Новости библиотеки

Михаил Николаев : история Якутии требует переосмысления

 

Накануне Дня государственности республики 20 апреля Михаил Николаев, депутат Государственной Думы ФС РФ, встретился со студентами исторического факультета СВФУ. Встреча знаменательна тем, что 2012 год объявлен Годом истории России.

Михаил Ефимович в начале встречи высказал благодарность за приглашение и отметил, что от того, как учится молодежь, зависит будущее страны. Примечательно, что якутские студенты неплохо знают историю мира с древних времен, но история родного университета, новейшая история России и Якутии им хорошо не знакома, поэтому первый Президент республики высказал пожелание больше интересоваться историей родного края и alma mater.

Затем ребята задали вопросы и получали подробные ответы с глубоким знанием истории от М. Николаева:

-               Будет ли Якутия присоединена к какому-либо дальневосточному региону?

-               Для быстрого развития экономики были созданы области и края, а также национальные округа малочисленных народов. В последние годы из-за слабого экономического состояния на основе референдумов округа присоединили к более сильным краям и областям. По всей видимости, укрупнение регионов будет продолжаться. Якутия же в досоветский период имела территорию в 4 миллиона 200 тысяч кв.км., а в настоящее время без части территорий Магадана, Чукотки и других регионов площадь республики составляет 3 миллиона 100 тысяч кв.км. Поэтому мы и так по территории крупный субъект, и статус республики со своей Конституцией – это большая особенность по сравнению с другими краями, областями. Другой вопрос – кого к нам присоединить. В какой-то мере СВФУ уже сейчас занимается такой интеграцией, открывая филиалы на Камчатке, Чукотке.

-               Как будет развиваться республика, надо ли поддерживать сельское хозяйство?

-               Здесь довольно трудный, спорный вопрос, и, по-моему, до сегодняшнего дня мы не определили путь развития села. В 1926 году мы, якуты, проживали в 27000 местностях (на алаасах, возле озер, речушек и т.д.). После коллективизации таких мест проживания осталось 7800. В 1939 году обком партии на пленуме рассматривал вопрос развития села, и участники этого пленума были единодушны: если мы будем так разбросанно друг от друга жить, мы не сможем  развивать медицину, народное образование, культуру, поэтому надо идти на централизацию. И до начала войны эта работа шла интенсивно, затем до окончания войны была приостановлена. В 60-х годах начали создаваться совхозы, в первую очередь на севере, то есть шла дальнейшая централизация. В конце ХХ века в республике насчитывалось 720 населенных пунктов. Но этот процесс шел в годы советской власти, когда была мощная экономика, все было централизованным, в том числе сельское хозяйство: покупка оборудования, семенного фонда, комбикормов. Когда в 1979 году я принимал в качестве министра сельское хозяйство, в республике было 70 совхозов. За 6 лет мы их разукрупнили в 120 совхозов. Сегодня другая система – нет плана, нет централизованного снабжения. В то время мы жили за счет государства, а сейчас рыночная экономика. Поэтому в 90-е годы во избежание спекуляций мы решили отдать основную недвижимость, крупный рогатый скот, лошадей совхозов рабочим, специалистам. В понятии основной массы людей село ассоциируется с сельским хозяйством, и я считаю это неправильным. Почему бы не развивать промышленность? Сельское хозяйство носит сезонный характер. Сегодня стоит задача менять менталитет сельчанина. Село – это всего лишь место проживания, а не место работы. Можно использовать ресурсы Интернета. Нужно осваивать новые знания, новые профессии, виды промышленности. У нас повсеместно стоит проблема питьевой воды. С открытых источников кроме якутов уже никто не пьет, а это сильно влияет на качество здоровья. У нас столько озер, а кто выращивает рыбу? В Китае ежегодно 2,5 млн.тонн рыбы добывают из моря и столько же выращивают искусственно. Сто лет назад в своем знаменитом письме А.Е. Кулаковский вывел три перспективные задачи для якутов:

-                         луговодство;

-                         землепашество;

-                         рыболовство.

В 90-х годах мы по специальной программе зарыбляли по 5 тысяч озер, например, сейчас в селе Тумул Усть-Алданского района около 30 тонн карасей добывают. В Китае 40 % промышленного экспорта делается на селе. Поэтому надо бы вести работу по переориентации наших подходов к селу. Сельхозтехникум, ЯГСХА должны это направление развивать. И таких перспективных направлений немало.

Три года назад я предложил проект «Три долины». Якутов - 45 тысяч человек с высшим образованием, из них 30 тысяч живут в г. Якутске. Вокруг столицы три долины с хорошей инфраструктурой. Почему мы не можем насытить их новыми видами работ, промышленности, услуг? Университет вроде бы взялся за это дело, но аккуратно это дело похоронили. Кто, кроме СВФУ, может это сделать?

-               Как повлияет железная дорога на социально-экономическое развитие республики, не приведет ли это к безработице среди местного населения? Приведет ли открытие железной дороги к широкому распространению наркотиков?

-               Я не думаю, что сюда нахлынет большое количество мигрантов, поскольку демография в России очень слабая. У нас своих людских ресурсов не хватает, поэтому идет работа с мигрантами. Север никогда не был привлекательным, центральная власть это знала и делала организованный набор для работы на Севере, устраивали льготы, комсомольские призывы. Люди ехали из центральных областей, в которых сейчас трудовых ресурсов не хватает. В среднеазиатских республиках экономика потихоньку развивается, у них самих будет потребность в людях.

-               Как Вы относитесь к тому, что в школе история по новому стандарту изучается только 1 раз в неделю?

-               Историю необязательно изучать только на уроке. Можно это делать факультативно, заниматься в кружках, самообразованием.

-               Почему сейчас не дают подарки первоклассникам? Когда Вы были Президентом, мы эти подарки получали.

-               Это хорошая практика была, не знаю, сейчас есть это или нет, не интересовался. Но поскольку сельское население было бедное, не каждый мог приобрести то, что привозили из центра. Были богатые люди, фонды, за счет них приобретали эти подарки, из бюджета деньги мы не брали. Сейчас, наверное, люди побогаче стали, поэтому перестали подарки первоклассникам выдавать. Вот что действительно беспокоит – у нас с каждым годом численность учащихся сокращается. В 2000 году сели за парты 187000 первоклассников по республике, а в 2010 году 130 000 учащихся пришли в первый класс. 57 000 в мирное время нет – вот это беспокоит. Куда они ушли? Они даже на свет не появились, почему? А потому, что вопросы демографии очень болезненные не только в центральной России, у нас тоже. Сейчас к активному деторождению подойдет молодежь, родившаяся в конце 80-х – начале 90-х годов. Но тогда родилось мало, значит, мало будем рожать. Но у нас огромный резерв есть – семейные люди, которые не ограничивались бы первым ребенком, а был бы второй, третий, четвертый, пятый. Вот это огромный резерв – устоявшаяся семья. У нас очень много семей распадается, не успевают 2-3 года прожить и уже разводятся. Поэтому эта очень деликатная, но в то же время очень кропотливая, ответственная работа. Мы в свое время занимались этим, в 90-е  тяжелейшие годы люди зарплату месяцами не получали, бедность была, и то за десять лет 64000 якутов прибавилось. А вот в 2001-2011 более благоприятные годы – только на 34000. Так что это от нас самих зависит. Вы молодые, этот вопрос вам решать.

-               Ваше отношение к поддержке обучения якутскому языку и обществу Шамаева?

-               В 90-е годы, вы, историки, помните, проводили очень большую международную конференцию, где рассматривали концепцию национальных школ. Многие говорили, это политика. А мы по-другому понимали,  и сегодня я глубоко убежден, что это великолепная концепция была. Мы сохранили за ребенком его право учиться на родном языке, которое в свое время было отнято. И этого до сегодняшнего дня люди не понимают, потому что до сих пор не хватает обоснованного, доходчивого разъяснения. Я помню, в 1993-94 годах проводили международную конференцию под эгидой ЮНЕСКО, куда приехали все министры автономных республик во главе с замминистра образования России. Приехал зампредседателя ЮНЕСКО и сказал: «Это якутское чудо». И спустя 5 лет ЮНЕСКО объявил Год родного языка. Они поняли, а из наших многие не понимают. И вы должны понять, это право ребенка, которое он имеет с рождения – говорить, учиться на родном языке. Шамаев к этой концепции никакого отношения не имеет. После этого я установил праздник родного языка в феврале в день рождения нашего автора якутского алфавита Новгородова, а потом праздник русского языка в день рождения Михайло Ломоносова.

-               Какая конституция была более близкая к нашему проекту?

-               Люди действительно работали практически круглосуточно. Понимаете, я такого никогда в своей жизни, хотя я опытный человек, не видел. У людей горели глаза. Такая одухотворенность – мы пишем свою конституцию. А раньше, при советской власти, мы переписывали российскую конституцию, и из Москвы проверяли все, там ли точка стоит, запятая на месте ли, все было единообразным. Такое было впервые – сами писали и сами приняли, поэтому огромная гордость у людей была. В то время у нас был один доктор юридических наук на всю республику – Михаил Михайлович Федоров. Больше никого не было. А сегодня уйма, даже факультет есть, им основанный, доктор на докторе сидит, доктором погоняет. А конституция какая была! Вот вчера мы в парламенте конференцию провели. Я там свои суждения тоже высказал. Первая конституция была издана тиражом в 50 000, а сегодняшняя конституция на 1000. Вы знаете, нет, Конституцию республики, читали хоть один раз? Да не читали. Можете спеть наш гимн? Вы знаете его? Нет. Какие вы патриоты? А флагом гордитесь? В республике есть и день хомуса, и день Олонхо, но нет до сих пор Дня флага и Дня гимна Якутии. Вы, историки, внесите предложение, убедите, это же и есть воспитание патриотизма. В других странах люди держат флаг у сердца, поют гимн и плачут. Вот так должен воспитываться человек. Историки должны выступить с инициативой создания музея парламентаризма. В Ил Тумэн надо войти с предложением. Как развивался парламентаризм, политологи? Ведь это ваш хлеб. Как мы развивались? Как сумели 150 лет назад добиться Степной Думы? Как доказали, как убеждали, кто автор был, как работали? Целых десять лет Дума работала. Кто написал нашу первую конституцию? Платон Алексеевич Ойунский писал, собственноручно. Давайте войдите в парламент республики, внесите предложение по изучению истории создания Конституции в музее парламентаризма. Ведь говорить – это одно. А когда наглядно все видишь – нашу историю, память – это другое. Люди по-разному толкуют историю. Историк – это человек, субъект, и многое зависит от его видения, и много субъективизма, так ведь? Время было бы, я рассказал бы как пишут нашу историю, даже современную. Вот первокурсники, помните, учебник якутской литературы 10 класс 2006 года, раздел о Кулаковском. Что пишут о нем?  Объективного о нем ничего нет. Вот говорите, мало одного часа, а когда много – много ли знаете? Один русский писатель есть - Николай Михайлович Коняев, который в 2011 году написал великолепную книгу, и вторую книгу выпустил – «Якутский нострадамус» о Кулаковском. Это русский писатель, живущий в Санкт-Петербурге. А мы Кулаковского к кому относим? Я не случайно спрашиваю, и класс указываю. Вот как наши историки и литераторы понимают и пишут.

К нашей конституции практически никакая конституция близкой не была.  Она самостоятельная, выстраданная в основном самими якутянами была.

- Ваше мнение о процессах централизации – децентрализации власти в России?

-               Здесь правильно подметили, власть должна находиться в балансе. Если этот баланс будет нарушен, то гипертрофия будет. Мы при централизованной власти жили, поэтому знаем что она из себя представляет. В 1989 году, когда я пришел в Верховный совет республики, был избран его председателем, Якутия располагала и управляла коммунальным хозяйством и всё. Местная промышленность российская была, все добывающие виды промышленности были союзными, даже сельское хозяйство российское было. Вот это результат централизации. Ну а потом после известных событий 90-х годов суверенитет приняли, Конституцию, получили собственность, создали налоговую систему, пенсионный фонд. И когда в центре люди пенсию месяцами не видели, у нас пенсию час в час получали. И мы убедились, что своим умом можно управлять республикой.

-               Какая модель выпускника СВФУ Вам представляется?

-               Вы личности. Как личности вы формируетесь под контролем университета. Я думаю, что примерно 50 часов в год каждый студент должен участвовать в спортивных соревнованиях; 50 часов – заниматься волонтерством: не улицы подметать, а помогать в больницах, детдомах, нуждающимся; 50 часов отдавать на мозговую атаку, серьезным интеллектуальным спорам.

В современном мире надо быть контактным, уметь убеждать, даже навязать свою точку зрения. Идеальная модель выпускника – это прежде всего интересный, красивый, контактный, великолепно владеющей своей профессией специалист, хорошо знающий языки. Мы пользуемся услугами инфраструктуры и продукцией глобального мира, но одновременно мы уединяемся и отходим от мира. Экономика интернациональная, хотели мы этого или нет. Весь мир интегрирован. А менталитет наш консервативный, очень много азиатского, и традиции, и видение мира. Мы должны более масштабно видеть окружающий мир и возрождать свою культуру. Но она должна быть сбалансированной, мы должны научиться брать что-то полезное, нужно от всемирной культуры, нельзя никоим образом замыкаться только на себе. Поэтому не только осуохаем и алгысом петь, это хорошо, это наша традиция, но с другой стороны, мы должны и других знать и что-то брать - другую культуру, языки. Этот баланс соблюдать надо не только в управлении, но и в обыденной жизни.

-                          Будет ли высшее образование полностью платным?

-                         Вряд ли количество бесплатных мест будет сокращаться, поскольку численность студентов все уменьшается.

-                         Почему в Конституции РФ есть статья о том, что Россия – это социальное государство, а в Конституции нашей республики этой статьи нет?

-                         Правильное замечание. В статье 7 Конституции России есть такое положение. Мы Конституцию республики раньше приняли, возможно поэтому нет такого положения. Обосновать надо. Наши юристы, особенно прокуратура, односторонне работают. То, что есть в якутской Конституции, а в российской нет, заставляют убрать, а то, что в российской Конституции есть, а в нашей нет, не предлагают, чтобы мы включили это. Поэтому ваша инициатива очень хорошая, надо сперва комитету сформулировать эту статью и переписать ее практически дословно, это не возбраняется. Тем более, что недавно Россия ратифицировала европейскую социальную хартию, взяли на себя обязательства.

Я добросовестно ответил на ваши вопросы. В порядке замечания – мы вначале говорили, что в России объявлен Год истории. Поэтому руководство республики приняло решения написать новую историю Республики Саха. Что греха таить, та история написана нашими учеными, вашими коллегами все же в период одной идеологии. На описание истории влияла идеология. Огромный барьер. У нас как смена власти, так всё мы меняем. Кто был в Китае, наверное, обращали внимание на то, как там обращаются с историей. Современный китаец может прочитать труды Конфуция, написанные 2 с половиной тысячи лет назад. А мы можем читать то, что написано Новгородовым в 20-х годах на латинице? Нет. Русские тоже старославянский не могут читать. Постоянно меняем историю, письменность. У нас очень богатая история. Когда отрывками даже мы знакомимся в архивах, как тот же Софрон Сыранов в 18 веке добрался до Москвы, Санкт-Петербурга, не зная русского языка, уму непостижимо. Как царь встречает их, чем угощает – всё есть в архивах. Удивляюсь. Что посланцы наши преподносят царю, что говорят. Тогда писарь все писал и старославянский мог читать. Вот Семен Аржаков, как Дума, как управляли до 17-го года, почему дворянами не стали, на уровне князей остались – очень богатая история. Поэтому нужна новая история того периода, и советского периода, последних двадцати лет. Даже вы, ровесники, и то плохо представляете, что было, как все эти вопросы решались. Мы в 95-м году впервые подписали договор о взаимоотношениях и пятнадцать соглашений с федеральным центром, впервые за тысячелетнюю историю якутского народа. Как мы это писали, как нам это удалось? Ни один царь, ни генсек не был в Якутии, только первый президент – Борис Николаевич Ельцин дважды приезжал, выступил на сессии нашего Верховного Совета. Как все это повлияло на нашу современную жизнь?.. Поэтому не надо критиковать, пусть хранится, просто объективно надо написать историю. И писать её новому поколению, молодым, вам, аспирантам, докторантам, студентам. Привлекайте через научные кружки способных ребят и пишите новую историю. Ведь история – память.

        Ещё раз успеха вам, всего хорошего!

 

 

Поделиться в соцсетях: