9 ноября 2010 г. Государственный Советник Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев встретился с выпускниками Арктического Университета. Организовала встречу Клавдия Ивановна Федорова, начальник управления международных связей СВФУ. Сегодня выпускники университета, учившиеся по программе «Север - Север» в Арктических университетах уже работают в различных предприятиях и учреждениях республики. Присутствовали на встрече 19 выпускников и молодые слушатели, готовящиеся к учебе в Арктическом Университете.
Еще в начале 90-х годов прошлого века Михаил Ефимович Николаев, будучи руководителем неправительственной организации «Северный Форум», говорил о развитии университетов в Арктике. В Декларации Третьей Генеральной Ассамблеи Северного Форума, принятого в Якутске 13 августа 1997 года написано: «Главы регионов приветствуют деятельность Ассоциации университетов и колледжей Северного Форума и выражают желание, чтобы колледжи и университеты Севера разработали программы, благодаря которым студенты и факультеты в одном северном регионе могли бы извлечь для себя пользу из высших учебных заведений другого региона. Они считают важным разработать программу обмена студентами между образовательными институтами регионов-членов Северного Форума». Идею создания Университета Арктики Северный Форум предложил Арктическому Совету, и в 1997 году рабочая группа старших должностных лиц Арктического Совета, представила концепцию создания Университета Арктики. Университет Арктики был официально учрежден в 2001 году. Сегодня Арктический Университет – это крупнейший социальный проект современности в Арктике. Сегодня Университет Арктики успешно развивает циркумполярное сотрудничество в области образования. Его миссией является «Усилить Север через образование и науку».
Молодые люди рассказали Михаилу Ефимовичу о том, что им понравилось во время учебы, что для себя особо ценного узнали как будущие специалисты, что могли бы внедрить на территории Республики Саха (Якутия). Михаил Ефимович в ходе бесед допытывался о деталях тех или иных вопросов, технологий. Поэтому разговор получился заинтересованный. Николай Макаров, учившийся в Швеции, рассказал, что внешне различий в работе строителей нет, но есть большие различия в самом процессе работы и у студентов и у работников. Например, студенты не работают под диктовку преподавателей, т.е. их не натаскивают по какому-либо предмету. Они сами заинтересованы получить хорошее образование. Преподаватель приходит в аудиторию, раздаёт материал, потом на другом занятии начинает спрашивать. Шведы - строители эффективно применяют высокие технологии в проектировании и строительстве мостов, дорог. Большие отличия от наших строителей в отношении к своим обязанностям, всё у них четко и качественно, много качества в деталях специальной одежды строителей, правилах безопасности и.т.д.
Лариса Шелоховская работает старшим преподавателем на кафедре Североведения СВФУ, кандидат педагогических наук. Училась в Швеции и в Норвегии. Кандидатскую диссертацию выполнила в направлении «Насекомые – опылители Арктики». Обратила особое внимание на общение с преподавателями, на их доброжелательность, отзывчивость, на открытость. После защиты диссертации по контракту ездила работать в Норвегии, работала в ботаническом саду, где собрана очень большая коллекция растений из 4 континентов. Учеба в Арктическом Университете дала возможность Ларисе изменить своё мировоззрение, расширить кругозор, что повысит уровень преподавания предмета, общения со студентами. Планирует тесно сотрудничать с ботаническим садом г. Якутска.
Владислав Петров, работник ОАО «Нижнеленское», аспирант кафедры мировой экономики, учился в области маркетингового исследования международных рынков. Клавдия Ивановна, когда представляла Владислава, заметила, что про его хорошую учебу писала в своё время норвежская газета. Владислав рассказал о теме своей диссертации «Развитие социальной инфраструктуры в РС(Я)». Цель – разработка программы по созданию достойных условий для жизни отдаленных от города сел.
Анна Васильева, заместитель декана экономического института. Училась по приглашению Финляндии в г.Рованиеми по специальности «Международная деятельность», закончила там магистратуру. Выиграла грант президента Российской Федерации. Сейчас является аспирантом, занимается по весьма актуальной для нас теме: «Инновационный менеджмент как форма конкурентоспособности на предприятиях». Через год планирует защитить диссертацию.
Эдуард Петров, работает в горном факультете СВФУ старшим преподавателем охраны труда, по специальности инженер по чрезвычайным ситуациям. Учился в технологическом университете г.Пулио (Швеция). Рассказал, что знания, приобретенные в Арктическом Университете, помогли ему (сорбирующие элементы) когда случился разлив нефти в Олекминске. Рассказал о работе экстренных служб Швеции. Оказывается в Швеции меньше структур, вместо этого у них налажена быстрая оперативность, техническая защита информации намного надежнее.
Василий Петухов, студент 5-го курса института математики и информатики СВФУ. С его выступления ясно, что по сравнению с Арктическим Университетом наш университет обеспечен интернетом весьма слабо, поэтому интеграция образования с внешним миром очень слаба. Василий сказал о своих наблюдениях, что самый дорогой интернет на всем Дальнем Востоке, оказывается, у нас. Эти слова подтвердил присутствовавший в беседе первый проректор Ю.Н.Буслаев, что в университете есть всего лишь «минимум» того, что должно было бы быть в высшем учебном заведении.
Дмитрий Григорьев, учился на Аляске, работает на кафедре строительных конструкций ИТФ СВФУ. Дмитрий рассказал об организации учебы в ВУЗах Америки. Говорит, что лекционные занятия сведены к минимуму, много внимания уделяют практическим занятиям. В чистоте и порядке содержат учебные корпуса, аудитории, лаборатории. Часто меняют цвет стен, корпусов, много внимания уделяют эффективной эксплуатации зданий, много зеленых растений вокруг учебных корпусов. Хотя Аляска тоже Север, но у их домов нет отмостки. Оказывается, эксплуатация зданий до того налажена, что у них нет течки из водопроводных труб под домами. Дороги хорошие, строят капитально, ремонтируют быстро, в любое время суток. Сильно развито воздушное сообщение, малая авиация, много частных самолетов. Торговлю в основном производят по интернету.
Роман Петров, учился в научно-исследовательской базе университета в Шпицбергене. Рассказал о посещении хранилища семян на глубине 12 метров в вечной мерзлоте. Гид рассказал, что в этой хранилище пока находится 2 млн. тонн семян различных растений. Планируют хранить до 4,5 млн тонн семян. Постоянная температура: минус 18ºС.
Валентина Михайлова из финансово-экономического института СВФУ. В 2007 году выиграла грант и поехала учиться в Канаду. Занималась математикой и высшей математикой. В Канаде заметила, что Правительство много внимания уделяет малочисленным народам Севера, много по этому вопросу программ. После этого училась в Харбине (Китай), получила стипендию правительства Китая, выиграв конкурс. Стипендия равна 10 000 рублей и выделяется ежемесячно до окончания учебы. К этой стипендии добавляется расходы за проживание и обучение за три года.
В конце встречи Михаил Ефимович подвел итоги. Поблагодарил Клавдию Ивановну за плодотворную работу в течении 10 лет в организации международных связей. Сказал, что работа налажена, люди получили возможность расширить свои знания, кругозор, мировоззрение. Теперь необходимо думать о следующем шаге. Привел для присутствующих интересное сравнение «Мы, северные люди знаем, что если по снегу пройдет один человек, следы могут потеряться, а если пройдут по этому следу много людей, то этот след превратится в тропу, потом в дорогу. И никто не заблудится». Поэтому нам надо всем объединяться и разработать проблемные вопросы республики.
Во-первых, мы должны быть здоровыми. Для этого у нас есть всё: чистый воздух, чистая вода, хорошее натуральное питание, физическая культура и спорт массовых разрядов. Необходимо разработать оригинальные программы оздоровления населения и внедрять в села, в города.
Во-вторых, было бы желательно развивать внутренний туризм. Пока тоже нет приемлемой для всех программы. Нет ни одного ученого, кто защитил хотя бы кандидатскую диссертацию в области туризма.
В-третьих, Клавдия Ивановна, процентное соотношение технической и гуманитарной направленности у желающих учиться по программе «Север – Север» должно быть 60:40. Особое внимание необходимо уделить освоению островных участков страны. В этих островах с территорией 300 000 км² ничего нет, пустота. Пример, который рассказал нам Роман, наглядно показывает, как эффективно используют свои острова иностранные государства. Аспирант, кандидат наук – это мало для выпускников Арктического Университета. Вам надо стремиться внедрять всё то, что вы увидели, изучили, узнали на территории Якутии. Для этого надо создавать совместные предприятия со своими сокурсниками иностранных государств.
В-четвертых, откроется институт оленеводства. Кто из вас поедет там работать? У вас обширные знания, шире кругозор, по-моему, вам следовало бы преподавать в этом институте. ЯГСХА тоже член Арктического Университета. Погодаев избран членом ректорского совета Университета Арктики, и вы должны стремиться к участию управлением университета. Пора в Тикси открывать колледж или другое учебное заведение. Вообще вам надо организовать образовательные учреждения, где по программе народного университета могли бы учить всех, кто желает совершенствовать свой образовательный уровень.
Виктор Ноговицын.