Итоги всероссийской научно-практической конференции по шахматам в Элисте.

 

с. Илюмжиновым К. Н. г.Элиста, 2010г.

C 22 по 25 апреля текущего года в г.Элисте прошла научно-практическая конференция “Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации”. Параллельно с конференцией прошла темпо-турнир среди ветеранов. Комментировал турнир ветеранов 10-й чемпион мира Борис Васильевич Спасский. Организация соревнований и конференции была на высоком уровне. Нас тепло встретили заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадма Катинович Салаев и другие официальные лица. Разместили нас в шахматном городе, где и проходили эти мероприятия. Всего приняли участие представители 29 регионов страны.

На пленарном заседании конференции министр Салаев выступил с докладом «О развитии шахмат в системе общего и дополнительного образования Республики Калмыкия». В частности он отметил, что шахматному образованию поддаются все дети, при этом средний уровень обученности детей повышается на 20-23%, чем у детей, которые не занимаются шахматами. Почетный работник общего образования Российской Федерации Игорь Георгиевич Сухин выступил с очень интересным докладом «Учебный предмет шахматы – на пути к инварианту», который говорил о творчестве учителей шахматного образования. Галина Викторовна Ковалева, директор Интернет – центра шахматного мастерства Ханты-Мансийского автономного округа сообщила, что в 77 школах округа шахматы внедрены как урок. Автор концепции шахматного всеобуча Александр Алексеевич Тимофеев, ныне педагог дополнительного образования школы № 354 г.Москвы рассказал о преимуществах шахматного образования в программе школьного образования. Эльвира Энзировна Уманская, заместитель директора школы № 758 г.Москвы затронула организационные вопросы внедрения шахмат в школе. Павел Валерьевич Скачков, международный гроссмейстер, соискатель Тольяттинского госуниверситета, поднял вопрос философского обоснования преимуществ соревновательной и не соревновательной деятельности в шахматах. Ирина Александровна Гилёва, заместитель директора Уральской шахматной академии из г.Екатеринбурга доложила о том, что при занятии шахматами у детей на 19% повышается уровень интеллект в области поискового планирования, на 23% - комбинированного планирования. Из нашей республики с докладом «Шахматы как технология развития интеллектуального мышления спортсменов в системе физической культуры и спорта страны» участие принял В.П.Ноговицын, исполнительный директор фонда содействия развитию культуры, науки, образования.

Участники конференции бурно обсуждали вопросы шахматного всеобуча на круглых столах, во время проведения открытых уроков в общеобразовательных школах г.Элисты. В своих докладах Б.К.Салаев, И.Г.Сухин, В.М.Белоусов (Томск) тепло отозвались о статье М.Е.Николаева «Шахматное образование в России» в учительской газете. Михаил Ефимович в этой статье внес свои предложения о развитии шахматного образования: «Необходимо дать шахматное образование учителям. Для этого надо использовать систему повышения квалификации Минобрнауки РФ, создать специализированный методический портал для преподавателей шахмат в Интернете, провести конкурс на лучшее учебное пособие. Следует ввести в государственный классификатор специальностей «Учителя шахмат начальных классов общеобразовательной школы».

Министерству образования и науки Российской Федерации нужно разработать образовательный стандарт учебного предмета «Шахматы» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.

Следует распространить на всю страну опыт Российского государственного социального университета, создавшего кафедру шахмат и открывшего Международный центр шахматного образования. Высшим учебным заведениям педагогической направленности следует приступить к созданию кафедры шахмат, готовящих учителей шахмат, педагогов-организаторов шахматной работы в школах и детских клубах. За 40 лет в нашей стране по специальности тренер по шахматам подготовлено всего лишь 500 человек. В среднем - 12-14 человек в год. Это крайне мало. При такой постановке дела шахматы как вид спорта и как средство воспитания подрастающего поколения не могут иметь должного развития. Надо развернуть в Вузах страны массовую подготовку учителей и тренеров по шахматам».

   Участники конференции и темпо-турнира ветеранов были приняты Главой Республики Калмыкия Кирсаном Николаевичем Илюмжиновым и членами Правительства. Кирсан Николаевич сердечно приветствовал участников конференции и участников темпо-турнира ветеранов и рассказал об общей ситуации с шахматным образованием в России и в мире. Много было сказано о конкретных шагах, которые уже сделаны для того чтобы шахматы стали обязательным учебным предметом школьной программы в России, и о ближайших мероприятиях в этом направлении. Также Кирсан Николаевич высказал пожелание, чтобы подобные научно-практические конференции по различным аспектам шахматного образования стали проводиться в Элисте ежегодно, и следующую конференцию провести в конце 2010 года. После этого собравшиеся от всей души поблагодарили руководство Республики Калмыкия за то впечатляющее гостеприимство и тот высочайший профессионализм, с которым были организованы конференция и темпо-турнир, за хлебосольство, чуткость, предупредительность... А в конце встречи Эльвира Энзировна Уманская (Москва) от имени участников конференции зачитала благодарственное письмо на имя Главы Республики Калмыкия.

Уважаемый Кирсан Николаевич!

Участники Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации», Элиста, 22-25 апреля 2010 года, выражают Вам благодарность за возможность воочию встретиться с высоким и креативным уровнем осуществления шахматизации Республики Калмыкия.

Мы ознакомились с педагогическими реалиями обучения детей технике и смыслу интеллектуальной игры, с воспитательно-образовательной деятельностью школ города Элиста. Мы - представители различных регионов России, полагаем, что данная Конференция значительно продвинула наше личностно-профессиональное понимание проблемы шахматизации образования в Российской Федерации и средств ее решения.

Ваша команда, Кирсан Николаевич, показала высочайший уровень культуры проведения мероприятий федерального масштаба. Ваши специалисты обладают компетентностью инновационного типа. И это все внушает уверенность, что Ваше Дело станет Делом всей нашей страны.

          С уважением, Участники Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации»

В итоге двухдневного обсуждения темы конференции принята резолюция, которую необходимо распространить во все общеобразовательные школы нашей республики. 

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции "Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации",

Элиста, 2010

Проблемы шахматного образования в последние годы вышли на первый план в ведущих странах мира. Это подтверждают материалы многих научно-практических конференций и конгрессов. В их числе: конференция учителей шахмат в Далласе (США, 2003), конгресс "Шахматы в школах" в Кальвии (Испания, 2004), конгресс "Шахматы в школе" в Якутии (2006), конференция "Шахматы в школах" в Абердине (Шотландия, 2007), конференция "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" в Томске (2008), конференция "Шахматы в системе образования России и мира" в Москве (2009), конференция "Шахматы: игра с которой мы растем" в Турине (Италия, 2009), конференция "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" в Элисте (2009), конференция "Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования" в Москве (2010).

Материалы данных конференций и конгрессов, а также нашей Всероссийской научно-практической конференции доказывают, что шахматы вправе стать обязательной школьной и дошкольной учебной дисциплиной.

И это подтверждает опыт, накопленный, как за рубежом (в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Испании, Италии, Канаде, Мексике, Молдове, Перу, США, Турции, Уругвае и др.), так и в регионах России (Республике Калмыкия, Республике Саха, Томской области, Псковской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Москве и др.). Только за последний год готовность ввести шахматы как учебный предмет продемонстрировали органы управления образованием Республики Кабардино-Балкарии, Калининградской, Свердловской, Челябинской, Самарской, Пензенской областей и др.

В России шахматы были включены в программу начальной школы как предмет по выбору учащихся по инициативе Министерства образования России в 1994 году – раньше, чем это произошло в других странах.

Республика Калмыкия стала первым субъектом Российской Федерации, который включил в свой региональный компонент урок шахмат – в 1995 году. В этом регионе имеет место государственный и системный подход к развитию и поддержке шахматного образования детей. Указ Президента Республики Калмыкия "О государственной поддержке развития шахматного движения" (№129 от 19.06.1995 г.), республиканская целевая программа развития шахматного образования в республике на 2009-2012 годы, опора на этнопедагогику и национально-региональные особенности воспитания, введение шахматного всеобуча в школьное образование и целевой отбор, адресная поддержка талантливых и одаренных юных шахматистов, грамотное решение вопросов кадрового обеспечения в учреждениях профессионального образования, вовлечение всего населения республики в развитие шахмат, постоянный мониторинг шахматного образования и т.д. – составные части целостной системы шахматного образования детей в Калмыкии.

Представляется эффективной организация шахматного образования, практикуемая в Республике Калмыкия:

1) Первый (общеразвивающий) этап – всеобуч в дошкольном и начальном общем образовании. В расписании уроков шахматы присутствуют в качестве такой же равноправной учебной дисциплины, как математика и чтение. Уроки шахмат содействуют развитию фундаментальной способности действовать в уме, тренингу таких компонентов теоретического мышления как содержательные абстракции, обобщение, анализ, планирование и рефлексия.

2) Второй (спортивный) этап – в системе дополнительного образования детей ведётся работа с одаренными и талантливыми воспитанниками в специализированном образовательном учреждении, в форме индивидуальной подготовки. Им оказывается адресная поддержка (в том числе и материальная), стимулирующая достижение высоких спортивных результатов.

С 1994-1996 гг. в министерских сборниках программ для начальной школы впервые в мире появился федеральный шахматный курс "Шахматы – школе". Издание составляющих учебно-методических комплектов данного курса, получившего рекомендацию Министерства образования России, взяло на себя учебно-методическое объединение "Духовное возрождение" (г. Обнинск, Калужской области, директор Т.К.Фесенко), которое выполнило работу на высоком уровне. Подобного трехлетнего курса, написанного и изданного специально для преподавания учителями начальных классов нет пока еще ни в одной другой стране мира!

Настало время поставить вопрос о том, чтобы шахматы стали обязательной учебной дисциплиной. Пятая по счету, из проведенных за последние два года в России, научно-практическая конференция, посвященная проблематике шахматного образования, еще раз обозначила социально-образовательное и воспитательное значение шахмат в жизни подрастающего поколения. Шахматы – эффективное средство развития мышления, внутреннего плана действий, воспитания усидчивости, самостоятельности и ответственности с малых лет. Шахматы являются одной из содержательных игровых форм занятости детей, которая составляет альтернативу всеохватывающей компьютерной зависимости.

Участники конференции "Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации" в г. Элисте сошлись во мнении, что шахматы должны быть таким же полноправным предметом школьной программы, как математика, родной язык, чтение и другие предметы базисного учебного плана, и поэтому шахматы следует преподавать в основной сетке занятий, в первой половине дня.

Не меньшее значение развитию шахмат следует придавать в базовом звене системы образования – системе дошкольного образования. Опыт России и здесь очень велик, но до сих пор внимание органов управления образованием и шахматных федераций к этому сектору системы явно недостаточное.

Продвижение шахмат в дошкольные учреждения и общеобразовательную школу немыслимо без опоры на возможности Интернета. И учителям шахмат следует больше обсуждать свои проблемы, например, на шахматных форумах Всероссийского Интернет-педсовета. Конференция признательна сайтам, которые дают информацию по шахматному образованию. Мы благодарны Сайту шахматного всеобуча (Россия), публикующему методические материалы дошкольно-школьной шахматной тематики.

Материалы международных конгрессов, а также нашей конференции неопровержимо доказывают, что шахматы вправе стать обязательной школьной и дошкольной учебной дисциплиной.

В деле шахматного образования не обойтись без поддержки СМИ. Конференция благодарит "Учительскую газету", которая на протяжении 2006-2010 гг. опубликовала ряд концептуальных материалов по шахматному образованию, и, в первую очередь, статью первого Президента Республики Саха (Якутия), заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Михаила Ефимовича Николаева "Игра, наука или искусство? Что мешает развитию шахматного образования" (2009).

Конференция признательна тем отечественным изданиям, которые затрагивают данную проблематику. Среди них отмечаем газеты "Томск шахматный", "Шахматы в Ульяновской области" и др.

Разумеется, у предмета "Шахматы" немало проблем: 1) остро ощущается необходимость издания газеты "Шахматный всеобуч", методического журнала, специализированного шахматного журнала для начальной школы; 2) отсутствует телевизионная шахматная программа для детей; 3) в СМИ мало статей о школьных шахматных учителях; 4) в Интернете публикуется мало разработок конкретных шахматных уроков; 5) слабо налажен обмен опытом между специалистами; 6) шахматные учителя практически не принимают участия в обсуждении своих проблем на ведущих педагогических сайтах (к примеру, на шахматных форумах Всероссийского Интернет-педсовета); 7) внимание центральных СМИ к проблематике шахматного всеобуча незначительно, в России практически нет журналистов, которые компетентны в области шахматного всеобуча; 8) недостаточно поощряются педагоги, которые преподают шахматы как учебный предмет в детских садах и школах; 9) в большинстве регионов отсутствует должность методиста по шахматному всеобучу (исключение – Томская область и г. Сатка Челябинской области).

На основании вышеизложенного, КОНФЕРЕНЦИЯ ОБРАЩАЕТСЯ С ПРОСЬБОЙ:

К Международной шахматной федерации (ФИДЕ):

1. Рассматривать инициативу Главы Республики Калмыкия, Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова о включении предмета "Шахматы" в программу общеобразовательных школ руководством к действию для министерств образования и шахматных федераций всех стран, входящих в структуру ФИДЕ.

2. Провести в 2010 году во время XXXIX Олимпиады ФИДЕ (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) международный конгресс по вопросам шахматного образования.

К Министерству образования и науки Российской Федерации:

1.   Рассматривать учебную дисциплину "Шахматы" в качестве инструментария для модернизации системы образования.

2.   Заслушать на коллегии Министерства образования и науки РФ опыт работы Республики Калмыкия по развитию шахматного всеобуча детей в системе дошкольного и начального общего образования.

3.   Обобщить и распространить положительный опыт шахматного образования Республики Калмыкия, Томской области, Ханты-Мансийского автономного округа и других регионов, в школах которых успешно введен шахматный всеобуч.

4.   Разрешить преподавание предмета "Шахматы" в общеобразовательных школах в основной сетке занятий, в первой половине дня как обязательного предмета школьной программы.

5.   Рекомендовать региональным органам управления образованием создать на своих сайтах разделы, посвященные проблемам шахмат как учебного предмета в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах и системе дополнительного образования.

6.   Рекомендовать к распространению опыт Российского государственного социального университета (г. Москва) по созданию кафедры шахмат, готовящей педагогов-организаторов шахматной работы в школах и в детских клубах.

7.   Наладить конструктивное сотрудничество с Российской шахматной федерацией по проведению массовых соревнований и олимпиад, по развитию шахмат на всероссийском уровне.

8.   Рассмотреть возможность открытия при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования специализированной кафедры шахматного всеобуча, занимающейся методическим и организационным сопровождением введения шахмат в программу школьного образования, повышением квалификации учителей шахмат.

К Российской шахматной федерации:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти регионов, заинтересованных в построении и развитии системы шахматного образования, провести в 2010-2011 гг. региональные конференции по шахматному образованию по материалам научно-практических конференций, состоявшихся в г. Томске (2008), г. Москве (2009 и 2010) и г. Элисте (2009 и 2010).

2. Рекомендовать региональным шахматным федерациям создать на своих сайтах разделы, посвященные проблемам шахмат как учебного предмета в различных секторах системы образования.

Участники Всероссийской научно-практической конференции "Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации", отмечая значительный вклад в популяризацию шахмат, развитие шахматного образования, распространение идей шахматного всеобуча в общемировом масштабе действующего Президента ФИДЕ К.Н. Илюмжинова, принимая во внимание значимость сохранения поста руководителя одной из авторитетнейших международных спортивных федераций за представителем России, выражают полное одобрение принятого Российской шахматной федерацией решения о выдвижении кандидатуры Кирсана Николаевича Илюмжинова на пост Президента Международной шахматной федерации от Российской Федерации.

Боваев Валерий Эрдниевич, г. Элиста, Республика Калмыкия

Салаев Бадма Катинович, г. Элиста, Республика Калмыкия

Сухин Игорь Георгиевич, г. Москва

Ковалева Галина Викторовна, г. Ханты-Мансийск

Белоусов Владимир Михайлович, г. Томск

Ноговицын Виктор Петрович, Республика Саха (Якутия)

Шпак Александр Павлович, г. Псков

Тимофеев Александр Алексеевич, г. Москва

Потапов Александр Юрьевич, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ

Уманская Эльвира Энзировна, г. Москва

Титова Лада Владимировна, г. Сатка, Челябинская область

Фесенко Тамара Константиновна, г. Обнинск, Калужская область

Скачков Павел Валерьевич, Самарская область

Гилева Ирина Александровна, г. Екатеринбург

Телепенин Николай Михайлович, г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Вахрушев Александр Викторович, Курганская область

Исмагилов Олег Маратович, г. Томск

Галкин Александр Александрович, г. Ростов-на-Дону

Гайнуллина Валентина Мироновна, Московская область

Букин Александр Иванович, Тульская область

Лушанкин Павел Михайлович, Тамбовская область

Мишин Анатолий Валентинович, Тамбовская область

Лаевская Елена Владимировна, г. Томск

Ранько Елена Алексеевна, г. Иваново

Жалсанова Татьяна Дондоковна, Республики Бурятия

Хуршудова Людмила Владимировна, г. Рязань

Вельтмандер Виталий Валерьевич, г. Псков

Тимаев Султан Султанович, Чеченская Республика

Осадченко Ирина Александровна, г. Тюмень

Каптерев Сергей Евгеньевич, г. Нижний Новгород

Галимова Александра Сергеевна, г. Волгоград

               Чернов Сергей Юрьевич, г. Краснодар

 

Поделиться в соцсетях: