общественного транспорта, легковых автомобилей, а также морского судна, занятого в туристической области.

Использование силы течения малых рек для производства электроэнергии.
Стремительней других сегодня развивается малая гидроэнергетика. Это связано с тем, что энергия, вырабатываемая ГЭС, считается самой дешевой. Расширить производство малых станций считается более перспективным с экономической точки зрения, чем крупных, которым нужны значительные инвестиционные ресурсы и рассчитаны на длительный срок строительства и окупаемости.
Мини-ГЭС - надежные, экологически чистые, компактные, быстроокупаемые источники электроэнергии предназначены для снабжения электроэнергией удаленных и изолированных от внешнего мира объектов. К ним можно отнести деревни, хутора, старательские артели, гидрометеостанции, погранзаставы, стойбища оленеводов, зимовья охотников дачные поселки, фермерские хозяйства, а также мельницы, хлебопекарни, небольших производства в отдаленных, горных и труднодоступных районах, где нет поблизости линий электропередач. . Для успешной и экономичной работы гидроэлектростанции достаточно иметь ручей (или иной водоток) с перепадом уровней в 1-2 метра и расходом воды от 90 литров в секунду. В условиях холмистого рельефа мини-ГЭС просто незаменимы!
Мировой экономический потенциал малой гидроэнергетики используется на 33%. Лидирующие позиции в этой сфере занимают Китай, Индия. В России этот потенциал используется на 26%.
В Китае установлена половина объектов малой гидроэнергетики мира, а второе место в этой области занимает Евросоюз

Биоэнергия
По переработке биомасс в мировой практике сегодня на доминирующих позициях закрепились три вида установок: малая (по переработке сельскохозяйственных и бытовых отходов индивидуальных хозяйств), большая и комбинированная (по переработке и сбраживанию городских и промышленных сточных вод), а также мощная комбинированная (по переработке отходов продукции сельского хозяйства, животноводства и фермерских хозяйств). Малые установки для индивидуальных хозяйств особенно распространены в Китае и Индии, а комбинированные чаще всего используются в Дании для крупных коллективных хозяйств.
Отобранных по конкурсу кандидатов можно направить в университеты Канады, США, Голландии, Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Филиппин, где готовят специалистов по возобновляемым источникам энергии.
Специалистов по возвращении на родину распределять по планам правительства.
Бюджет

Бюджет проекта «Профессионал в глобальном мире» состоит из четырех частей:
1. бюджетные средства Республики Саха (Якутия);
2. внебюджетные средства различных государственных и частных предприятий и фирм;
3. личные средства граждан России и жителей иностранных государств.
4. гранты зарубежных университетов и государств.

Реализация проекта «Профессионал в глобальном мире» позволит подготовить для республики специалистов по самым современным направлениям науки и обеспечит равное партнерство РС(Я) в мире.
Проект станет первым звеном в масштабных мероприятиях по ликвидации отставания республики в области передовых технологий, медицины, менеджмента и энергетики от мировых лидеров экономики и науки.

Москва – Якутск
2008

 

 

 

Поделиться в соцсетях: