Новости библиотеки

7-е Ксенофонтовские Чтения

 

Развивающая среда Библиотеки-архива Первого Президента РС(Я) М.Е. Николаева обладает высокой силой притяжения. В субботний день, 3 апреля, Библиотека собрала участников очного этапа научно-практической конференции «7-е Ксенофонтовские Чтения», которые с периодичностью 2 года проводит коллектив учителей, учеников и родителей Покровской улусной гимназии.   

С первых Чтений, ознаменовавших начало нового века, прошло 10 лет и можно сказать, что эта научно-практическая конференция имеет свою историю: если в 2001 г. было только 28 участников из 4 школ 2 улусов республики, то в 2010 г. – приняли участие 327 участников из 32 школ 10 улусов. Эти данные показывают неуклонное восхождение Чтений. В настоящее время они заняли подобающее место в ряду событий в области образования, науки  и культуры республики. За этим, несомненно, стоит труд учительского, ученического и родительского сообщества, перед которым еще год назад стоял вопрос дальнейшего существования гимназии как самостоятельного образовательного учреждения из-за внедрения новой системы оплаты труда.     

Организаторы Чтений соблюдают свои золотые традиции, по которым в них могут  участвовать дети разного возраста, а также взрослые. Чтения обычно начинаются с актовых лекций, которые расширяют горизонт видения участниками актуальных проблем современной жизни, пополняют знания об уникальной семье Ксенофонтовых, из девятерых детей которой – Гавриил стал ученым мирового уровня. Конференция имеет заочный (виртуальный) и очный (реальный) этапы. Традиционно после событийного мероприятия организаторы выпускают в свет сборник работ лауреатов и дипломантов в печатном и электронном виде. Всегда бывает так, что очередные Чтения отличаются от предыдущих каким-нибудь нововведением. Подготовка и проведение Чтений, награждение авторов лучших работ,  выпуск и оформление сборника, финансовое, материальное, техническое обеспечение делается силами Покровской гимназии и ее надежных партнеров.

Главное то, что Ксенофонтовские Чтения объединяют интеллигенцию, которая, осознавая бесценный вклад двух выдающихся интеллигентов - Г.В.Ксенофонтова, исследователя этногенеза народа саха, и М.Е.Николаева, Первого Президента Республики Саха (Якутия), старается практически продолжить их идеи и дела. В день Чтений их имена по-особому звучали из уст многих выступающих, о них и об их делах говорили от мала до велика.

Сильный духовный настрой Чтениям, проводимым в Год учителя, дали известные люди республики - Зоя Ивановна Ксенофонтова, племянница Гавриила Васильевича Ксенофонтова, заслуженная учительница Российской Федерации, и Муза Николаевна Мординова, племянница Авксентия Егоровича Мординова, доцент кафедры биологии Якутского университета.

Зал внимательно слушал рассказ Зои Ивановны о волнительном событии, когда М.Е.Николаев, Первый  Президент РС(Я), добился исторической правды через реабилитацию лучших людей Якутии, одним из которых являлся ее родной дядя Г.В.Ксенофонтов, и тем самым вернул их честные имена якутскому народу. Она отметила, что Чтения, названные в честь Г.В.Ксенофонтова, устанавливают связь между несколькими поколениями, помогают укреплять эту связь. Зоя Ивановна выразила восхищение и особую благодарность Михаилу Ефимовичу за создание такой Библиотеки, в которой она впервые и здесь так хорошо общаться с близкими по духу людьми.      

Эту же мысль продолжила Муза Николаевна, рассказывая о А.Е.Мординове, крупном ученом, философе, первом ректоре Якутского университета, выдающемся педагоге высшей школы, 100-летие которого недавно отметила наша республика. Она выделила его яркое качество – огромную тягу к знаниям. Рассказывают, что, когда его родители в силу своей бедности не захотели его отдавать в школу, то он целые сутки проплакал. Жажда к знаниям он проявлял везде и всюду. И потому сделал все возможное, а порой невозможное, чтобы открыть государственный университет в родной республике. Он сумел доказать перед российским правительством, что в силу наличия обширной территории, богатых природных ресурсов, достаточного населения, педагогического института, подготовленных кадров надо открывать университет в Якутии, а не в Бурятии, как ранее планировалось. Более того, А.Е.Мординов добился полного материально-технического, научно-кадрового, учебно-методического обеспечения.       

За ними выступили представители среднего поколения – А.А.Захарова, директор Национального архива РС(Я), Н.С.Степанова, зам. директора Национального архива, руководитель группы составителей фотоальбома «Гавриил Васильевич Ксенофонтов», вышедшего в марте этого года, и Э.М.Яковлев, ведущий сотрудник Национального архива, один из составителей фотоальбома.

Все буквально замерли, когда сотрудники Национального архива представили подлинные архивные документы, в том числе метрическую запись, сделанную в книге регистраций Петропавловской церкви IV Мальжегара о том, что у родовича В.Н.Никифорова родился сын, нареченный именем Гавриил. Сотрудники  архива  показали классные журналы времени, когда Гавриил учился в реальном училище. Практически он учился блестяще, получал только отличные отметки. Среди показанных документов были материалы, свидетельствующие о первых годах трудовой деятельности Г.В.Ксенофонтоав: отчеты по конкретным разделам учителя школы, деловые бумаги помощника поверенного (по-современному – адвоката) окружного суда. Документы говорят о том, что Г.В.Ксенофонтов был хорошим учителем, блестящим адвокатом, который вел сложные спорные дела саха, связанные с экономическими  интересами, финансами, налогами, торговыми сделками. Все дела, как правило, он выигрывал.    

После них слово взял С.Е.Васильев, к.ф.-м.н., зав. радиофизическим отделением физико-технического института Якутского университета. Он говорил об информационных технологиях как о современных средствах сохранения культурного наследия. Свой рассказ Сергей Ефимович подтверждал медиа-презентацией. Практическое применение  технологий позволило создать действующий информационный портал «OLONKHO» на 8 языковых интерфейсах. В основных блоках многоязычного портала имеются архивные материалы, в том числе о Г.В.Ксенофонтове, фотографии, движущиеся объекты и т.д. Портал может расширяться, поскольку в нее могут войти все те, кто желает приобщиться к культурному наследию народов. Примечательно то, что в эту работу привлекаются студенты – и гуманитарии и технари. Совместный труд молодых гуманитариев и технарей взаимообогащает каждого: одни погружаются в изучение гуманитарных ценностей, а другие – овладевают техническими понятиями и навыками.

В завершение выступили молодые люди. Ученик 11 класса Покровской улусной гимназии Прокопьев Иван рассказал о задачах и результатах школьной научно-исследовательской экспедиции, возглавляемой академиком, хангалассцем Н.Г Соломоновым. Эта экспедиция повторила маршрут «Эллэйээды» - экспедиции 30-х годов прошлого века, возглавляемой сотрудником Иркутского государственного университета Г.В.Ксенофонтов. Иван показал слушателям маршрут, схематические планы древних стоянок, а также найденные фрагменты керамики, наконечники стрел и другие ценные находки экспедиции. Так он дал представление о Хангаласском улусе в эпоху камня и ранних металлов.

Алексеева Ньургуйаана, восьмиклассница этой же гимназии, рассказала о малоизвестной родословной большой семьи Ксенофонтовых, глава которой Василий Никифорович является прямым потомком рода, связанного с именем исторической личности – Мазары Бозекова, первого головы Хангаласского улуса, дважды добившегося приема у русского царя.   

Таким образом, содержание общей части Чтений настроило всех участников на  высокий духовный лад, а потому работа всех секций по гуманитарным и техническим направлениям прошла успешно. Итоги Чтений подведены. О них Покровская гимназия  рассказывает на сайтах гимназии, улуса,  своего выдающегося земляка Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева, в газетах.

Хорошо то, что собравшаяся на чтениях интеллигенция обсудила результаты, обменялась мнениями, наметила ориентиры подготовки следующих Чтений, которые пройдут в 2012 году. Было решено провести 8-е Ксенофонтовские Чтения в русле содержания знаменитого труда А.Е.Кулаковского – «Письмо якутской интеллигенции», написанной им в 1912 году на хангаласской земле, в с. Качикатцы.

Участники делового разговора – учителя, родители, вузовские преподаватели, работники науки, творческие работники – пришли к мнению, что,  прогностичность ключевого термина Письма «культивизация» требует от нынешней интеллигенции активного содействия инновационному развитию республики. Для этого надо:

усилить работу со школьниками, приобщать к исследовательской работе как можно больше старшеклассников, которые в скором времени приступят к созданию новой экономики – интеллектуальной экономики;

акцентировать внимание на проведение добротных исследований, особенно по физико-математическим, научно-техническим, естественнонаучным направлениям, отвечающим вызовам времени;

искать новых партнеров из разных областей науки и технологий, способных руководить исследованиями; при этом добиваться самого плодотворного союза: ученик – учитель – научный работник;

продолжать исследования, раскрывающие идеи и смыслы работ Г.В.Ксенофонтова и тем самым переходить к изучению его научного наследия;

В заключение надо отметить, что выдающиеся люди якутского края – Мазары Бозеков, Г.В.Ксенофонотов, А.Е.Мординов, М.Е.Николаев и другие – незримо присутствовали на этом событии. В сущности, они помогли каждому участнику совершить благие дела в виде ценных знаний, перспективных идей, искреннего интереса, авторитетных мнений, объективных оценок, доброго отношения, хороших книг, денежных пожертвований.   

 

        Р.Тимофеева, помощник М.Е.Николаева, заместителя

                                Председателя Совета Федерации

                                Федерального Собрания

                                 Российской Федерации

Поделиться в соцсетях: