Слушатели Народного университета п. Хандыга
Урок – понятие традиционно школьное. Оно ассоциируется с школьными годами, классом, партами. Для взрослого слово «уроки» приобретает совсем иное звучание, иной смысл. Это выводы, которые он извлекает из специально организованного образования, расширяющего его знания, умения, навыки, качества. Данное образование – образование взрослых людей – имеет в сегодняшней жизни, полной противоречий и парадоксов, особое значение и смысл. Раньше полученных знаний человеку хватало на многие годы, теперь знания «устаревают» столь быстро, что их необходимо обновлять или даже приобретать совсем новые. В противном случае есть опасность безнадежно отстать от времени.
Народный университет, созданный по инициативе М.Е.Николаева, Перв Президент РС(Я), заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ для того, чтобы взрослые люди постоянно оставались «на гребне», были мобильными, быстро ориентировались в меняющихся обстоятельствах, гибко решали насущные проблемы.
Живая практическая работа Народного университета со взрослым населением началась в марте этого года с занятий в 6 улусах вилюйского региона, а в середине апреля проведены занятия в 6 заречных улусах – Усть-Алданском, Чурапчинском, Таттинском, Томпонском, Амгинском, Мегино-Кангаласском. Занятия провели А.А.Захарова, директор Национального архива РС(Я), С.П.Реева, директор Библиотеки-архива Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева, Р.Е.Тимофеева, помощник заместителя Председателя Совета Федерации РФ М.Е.Николаева. Преподаватели, отбирали содержание обучения и технологию обучения с учетом того, что взрослые - это самостоятельные люди, обладающие жизненным и профессиональным опытом, имеющие свои мнения и взгляды, стремящиеся к каким-то целям, желающие чему-то научиться, чтобы сделать лучше себя, свою жизнь, окружение.
Эффективность проведенных занятий отражают вопросы, мнения, позиции, мнения взрослых учащихся. Поэтому преподаватели внимательно прислушивались к информации, идущей от слушателей. Что означает похвала и удовлетворенность ? Что означает критика и неудовольствие ? Что означает равнодушие и безразличие ? Все это те вопросы, за которыми стоят многие факторы и обстоятельства. Ведь каждый взрослый человек, как правило, близко воспринимает жизненные явления и потому чуток к внутреннему или внешнему дискомфорту. Все это он «переносит» на занятия.
На занятиях А.А.Захаровой речь шла о непосредственной работе Национального архива РС(Я) с населением через оказание услуг, востребованных временем. Айталина Афанасьевна начала с основы - Указа Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева, согласно которому в 1993 г. центральный государственный архив, хранящий более 1 млн. 300 тыс. документов, стал называться Национальный архив РС(Я) и приобрел статус особо ценного объекта национально-культурного достояния республики. По этому Указу поднялся статус работников архива, возросла заработная плата.
Живой интерес вызвали издания, выпущенные Национальным архивом РС(Я), к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, - «Воины-якутяне – участники освобождения народов Европы от фашизма» (1944-1945 гг.), «Солдатские письма» (5 томов), плакат с цифрами и фактами о вкладе Якутии в дело Победы над фашизмом. Слушатели внимательно рассматривали их, ведь у большинства слушателей кто-то из родственников старшего поколения сражался на фронте или трудился в тылу. Высоко были оценены 2 тома книги «Якутия: хроника, факты, события» (1991 – 2001 гг.), автор которой известный архивист республики А.А.Калашников посвятил Первому Президенту РС(Я). В книге в хронологическом порядке приводятся политические решения, практические действия, конкретные дела, которые были сделаны М.Е.Николаевым в годы президентства.
Большое число вопросов задавалось по архивным услугам. Многие желают знать свои истоки, иметь родословные в виде генеалогического древа, определить точные даты событий, связанных с родственниками, земляками, знатными людьми, узнать состояние конкретных исторических документов. Так, к примеру, таттинцы, описывая жизнь своего выдающегося земляка Петрова Дмитрия Ананьевича, полного кавалера Ордена Славы трех степеней, столкнулись с отсутствием сведений о его предках, а мегинцы, интересующиеся историей спорта, - отсутствием документов по многим спортивным обществам.
Слушатели были удовлетворены тем, что услуги бесплатные. Более того, социальные, правовые, генеалогические, метрические и другие запросы можно сделать как по телефону, так и письмом, в том числе электронным.
Центральные улусные библиотеки с благодарностью приняли подборку журнала «Архивное дело», нацеленное на широкий круг читателей. В нем всегда публикуются актуальные историко-архивные материалы, вызывающие живой интерес якутян. Кроме того, библиотеки получили «Путеводитель», по которому любой человек может найти интересующие его документы.
Надо сказать, что слушатели, вникнув в направления работы архива, его услуги, печатную продукцию, затронули вопросы оцифровки фондов, создания компьютерной базы данных, системы сохранения документов, хранения газет, фондов бывшего партийного архива, подготовки квалифицированных специалистов, способных осуществить сбор, хранение, публикацию архивных материалов на современных носителях. Они предложили архиву создать собственный сайт, усилить работы по поиску 2 тома «Эллэйаады» Г.В.Ксенофонтова, проведение просветительских лекций для школьников и студентов, а также интересных конкурсов для приобщения молодых людей к историческому наследию, поскольку в каждом улусе есть талантливые дети, ведущие настоящие исследования.
С.П.Реева также начала свое занятие с основы – Указа Президента РС(Я) В.А.Штырова, согласно которому в 2002 г. была создана Библиотека-архив Первого Президента М.Е.Николаева.
Во всех улусах с радостью встречали известие о том, что в 2010г. материалы сайта М.Е.Николаева размещаются на сайтах Библиотеки Конгресса США и Библиотеки Б.Н.Ельцина. После просмотра видеофильма о Библиотеке-архиве многие задавали вопрос: «Почему называется Библиотека-архив, а не просто музей?». И тогда Светлана Петровна разъясняла, что название «Библиотека-архив» оправдано тем, что здесь аккумулируется книжный фонд, причем достаточно редкий, к которому открыт доступ. Каждый желающий может поработать в читальном зале, а мультмедийном зале прочитать электронный вариант любой книги. Для этого достаточно войти в сайт «1sakhapresident.ru». Книжный фонд Библиотеки-архива включает более 3 тысяч книг, подписанных авторами. Среди них есть фолианты, например, «Библия», подаренная М.Е.Николаеву самим патриархом Алексием II, книга «Создавая мир без бедности» гражданина мира, Нобелевского лауреата Мухаммада Юнуса и многие другие.
Люди, всматриваясь в обустройство Библиотеки, спрашивали о ее местонахождении, адресе, сайте, экскурсиях, направлениях работы, проводимых мероприятиях. В связи с этим велся разговор о 4-х Чтениях Первого Президента РС(Я), которые пройдут в декабре 2010 г. На них могут принять участие все жеклающие. Для этого надо подготовить добротную работу по теме Чтений. По решению Ученого Совета Библиотеки-архива работа должна быть в русле емкого труда М.Е.Николаева «Сотворение будущего. Уроки жизни в большой политике: 20 лет спустя.», выпущенного в этом году издательством Российского государственного социального университета.
Слушатели задавали вопросы о наградах своего Президента, спрашивали, все ли размещены в наградном зале, какие он носит сейчас и в каких случаях, какие известные люди посетили Библиотеку, какие записи они сделали и другие вопросы. Сельские жители сердечно спрашивали, как и надежно ли охраняется Библиотека-архив Первого Президента РС(Я). Они спрашивали о работе Фонда содействия развитию науки, культуры и образования, системой обеспечения улусов книгами М.Е.Николаева, поскольку о многих книгах они узнают впервые. Это помогло бы разобраться с существующими разными отношениями к его деятельности.
К сожалению, реальная действительность такова, что многие сельчане не умеет работать на компьютере, а потому не пользуются Интернетом, в том числе электронной почтой и другими благами информационной сети. Народному университету предстоит развернуть широкий компьютерный ликбез, чтобы повысить функциональную грамотность взрослого сельского населения.
Содержание занятий, нацеленных на активизацию человеческих ресурсов взрослых сельских жителей, опиралось на идеи и дела 8 известных личностей страны и мира:
Мухаммад Юнус из Бангладеш, которому в 2006 году ему была присуждена Нобелевская премия мира за новаторство и основание Грамин банка, дающего беспроцентные микрокредиты самым бедным людям. В 2007 г. более 58 % дебиторов банка поднялись над уровнем бедности, а уровень жизни в стране поднялся на 6,7%. В ноябре 2009г. М.Е.Николаев встретился с М.Юнусом. Результатом встречи является решения о повышении доступности для населения банковских ссуд и кредитов, подготовка федерального закона «О микрофинансовой деятельности». Совсем скоро банки страны начнут работать по программам микрокредитования и государственного льготного кредитования с использованием технологии Грамин банка.
Билл Гейтс в начале 2008 г. в Давосе выступил с идеей о креативном капитализме. Основная идея Гейтса в том, что высокотехнологичные инновационные продукты не всем по карману, а потому экономика должна быть моральной, а бизнес должен быть социально ответственным. Чтобы изменить жизнь простого человека к лучшему, следует облагородить существующую экономическую систему, для чего к материальным стимулам в виде прибыли прибавить общественное признание бедных слоев населения. Поэтому на тех рынках, где обычная прибыль невозможна, признание должно стать единственной наградой.
Ричард Флорида в своей знаменитой книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» показал, что будущее уже не зависит от сырья, физического труда, чисто технической мощи, а зависит от знаний и инноваций. Сегодня экономика страны сырьевая, она не инновационная, хотя в ней могут использоваться инновационные технологии. Осуществление перехода от сырьевой экономики к инновационной под силу креативному классу - работникам вузов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, предпринимателям, частным лицам, осуществляющим научную, научно-техническую и творческую деятельность, а также студентам, аспирантам, деятелям культуры, работникам сферы высоких технологий, финансов, бизнеса, права, здравоохранения, образования, управления и др.
Билл Клинтон внедрил модель работы Грамин банка в США. Он провел через конгресс решение о выделении средств на поддержку микрокредитных программ и создание банков развития общин, а также выдачу примерно 2 млн. микроссуд в год развивающимся странам. Сегодня каждый год учреждения микрокредитования предоставляют миллионы ссуд за счет средств, выделяемых правительствами, банками, предпринимателями, богатыми частными лицами, неправительственными организациями. Жизненный принцип Клинтона: жить отдавая. Суть принципа в том, что любой человек, независимо от дохода, социального статуса, возраста может делать благие дела.
Барак Обама в апреле 2009 г. выступил в Национальной академии наук США. В прямом разговоре с научной элитой страны поставил конкретную задачу радикального повышения уровня математического и естественнонаучного образования. Президент крупнейшей мировой державы руководствовался тем, что мировая цивилизация вышла на путь развития, основанный на могуществе человеческого интеллекта. Страна, которая опередит в образовании и науке сегодня, завтра обгонит всех и в других областях. Поэтому в каждую школу должны прийти люди, которые благодаря научному мышлению, творчеству, свободе, смогут увлечь учеников науками.
Дмитрий Медведев обозначил генеральное направление - вступление России на инновационные рельсы развития. Для выхода страны из роли сырьевого придатка мира важны 5 высокотехнологичных направлений – энергетика, телекоммуникации, информационные, биомедицинские и ядерные технологии. Президент Российской Федерации принял решение о проведении рактических работ по этим направлениям на базе ультрасовременного инновационного центра в Сколково. Этот центр исследований и научных разработок станет испытательным полигоном новой экономики. Здесь будут вестись работы по разработке и коммерциализации новых технологий.
Глеб Тюрин, эксперт международной сети экспертов инноваторов «Всемирная Сеть деревень» (GLOBAL VILLAGES NETWORK), директор Института общественных и гуманитарных инициатив, занимается развитием российских деревень, местным развитием – развитием определенного места, конкретной локальной территории – деревни, поселка, района силами этой территории. Развитие локальности – это стратегия развития, делающая упор на местное производство продуктов питания, товаров потребления, энергии. Село будет богатым, если частью сельского образа жизни станут современные способы создания богатства. Современное богатство строится на технологиях, на знаниях, которые позволяют использовать технологии. Технологии могут вдохнуть новую жизнь в сельскую глубинку.
Михаил Николаев практически использует идеи и опыт своих современников для более быстрого перехода страны и республики от «кормящего ландшафта» к «кормящим технологиям», от сырьевой экономики к интеллектуальной, «от экономики трубы» к высокотехнологичной экономике. В центре его внимания формирование у людей инновационного мышления и поведения. Он выделяет дела по созданию нового типа поведения сельского жителя, новой системы его ценностных ориентиров - труд, семья, дом, ответственность за свою малую родину. При этом скрупулезно отслеживает индикаторы сельской жизни, характеризующие ее качество: - занятость сельского населения, доля населения с доходом ниже прожиточного минимума, доля благоустроенного жилья, образовательный уровень, продолжительность жизни.
В настоящее время он осуществляет идею возрождения села через реализацию инновационной программы, в которой главное - социальная направленность Россельхозбанка, отмена налогов с товаропроизводителей, работа аграрных вузов на новых принципах, комплексное развитие сельских территорий (сельская школа, собственность на землю, сельскохозяйственные предприятия, продвинутые формы кооперации, фермерство). Для достижения программных целей необходимы пилотные центры развития села.
Эту работу М.Е.Николаев проводит не в тиши кабинета, а в многочисленных встречах с сельскими жителями многих регионов страны, в том числе родной республики. Он неустанно убеждает: у небольших поселений появились возможности для создания новой экономики. Современные возможности развития села - это семейная экономика, кооперация, производство сельхозпродукции, малые производства, экономика гостеприимства, сельский туризм. И эти совершенно реальные возможности сельчане должны использовать. Бесспорно, любая инновация проходит путь. Инновацию надо принести, адаптировать, показать, научить, помочь внедрить, сопровождать до тех пор, пока она не приживется. Затем практический опыт нужно объяснить, растолковать остальным. И тогда инновация обретает последователей, становится жизненной практикой.
Это занятие проходило на едином дыхании. В конце занятия, когда начинался свободный разговор, взрослые люди говорили о получении современных знаний, которые требуют не только размышлений, но и действий. Люди ссылались на отсутствие поддержки и помощи со стороны руководящих структур. Ссылки на внешние обстоятельства показывают, что люди еще не умеют главного – делать ответственный выбор.
Многие выступающие говорили о том, что в их повседневной жизни наблюдается культурный регресс, когда весь мир переживает технологический прогресс. На обочину жизни выходят такие ценности, как честь и достоинство, мораль и нравственность, жизнь и здоровье простого человека, которому очень неуютно в условиях рационально-технократической, утилитарно-рыночной диктатуры.
Суммируя высказывания ряда слушателей можно сказать, что люди еще недостаточно понимают то, что книги Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева – это базовые труды, которые формируют народ, коллективную личность, имеющую свое сознание и потому способную на созидание. Эти базовые труды опережают время, ими будут руководствоваться будущие поколения.
У человека, понимающего это, рука не поднимается сменить живой стенд, на котором размешены реальные книги, на современное электронное устройство, нажатием кнопки которой выходит виртуальная книга.
Р.Тимофеева, помощник М.Е.Николаева, заместителя
Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации