Доклад заместителя Председателя Совета Федерации М.Е. Николаева
на VII-м всероссийском конгрессе «Российская семья»
на тему: «Семейная педагогика: традиции и инновации»
г. Курск, 20 мая 2010 года
На протяжении всего существования человеческого общества основным традиционным институтом воспитания была и остается семья. Качества, которые человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По силе воздействия на него ни что не может сравниться с семьей. Именно здесь закладываются основы человеческой личности, её интеллектуальный уровень и физическое здоровье, а значит и формируется потенциал нации.
Сегодня почти пятая часть населения нашей страны – дети. Подавляющее большинство из них растет и воспитывается в семьях. В России насчитывается почти 42 млн семей. Более 22 млн семей имеют несовершеннолетних детей. Можно с полной ответственностью утверждать, что от состояния семей и их самочувствия самым непосредственным образом зависит судьба общества и государства. Политические и экономические системы, которые не обеспечивают условия для создания и существования семьи недолговечны.
Осознавая это, мы создали Национальный Общественный Комитет «Российская семья». Его главная задача – способствовать укреплению российского государства, обеспечивая всестороннюю поддержку семей.
В 2009 году Национальный Общественный Комитет «Российская семья» провел ряд значимых мероприятий с участием сельских и городских семей, социальных работников, ученых и специалистов, представителей органов власти всех уровней.
Среди них - всероссийские фестиваль и научно-практические конференции, семейные форумы, тематические семинары, круглые столы и тренинги для молодых семей, выставки творческих работ семейных династий. Члены Национального Общественного Комитета активно участвовали в работе XIV Всемирного Русского Народного Собора. Идеи и предложения Общественного Комитета обсуждались также в ходе XVIII Международных Рождественских образовательных чтений и нашли отражение в их итоговых документах.
Безусловно, значимым событием в деятельности Национального Общественного Комитета «Российская семья стало издание труда его вице-президента, академика РАН Василия Ивановича Жукова «Социальный НАБАТ». НАБАТ – это главные беды страны и российских семей: Наркотики, Алкоголизм, Бандитизм, Аборты и Табакокурение.
Поднять на борьбу с ними весь народ – главная задача институтов гражданского общества. Члены Национального Общественного Комитета вошли в состав оргкомитета акции «Подари мне жизнь!», призванной остановить эпидемию абортов и спасти жизнь многим сотням тысяч детей.
Наряду с этим Национальный Общественный Комитет разработал стратегию формирования здорового образа жизни и добился создания в отечественной системе здравоохранения центров здоровья, которые будут вести массовую и индивидуальную работу с населением.
Особенностью нашей деятельности в прошедшем году стал перенос большей части мероприятий с федерального уровня на региональный и муниципальный. Это сделало их более практичными и адресными и позволило региональным отделениям Национального Общественного Комитета перейти к системной работе на основе проектно-целевого метода.
Подводя итоги работы за прошедший год нельзя не сказать и о наших предстоящих планах. Перед Национальным Общественным Комитетом поставлена задача модернизировать свою деятельность. В частности, нужно разработать и приступить к реализации ряда проектов, призванных обеспечить информационное сопровождение и реальную практическую поддержку семей в решении проблем воспитания, образования, укрепления здоровья и достижения многодетности.
Надо создать ежемесячный Интернет-журнал «Российская семья» и обеспечить на его основе ежеквартальное печатное издание аналогичного альманаха. Предстоит провести реконструкцию сайта Национального Общественного Комитета «Российская семья» и сделать его интерактивной дискуссионной площадкой.
Президиуму и дирекции Национального Общественного Комитета необходимо провести соответствующую работу и осуществить его аккредитацию в ООН в качестве неправительственной международной организации.
Но самое главное нам необходимо перейти к системной работе на основе программно-проектного метода. Следует приступить к реализации ряда проектов, призванных обеспечить информационное сопровождение и реальную практическую поддержку семей в решении проблем воспитания, образования, укрепления здоровья и достижения многодетности.
На этом конгрессе мы рассмотрим и обеспечим старт 5 проектов: «Семейная педагогика и домашнее воспитание», «Национальные традиции в семейной педагогике», «Семейная родословная», «Бабушки и дедушки – семейные воспитатели», «Семейный досуг (традиции здорового образа жизни и семейный спорт)». В течение года будет осуществляться их мониторинг и на следующем конгрессе будет дана оценка их эффективности.
Теперь же о главной теме нашего конгресса – семейном воспитании и семейной педагогике. Говоря о необычайной важности детских лет, проведенных в семейном кругу, величайший педагог XX-го века Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца».
Под этим он подразумевал формирование духовности и нравственности, человечности. В отрыве от семьи и школа, и ВУЗ не смогут в полной мере научить наших детей доброте и отзывчивости, уважению и заботливости по отношению к своим родным и близким. Без этих качеств человек возможно и станет специалистом, но никогда не сможет быть хорошим семьянином и родителем, надежным другом. Более того, судьба человека, лишенного духовности и с ущербной нравственностью во многом предопределена – его ожидает криминальное будущее.
Недавно средства массовой информации опубликовали факты безобразного поведения школьников. В одном из учебных заведений Иркутской области ученики избили пожилую учительницу физкультуры и обнародовали это в Интернете. Такое стало возможным, потому что дети растут бездуховными и безнравственными. Общество все усилия сосредоточило только на образовательном процессе, на передаче подрастающему поколению знаний. Российские семьи стали меньше внимание уделять нравственному воспитанию детей.
Вместе с тем семейное окружение составляет первую общественную среду ребенка. В этом окружении формируются его представления о добре и зле, об ответственности перед другими людьми и обществом, о смысле жизни и своем предназначенье. Для того чтобы реализовать огромный воспитательный потенциал семьи родители должны овладеть знаниями семейной педагогики и стать первыми учителями своих детей.
Сегодня далеко не все семьи готовы к самостоятельному изучению основ педагогической науки. Поэтому Национальному Общественному Комитету «Российская семья» надо на базе своих филиалов создать народные университеты, семейные гостиные и клубы молодой семьи для осуществления педагогического ликбеза молодых родителей. На своем сайте в Интернете нужно открыть веб-страницу «Семейное воспитание» в помощь молодым семьям.
Большая роль в оказании педагогической помощи родителям принадлежит социальным педагогам – выпускникам Российского Государственного Социального Университета. Они успешно организуют работу с родителями в целях улучшения семейного воспитания детей в Башкирии, Карелии, Ставропольском крае, Московской и Курской областях. Их опыт нужно будет рассмотреть и обобщить осенью этого года на научно-практической конференции с тем, чтобы он стал доступен для всех социальных педагогов.
В семье воспитание детей и передача знаний от поколения к поколению происходит на основе семейных традиций, в которых воплощается народная педагогика. Совместные традиционные формы труда и отдыха членов семьи являются самой эффективной школой воспитания для детей. Возникающие в их процессе взаимоотношения мужа и жены, отца и матери, родителей и прародителей служат примером, образцом для подражания младшему поколению. Поэтому крайне важно помочь российским семьям создать систему собственных традиций и приобщить их к уже существующим народным традициям.
Большую работу в этом направлении проводит «Академия родительской культуры «Наша семья», созданная в Санкт-Петербурге. В ней помогают каждой семье как молодой, так и зрелой приобщиться к многовековым народным традициям и создать свои собственные новые, в которых отражаются их индивидуальный опыт, неповторимость их жизненных событий. Необходимо, чтобы подобная помощь семьям оказывалась в каждом российском регионе.
Выдающийся русский мыслитель Иван Александрович Ильин в своем труде «Путь духовного обновления» предложил развернутую систему воспитания, основанного на использовании национальных традиций. Главное в ней заключается в том, чтобы традиционно «все предметы, впервые пробуждающие ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству - были национальными».
В семье обязательно должны быть предметы национальной культуры: игрушки, музыкальные инструменты, домашняя утварь, женские украшения, мебель, одежда, книги. Они должны присутствовать в жизни семьи не в качестве реликвий, а как элементы повседневной жизни, без которых невозможно обойтись. Надо научить наших детей с уважением относиться к национальным традициям, помнить их и жить в соответствии с ними. Только в этом случае семейное воспитание будет способствовать формированию у детей любви к своему народу и гордости за принадлежность к нему. Региональные отделения Национального Общественного Комитета должны приступить к созданию в своих регионах музеев народной педагогики, в которых будет сконцентрирован народный опыт и национальные традиции семейного воспитания.
Одной из семейных традиций должно быть знание истории своего рода и составление родословной семьи. Интерес к своему роду - это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Не могут быть настоящими патриотами «Иваны», не помнящие «родства».
Присутствующий в зале руководитель Курского регионального отделения Национального Общественного Комитета «Российская семья», профессор Борис Дмитриевич Беспорточный на примере реконструкции родословной своей семьи покажет, как это надо делать. Он сумел восстановить родословную обычной крестьянской семьи, начиная с 1560 года. Она охватывает историю жизни полутора тысячи человек, которые проживали на территории от Курской губернии до Камчатки. Сегодня он создает в Интернете портал рода Беспорточных, который объединит всех ныне живущих потомков.
Вот таким образом надо учить детей понимать, что семья, род и Родина - главное ради чего они живут. Наши предки издревле славили Родину и свой род, свою семью. Поэтому и стали называть их «славящими» или иначе «славянами». Вся их жизнь была посвящена служению семье и своему Роду – Родине. Возродить эту традицию и распространить её на все семьи России – одна из главных задач Национального Общественного Комитета и всех участников конгресса.
Сокровищами, на которых следует воспитывать национальный характер, являются народные песни, сказки, былины, стихи, история народа и родословная семьи. Надо дать детям возможность почувствовать в себе кровь и дух своих предков. Это основа национального семейного воспитания необходимого каждому здоровому народу и, прежде всего, русскому.
Семейное чтение, рассказы о ближних и дальних родственниках, родословная семьи – все должно будить национальное самосознание и вызывать чувство гордости за принадлежность к своей семье и своему народу. Конечно, лучше всех с этой задачей могут справиться бабушки и дедушки – наши живые семейные архивы. В них воплощается семейная мудрость и история рода. Ведь недаром в народе говорят: «Власть стариков – не от силы, а от мудрости». Без них не может быть настоящей семьи и полноценного семейного воспитания.
Нам нужно донести до родителей важность привлечения дедушек и бабушек к семейному воспитанию и помочь пожилым людям овладеть современными информационными технологиями, традиционным народным мастерством и педагогическими навыками, необходимыми для успешного воспитания внуков.
В Курской области на протяжении 11 лет существует народный университет пожилых людей. В нем они изучают информатику, иностранные языки, народное творчество, изобразительное искусство, православную культуру. Благодаря занятиям в народном университете старшее поколение овладевает современными знаниями, технологиями и традиционными ремеслами. Свои новые знание они активно используют в семейном воспитании, в общении со своими внуками.
Пожилые люди должны быть не социальными аутсайдерами, а образованными и грамотными воспитателями подрастающего поколения, способными передать молодежи национальных дух и характер своего народа. Задача Национального Общественного Комитета «Российская семья» распространить опыт Курского народного университета для пожилых людей на всю Россию.
Каждый пожилой человек России должен быть семейным воспитателем, но для этого в семье и обществе нужно создать все необходимые условия. Прежде всего, в семье пожилые люди должны быть окружены уважением, заботой и вниманием. Создание такой семейной обстановки является лучшей школой семейного воспитания детей. На государственном же уровне нужно подумать о законах, обеспечивающих не только пенсионное содержание, но и гарантированные возможности для пожилых людей продолжать образование, иметь доступ к информационным ресурсам, участвовать в деятельности общественных организаций.
В этом месяце мы отметили 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Большая роль в подготовке празднования этого мероприятия принадлежит Советам ветеранов, которые очень активно и много работали. Нужно сохранить и развить дальше опыт их деятельности. Для этого надо добиться их создания при каждом местном органе власти. В их состав нужно приглашать пожилых людей, имеющих заслуги перед Родиной и пользующихся уважением в обществе. Например, так поступили в Лысковском районе Нижегородской области, в городе Коряжма Архангельской области, в Нюксенском районе Вологодской области, в республике Калмыкия и во многих других субъектах Российской Федерации. Созданные здесь Советы ветеранов и Советы старейшин являются консультативными органами, которые занимаются выработкой предложений для местного руководства по определению приоритетных направлений развития и, конечно же, активно участвуют в воспитании подрастающего поколения.
Воспитание – это, прежде всего, общение. В семье общение должно быть обязательно основано на использовании правильной литературной речи. С искажения родного языка и использования в обиходе сквернословия начинается духовная деградация людей.
Нужно, чтобы все наши сограждане поняли, что сквернословие особенно опасно для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит речь, состоящую из двух-трёх десятков в основном неприличных слов и выражений, то ни о каком его духовном и умственном развитии не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.
Наша национальная традиция не сквернословие, а использование великого, могучего и прекрасного русского языка. При помощи этого языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Именно в семье ребенок начинает осваивать родной язык, учится правильно говорить и грамотно выражать свои мысли. Родная речь – стержень образования и важно, чтобы он был заложен в раннем возрасте в процессе семейного воспитания.
Ненормативная лексика должна перестать быть частью повседневной жизни российских семей. Мы поддерживаем начинания Алтайского края, Белгородской, Липецкой, Омской областей и других субъектов Российской Федерации, направленные на законодательный запрет использования нецензурной брани. Национальный Общественный Комитет «Российская семья», опираясь на свои отделения, будет настойчиво добиваться распространения этого опыта во всех субъектах Российской Федерации.
Эффективность семейного воспитания во многом зависит от роли, которую играет в семье Отец. Исторически в нашей стране с Отцом связаны традиционные представления народа о мудром и добром учителе, о рачительном хозяине и кормильце семьи. Подражая отцу, дети часто делают свой профессиональный выбор, подобно ему, вырастая, проводят свободное время, также как и он ведут себя в своей семье.
Как отмечают социологи, Россия сегодня является чемпионом мира по безотцовщине. Причиной этого являются как объективные, так и субъективные причины. Среди них - демографические последствия войн и военных конфликтов, высокая смертность мужчин трудоспособного возраста, рост внебрачных рождений, большое количество разводов, огромное число заключенных, отсутствие работы по месту проживания семьи и многое другое. Все это приводит к воспитанию детей без отца. Как и школьное, так и семейное воспитание становится уделом женщин. В нашей стране есть семьи, где уже несколько поколений вырастает без отца.
Кроме того, во многих семьях роль отца как воспитателя и учителя сильно принижена. Но ведь только мужчина может научить ребенка мужеству и выдержанности, упорству и спокойствию, а главное – привить ему чувство самодисциплины. Поэтому наша задача - усилить роль и значение отцов в семейном воспитании.
Для этого нужно использовать опыт российских регионов по созданию общественных организаций отцов. В них объединяются мужчины - главы семейств, способные отстаивать интересы семьи и личным примером показывающие каким должен быть настоящий отец. Такие организации созданы в республиках Татарстан, Саха (Якутия), Архангельской, Ульяновской, Тверской областях и в ряде других российских регионов.
Национальному Общественному Комитету «Российская семья» необходимо изучить деятельность данных организаций и оказать им методическую помощь. Нужно помочь им объединиться во «Всероссийский союз отцов» и вместе с ними разработать к следующему нашему конгрессу проект «Отец – глава семейства».
Во многих субъектах Российской Федерации учреждены награды для лучших отцов. Например, в Липецкой области – почетный знак «За верность отцовскому долгу», в Тульской области знак – «Отцовская слава», в Омской области - медаль «Отцовская доблесть», в Самарской области - знак общественного признания «Во славу отцовства».
В Алтайском и Хабаровском крае, Мурманской, Новгородской, Волгоградской областях и в других местах проводят чествование лучших отцов. В Липецкой области в 2006 году успешно прошел «Год Отца». Его целью было повышение ответственности отцов за воспитание детей, укрепление престижа семейного образа жизни.
Как мы видим, в стране органами власти и институтами гражданского общества проводится работа, направленная на повышения роли и ответственности отцов в семейном воспитании. Её логическим завершением могло бы стать учреждение всероссийского «Дня Отца».
Такой праздник существует более чем в 40 странах мира. Например, в США, Австралии, Германии, Франции, Японии, Великобритании, Бельгии, Китае. В нашей стране он законодательно закреплен и отмечается в ряде субъектов Российской Федерации. Среди них – республики Коми, Саха (Якутия), Вологодская, Волгоградская, Брянская, Липецкая, Магаданская, Тюменская, Ульяновская области и другие регионы.
Национальный Общественный Комитет «Российская семья» имеет опыт поддержки и продвижения гражданских инициатив на федеральном уровне. Вы все помните, как мы добивались учреждения Всероссийского дня семьи, любви и верности. Полагаю, мы должны поддержать и эту идею российской глубинки. Президиуму Национального Общественного Комитета надо от имени конгресса внести её на рассмотрение Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации.
В настоящее время значительно возрастает роль семьи в организации детского здорового досуга и отдыха. Это связано с плохим состоянием здоровья наших детей. Из современной российской семьи постепенно исчезла традиционная для всех народов России культура здорового образа жизни. Сегодня в досуге подавляющего большинства российских семей обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость и усталость.
Преодолеть эти ошибки – задача, стоящая перед Национальным Общественным Комитетом «Российская семья» и другими институтами гражданского общества. Нужно объединить свои усилия и добиться, чтобы в каждой российской семье были шахматы, велосипеды, лыжи, коньки и другие спортивные принадлежности. Надо прекратить разговоры о недоступности спортивного инвентаря из-за его дороговизны. Тысячи рублей из семейного бюджета расходуют наши соотечественники на сигареты, водку, пиво и просмотр безнравственных и бездуховных кинофильмов. В то же время на приобретение личного спортинвентаря российские семьи тратят всего лишь несколько рублей в год. Проблема заключается не столько в стоимости спортивных товаров, сколько в отсутствии желания и потребности регулярно заниматься спортом вести здоровый образ жизни.
Национальный Общественный Комитет должен добиться, чтобы все родители осознали: семейное воспитание – это один их главных способов созидания здоровья детей. Наша задача научить родителей семейной педагогике, возродить национальные традиции воспитания детей, обязательным элементом которых всегда были спортивные игры.
Нужно, чтобы спорт пришел в каждую российскую семью. Родители должны привить своим детям потребность в физических нагрузках и любовь к физической культуре. Для этого они должны вместе с ними активно отдыхать и заниматься спортом, семейным туризмом.
В каждом муниципальном образовании при участии институтов гражданского нужно создать спортивные площадки, спортивные тропы, велодорожки и другие подобные сооружения. Национальный Общественный Комитет должен разработать и через свои региональные отделения распространить проекты типовых спортивных объектов, которые можно создать на местах усилиями нескольких семей.
В завершение своего выступления еще раз хочу отметить, что стратегическая цель VII-го всероссийского конгресса - обеспечение на системной основе педагогического сопровождения российских семей. От всех нас требуется объединение усилий для воспитания нового высокообразованного, физически и духовно здорового поколения. Этой задаче должна быть подчинена вся деятельность Национального Общественного Комитета «Российская семья» и все реализуемые им проекты.
Благодарю Вас за внимание и желаю всем участникам конгресса крепкого здоровья, счастья и семейного благополучия.