Уважаемые коллеги!
Мы собрались здесь, чтобы отметить 75-ую годовщину со дня подписания Пакта Рерихов. Велико значение этого документа для защиты и охраны культурного наследия человечества. Уважительное отношение к разным цивилизациям и культурам позволило Рерихам выступить инициаторами и авторами «Пакта Рерихов». Пакт Рериха, также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников является первым в истории международным договором о защите культурного наследия. Пакт Рериха подписан в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года.
Комитет Правления Панамериканского союза по Пакту Рериха подготовил тогда доклад. Комитет рекомендовал Правительствам – членам Союза подписать этот пакт.
В договоре говорится, что подписавшие стороны приняли решение заключить соответствующий договор для внедрения в жизнь уважение и защиту сокровищ культуры в военное и в мирное время.
В Пакте говорится, что исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и защитой воюющих сторон. Таким же уважением и защитой пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и защита распространяются на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, как во время войны, так и в мирное время.
Согласно Пакту Рериха, памятникам и учреждениям культуры предоставляются нейтралитет и уважение.
Автор идеи и инициатор Пакта – Николай Рерих. Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии.
Мысль о международном договоре по охране и защите памятников культуры зрела и укреплялась у Николая Рериха во время его путешествий по русским городам в 1903 и 1904 годах. Тогда Н. К. Рерих посетил более 40 древнерусских городов.
Во время своего путешествия Николай Рерих создает большую серию архитектурных этюдов, насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы, изображенные им во время этой экспедиции, впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Н. К. Рерих окончательно решил, что надо работать над специальным международным соглашением об охране просветительских учреждений и памятников культуры.
В 1929 году Николай Рерих подготовил проект Пакта о защите культурных ценностей. Вместе с Пактом Н. К. Рерих предлагает утвердить отличительный знак для идентификации объектов охраны - Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами.
Всем очевиден гуманный характер Пакта Рериха. Пакт призван беречь и сохранить культурное наследие человечества. В этом значение и ценность Пакта Рериха.
Николай Рерих как будто чувствовал приближение Второй мировой войны, которая унесет миллионы жизней невинных людей и в ходе которой будут уничтожены множество шедевров архитектуры, живописи и литературы. Пакт Рериха был актуальным международным договором накануне величайшей войны в истории человечества.
Я хотел бы сказать несколько слов об объединяющем начале в учении и творчестве Рерихов.
Рерихи внесли новое в осмысление человеческой цивилизации.
Для них все цивилизации мира имели общее начало. Каждая из цивилизаций была примером торжества жизни в особом месте планеты и в особое время.
В противовес этой гуманной идее об общности человеческих цивилизаций, последнее время довольно модной стала идея о борьбе и противоречии цивилизаций. Особенно эта идея стала распространяться после появления книги Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Книга Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» – это попытка практического применения новых смыслов, вложенных в понятие «цивилизация» во второй половине XX века.
Понятие «цивилизованного» было развито в XVII веке французскими философами в рамках антиномии «цивилизация – варварство». Это послужило идеологической основой экспансии Европейской цивилизации и практики передела мира без учета мнений и желаний любых неевропейских культур.
Европейцы – испанцы, французы, англичане – «открывая» новые американские, африканские, азиатские и австралийские земли и населяющие их людей, считали в одностороннем порядке, что несут свет цивилизации и прогресса в варварские страны. Цивилизованные европейцы видели свою историческую миссию в привлечении «варваров» к цивилизованной и культурной жизни.
Сегодня, в век демократии и истинного прогресса очевидно заблуждение европейских первооткрывателей.
Отказ от формулы, что европейская цивилизация является единственной доминирующей культурой произошел только в середине XX века после Второй Мировой войны. Вторая Мировая стала завершающим этапом распада колонизаторских империй. Началась эпоха национально-освободительной борьбы порабощенных народов и стран.
Новая формула цивилизации потребовала иного практического решения взаимоотношений на мировой арене.
В признании значения и роли мировых цивилизаций огромную роль сыграл предшественник Российской Федерации Советский Союз. Благодаря его помощи обрели силу и мощь современные Китай и Индия.
На границе третьего тысячелетия понятие цивилизации претерпевает очередные изменения. В рамках тезиса, предложенной новыми мыслителями, границы человеческих цивилизаций проходят по ареалам распространения языков и соответствующих образов жизни.
Все великие цивилизации на земле развивались более или менее автономно, независимо друг от друга в те века, когда мобильность человека была ограничена. Но все они имели нечто общее начало. Рерихи, имевшие скандинавские и русские корни, путешествовали и творили в Китае, Тибете и в Индии. Им были близки русская, китайская, тибетская и индийская культуры. Они создали свое оригинальное учение - «Живую Этику».
Живая Этика или Агни-Йога – это религиозно-философское учение, направленное на синтез всех религий. Это учение основано на представлении, что мироздание имеет единую духовно-энергетическую основу.
Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия - субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.
Всеначальная энергия неисчерпаема по своим запасам, ее формы многообразны. Для человека она не является ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.
Я сравниваю всеначальную энергию Рерихов с китайским «дао». «Дао» - непостижимое, универсальное и всесильное начало в китайской философии.
Уважаемые коллеги, Россия волею судьбы находится между Западом и Востоком. Россия призвана жить рядом с западной и восточной цивилизациями.
Мы обязаны знать цивилизации своих соседей. Европейскую цивилизацию мы знаем, ибо со школы учим ее. Хуже обстоит дело с восточными цивилизациями. Для познания восточных культур и цивилизаций я создал в 2006 году Международное общественное движение «Восточное измерение».
«Восточное измерение» ведет активную народную дипломатию по расширению культурных и торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, вместе с Китайским Обществом Дружбы с зарубежными странами (КОДЗС) мы ежегодно проводим Российско-китайский дружественный диалог по стратегическим проблемам. В этом году организовали этот диалог в Иркутске во время Байкальского экономического форума в сентябре.
В следующем году Российско-китайский дружественный диалог по стратегическим проблемам проведем в Китае.
Уважаемые коллеги, Рерихи учат нас познавать духовный мир наших великих соседей – Китая и Индии.
Рерихи - художники, мыслители и путешественники -заслуживают глубокого уважения, почитания, а их творческое наследие достойно пытливого изучения.
Я уверен, что Центр Рерихов в Москве и его сотрудники работают во славу памяти великих сынов России.
Желаю успехов Конференции, посвященной 75-й годовщине Пакта Рериха. Спасибо за внимание.
Мы собрались здесь, чтобы отметить 75-ую годовщину со дня подписания Пакта Рерихов. Велико значение этого документа для защиты и охраны культурного наследия человечества. Уважительное отношение к разным цивилизациям и культурам позволило Рерихам выступить инициаторами и авторами «Пакта Рерихов». Пакт Рериха, также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников является первым в истории международным договором о защите культурного наследия. Пакт Рериха подписан в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года.
Комитет Правления Панамериканского союза по Пакту Рериха подготовил тогда доклад. Комитет рекомендовал Правительствам – членам Союза подписать этот пакт.
В договоре говорится, что подписавшие стороны приняли решение заключить соответствующий договор для внедрения в жизнь уважение и защиту сокровищ культуры в военное и в мирное время.
В Пакте говорится, что исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и защитой воюющих сторон. Таким же уважением и защитой пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и защита распространяются на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, как во время войны, так и в мирное время.
Согласно Пакту Рериха, памятникам и учреждениям культуры предоставляются нейтралитет и уважение.
Автор идеи и инициатор Пакта – Николай Рерих. Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии.
Мысль о международном договоре по охране и защите памятников культуры зрела и укреплялась у Николая Рериха во время его путешествий по русским городам в 1903 и 1904 годах. Тогда Н. К. Рерих посетил более 40 древнерусских городов.
Во время своего путешествия Николай Рерих создает большую серию архитектурных этюдов, насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы, изображенные им во время этой экспедиции, впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Н. К. Рерих окончательно решил, что надо работать над специальным международным соглашением об охране просветительских учреждений и памятников культуры.
В 1929 году Николай Рерих подготовил проект Пакта о защите культурных ценностей. Вместе с Пактом Н. К. Рерих предлагает утвердить отличительный знак для идентификации объектов охраны - Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами.
Всем очевиден гуманный характер Пакта Рериха. Пакт призван беречь и сохранить культурное наследие человечества. В этом значение и ценность Пакта Рериха.
Николай Рерих как будто чувствовал приближение Второй мировой войны, которая унесет миллионы жизней невинных людей и в ходе которой будут уничтожены множество шедевров архитектуры, живописи и литературы. Пакт Рериха был актуальным международным договором накануне величайшей войны в истории человечества.
Я хотел бы сказать несколько слов об объединяющем начале в учении и творчестве Рерихов.
Рерихи внесли новое в осмысление человеческой цивилизации.
Для них все цивилизации мира имели общее начало. Каждая из цивилизаций была примером торжества жизни в особом месте планеты и в особое время.
В противовес этой гуманной идее об общности человеческих цивилизаций, последнее время довольно модной стала идея о борьбе и противоречии цивилизаций. Особенно эта идея стала распространяться после появления книги Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Книга Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» – это попытка практического применения новых смыслов, вложенных в понятие «цивилизация» во второй половине XX века.
Понятие «цивилизованного» было развито в XVII веке французскими философами в рамках антиномии «цивилизация – варварство». Это послужило идеологической основой экспансии Европейской цивилизации и практики передела мира без учета мнений и желаний любых неевропейских культур.
Европейцы – испанцы, французы, англичане – «открывая» новые американские, африканские, азиатские и австралийские земли и населяющие их людей, считали в одностороннем порядке, что несут свет цивилизации и прогресса в варварские страны. Цивилизованные европейцы видели свою историческую миссию в привлечении «варваров» к цивилизованной и культурной жизни.
Сегодня, в век демократии и истинного прогресса очевидно заблуждение европейских первооткрывателей.
Отказ от формулы, что европейская цивилизация является единственной доминирующей культурой произошел только в середине XX века после Второй Мировой войны. Вторая Мировая стала завершающим этапом распада колонизаторских империй. Началась эпоха национально-освободительной борьбы порабощенных народов и стран.
Новая формула цивилизации потребовала иного практического решения взаимоотношений на мировой арене.
В признании значения и роли мировых цивилизаций огромную роль сыграл предшественник Российской Федерации Советский Союз. Благодаря его помощи обрели силу и мощь современные Китай и Индия.
На границе третьего тысячелетия понятие цивилизации претерпевает очередные изменения. В рамках тезиса, предложенной новыми мыслителями, границы человеческих цивилизаций проходят по ареалам распространения языков и соответствующих образов жизни.
Все великие цивилизации на земле развивались более или менее автономно, независимо друг от друга в те века, когда мобильность человека была ограничена. Но все они имели нечто общее начало. Рерихи, имевшие скандинавские и русские корни, путешествовали и творили в Китае, Тибете и в Индии. Им были близки русская, китайская, тибетская и индийская культуры. Они создали свое оригинальное учение - «Живую Этику».
Живая Этика или Агни-Йога – это религиозно-философское учение, направленное на синтез всех религий. Это учение основано на представлении, что мироздание имеет единую духовно-энергетическую основу.
Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия - субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.
Всеначальная энергия неисчерпаема по своим запасам, ее формы многообразны. Для человека она не является ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.
Я сравниваю всеначальную энергию Рерихов с китайским «дао». «Дао» - непостижимое, универсальное и всесильное начало в китайской философии.
Уважаемые коллеги, Россия волею судьбы находится между Западом и Востоком. Россия призвана жить рядом с западной и восточной цивилизациями.
Мы обязаны знать цивилизации своих соседей. Европейскую цивилизацию мы знаем, ибо со школы учим ее. Хуже обстоит дело с восточными цивилизациями. Для познания восточных культур и цивилизаций я создал в 2006 году Международное общественное движение «Восточное измерение».
«Восточное измерение» ведет активную народную дипломатию по расширению культурных и торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, вместе с Китайским Обществом Дружбы с зарубежными странами (КОДЗС) мы ежегодно проводим Российско-китайский дружественный диалог по стратегическим проблемам. В этом году организовали этот диалог в Иркутске во время Байкальского экономического форума в сентябре.
В следующем году Российско-китайский дружественный диалог по стратегическим проблемам проведем в Китае.
Уважаемые коллеги, Рерихи учат нас познавать духовный мир наших великих соседей – Китая и Индии.
Рерихи - художники, мыслители и путешественники -заслуживают глубокого уважения, почитания, а их творческое наследие достойно пытливого изучения.
Я уверен, что Центр Рерихов в Москве и его сотрудники работают во славу памяти великих сынов России.
Желаю успехов Конференции, посвященной 75-й годовщине Пакта Рериха. Спасибо за внимание.