Новости библиотеки

18 ФЕВРАЛЯ, в газете «Якутия» вышла статья М.Е. НИКОЛАЕВА «Есть пророки в своем Отечестве»

 

 «Есть пророки в своем Отечестве»

Каждая моя встреча с творческой сокровищницей Алексея Елисеевича Кулаковского, разумеется, не только на юбилейных торжествах в его честь, которые становятся всякий раз светлым праздником не только якутской, но также российской литературы и культуры, и сопровождаются новыми радостными интеллектуальными, духовными открытиями, неизменно доставляющими глубокие эстетические переживания, но и каждая моя личная встреча с его творчеством в повседневной жизни пробуждает во мне самые радостные чувства.

Чтение его произведений никогда не утомляет, но всегда наполняет меня светлой гордостью за мой народ, который при любых испытаниях никогда не терял свою непоколебимую волю к жизни, наполнял её красотой и радостью, неустанным созидательным трудом, подвигом, любовью, миром и достоинством. Меня всегда восхищают неисчерпаемые сокровища творческого потенциала моего немногочисленного в планетарных масштабах народа саха, его стойкость и мудрость, способность достойно ответить на любые вызовы времени, быть равным среди равных в огромном цивилизованном мире. Алексей Елисеевич Кулаковский своим жизненным подвигом и всем своим творчеством укрепляет меня в этом чувстве и знании. Всем своим существом он олицетворяет родной ему народ саха. «Я природный якут» — с достоинством говорил он о самом себе.

 

Помню, в детстве и юности меня учили не забывать посматривать на себя со стороны и сравнивать себя с героями жизни в их путеводном свете. Делать это для того, чтобы сердцем выбрать — «делать жизнь с кого», как советовал Владимир Владимирович Маяковский. Самосознание моё и моих юных сверстников ровесников и участников Великой Отечественной войны — созревало необычайно рано, и росло на живых примерах боевых и трудовых подвигов наших отцов и матерей, старших братьев и сестёр. Здесь мы находили для себя высшую красоту героизма и подвига, смысл своей жизни, видели их, прежде всего, в беззаветном и самоотверженном служении Отечеству, своему народу, делу национальной свободы, а также в готовности к самопожертвованию во имя её. Нам хотелось во всём подражать им — живым и мёртвым фронтовикам и героям тыла, и нам, вероятно, было в ту пору легче, чем нынешней молодёжи, находить своё место в жизни.

 

Думаю, что в самых общих чертах, смысл нашей жизни представлялся нам в честном служении добру и справедливости, близким людям, родному краю, родной стране. Но этому нас ещё и учили. Учили с детства. Естественно, прекрасные героические образцы мы находили также в художественной и исторической литературе как школьной программы, так и на просторах внеклассного чтения, в живой жизни народов республики и страны.

 

По известным ныне причинам, среди тех, «делать жизнь с кого», мы просто не могли увидеть ярчайшую личность родоначальника якутской художественной литературы, основоположника якутской науки, поэта и мыслителя, горячего патриота нашего народа саха — Алексея Елисеевича Кулаковского. В ту довоенную и послевоенную пору он и его творчество были укрыты от общества в полярной ночи охранительного забвения, далеко упрятаны усердными перестраховщиками от господствующей идеологии. Потому оставалось в тайне даже такое его гениальное предвидение, как надвигающаяся опасность первой, а затем второй мировых войн, и виновница в их развязывании — Германия. Кому было дело до неизвестного якутского пророка, когда накануне нападения Германии на СССР в Кремле не поверили даже гению профессиональной разведки Рихарду Зорге?

 

Но это, конечно, не главное для политического и нравственного, нередко и физического уничтожения любого гражданина в ту пору служил универсальный магический ярлык буржуазного националиста — врага народа. Ярлык с такой партийной оценкой был навешен на всё творчество и общественную деятельность А.Е. Кулаковского. Его рукописи были упрятаны в спецхране.

 

Пик травли великого якутского просветителя пришелся на 1952 год. В «Правде» — главной газете страны — появилась статья «За правильное освещение истории якутской литературы», которая запустила в Якутии механизм очернительной критики творчества основоположников якутской художествен ной литературы, народных просветителей — выдающихся представителей старой якутской интеллигенции А. Кулаковского, А. Софронова и Н. Неустроева. Под тяжелый каток политических репрессий попал и выдающийся якутский ученый Г.П. Башарин. Он был автором знаменитой монографии «Три якутских реалиста-просветителя (Из общественной мысли дореволюционной Якутии)», стоившей ему потери членства в партии, ученой степени доктора наук и места работы.

 

Однако все эти устрашающие действия только подогрели интерес читающей и активно мыслящей якутской молодёжи к запрещённым книгам. Как и в далёкие пушкинские времена, запрещенные книги у нас невидимо ходили в круге доверительного чтения. В студенческие годы я уже многое прочитал и, к своему удивлению, не нашёл в текстах ничего предосудительного. Скорее наоборот, получил эстетическое удовольствие от чтения прекрасной якутской литературы Серебряного века.

 

С годами, включившись в профессиональную государственную и политическую деятельность, познавая реальную действительность во всех её проявлениях и участвуя в её практическом преобразовании, я всё чаще наедине с собой мысленно обращался к идеям просветителей, запрещённых официальными идеологами, и восхищался их мудростью и прозорливостью. Мне, как я теперь думаю, в самое полезное для меня время удалось прочитать Письмо якутской интеллигенции, написанное А.Е. Кулаковским. Как и впервые — в 1912 году — Письмо и во второй раз пришло по адресу якутской интеллигенции в начале фундаментальных перемен в жизни народа. Наступали незабываемые 90‑е годы. Я уже жил мыслями о преобразовании жизни республики, глубоко задумывался о её дальнейшей судьбе. В ту пору — почти четверть века назад — я уже возглавлял высший орган государственной власти в республике — её Верховный Совет, а вскоре был всенародно избран первым Президентом Республики Саха (Якутия).

 

И по сей день остаюсь бесконечно благодарным Георгию Прокопьевичу Башарину — выдающемуся якутскому ученому, совершившему гражданский и научный подвиг по возвращению родному народу доброй славы его преданных сыновей — трёх реалистов‑просветителей, среди которых доброе имя А.Е. Кулаковского. В то невероятно насыщенное переменами время начала 90‑х годов мы с Георгием Прокопьевичем находили время для встреч, и Георгий Прокопьевич охотно отвечал мне на все волнующие меня вопросы, вносил предложения по широкому ознакомлению общества с творчеством забытых реалистов‑просветителей. С тех пор автор Письма А.Е. Кулаковский-Ёксёкюлээх окончательно вошел в моё сердце всем своим бессмертным подвигом, стал надёжным спутником и мудрым советником в моих государственных делах и заботах.

 

Я лишний раз убедился в том, что горькое утверждение, будто нет пророков в своём отечестве, как нельзя точно относится к отвергнутому властью творчеству Алексея Елисеевича Кулаковского. Ведь и древние пророки не были ни государственными, ни политическим деятелями, ни священниками. Это были, скорее всего, учителя. В древности считалось, что они говорят не по своему человеческому разумению, а по божьему замыслу и откровению — откровению свыше. Пророки указывали на несовершенства жизни, предсказывали будущее и своей мудрой проповедью учили и воспитывали народ и царей в возвышающей жизнь каждого истине.

 

Таким пророком был и остаётся уже в наши дни А.Е. Кулаковский-Ёксёкюлэх, профессиональный учитель, ученый, поэт и гражданин, якутский интеллигент, ставший уже при жизни исторической личностью. Горжусь тем, что на посту первого Президента Республики Саха (Якутия) я сделал всё, что было в моих силах, для восстановления и увековечения честного имени величайшего сына якутского народа Алексея Елисеевича Кулаковского. Двадцать лет назад в полярной ночи политического забвения снова взошло солнце якутской культуры. Это было началом новой эпохи в истории нашего народа, нашей республики. Он заслужил своё величие через тяжелые страдания и неустанную заботу о судьбах своего народа, за свои великие труды. Он заслужил своё бессмертие — вечное существование яркой и неповторимой личности в памяти и жизни потомков, в памяти и жизни всех грядущих поколений. Истинно было сказано однажды, что бессмертным неведомо забвение. Это и о нашем Кулаковском.

 

Пытаюсь порой постичь мистический смысл того, что в советские богоборческие годы А.Е. Кулаковский был похоронен на погосте старинного Свято-Данилова монастыря в Москве, где впоследствии неподалеку от него также предали земле великую пророчицу, впоследствии причисленную к лику святых, старицу Матрону Московскую. А монах, посланец этого монастыря, стал епископом Якутским — любимым в нашем народе владыкой Зосимой и нашел своё вечное упокоение в земле якутской. Но вот уже святые мощи пророчицы матушки Матроны перенесены в Свято-Покровский женский монастырь, где похоронен первый Якутский епископ — преосвященный Дионисий. Святая земля, святые люди навсегда остаются неразрывно вместе…

Надо было проснуться 

Широкие торжества, посвященные 100‑летию создания А.Е. Кулаковским своего знаменитого публицистического произведения Письма якутской интеллигенции — это очередное всенародное обращение к чистому роднику якутской мысли. Это наш с вами праздник, на котором никто не бывает лишний. Здесь все, кого волнует судьба своего народа.

 

Меня всегда радует каждая свежая новость, связанная с находками в непрекращающихся научных исследованиях творческого и жизненного пути А.Е. Кулаковского.

 

Я помню, как мало мы знали ещё четверть века назад, когда в журнале «Полярная звезда» в марте 1990 года было впервые опубликовано Письмо. Слышались противоречивые суждения по качеству подготовки публикации. Но было также и горячее желание раскрыть все тайны, окружавшие историю создания Письма, восстановить его во всей полноте оригинала, раскрыть наиболее полно историческую картину того времени. Как Президент Республики Саха (Якутия) я активно поддерживал работу исследователей, интересовался её промежуточными результатами. Всегда было много нового. Это всех нас вдохновляло.

 

Больших усилий потребовала работа по реабилитации честного имени А.Е. Кулаковского и других жертв политических репрессий из нашей республики. Была проведена кропотливая работа по сбору необходимых в таких случаях документов для предоставления их в Комиссию при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий. Специально по этому вопросу я разговаривал с председателем комиссии А.Н. Яковлевым и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и встретил их понимание и поддержку. В нашей республике со слезами радости на глазах 27 апреля 1994 года приняли сообщение об Указе № 824 Президента Российской Федерации «О восстановлении справедливости в отношении репрессированных в 20–30‑е годы представителей якутского народа». С того дня потеряло силу зловещее Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 9 августа 1928 года «О положении в Якутской организации». Потеряли силу запретительные директивы, составленные на основании постановления Якутского обкома ВКП (б) от 6 февраля 1952 года «О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской литературы» и постановления Секретариата ЦК КПСС от 5 мая 1986 года «О  некоторых негативных проявлениях среди молодёжи г. Якутска».

 

Была учреждена Государственная премия Республики Саха (Якутия) имени А.Е. Кулаковского, которую впервые в нашей истории в торжественной обстановке я вручил её первому лауреату — легендарному профессору Г.П. Башарину. По удивительному совпадению, в этот день исполнилось ровно 40 лет с того дня, как он попал в немилость и опалу за Кулаковского. Справедливость была восстановлена, всё встало на свои места.

 

Вскоре лауреатами Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени А.Е. Кулаковского стали народный писатель Якутии Д.К. Суорун-Омоллоон, русские писатели В.А.Солоухин и В.И.Кочетков, казах К.К. Турсункулов, саха М.А. Алексеев и другие достойнейшие граждане. Каждый из них внёс свой бесценный вклад в изучение и пропаганду идей классика якутской литературы, восстановление его доброго имени, развитие культуры.

 

Наши научные исследователи уточнили, что А.Е.Кулаковский в 1910–1912 годах жил в Качикатском наслеге Кангаласского улуса в семье местного предпринимателя, известного своими прогрессивными взглядами и передовыми по тем временам методами ведения хозяйства, Семёна Петровича Барашкова. Они близко познакомились ещё в годы обу­чения в Якутском реальном училище. Хозяин предложил А.Е.Кулаковскому место домашнего учителя и создал для него приемлемые условия для творческой работы.

 

Здесь А.Е.Кулаковский в 1910 году написал свою знаменитую поэму «Сновидение шамана». Это произведение теперь хорошо известно в нашей республике как литературно-художественный и философский шедевр, в глубоких художественных образах которого заключены глубокие философские раздумья автора о судьбе своего народа саха и народов мира. Не останавливаясь на художественных достоинствах итого замечательного образца якутской поэзии, я ограничусь выводом о том, что «Сновидение шамана» стало философской прелюдией для написания публицистического произведения с детальным изложением в нем своих актуальных и перспективных идей по преобразованию жизни родного северного края. Он был в самом продуктивном творческом возрасте — возрасте Христа — 33 года, прекрасно знал условия жизни своего народа, понимал существующие проблемы, знал, какие из них наиболее остро волнуют широкое общество. Он также с интересом вникал в детали новой организации хозяйства С. П. Барашкова и обсуждал с ним перспективы развития земледелия и животноводства в местных условиях. И очень много читал. Доказано, что он знал не менее 16 языков.

 

В этот период у него сформировалось отчетливое видение основных проблем современности, созрел отчетливый план дальнейших действий для наиболее активной части общества, якутской интеллигенции, вызрела стратегия дальнейшего развития родного края, решимость и уверенность в успехе задуманного дела были выражены в строках написанной им поэмы «Сновидение шамана»:

Удача в делах придёт, 

Если не станет 

пустопорожних слов, 

Если нужно — и отступи чуток, 

Не свернув с основного пути, 

Не накреняясь на правый бок, 

Не разливаясь влево, 

будто весной, 

Неистово, куда попало, поток, 

Если искать дорог у свою —

Посредине видна…

Представить себе, что наш философ и поэт в сельской тиши и уединении проводил свое время лишь в глубоких раздумьях над книгами и рукописями, значит не знать характер Кулаковского. А был он человек кипучей и неистощимой энергии, лёгкий на подъем, необычайно мобильный в самых суровых климатических условиях и бесконечных переходах и переездах по бескрайней земле. Он принимал самое деятельное участие в организации уникального для всей России образцового хозяйства С.П.Барашкова. Его советы и рекомендации были обоснованными и выверенными, и хозяин охотно их выполнял. Касалось ли это закупки новой техники и инвентаря, формирования оптимальной структуры хозяйства, формирования молочного или мясного стада, расширения и структуры посевных площадей зерновых — все себя оправдывало и приносило хозяйству растущие доходы. Сам Кулаковский был необычайно беден и не получал никаких денежных вознаграждений за свои инновационные проекты, кроме как за учительский труд с детьми хозяина — 600 рублей в год.

А за письменным столом он, конечно, работал непрестанно.

Он нашел своих единомышленников 

Много сил и энергии заняли его попытки создать в Якутске новые общественные организации. Первая попытка была сделана в начале 1912 года, когда он вместе с А.И. Софроновым, И.Н. Эверстовым, К.М. Стручковым и Н.Г. Соловьевым подготовил для регистрации устав «Кружка любителей якутской литературы». Это было время Серебряного века в российской литературе и весны в нарождающейся якутской литературе. Кружок, по замыслу его создателей, призван был развить крепнущий творческий процесс в молодой якутской литературе, выявить одарённых авторов и помочь им в развитии литературного таланта. Однако власти отказались регистрировать кружок, увидев в нём общественное объединение на почве национальных интересов, что запрещалось законом. Но не тот человек был наш Ёксёкюлэх, чтобы впадать в уныние и сидеть сложа руки. Обсудив новые идеи с В.В. Никифоровым и с С.П. Барашковым, он весной того же года выступил с предложением создать Общество якутских культуртрегеров с целью поднятия культуры в родном крае. В случае отказа в его регистрации, заявил о намерении идти в Думу и дойти до царя, но своего добиться непременно. А.Е. Кулаковский уже в мае 1912 года подготовил программный документ для его обсуждения на учредительном съезде нового общества, готовил его как манифест, как идейную платформу носителей культуры — культуртрегеров, терпеливо переписывал текст и рассылал его для ознакомления своим единомышленникам, участникам предстоящего съезда И.Н. Башарину, Г.Г. Андросову, С.С.  Собакину, В.В. Никифорову, П.Н. Сокольникову. Исследователи сходятся именно на такой истории рождения Письма, отказавшись от более раннего предположения о том, что документ является текстом, подготовленным для выступления А.Е.Кулаковского на торжественном собрании в честь 300‑летия Дома Романовых. Теперь мы знаем его как Письмо якутской интеллигенции.

 

В настоящее время история Письма изучена достаточно подробно, и мне хочется посмотреть лишь на некоторые его страницы глазами потомка, живущего в начале ХХI века. А.Е.Кулаковский искал своих единомышленников и обрёл Их среди нас, его прямых потомков, на крутом повороте новой истории республики и страны. На этот раз уже в 90‑х годах того же столетия.

 

Удивительно, но как будто специально было написано для переходного периода нашей национальной истории. В период написания Письма А.Е. Кулаковского происходил сложный, но довольно успешный переход России на капиталистический путь развития. Во второй раз Письмо появилось в 90‑х годах того же столетия, в наше время — и опять же в период повторной попытки России перейти на рыночные отношения и демократический путь развития. Похоже, что целые десятилетия Письмо находилось не в забвении, а в ожидании своего часа. И этот час наступил в 1990 году с началом коренных реформ российской действительности, с началом строительства новой Якутии. Появилось ощущение, что Ёксёкюлээх снова живёт среди нас и активно участвует в начавшихся преобразованиях.

 

Сравнивая актуальность Письма в год его написания в начале ХХ века с актуальностью его чудесного воскрешения в конце ХХ века, можно только восхищаться гениальностью автора: в Письме заключено некое вечно актуальное содержание, которое еще долгие годы будет служить благодатной почвой для размышлений о судьбах Якутии, России, их народов, о судьбах якутской и российской интеллигенции. Дух Письма якутской интеллигенции, как и дух всего творчества А.Е. Кулаковского, забвению не подлежит по причине своего бессмертия.

Для меня, почти четверть века назад только-только вступившего на поприще руководства республикой, причем на переломном этапе её истории, имевшего собственное видение путей её дальнейшего развития, появление Письма А.Е. Кулаковского стало истинным даром небес, точным по времени возвращением его к жизни из небытия в период повторной попытки России встать на путь рыночных отношений.

 

Я убеждён в том, что каждое новое поколение якутян будет перечитывать Письмо по-своему. При этом на каждом новом историческом этапе, на новых ступенях развития будет открывать для себя всегда нечто новое, очень ценное. Мне кажется, что непосредственно А.Е. Кулаковскому можно с уверенностью отнести слова А.И. Герцена, сказанные им по поводу тоже письма, но «Философического письма» П.Я. Чаадаеа: «Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь, тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет,— все равно, надобно было проснуться». Всё равно надо было проснуться… Так и Письмо якутской интеллигенции, написанное и разосланное А.Е. Кулаковским в 1912 году и полученное нами в 1990 году, было тем кличем великого гражданина и поэта, которое заставляет проснуться родственные ему сердца.

 

Изучая Письмо якутской интеллигенции, каждый из нас выделяет в нём наиболее близкие и волнующие для себя мысли, радуется единству взглядов и понимания в обозначении и решении проблем. Так радуются близкие по духу люди, обнаруживая взаимное тождественное понимание животрепещущих вопросов действительности. Нетрудно увидеть в Письме, как и во всем жизненном подвиге, художественном творчестве автора центральную фигуру его внимания и забот — человека. Простого человека — далекого и близкого, праведного и грешного — вселенского человека:

Человек для него цель, а не средство. Поэтому за каждым его размышлением, будь то по проблемам экономики, организации хозяйства, развития земледелия, животноводства или по проблемам экологии и рационального природопользования — за всем этим стоит человек, личность с её правом реализовать данный ему от рождения талант, обрести смысл и радость жизни, и ради которого следует развивать родной край.

 

Это существенный момент в содержании любой его идеи, всегда созидательной, это основной критерий истинной ценности любых планов и намерений, преобразований и новаций: что доброго получит от сделанного простой человек.

 

Для меня это был очень важный вывод из прочтения Письма. дело в том, что, приступив к строительству новой Якутии, мы в центр внимания всех преобразований поставили человека. Критерий общий для всех многочисленных и разнообразных проектов: какое благо они несут в себе человеку. Дополнительными критериями были благо для семьи, для женщины-матери, для детей, для молодёжи, для ветеранов, для пенсионеров и т.д.

 

Всем известна прекрасная песня, в которой есть такие слова: «Раньше думай о Родине, а потом о себе…» Правильная песня, с глубокими искренними чувствами гражданина. Но есть и другая, не менее замечательная песня: «Родина слышит, родина знает…» Вот это добрый ответ на первую песню. Наше новое правительство стремилось во всей своей деятельности видеть и удовлетворять интересы своего народа, каждого человека. Подтверждением тому служит всё то новое, что появилось в нашей республике за последнее двадцатилетие, также разработанная в начале преобразований сильная социальная политика государства.

 

Доказательством эффективности нашей новой социальной государственной политики служат добрые воспоминания о забытых теперь многими начале 90‑х годов, когда в условиях жесточайшего кризиса в стране с его «шоковой терапией», в кипении политических страстей и даже вооруженных конфликтов нам удалось сохранить социальный и межнациональный мир, доверие между властью и обществом. Это главное в эпоху фундаментальных перемен. Также удалось поддержать приемлемые для того времени уровень жизни и доходов населения, особенно неработающей, социально незащищенной его части.

 

Нам удалось за счет государственной помощи удерживать на приемлемом уровне цены на основные продукты питания. Мы обеспечили право всех граждан на бесплатные образование и медицинскую помощь, кроме того, повысили качество этих услуг. Первыми нормативными актами стали указы президента о создании фонда социальной поддержки, фонда семьи, материнства и детства, о совершенствовании систем здравоохранения и образования. Были приняты важные решения по социальной защите инвалидов и участников Великой Отечественной войны, приравненных к ним категорий населения, инвалидов, семей с детьми-инвалидами, сирот, многодетных семей и студентов. К примеру, участники Великой Отечественной войны — мужчины и женщины — стали получать вторую пенсию от республики.

 

Впервые у нас была разработана концепция адресной социальной помощи малоимущим слоям населения. Были повышены размеры пособий на воспитание детей, увеличены размеры стипендий, также установлены льготы студентам на проезд от места учебы к себе на родину. Не обошли заботой и вниманием демобилизованных воинов, военнослужащих и их семьи, блокадников Ленинграда, воинов‑интернационалистов, а также граждан, пострадавших от политических репрессий, узников фашистских концлагерей. Целевая государственная помощь была оказана бывшим переселенцам из Чурапчинского улуса и села Туой-Хая. Кроме того, якутские пенсионеры получили существенные прибавки к пенсии за счет её нового порядка исчисления.

 

Неотложной задачей каждого дня стала забота о сохранении и создании дополнительных рабочих мест, особенно в сельской местности, где скрытая безработица подошла к черте в 15%. С этой целью стали развивать перерабатывающую промышленность, прежде всего в сельской местности. Причем на село вынесли такие необычные для него производства, как алмазогранильное, камнеобработка, ювелирное дело, производство строительных материалов, нефтепереработка, радиоэлектронная промышленность, швейное производство. Выросли масштабы производства товаров народных промыслов.

 

Мы стали добиваться безусловного соблюдения принципов социальной защиты занятых, своевременной выплаты заработной платы, прежде всего находящимся в сфере нашей прямой ответственности работникам государственного сектора, бюджетной сферы, а также пенсий, стипендий. Наладили систему переобучения и переподготовки рабочей силы. Вплотную решением вопросов воспроизводства рабочей силы, подготовки кадров высшей квалификации на систематической основе занялся впервые созданный и единственный в России департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте Республики Саха (Якутия).

Важным моментом в осуществлении социальной политики стало установление новых государственных наград, почетных званий, именных премий, стипендий. Они играют важную стимулирующую роль в поощрении прогрессивных мотиваций к труду.

В ответе за каждого 

Молодые читатели Письма часто с удивлением воспринимают обостренное внимание А.Е. Кулаковского к демографическим процессам в мире, России и Якутии. Так ли уж остро в те далёкие годы начала ХХ века стоял вопрос о вымирании народа саха, представителей малочисленных народов Российской империи, именуемых в ту пору инородцами, насколько велика была опасность его исчезновения в условиях глобального переселения народов, прежде всего в самой России? Как говорится, слава Богу, что катастрофы не произошло, но острота проблемы остается и в наши дни, останется и в перспективе — рост численности населения в соседних азиатских странах заставляет над этим постоянно задумываться. Не снята проблема и в обеспечении человечества продовольствием, хотя именно за эти беспокойные идеи А.Е. Кулаковского обвиняли в тяжком грехе мальтузианства. Но вот недавно Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН опубликовала доклад «Состояние земельных и водных ресурсов и производство продовольствия», в котором делается вывод о том, что к 2050 году, чтобы накормить землян, в мире должно производиться на 70% больше продовольствия, чем сейчас. При этом неуклонное падение уровня плодородия земель уже сегодня вызывает большую тревогу. Выходит, что якутский пророк А.Е. Кулаковский-Ёксёкюлэх ещё столетие назад не напрасно тревожился о выживании своего народа и всего человечества 

Поэтому я с удовлетворением отмечу, что именно в начале 90‑х годов в нашей республике — впервые за всю её историю! — самостоятельным направлением нашей государственной деятельности стало осуществление демографической политики, нацеленной на обеспечение естественного прироста населения Республики Саха (Якутия). Здесь мы также были первыми в России.

 

Указом президента было создано первое в России Министерство социальной и демографической политики РС (Я). Вот лишь некоторые памятные практические дела. Самое пристальное внимание стало уделяться семье, особенно молодым, детям, материнству. Пары до 30 лет, впервые вступающие в брак, стали получать от государства пособие размером в 35 минимальных месячных зарплат. Студенческим и малоимущим семьям при рождении ребёнка стали выплачивать единовременное пособие в размере 70 минимальных месячных зарплат. Были установлены, а вскоре удвоены пособия на детей одиноких матерей.

 

С одобрением было воспринято создание Целевого фонда будущих поколений и Международного фонда «Дети Саха-Азия». Целевой фонд будущих поколений открыл лицевые счета каждому сельскому школьнику по 100 тысяч рублей. Приступили к строительству лучшего на Дальнем Востоке Центра материнства и детства. Создали Республиканский детский физкультурно-оздоровительный центр. Развернули широкую работу по программе «Дети Республики Саха (Якутия)». Содержание работы раскрывают названия подпрограмм: дети-инвалиды, дети-сироты, одарённые дети, дети Севера, развитие индустрии детского питания, организация отдыха, занятости и оздоровления детей. Был установлен государственный праздник День матери, проведен Год семьи.

 

И вот первые плоды всей этой работы — уже в 1993 году Гос­комстат Российской Федерации порадовал нас статистикой: по естественному приросту населения Республика Саха (Якутия) в расчете на тысячу человек вышла на третье место среди субъектов Федерации.

На равных со всеми 

Политика сбережения народа и повышения его благосостояния в нашей республике неразрывно увязана с качественной стороной человеческого потенциала Это очень важный вопрос, который никогда не покидал А.Е. Кулаковского. Как истинный мудрец, который перед угрозой потопа советовал людям учиться плавать, а не надеяться на авось, пронесёт, якутский пророк Алексей Елисеевич Кулаковский предлагает заняться повышением уровня культуры — культивизацией всего населения. В этом он видел первое и основное условие выживания своего народа при любых поворотах истории, в том числе при массовом заселении Якутии крестьянами из центральных губерний страны. Он так представлял встречу с переселенцами на новом уровне цивилизации и культуры:

Зуб на зуб, 

Рога на рога, 

Копыта на копыта — 

мы равны.

Лишь после встречи такой 

Узнали б мы свой удел, 

Уготованный нам Творцом.

Ведь его попытка создать общество культуртрегеров в 1912 году было первым практическим шагом на пути к основной цели: подъём уровня культуры населения до современных требований цивилизации. И в первом, и во втором варианте Письма мы читаем его мечту об «осмысленной, духовной и полной наслаждениями жизни под сенью лучезарной поэзии, прекрасной эстетики и под защитой бессильной логики». Он призывает якутскую интеллигенцию: «Действуйте и агитируйте единственно в пользу и ради культуры, насаждение которой стало в нашем веке злободневной необходимостью».

 

Мне очень близки эти мысли, потому что ещё в период работы на руководящих должностях улусного масштаба придерживался триединого принципа решения любых проблем: материально-техническое и финансовое обеспечение, затем подготовленные, культурные кадры и правильная организация дела. Потому что убедился на опыте, что никакая современная техника и грамотное управление не решат проблему, если не будет качественных кадров. Кадры, люди решают успех дела. Мы решали эту задачу уже в масштабах республики в новых условиях рыночных отношений, и, мне кажется, довольно успешно.

 

Известны наши успехи в развитии образования, науки и культуры. Якутские специалисты и предприниматели уже уверенно работают на всех континентах. Конкурентоспособность наших кадров, скажу без преувеличения, высокая. Достойная растёт молодежь. В своих раздумьях о приоритетах развития республики я находил поддержку своих идей в Письме: «Для подлинного благосостояния якутов необходимо поднять степень их культурности и сделать их способными к пониманию жизни и явлений её. Некоторые рассуждают с иной точки зрения: говорят, что поднять культуру якутов можно только, когда он будет материально обеспечен; но с этим мнением лично я, как видите, не солидарен».

 

Это вовсе не означает, что мы в республике в первые годы реформ не занимались развитием экономики, повышением жизненного уровня народа. Но за всем, что делалось для повышения благосостояния людей, повышения качества их жизни, мы не забывали о главном — создавать все условия для повышения качества внутреннего мира человека, его образованности, духовности и культуры. Но философия народного блага у А.Е. Кулаковского не ограничивается производством материальных благ. Первоочередным условием, я повторюсь, была забота о всестороннем уровне развития самого человека, достойного жить в ХХI веке.

По предназначенному пути все вместе 

Невозможно в краткой статье перечислить все достижения нашей республики и нашего народа в минувшем десятилетии, сопоставить их с надеждами и ожиданиями А.Е. Кулаковского. Но скажу уверенно: мы с честью осуществили все его основные замыслы, изложенные в Письме якутской интеллигенции, создали прочный потенциал для дальнейшего развития нашего необъятного северного края.

Убедительным свидетельством и основанием успехов в культивизации народа саха является его политический статус равноправного субъекта Российской Федерации. На земле ещё не было Республики Саха (Якутия). Теперь есть. И президент из саха есть, и свой парламент. И своя Конституция. И свои Государственные гимн и флаг.

 

С достоинством и честью выполняется основная политическая заповедь якутского пророка: оставаться вместе с Россией. Наш народ, наша интеллигенция сделали всё от них зависящее, чтобы в год решающего перелома скрепить Россию, сплотиться со всеми народами Российской Федерации. Мы взяли судьбу в свои руки и уверенно пошли по пути исторического предназначения нашего народа. Непременно предназначения высокого, каким его видели в столетиях наши великие предшественники.


Автор:  М.Е. НИКОЛАЕВ, Первый Президент Республики Саха (Якутия), Депутат Государственной Думы РФ
Газета «Якутия», выпуск  № 30 от 18 февраля 2012 г.

Поделиться в соцсетях: