11 апреля в Покровске прошли вторые николаевские чтения, организаторами которых выступили администрация Хангаласского улуса, библиотека-архив М.Е. Николаева и центральная улусная библиотека с целью привлечения школьников к изучению государственной, политической и общественной деятельности первого Президента РС(Я), депутата Государственной Думы РФ М.Е. Николаева, воспитания гражданской активности и чувства патриотизма.
В своих работах дети из Амгинского, Хангаласского, Олекминского, Усть-Майского и Жиганского улусов рассмотрели вклад выдающихся якутских политических и духовных лидеров А.Е. Кулаковского, Г.В. Ксенофонтова и М.Е. Николаева в развитие образования, сельского хозяйства, здоровья и духовности народа, этнокультурных традиций, установления международных отношений и реализации международных проектов нашей республики. Благодаря интерактивному режиму чтений учащиеся отдаленных северных улусов смогли принять участие, не выезжая из дома. Интересы детей включали экономику сельской семьи, семейные родословные села, духовное наследие А.Е. Кулаковского, М.Е. Николаева через призму состояния современного села, собственного духовного становления, экологии республики.
Ребятам представилась возможность представить доклады, получить добрые советы от авторитетных членов жюри - автора книг о первом Президенте, доктора социологических наук Ульяны Винокуровой и писателя Василия Тумарча.
Впечатления юных участников чтений стараниями организаторов пополнились как от совместного интеллектуального труда, так и от посещения зоопарка "Орто Дойду" и экскурсий на хангаласской земле.
Жюри высоко оценили работы Валерии Белолюбской из Мэндигенской СОШ Амгинского улуса, изучившей развитие сельского хозяйства родного наслега, Артура Гребнева из Покровской улусной гимназии, взявшего интервью в ходе сбора материалов о детских годах первого Президента республики у М.Е. Николаева и нашедшего общие интересы современных детей и выдающегося сына якутского народа в детском возрасте. По итогам исследования Артур вывел простые и доступные правила саморазвития. Лукин Алик, ученик Тит-Аринской СОШ Хангаласского улуса, представил анализ 2000 добрых дел в своем наслеге и показал горячее желание внести вклад в развитие села. Вячеслав Захаров из Эмисской школы Амгинского улуса представил свое видение значимости наследия Алексея Кулаковского на примере современного положения родного улуса и внес конкретные предложения по увеличению размера особо охраняемых территорий Амгинского улуса на пути следования стерхов, развитию якутского языка, культивированию здорового образа жизни среди коренного населения, сохранению якутских пород племенных лошадей и коров. Глубокий анализ Тихоновой Ньургуйаны произведений Алексея Кулаковского, созданных в Качикатцах, выполнен на профессиональном уровне.
В итоге победителями чтений стали Артур Гребнев, ученик 7 класса Покровской улусной многопрофильной гимназии и Вячеслав Захаров, ученик 11 класса Эмисской школы Амгинского улуса.
Мария Петрова,
помощник депутата Государственной Думы ФС РФ
М.Е. Николаева