Новости библиотеки

Представляем вниманию читателя работу участника II николаевский чтений - Захарова Вячеслава

 

Название работы "А.Е. Кулаковский - мыслитель и патриот народа Саха", Захаров Вячеслав ученик 11 класса.

Введение

Алексей Елисеевич Кулаковский – мыслитель и патриот народа Саха.

Выдающийся сын народа Саха, великий якутский мыслитель, человек,обладающий удивительным даром философа от природы - Алексей Елисеевич Кулаковский-Ексекюлях Алексей  первым открыл якутянам глаза на  многие судьбоносные процессы.

 Его с малых лет воспитывали бабушка с дедушкой. В одной из писем он вспоминал: «Будучи малолетком, я целые ночи слышал дедушкины сказки, легенды». Получив исконно якутское образование, узнав историю народа Саха, всю свою оставшуюся жизнь он посвятил изучению  народного фольклора. Кровь от крови, плоть от плоти он стал истинным – «природным якутом».

 Кулаковский с малых лет знал, что он без образования далеко не пойдет и поэтому он так тянулся к просвещению. Начальное образование он получил в Чурапче. В Якутске его приняли в Духовное училище. Но вскоре из-за финансовых затруднений поступил в Якутское реальное училище, где воспитывался в патриотическом духе и любви к русской словесности и культуре. Кулаковский писал:  «Русский народ создал прочное государство, ставшее между первыми рядами западноевропейских государств. Такое влияние объясняется тем, что русский народ обладает хорошими качествами. Русский человек отличается мужеством… и сердечной привязанностью к русской земле. В отличие от других народов русский человек добродушен, предприимчив, понятлив, умеет применяться к обстоятельствам, способен к усиленному труду. Русский человек из-за недостатка знания и опыта легко заблуждается. Но зато, увидев ошибку, старался поправиться, высказывая при этом способности души». Таковы были мысли и обобщения юноши Кулаковского в 20 лет о человеческих качествах русского народа.

 

 

 

 

 

О поэме «Сновидение шамана»

В 1910 году написал знаменитую поэму  «Сновидение шамана»,в которой  предсказывается будущее нашей планеты, судьбы народов мира, техническое развитие человека, межнациональные отношения, экологические проблемы и войны.

Алексей Елисеевич затрагивал всю проблему планеты. Он в своей поэме описывает японцев, китайцев и англичан. Екселюлях описывает их так:

С сильным сильных столкнув,

Сами как-будто бы ни при чем,

Сладость, коварство тая,

со стороны следят.

Кулаковский унаследовал от своих предков дар предвидения, предугадывания.  Самыми опасными он считал немцев, от которых у шамана: «мурашки по телу бегут», «волосы дыбом встают». Они давно мечтают:

Когда бы весь человеческий род,

Как чашу с напитком из молока

Кислого, мы кичливо смогли

Каблуком опрокинуть и раздавить,

Конечно, нам хозяевам, шар земной

Дань платил, - дума их такова.

Я думаю,  он хотел сказать народу, что Германия готовится к войне. Алексей Елисеевич предсказал основные события XX века. Это I мировая война.

Письмо к «Якутской интеллигенции»

Сразу после этого А.Е.Кулаковский работает над письмом «Якутской интеллигенции». Письмо «Якутской интеллигенции» - это очередное всенародное обращение к чистому роднику якутской мысли.  Здесь все, кого волнует судьба своего народа.

При научной оценке Письма А.Е. Кулаковского необходимо учесть:

 Во – первых, социально-экономическую, культурную и политическую отсталость Ленского края в начале XX века.

Во – вторых, общий низкий уровень развития общественной мысли местного населения.

Тяжелые переживания у Алексея Елисеевича  вызывает организация самодержавия специальной комиссии во главе с чиновником Маркграфом по изучению земельных ресурсов Ленского края. В 1908 г. эта комиссия представила проект переселения двух миллионов крестьян Центральной России в Якутию. Намечалось: «Якутский народ следует переселить на север к морю, а их родину заполнить переселенцами из России». Если бы проект комиссии Маркграфа практически превратился в жизнь, то результатом этого были бы и гибель переселенных двух миллионов русских крестьян, и тем более гибель местных жителей.

В 1912 г. Кулаковский одним из первых не только в Якутии, но и во всей России, в мире выступил против угрозы надвигавшейся тогда первой мировой империалистической войны. В своем письме отмечает, что наука сделала человека всепобеждающим богатырем, царем природы. Человек XIX- начала ХХ века освещает свою жизнь электричеством, свою мысль передает по телеграфу. В воде плавает как рыба, летает по воздуху как птица, освободился от такого опиума, как религия, различных ее форм. Кроме Земли, знает Луну, Солнце и другие многочисленные планеты Вселенной, химический, биологический состав, строения ряда из них, образование, эволюции развития. «Словом, нет на земле соперника человеку, и он гордо властвует над землей, никого и ничего не страшась на ней». «Но нашелся-таки и для человека страшный и достойный его враг! Враг этот - ему подобный, т.е. человек - же».

Алексей Елисеевич во второй части письма затронул темы землепользования, земледелия, рыбы и рыболовства, про скотоводство, о школах и общественной жизни, об экономических положениях и предприятиях, поделился идеей увеличения дохода Якутии.

Поэт - исследователь в начале века наблюдал признаки вымирания родного народа. Из письма «Якутской интеллигенции: В численном отношении не убавляемся только: киргизы, буряты, якуты, чукчи. Но в этом кажущемся благополучии мало утешительного. Туруханские якуты за последние три-четыре года совершенно обнищали вследствие лишения рыбных промыслов, а обнищание есть  верный залог вымирания. Витимские, Колымские и Верхоянские якуты очень бедны и некультурны. Что касается нас, остальных якутов то, хотя численно не убавляемся, но поразительно быстро мельчаем, становимся хилее и т.п., что известно всякому из нас и что также служит верным признаком будущего вымирания». В письме Э.К. Пекарскому 13 ноября 1912 года писал: «Якуты численно растут, но органически вымирают. Эпидемий и «болезней культуры» стало больше. Алкоголизм усиливается».

Кулаковский искал выход из создавшегося кризиса. Главным и основным средством он считал улучшение скотоводства, земледелия, землепользования, развитие торговли, ремесла, рыболовства, накопление капитала, искоренение вредных привычек, борьба за улучшение питания, за новое развитие народного образования и здравоохранения народа.

Проблема сохранения генофонда народов – одна из вечных проблем, от вдумчивого подхода к его решению зависит само существования этносов и народов, физическое и духовное здоровье общества. Народ всегда стихийно понимал и стремился сохранить и защитить свой генофонд.

      Я предполагаю несколько ходов, чтобы народ Саха выжил как народ:

1)                     Мы должны сохранить свой родной якутский язык и развивать его, внедряя в каждую школу, в каждый ВУЗ республики;

2)                     Принятие мер против табакокурения и алкоголизма. Эти вредные привычки губят наш народ;

3)                     Увеличение благосостояния именно якутского человека (льготы, помощь республики, пособия);

4)                     Первый президент М.Е.Николаев от имени своего народа сделал  дар планете в 2000 году, выделил 700000 кв. км., и это предложение надо увеличить примерно еще на 200000 кв.км.;

5)                     Сохранение первичных пород якутских коров, лошадей;

6)                      Для культуры мы должны развивать наше духовное знание, работу над этим мы только начали, а Кулаковский сказал об этом 100 лет назад.

      

Заключение

 Жизнь этого удивительно замечательного человека, «природного якута», родоначальника якутской художественной литературы служит для всех нас примером бескорыстного, самоотверженного до самозабвения и великого служения своему народу. Кулаковский хотел немногого - чтобы его народ жил со всеми в мире и дружбе, чтобы всегда помнил себя, хранил свой язык, традиции, неповторимую культуру. Чтобы не отставал от развития цивилизованных народов, был равным с ним во всем и даже первым.  Осуществляются одно за другим пророчества поэта: его потомок поднялся над Землей и облетел ее вокруг на космическом корабле. Мечты А.Е.Кулаковского не знают границ во времени. Его идеи и заветы для нас на века. Будем же достойными его преемниками.

Как известно, настоящее вырастает из прошлого, поэтому мы всегда должны искать следы сегодняшних проблем в прошлой истории. С этой позиции Кулаковского для нас поучительны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

1.Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1992.

2. Алексеев Е.Е. А.Е. Кулаковский и XXI век. -  Якутск: Бичик, 2002.

3. Пестерев В.И. История Якутии в лицах. – Якутск: Бичик, 2001.

4. Николаев М.Е. А.Е.Кулаковский - мыслитель и патриот народа Саха. –Якутск, 2002.

5. Кулаковский А.Е. Научные труды. – Якутск:  Якутское книжное издательство, 1979.

6. Алексеев Е.Е. статья «Кулаковский». -  http://www.nlib.sakha.ru/Resoures/Data/Bibl_Assist/Kulakovsky/Kulakovsky13.html

 

Заявка на участие:

 

Захаров Вячеслав Егорович

Амгинский улус с.Эмиссы

Эмисская средняя общеобразовательная школа им. В.М.Новикова – Кюннюк Урастырова.

11 класс

678615 с.Эмиссы Набережная 19

(841142)26-4-84 vyachzah@mail.ru

Руководитель – Гаврильева Анетта Николаевна

«А.Е.Кулаковский –мыслитель и патриот народа Саха»

Поделиться в соцсетях: