М.Е.Николаев

заместитель Председателя Совета Федерации

Первый Президент Республики Саха (Якутия)

член Постоянного Комитета парламентариев Арктического региона

г. Якутск                                                                                                                        2 июня 2010 года

 

Уважаемый Председатель!

Уважаемые участники Совета Университета Арктики!

Мы еще в начале 90-х годов прошлого века в рамках Северного Форума говорили о развитии университетов в Арктике. В Декларации Третьей Генеральной Ассамблеи Северного Форума, принятого в Якутске 13 августа 1997 года написано: «Главы регионов приветствуют деятельность Ассоциации университетов и колледжей Северного Форума и выражают желание, чтобы колледжи и университеты Севера разработали программы, благодаря которым студенты и факультеты в одном северном регионе могли бы извлечь для себя пользу из высших учебных заведений другого региона. Они считают важным разработать программу обмена студентами между образовательными институтами регионов-членов Северного Форума».

Идею создания Университета Арктики Северный Форум предложил Арктическому Совету. В 1997 году рабочая группа старших должностных лиц Арктического Совета представила концепцию создания Университета Арктики. Университет Арктики был официально учрежден в 2001 году. Мы горды тем, что Арктический Совет сделал реальностью нашу мечту и создал Университет Арктики. Арктический Университет – это крупнейший социальный проект современности в Арктике.

Сегодня Университет Арктики успешно развивает циркумполярное сотрудничество в области образования.

Университет Арктики –  проект современности

Сегодня Университет Арктики твердо стоит на ногах. Объединяет в себе 121 университет северного полушария.

Каковы задачи Университета Арктики в наше время?

На мой взгляд, Университет Арктики может решать следующие масштабные задачи:

Во-первых, необходимо добиться объединения вокруг Университета Арктики всех ведущих вузов циркумполярного региона и превратить Арктический Университет в ядро создания единого интеллектуального и образовательного  пространства Арктики.

Далее, Арктический Университет организовал не только обмен студентами, но и организовал работу обмена стажерами, аспирантами, докторантами.

В третьих, надо создать сеть базовых школ Университета Арктики.

Далее, Университет Арктики должен стать центром интеллектуального развития коренных народов Севера.

И последнее, Университету Арктики необходимо развивать одновременно и образование, и научную деятельность. Только так студенческая молодежь может интегрироваться в современную инновационную среду.

Современные университеты представляют собой центры, где сосредоточены все передовые знания, технические достижения и инновационные технологии мира.

Только обладая таким научным потенциалом, университет может подготовить современных кадров и специалистов, способных работать в сложном и быстро меняющемся мире.

Было бы полезно, если бы Университет Арктики взял на себя роль распространения знаний и технологий повышения качества жизни северян, составив  кластер северных экологически чистых технологий, удобных в применении. Подобная работа была проделана Северным Форумом.  

Университет Арктики может стать центром научных знаний для повышения качества жизни жителей Севера и Арктики.

Всего на дистанционных курсах по циркумполярному регионоведению, разработанному специально для Университета Арктики, обучается 3 000 студентов из  8 арктических стран.

Между учреждениями Университета Арктики на 1-2 семестрах сегодня студенты Университета Арктики получают различные стипендии по программе - «Север-Север», «Высокоширотный Север», «Эразмус Мундус».

От сотрудничества к партнерству

Россия идет по пути модернизации и перевода своей экономики на путь инновационного развития. И большую роль в этом процессе играет национальный проект «Образование». Одной из задач этого проекта является формирование единого интеллектуального и образовательного пространства России. В единое интеллектуальное пространство России вовлекается и российский Север. Образованы федеральные университеты на Севере: в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области. Университеты получили право самостоятельно формировать собственные стандарты образования  и учебные программы, на которые могут ориентироваться высшие учебные заведения соседних регионов. Решение о создании на Севере новых федеральных университетов многие эксперты считают самой ценной инвестицией федерального центра в экономическом развитии Севера и Арктики России. Отсюда начнется развитие российской северной науки, здесь предстоит готовить лучшие кадры для экономического освоения российской Арктики.

Университеты являются не только центрами подготовки специалистов, но и интеллектуальной ресурсной базой в регионах. А также проводят просветительскую деятельность, повышая культуру молодежи и населения.

Университет Арктики, несомненно, повысит интеллектуальный и культурный уровень циркумполярного региона.

Я поддерживаю стремление Университета Арктики искать актуальные темы для исследования. На фоне экологической катастрофы в Мексиканском заливе после взрыва на плавучей буровой платформе Бритиш Петролиум, новые темы, такие, как, предложенная Университетом Умеа Швеции по теме «Изучение последствий промышленного загрязнения» и тема «Проблемы прибрежья и морских пространств Арктики» университета Акурейри Исландии, представляют несомненный интерес.

Есть на Севере инновационные университеты и институты. В Финляндии в Университете Оулу проводятся успешные исследования в области прикладной электроники и информационных технологий.

В Швеции Каролинский институт благодаря своим успехам в области физиологии и медицины заслужил право выдвигать экспертов, определяющих лауреатов Нобелевской премии в области медицины.

Успешно развивают науку и северные университеты, и институты России, в том числе и наш Северо-Восточный Федеральный университет в Якутске.

      Университет Арктики – ответ на вызов времени

В будущем, в 2011г. Университету Арктики исполняется десять лет. С учетом укрепления и роста авторитета Университета Арктики нам необходимо внести в Арктический Совет предложение объявить 2012 год  Годом университетов в Арктике. За оставшиеся два года следовало бы расширить сферу деятельности Университета Арктики. Призвал бы больше внимания уделять инженерным и техническим специальностям, ибо предстоит осваивать громадные природные ресурсы Арктики.

Мы не должны идти по пути попыток модернизации устаревшего, а по пути создания нового, не отрицая традиций. Новая экономика Севера нуждается в новых специалистах с современным мышлением, способным к инновациям и готовым дать адекватный ответ новым вызовам.

Совершенно новую роль приобретают в этом плане университеты, которые становятся центрами подготовки специалистов XXI века, готовых работать по-современному в полярных регионах. Это обязывает сами университеты постоянно модернизироваться и быть готовыми решать новые экономические задачи, возникающие в Арктике.

И стоит внедрить в сознание молодых, что Север – не территория проблем, а территория новых возможностей.

Университет Арктики – это центр развития человеческого капитала всего циркумполярного региона.

Благодаря сети своих университетов и институтов по всему мировому Северу, Университет Арктики преодолевает все барьеры и преграды перед молодежью Арктики, стремящейся получить высшее образование.

Университет Арктики дает надежду и возможность коренным народам Севера к университетскому образованию.

Арктика – регион нового развития

Университет Арктики служит центром инновационного развития Севера. Благодаря деятельности Университета Арктики мировая Арктика станет  регионом нового развития.

Во-первых, Арктику сегодня можно сравнить с чистым листом бумаги – ничего еще не написано. Можно все начинать на совершенно иных, новых принципах.

Экономика Арктики должна быть энергосберегающей. Нужны альтернативные источники энергии: сила ветра, энергия солнца, морских приливов, морских течений, тепло гейзеров и другие.

В экономике Арктики с самого начала необходимо использовать инновационные технологии.

Во-вторых, основой развития Арктики станет трансконтинентальный Северный морской путь, связывающий Европу с Азией и Америкой. Этот трансконтинентальный кратчайший путь от Атлантики в Тихий океан. Предложил бы Университету Арктики научно обосновать и пропагандировать преимущества трансконтинентального Северного морского пути перед маршрутами по Суэцкому и Панамскому каналами из Атлантики в Тихий океан.

В-третьих, превращение Арктики в регион развития требует развития человеческого потенциала. Современная технология и культура экономики в Арктике требует высокого уровня культуры и образования жителей Севера. Чтобы уметь пользоваться самыми новыми видами техники и технологиями жители Арктики должны обладать самой современным инженерным и техническим  образованием.  Это образование может дать только Университет Арктики.

Вот почему нужно все время повышать уровень планки Университета Арктики. Надо разработать концепцию развития самого передового университетского образования с тем, чтобы силами самих жителей Арктики превратить ее в новый центр экономического развития на планете.

Я убежден, мы будем свидетелями превращения Арктики в один мощных экономических центров мира. Именно в Арктике будет решаться, как долго на Земле сохранится жизнь. Так как Арктика является главным регулятором климата на планете. Арктика станет также главной ресурсной территорией человечества в скором будущем. Поэтому значение Арктики с каждым годом будет возрастать для всего человечества.

Университет Арктики является хорошим примером международного сотрудничества в циркумполярном регионе.

У него большое будущее – потому что Арктика неисчерпаема.

Спасибо за внимание.