Новости библиотеки

От Года учителя к Годам духовности

А.С.Владимиров, министр образования РС(Я)

Р.Е.Тимофеева, д.п.н, академик РАЕН

 

Чувство принадлежности к своему народу, духовные связи с землей, которая  взрастила, являются для каждого человека основой содействия добрым инициативам сородичей и земляков, соучастия в их хороших начинаниях. Совместные действия многих нравственно оседлых людей всегда дают импульсы для повышения качества жизни села, поселка, города, района, вносят вклад в местное развитие.

При этом местное развитие получает ускорение, если используются современные средства создания богатства, которыми сегодня стали информация и знания, спрессованные в технологии. Привнесение передовых технологий в реальную жизнь обеспечивает благополучие всех, кто живет на этой территории.

В свое время такой подход реализовал С.П.Барашков, корневой человек, успешный бизнесмен, крепкий хозяин, состоятельный хангаласец. Немалые прибыли, получаемые от внедрения достижений науки и техники в местное производство, он рачительно расходовал. Средства выделял и на дальнейшее расширение дела, и на благоустройство жизни семьи, и на  благотворительность, а главное – на развитие духовных ресурсов родной земли.

Он солидно вкладывал в образование детей и молодежи, поскольку прекрасно понимал, что повышение уровня жизни, общей культуры населения зависит от мышления и деятельности тех, кто хорошо образован. Он ясно осознавал, что развитие не является следствием простой передачи денег бедным, а представляет результат действия силы, которой являются знания.

Бесспорно, на его прогрессивные умонастроения, породившие многие добрые дела, эффективные инициативы, перспективные действия, повлияло непосредственное общение с А.Е.Кулаковским. Их взаимодействие иллюстрирует высокие отношения, которые могут установиться между учителем и учеником, когда наставник оказывает настолько сильное личностное влияние на подопечного, на его мышление, деятельность, образ жизни, что у него появляется неугасимая тяга к созиданию, новаторству. В сущности, в этом заключается благородная миссия учителя.

На возвышение его роли и значения в современных условиях был нацелен завершившийся Год учителя. Надо сказать, что это решение было принято на основе того, что увеличение затрат на одного учащегося, введение гигиенических стандартов, улучшение рациона питания, увеличение уроков физической культуры, установка технических новинок, широкое внедрение компьютеров, применение умных  досок и других нововведений дадут эффект, если будут хорошие учителя. Именно от личностных качеств, гражданской позиции, методов деятельности тех, кто ежедневно, ежечасно трудится в классах, аудиториях, лабораториях зависит будущее государства.

Общеизвестно, личность формирует личность. Личность ученика формируется под непосредственным влиянием личности учителя в непрерывном взаимодействии учитель-ученик. В этом взаимодействии передаются не только знания, но и тип мышления, общения, действия. В ежедневном, ежеурочном и внеурочном взаимодействии с учениками учитель вольно или невольно тиражирует модель духовной деятельности.

Конечно, время вносит коррективы в понимание роли и значения учителя. Традиционно учителя работали по принципу «научить думать». Сегодня время диктует другой принцип – «научить придумывать». Сейчас на передний план  выходит развитие способности  придумывать нечто новое. Более того, доводить это новое до конца, до четкого результата, Принцип «научить придумывать» означает формирование в людях стремления пройти до конца путь от идеи до результата. Сейчас это качество называют инновационной культурой.

Причина отсталости кроется в отсутствии этой культуры. Наше мышление, втиснутое в старые рамки, не дает нам видеть появившиеся возможности, а уж тем более использовать их. У нас нет готовности к изменениям в силу того, что не умеем и не готовы сами создавать изменения, в силу глубоко укоренившейся привычки жить так, как прежде. Но сегодня без этого умения уже невозможно жить. Это вызов, который бросает век знаний.

Чтобы принять этот вызов, надо иметь хорошее образование. Сказанное является основой объявленных в улусе Годов духовности. Эти Годы дают шанс каждому активизировать   духовные усилия, которые генерируют творческую деятельность, повышают человеческий потенциал, улучшающий жизнь.

Духовная деятельность, как известно, не имеет предметного материализованного результата и кардинально отличается от других видов деятельности невидимым продуктом в виде идеи, знания, принципа, отношения, чувства, мотива, цели, ценностной ориентации и др. Все это неосязаемое и невещественное. Духовность невидима, но в реальной жизни она постоянно дает о себе знать через человеческие качества, способности, слова, поступки, дела, образ жизни. Сила духа, потенциал духа, ресурсы духа людей определяют качество их жизни.  

В силу этого в эти Годы предстоит возродить  преклонение перед умом и духом, восстановить духовные традиции, которые позволяли хангаласцам занимать достойные места во многих областях, в том числе в области образования, особенно физико-математического образования. Многие знают, что учащиеся физико-математических классов Покровской средней школы спокойно поднимались на пьедесталы всесоюзных и всероссийских олимпиад по точным предметам. А ведь их воспитывали и обучали обычные учителя, не имевшие никаких звонких наград и званий, не гонявшиеся за почестями и регалиями. Они уверенно работали, обладая внутренней свободой и сильным духом, который передавался их питомцам.

Духовно-нравственные ценности передаются в межличностном общении и усваиваются не мышлением, а переживанием, чувствованием. Невозможно сформировать духовные ценности, нравственные нормы, развить способности ученика, если всего этого недостает самому наставнику, невозможно получить от ученика больше того, что он имеет и дает.

Истинные учителя отличаются не столько блестящим знанием своего предмета, развитием формально-интеллектуальных навыков, сколько высокими духовными качествами. Граница между заурядным учителем и незаурядным учителем проходит именно по этим качествам личности.

О том, что образованность - путь улучшения жизни, всегда подчеркивал, пропагандировал и практически внедрял Г.В Ксенофонтов, еще одна выдающаяся личность, которую взрастила и вытолкнула земля хангаласская. Это жизненное кредо Учителя с большой буквы, обогатившего мировую науку исследованиями по этногенезу своего маленького в общечеловеческих масштабах народа, ярко отражает древнее изречение: «Когда планируешь на год, лучше всего сеять зерно. Когда планируешь на десятилетия, лучше всего сажать дерево. Когда планируешь на всю жизнь, лучше всего взрастить человека».  

Год учителя передал эстафету Годам духовности. Главные действующие лица Годов –   учителя, преподаватели, наставники, современно мыслящие и действующие люди, которые  подготовят поколение, способное осуществить переход к новой экономике. Конечно, речь идет о воспитании, обучении, развитии. Однако сегодня смысл этих привычных понятий обновлен. Человек воспитан, если умеет управлять своими потребностями, и тогда уменьшается в обществе агрессивность, рвачество и жестокость. Человек обучен, если умеет применять знания в любой ситуации, и потому уменьшается в обществе оскорбление некачественным трудом и недостойным поведением. Человек развит, если умеет самостоятельно действовать, осознанно меняться, и это приводит  к уменьшению в обществе потребительской, иждивенческой позиции.

В широком понимании к учителям причисляются не только те, кто стоит у классной доски или за кафедрой. Учителями были и есть все, для которых духовность является формулой их человеческой жизни и деятельности. Истина, что хангаласцы видят в лице М.Е.Николаева, современника и земляка, Учителя с большой буквы.  Он  не дает готовых рецептов, но дает много пищи для работы ума и духа, для интеллектуального и духовного восхождения, открывающего новые жизненные смыслы.   

Стартовавшие Годы должны подогреть духовные ресурсы жителей нашего улуса снизу, а не сверху, через инструкции и указания вышестоящих. Немаловажно, что Годы будут и далее укреплять самоидентификацию хангаласцев. В этом направлении было сделано немало в предыдущие годы. Мы первыми общими усилиями провели два форума общественности по развитию человеческих ресурсов, конференцию по социальной сплоченности, семинары по местному развитию, выпустили фундаментальные книги  и альбомы о своих выдающихся соотечественниках, поставили спектакль о большой семье Ксенофонтовых, создали галерею хангаласцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Все это делалось для создания духовной среды, без которой невозможно сотворить новое состояние людей. К сожалению многие из них, живущие на пронзительно родных ландшафтах, представляющих священные зоны  спокойного миросозерцания, еще мало заботятся о выходе за границы привычного узкого мышления и деятельности. 

Предстоящие Годы должны развить в хангаласцах ответственность, прогностичность, способность к выживаемости. Это предполагает большую духовную работу каждого по  выработке собственного внутреннего контроля, соизмерению своих действий с практическими результатами, преодолению трудностей в материально-бытовом обустройстве, социально-профессиональной деятельности, личном благополучии. Выживаемость людей на этой земле должна быть подобна высокой выживаемости реликтового растения, эндемика – терескена Ленского, который произрастает только на широте нашего района и больше нигде в мире.

Поделиться в соцсетях: