9 октября 2010 года в Москве в имении князей Лопухиных, где в наши дни размещается Международный Центр Рерихов, открылась Международная общественно-научная конференция, посвященная 75-летию со дня подписания Пакта Рериха.
Мировая общественность хорошо знает Рерихов. Николай Константинович Рерих родился в России, в Санкт-Петербурге, 9 октября 1874 г. Он вырос в русской семье, принадлежавшей к верхушке среднего класса. Писатели, художники, ученые были частыми гостями в доме Рерихов. Уже в раннем возрасте он проявил интерес и талант к самым разным искусствам. Когда ему было девять лет, известный археолог приехал для исследований в их районе и взял юного Рериха с собой на раскопки древних захоронений. Захватывающий процесс раскрытия тайн забытых веков зажег в нем любовь к археологии; эта любовь осталась с ним на всю жизнь. Благодаря другим контактам, в нем развился интерес к коллекционированию доисторических предметов, монет, минералов. Он создал свой собственный гербарий для изучения трав и деревьев. С самого раннего возраста он проявлял особые способности к рисованию, и к шестнадцати годам начал всерьез думать о поступлении в Художественную Академию, чтобы стать профессиональным художником.
В 1904 году Рерих написал первые из своих картин на религиозные темы. Полотна эти в основном отражали русские легенды и образы русских святых. К этой тематике Рерих возвращался не раз, и позже были написаны разные варианты этих картин.
Рериховский поиск археологических сокровищ продолжался. Особенный интерес вызывал в нем Каменный Век, и он собрал большую коллекцию предметов этой эпохи. Многие из картин Рериха отражают этот интерес, - например, картина Три Меча, написанная на археологическую тему. Рерих писал о необычном сходстве принадлежавших Каменному Веку техники и методов орнаментации в самых далеких друг от друга районах мира. Анализируя эти соответствия, он пришел к весьма важному выводу об общей природе человеческого самовыражения и творчества.
В годы, непосредственно предшествовавшие Первой Мировой войне, Рерих предчувствовал назревающую катастрофу, и его полотна символически выражали размах будущей трагедии. В этих работах Рерих впервые выступает как пророк.
К 1917 году в России бушевала революция, и возвращаться туда было опасно. Семья начала строить планы путешествия в Индию, к которой их тянуло, как магнитом, все сильнее и сильнее.
Тем временем, из Америки пришло приглашение от Чикагского Института Искусств. Приглашение было принято, и первая выставка картин Рериха с успехом открылась в галерее Кингор в Нью-Йорке в 1920 году. В Америке Рерих не только провел выставки четырехсот своих работ в разных городах страны, но и оформил декорации и костюмы к постановкам Снегурочки и Тристана и Изольды в Чикагском оперном театре.
В 1921 году в Нью-Йорке Рерих основал Главный Институт Объединенных Искусств, который, по его замыслу, должен был воплотить идеи образования, применявшиеся им в Санкт-Петербурге. Рерих сумел привлечь талантливых преподавателей. Институт процветал, но просуществовал только до 1937 года. Страна была в тисках Великой Депрессии, семья Рерихов - в экспедиции на Востоке, фонды иссякли, и ход событий привел к полному развалу организации, которую Рерих и его сотрудники строили с таким трудом. В 1949 году учреждение возродилось как Музей Николая Рериха под руководством Зинаиды Григорьевны Фосдик, которая была одним из учредителей Главного Института и членом его преподавательского состава. Музей поселился в небольшом особняке на Западной стороне Манхэттена, на 107-ой улице, где он и находится до сих пор.
В мае 1923 года Рерихи, наконец, были на пути в Индию. Рерихи прибыли в Бомбей в декабре 1923 года и сразу же начали путешествие по культурным центрам и историческим местам, встречаясь в то же время с индийскими исследователями, учеными, художниками и писателями. К концу декабря они уже были на южных склонах Гималаев, в Сиккиме, и по скорости, с которой они достигли гор, ясно было, что Гималаи были их главной целью. Они начали исследовательскую экспедицию, которая прошла по Китайскому Туркестану, Алтаю, Монголии и Тибету. Это было путешествие по неисследованным районам, где они намеревались изучать религиозные верования, языки, обычаи и культуру местных обитателей.
Об этой первой своей Центрально-Азиатской экспедиции Рерих написал книгу Сердце Азии - живой рассказ о чудесах земли и населяющих ее людей. Но еще более живыми и выразительными были его картины - около пятисот полотен, созданных за время этого путешествия. В картинах Канченджунга, Сиккимский Перевал, Его Страна, Великий Дух Гималаев, в серии Знамена Востока мы видим, как философские идеи и концепции превращаются в зрительные образы, окруженные великолепной природой Северной Индии.
По окончании их большой экспедиции в 1928 году семья поселилась в долине Кулу у подножья Гималаев. Это место стало их домом на долгие годы. Здесь они организовали Гималайский Исследовательский Институт Урусвати, целью которого было изучение и систематизация материалов только что завершенной экспедиции, а также и будущих исследований. Научные направления Института включали ботанику, этнографию, лингвистические исследования и изучение археологических находок. Под руководством отца сыновья Рерихов, Юрий и Святослав, создали коллекцию лекарственных трав и провели глубокое исследование по ботанике и древней медицине, а также тибетской и китайской фармакопее.
С помощью юристов, специализировавшихся в международном праве, он написал первоначальный текст Пакта. Он также предложил особое знамя, - Знамя Мира, - которое должно было отмечать места, находящиеся под защитой Пакта. По его предложению, на белом фоне Знамени должны были быть изображены три красных круга, заключенные в красное кольцо.
В результате усилий Рериха и его сотрудников 13 апреля 1935 года Пакт, наконец, был подписан в Вашингтоне, в Белом Доме, странами Северной и Южной Америк - членами Пан-Американского Союза. Этот Пакт не потерял силы и поныне. И в наше время множество отдельных людей, групп и ассоциаций продолжают распространять идеи Пакта Рериха, Знамени Мира и стоящих за ними принципов.
Николай Константинович Рерих умер в Кулу 13 декабря 1947 года. Его тело было кремировано, и часть праха захоронена на склоне, обращенном к его любимым горам, которые он изображал на многих из почти семи тысяч своих картин.
Нам, жителям Якутии, близки и понятны картины снежных гор, созданных Николаем Рерихом. Наш известный художник Афанасий Осипов пишет в манере, близкой к стилю Рериха. Наш северный и суровый край похож на Гамилаи, особенно, когда ты находишься в Верхоянских горах.
Михаил Ефимович Николаев выступил перед участниками конференции в качестве Президента Международного общественного движения «Восточное измерение».
В своем докладе он подчеркнул непреходящее значение Пакта Рериха как международного юридического документа, охраняющего культурное наследие человечества.
Обращаясь к участникам конференции Михаил Ефимович Николаев сказал:
«Уважаемые коллеги!
Мы собрались здесь, чтобы отметить 75-ую годовщину со дня подписания Пакта Рерихов. Велико значение этого документа для защиты и охраны культурного наследия человечества. Уважительное отношение к разным цивилизациям и культурам позволило Рерихам выступить инициаторами и авторами «Пакта Рерихов». Пакт Рериха, также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников является первым в истории международным договором о защите культурного наследия. Пакт Рериха подписан в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года.
В договоре говорится, что подписавшие стороны приняли решение заключить соответствующий договор для внедрения в жизнь уважение и защиту сокровищ культуры в военное и в мирное время.
В Пакте говорится, что исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и защитой воюющих сторон. Таким же уважением и защитой пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и защита распространяются на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, как во время войны, так и в мирное время.
Согласно Пакту Рериха, памятникам и учреждениям культуры предоставляются нейтралитет и уважение.
Автор идеи и инициатор Пакта – Николай Рерих. Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии.
Мысль о международном договоре по охране и защите памятников культуры зрела и укреплялась у Николая Рериха во время его путешествий по русским городам в 1903 и 1904 годах. Тогда Н. К. Рерих посетил более 40 древнерусских городов.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Н. К. Рерих окончательно решил, что надо работать над специальным международным соглашением об охране просветительских учреждений и памятников культуры.
В 1929 году Николай Рерих подготовил проект Пакта о защите культурных ценностей. Вместе с Пактом Н. К. Рерих предлагает утвердить отличительный знак для идентификации объектов охраны - Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами.
Всем очевиден гуманный характер Пакта Рериха. Пакт призван беречь и сохранить культурное наследие человечества. В этом значение и ценность Пакта Рериха.
Николай Рерих как будто чувствовал приближение Второй мировой войны, которая унесет миллионы жизней невинных людей и в ходе которой будут уничтожены множество шедевров архитектуры, живописи и литературы. Пакт Рериха был актуальным международным договором накануне величайшей войны в истории человечества.
Я хотел бы сказать несколько слов об объединяющем начале в учении и творчестве Рерихов.
Рерихи внесли новое в осмысление человеческой цивилизации.
Для них все цивилизации мира имели общее начало. Каждая из цивилизаций была примером торжества жизни в особом месте планеты и в особое время.
В противовес этой гуманной идее об общности человеческих цивилизаций, последнее время довольно модной стала идея о борьбе и противоречии цивилизаций. Особенно эта идея стала распространяться после появления книги Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Его книга «Столкновение цивилизаций» – это попытка практического применения новых смыслов, вложенных в понятие «цивилизация» во второй половине XX века.
Понятие «цивилизованного» было развито в XVII веке французскими философами в рамках антиномии «цивилизация – варварство». Это послужило идеологической основой экспансии Европейской цивилизации и практики передела мира без учета мнений и желаний любых неевропейских культур.
Европейцы – испанцы, французы, англичане – «открывая» новые американские, африканские, азиатские и австралийские земли и населяющие их людей, считали в одностороннем порядке, что несут свет цивилизации и прогресса в варварские страны. Цивилизованные европейцы видели свою историческую миссию в привлечении «варваров» к цивилизованной и культурной жизни.
Сегодня, в век демократии и истинного прогресса очевидно заблуждение европейских первооткрывателей.
Отказ от формулы, что европейская цивилизация является единственной доминирующей культурой произошел только в середине XX века после Второй Мировой войны. Вторая Мировая стала завершающим этапом распада колонизаторских империй. Началась эпоха национально-освободительной борьбы порабощенных народов и стран.
Новая формула цивилизации потребовала иного практического решения взаимоотношений на мировой арене.
В признании значения и роли мировых цивилизаций огромную роль сыграл предшественник Российской Федерации Советский Союз. Благодаря его помощи обрели силу и мощь современные Китай и Индия.
На границе третьего тысячелетия понятие цивилизации претерпевает очередные изменения. В рамках тезиса, предложенной новыми мыслителями, границы человеческих цивилизаций проходят по ареалам распространения языков и соответствующих образов жизни.
Все великие цивилизации на земле развивались более или менее автономно, независимо друг от друга в те века, когда мобильность человека была ограничена. Но все они имели нечто общее начало. Рерихи, имевшие скандинавские и русские корни, путешествовали и творили в Китае, Тибете и в Индии. Им были близки русская, китайская, тибетская и индийская культуры. Они создали свое оригинальное учение - «Живую Этику».
Живая Этика или Агни-Йога – это религиозно-философское учение, направленное на синтез всех религий. Это учение основано на представлении, что мироздание имеет единую духовно-энергетическую основу.
Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия - субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.
Всеначальная энергия неисчерпаема по своим запасам, ее формы многообразны. Для человека она не является ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.
Я сравниваю всеначальную энергию Рерихов с китайским «дао». «Дао» - непостижимое, универсальное и всесильное начало в китайской философии.
Уважаемые коллеги, Россия волею судьбы находится между Западом и Востоком. Россия призвана жить рядом с западной и восточной цивилизациями.
Мы обязаны знать цивилизации своих соседей. Европейскую цивилизацию мы знаем, ибо со школы учим ее. Хуже обстоит дело с восточными цивилизациями. Для познания восточных культур и цивилизаций я создал в 2006 году Международное общественное движение «Восточное измерение».
«Восточное измерение» ведет активную народную дипломатию по расширению культурных и торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, вместе с Китайским Обществом Дружбы с зарубежными странами (КОДЗС) мы ежегодно уже пятый раз проводим Российско-китайский дружественный диалог по стратегическим проблемам.
Уважаемые коллеги, Рерихи учат нас познавать духовный мир наших великих соседей – Китая и Индии.
Рерихи - художники, мыслители и путешественники -заслуживают глубокого уважения, почитания, а их творческое наследие достойно пытливого изучения.
Я уверен, что Центр Рерихов в Москве и его сотрудники работают во славу памяти великих сынов России.
Желаю успехов Конференции, посвященной 75-й годовщине Пакта Рериха».
В работе конференции приняли участие многие видные ученые и общественные деятели, художники и журналисты.
Вице-президент Всеевропейской федерации по сохранению культурного наследия «Европа Ностра» принц Александр Сайн-Виттгеншейн подчеркнул всемирное значение творчества и общественной деятельности семьи Рерихов и вручил премию Европейского Союза по культурному наследию Людмиле Васильевне Шапошниковой, Генеральному директору Музея имени Н.К.Рериха.
Завершая первый день работы конференции, Л.В.Шапошникова сделала содержательный доклад на тему «Метаисторический смысл Пакта Рериха».
В.П.Артамонов,
помощник Государственного Советника Республики Саха (Якутия)
Москва
11 октября 2010 года
Мировая общественность хорошо знает Рерихов. Николай Константинович Рерих родился в России, в Санкт-Петербурге, 9 октября 1874 г. Он вырос в русской семье, принадлежавшей к верхушке среднего класса. Писатели, художники, ученые были частыми гостями в доме Рерихов. Уже в раннем возрасте он проявил интерес и талант к самым разным искусствам. Когда ему было девять лет, известный археолог приехал для исследований в их районе и взял юного Рериха с собой на раскопки древних захоронений. Захватывающий процесс раскрытия тайн забытых веков зажег в нем любовь к археологии; эта любовь осталась с ним на всю жизнь. Благодаря другим контактам, в нем развился интерес к коллекционированию доисторических предметов, монет, минералов. Он создал свой собственный гербарий для изучения трав и деревьев. С самого раннего возраста он проявлял особые способности к рисованию, и к шестнадцати годам начал всерьез думать о поступлении в Художественную Академию, чтобы стать профессиональным художником.
В 1904 году Рерих написал первые из своих картин на религиозные темы. Полотна эти в основном отражали русские легенды и образы русских святых. К этой тематике Рерих возвращался не раз, и позже были написаны разные варианты этих картин.
Рериховский поиск археологических сокровищ продолжался. Особенный интерес вызывал в нем Каменный Век, и он собрал большую коллекцию предметов этой эпохи. Многие из картин Рериха отражают этот интерес, - например, картина Три Меча, написанная на археологическую тему. Рерих писал о необычном сходстве принадлежавших Каменному Веку техники и методов орнаментации в самых далеких друг от друга районах мира. Анализируя эти соответствия, он пришел к весьма важному выводу об общей природе человеческого самовыражения и творчества.
В годы, непосредственно предшествовавшие Первой Мировой войне, Рерих предчувствовал назревающую катастрофу, и его полотна символически выражали размах будущей трагедии. В этих работах Рерих впервые выступает как пророк.
К 1917 году в России бушевала революция, и возвращаться туда было опасно. Семья начала строить планы путешествия в Индию, к которой их тянуло, как магнитом, все сильнее и сильнее.
Тем временем, из Америки пришло приглашение от Чикагского Института Искусств. Приглашение было принято, и первая выставка картин Рериха с успехом открылась в галерее Кингор в Нью-Йорке в 1920 году. В Америке Рерих не только провел выставки четырехсот своих работ в разных городах страны, но и оформил декорации и костюмы к постановкам Снегурочки и Тристана и Изольды в Чикагском оперном театре.
В 1921 году в Нью-Йорке Рерих основал Главный Институт Объединенных Искусств, который, по его замыслу, должен был воплотить идеи образования, применявшиеся им в Санкт-Петербурге. Рерих сумел привлечь талантливых преподавателей. Институт процветал, но просуществовал только до 1937 года. Страна была в тисках Великой Депрессии, семья Рерихов - в экспедиции на Востоке, фонды иссякли, и ход событий привел к полному развалу организации, которую Рерих и его сотрудники строили с таким трудом. В 1949 году учреждение возродилось как Музей Николая Рериха под руководством Зинаиды Григорьевны Фосдик, которая была одним из учредителей Главного Института и членом его преподавательского состава. Музей поселился в небольшом особняке на Западной стороне Манхэттена, на 107-ой улице, где он и находится до сих пор.
В мае 1923 года Рерихи, наконец, были на пути в Индию. Рерихи прибыли в Бомбей в декабре 1923 года и сразу же начали путешествие по культурным центрам и историческим местам, встречаясь в то же время с индийскими исследователями, учеными, художниками и писателями. К концу декабря они уже были на южных склонах Гималаев, в Сиккиме, и по скорости, с которой они достигли гор, ясно было, что Гималаи были их главной целью. Они начали исследовательскую экспедицию, которая прошла по Китайскому Туркестану, Алтаю, Монголии и Тибету. Это было путешествие по неисследованным районам, где они намеревались изучать религиозные верования, языки, обычаи и культуру местных обитателей.
Об этой первой своей Центрально-Азиатской экспедиции Рерих написал книгу Сердце Азии - живой рассказ о чудесах земли и населяющих ее людей. Но еще более живыми и выразительными были его картины - около пятисот полотен, созданных за время этого путешествия. В картинах Канченджунга, Сиккимский Перевал, Его Страна, Великий Дух Гималаев, в серии Знамена Востока мы видим, как философские идеи и концепции превращаются в зрительные образы, окруженные великолепной природой Северной Индии.
По окончании их большой экспедиции в 1928 году семья поселилась в долине Кулу у подножья Гималаев. Это место стало их домом на долгие годы. Здесь они организовали Гималайский Исследовательский Институт Урусвати, целью которого было изучение и систематизация материалов только что завершенной экспедиции, а также и будущих исследований. Научные направления Института включали ботанику, этнографию, лингвистические исследования и изучение археологических находок. Под руководством отца сыновья Рерихов, Юрий и Святослав, создали коллекцию лекарственных трав и провели глубокое исследование по ботанике и древней медицине, а также тибетской и китайской фармакопее.
С помощью юристов, специализировавшихся в международном праве, он написал первоначальный текст Пакта. Он также предложил особое знамя, - Знамя Мира, - которое должно было отмечать места, находящиеся под защитой Пакта. По его предложению, на белом фоне Знамени должны были быть изображены три красных круга, заключенные в красное кольцо.
В результате усилий Рериха и его сотрудников 13 апреля 1935 года Пакт, наконец, был подписан в Вашингтоне, в Белом Доме, странами Северной и Южной Америк - членами Пан-Американского Союза. Этот Пакт не потерял силы и поныне. И в наше время множество отдельных людей, групп и ассоциаций продолжают распространять идеи Пакта Рериха, Знамени Мира и стоящих за ними принципов.
Николай Константинович Рерих умер в Кулу 13 декабря 1947 года. Его тело было кремировано, и часть праха захоронена на склоне, обращенном к его любимым горам, которые он изображал на многих из почти семи тысяч своих картин.
Нам, жителям Якутии, близки и понятны картины снежных гор, созданных Николаем Рерихом. Наш известный художник Афанасий Осипов пишет в манере, близкой к стилю Рериха. Наш северный и суровый край похож на Гамилаи, особенно, когда ты находишься в Верхоянских горах.
Михаил Ефимович Николаев выступил перед участниками конференции в качестве Президента Международного общественного движения «Восточное измерение».
В своем докладе он подчеркнул непреходящее значение Пакта Рериха как международного юридического документа, охраняющего культурное наследие человечества.
Обращаясь к участникам конференции Михаил Ефимович Николаев сказал:
«Уважаемые коллеги!
Мы собрались здесь, чтобы отметить 75-ую годовщину со дня подписания Пакта Рерихов. Велико значение этого документа для защиты и охраны культурного наследия человечества. Уважительное отношение к разным цивилизациям и культурам позволило Рерихам выступить инициаторами и авторами «Пакта Рерихов». Пакт Рериха, также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников является первым в истории международным договором о защите культурного наследия. Пакт Рериха подписан в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года.
В договоре говорится, что подписавшие стороны приняли решение заключить соответствующий договор для внедрения в жизнь уважение и защиту сокровищ культуры в военное и в мирное время.
В Пакте говорится, что исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и защитой воюющих сторон. Таким же уважением и защитой пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и защита распространяются на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, как во время войны, так и в мирное время.
Согласно Пакту Рериха, памятникам и учреждениям культуры предоставляются нейтралитет и уважение.
Автор идеи и инициатор Пакта – Николай Рерих. Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии.
Мысль о международном договоре по охране и защите памятников культуры зрела и укреплялась у Николая Рериха во время его путешествий по русским городам в 1903 и 1904 годах. Тогда Н. К. Рерих посетил более 40 древнерусских городов.
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Н. К. Рерих окончательно решил, что надо работать над специальным международным соглашением об охране просветительских учреждений и памятников культуры.
В 1929 году Николай Рерих подготовил проект Пакта о защите культурных ценностей. Вместе с Пактом Н. К. Рерих предлагает утвердить отличительный знак для идентификации объектов охраны - Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами.
Всем очевиден гуманный характер Пакта Рериха. Пакт призван беречь и сохранить культурное наследие человечества. В этом значение и ценность Пакта Рериха.
Николай Рерих как будто чувствовал приближение Второй мировой войны, которая унесет миллионы жизней невинных людей и в ходе которой будут уничтожены множество шедевров архитектуры, живописи и литературы. Пакт Рериха был актуальным международным договором накануне величайшей войны в истории человечества.
Я хотел бы сказать несколько слов об объединяющем начале в учении и творчестве Рерихов.
Рерихи внесли новое в осмысление человеческой цивилизации.
Для них все цивилизации мира имели общее начало. Каждая из цивилизаций была примером торжества жизни в особом месте планеты и в особое время.
В противовес этой гуманной идее об общности человеческих цивилизаций, последнее время довольно модной стала идея о борьбе и противоречии цивилизаций. Особенно эта идея стала распространяться после появления книги Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Его книга «Столкновение цивилизаций» – это попытка практического применения новых смыслов, вложенных в понятие «цивилизация» во второй половине XX века.
Понятие «цивилизованного» было развито в XVII веке французскими философами в рамках антиномии «цивилизация – варварство». Это послужило идеологической основой экспансии Европейской цивилизации и практики передела мира без учета мнений и желаний любых неевропейских культур.
Европейцы – испанцы, французы, англичане – «открывая» новые американские, африканские, азиатские и австралийские земли и населяющие их людей, считали в одностороннем порядке, что несут свет цивилизации и прогресса в варварские страны. Цивилизованные европейцы видели свою историческую миссию в привлечении «варваров» к цивилизованной и культурной жизни.
Сегодня, в век демократии и истинного прогресса очевидно заблуждение европейских первооткрывателей.
Отказ от формулы, что европейская цивилизация является единственной доминирующей культурой произошел только в середине XX века после Второй Мировой войны. Вторая Мировая стала завершающим этапом распада колонизаторских империй. Началась эпоха национально-освободительной борьбы порабощенных народов и стран.
Новая формула цивилизации потребовала иного практического решения взаимоотношений на мировой арене.
В признании значения и роли мировых цивилизаций огромную роль сыграл предшественник Российской Федерации Советский Союз. Благодаря его помощи обрели силу и мощь современные Китай и Индия.
На границе третьего тысячелетия понятие цивилизации претерпевает очередные изменения. В рамках тезиса, предложенной новыми мыслителями, границы человеческих цивилизаций проходят по ареалам распространения языков и соответствующих образов жизни.
Все великие цивилизации на земле развивались более или менее автономно, независимо друг от друга в те века, когда мобильность человека была ограничена. Но все они имели нечто общее начало. Рерихи, имевшие скандинавские и русские корни, путешествовали и творили в Китае, Тибете и в Индии. Им были близки русская, китайская, тибетская и индийская культуры. Они создали свое оригинальное учение - «Живую Этику».
Живая Этика или Агни-Йога – это религиозно-философское учение, направленное на синтез всех религий. Это учение основано на представлении, что мироздание имеет единую духовно-энергетическую основу.
Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия - субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.
Всеначальная энергия неисчерпаема по своим запасам, ее формы многообразны. Для человека она не является ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.
Я сравниваю всеначальную энергию Рерихов с китайским «дао». «Дао» - непостижимое, универсальное и всесильное начало в китайской философии.
Уважаемые коллеги, Россия волею судьбы находится между Западом и Востоком. Россия призвана жить рядом с западной и восточной цивилизациями.
Мы обязаны знать цивилизации своих соседей. Европейскую цивилизацию мы знаем, ибо со школы учим ее. Хуже обстоит дело с восточными цивилизациями. Для познания восточных культур и цивилизаций я создал в 2006 году Международное общественное движение «Восточное измерение».
«Восточное измерение» ведет активную народную дипломатию по расширению культурных и торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, вместе с Китайским Обществом Дружбы с зарубежными странами (КОДЗС) мы ежегодно уже пятый раз проводим Российско-китайский дружественный диалог по стратегическим проблемам.
Уважаемые коллеги, Рерихи учат нас познавать духовный мир наших великих соседей – Китая и Индии.
Рерихи - художники, мыслители и путешественники -заслуживают глубокого уважения, почитания, а их творческое наследие достойно пытливого изучения.
Я уверен, что Центр Рерихов в Москве и его сотрудники работают во славу памяти великих сынов России.
Желаю успехов Конференции, посвященной 75-й годовщине Пакта Рериха».
В работе конференции приняли участие многие видные ученые и общественные деятели, художники и журналисты.
Вице-президент Всеевропейской федерации по сохранению культурного наследия «Европа Ностра» принц Александр Сайн-Виттгеншейн подчеркнул всемирное значение творчества и общественной деятельности семьи Рерихов и вручил премию Европейского Союза по культурному наследию Людмиле Васильевне Шапошниковой, Генеральному директору Музея имени Н.К.Рериха.
Завершая первый день работы конференции, Л.В.Шапошникова сделала содержательный доклад на тему «Метаисторический смысл Пакта Рериха».
В.П.Артамонов,
помощник Государственного Советника Республики Саха (Якутия)
Москва
11 октября 2010 года