Новости библиотеки


 

             На первый взгляд небольшое мероприятие, о котором вы узнаете в этой статье, ничем не примечательно в череде государственных дел заместителя Председателя Совета Федерации, Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева. Однако за достаточно простым форматом состоявшейся весной этого года встречи выпускников московских вузов с Михаилом Ефимовичем открывается интересное содержание. И я выражаю надежду, что моя попытка его изложения натолкнет настоящих и будущих студентов на новые мысли и принесет им пользу.
             Во второй половине мая независимо друг от друга ко мне обратились якутяне-выпускники московских ВУЗов Анатолий Яковлев, Станислав Докторов, Анатолий Попов, Ульяна Стручкова, Артем Дедюкин и Ренат Хабибулин с просьбой о возможности встречи с Михаилом Ефимовичем. На мой вопрос о цели они, как один, сказали, что хотят выразить ему свое уважение и признательность, получить благословение и совет перед началом самостоятельной жизни.
             Встреча состоялась в Постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) 22 мая. По удачному стечению обстоятельств в Москве в это время находился друг и соратник Михаила Ефимовича по работе в руководстве республики Климент Егорович Иванов, с удовольствием принявший участие в беседе. С каждым из молодых людей состоялся обстоятельный разговор. Было особенно приятно, что ребята постарались показать результаты своей учебы. Например, Ульяна - по специальности дизайнер, поэтому в подарок Михаилу Ефимовичу она принесла картину, выполненную в национальных мотивах. Артем – выпускник Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия), а теперь аспирант Московской государственной консерватории, в конце встречи сыграл произведения С.И.Рахманинова и С.С.Прокофьева.
             Именно ради таких образованных, умных, инициативных молодых людей М.Е.Николаев с соратниками в начале 90-х годов повернул машину государственного управления республики на путь обновления, на путь новой жизни, ведущий к главной цели – к человеку и его неотъемлемым свободам. На постсоветском пространстве после незыблемого десятилетиями «Вперед к коммунизму!» эта мысль звучала даже несколько крамольно. В 1992 году в своей книге «Якутия на рубеже двух веков» Михаил Ефимович дает такое определение новой философии вектора государственного развития: «Главная цель всей нашей политики, которая формируется и будет проводиться впредь, - это, я еще раз подчеркиваю, благо человека, приоритетность целей развития человека, его духовного и интеллектуального, культурного и материального обогащения».
             Всякое явление имеет свои причины. За чередой принятых в те годы судьбоносных государственных решений стояли глубокие проблемы, и главная из них состояла в том, что в конце 80-х годов наша республика занимала одно из последних мест по социальным показателям среди субъектов РСФСР. В это сложное время руководство республики проявило глубокое понимание проблем населения, уважительное отношение к исконной культуре народов республики, сыновнюю заботу о земле предков, дала новую оценку очернявшим имидж народа историческим фактам, что позволило сформировать политику, в основу которой легли преодолевшие время и пространство общечеловеческие неоспоримые истины. Понимание этого придало силу и устойчивость новой государственной политике. На тот исторический момент в разряд первостепенных вошли особенно востребованные якутским обществом ценности: образование, наука, здравоохранение, спорт, культура, семья, материнство и детство, цивилизованное освоение Севера и Арктики, инновационная культура.
            «Чем образованнее народ, тем он лучше живет» - любит напоминать Михаил Ефимович. Одной из заложенных в фундамент госполитики идей стала истина, значение которой было оценено с незапамятных времен еще древними римлянами: «образование – единственное, что божественно и бессмертно в нас».
              В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете. Вторым после нее документом на всенародное обсуждение была представлена Концепция развития национальной школы, ставшая началом реализации важнейшего приоритета государственной политики - всемерного развития системы образования. Эпоха 90-х годов - особо значимый для нас период потому, что она изменила главное - наше сознание, т.е. нас самих. Мы стали осознавать, что стереотип жителей отдаленной и отсталой территории, пребывающей в категории сырьевого придатка, можно изжить через образование и воспитание. Мы стали думать и действовать адекватно нашим реальным возможностям. Стали ценить, насколько много нам дано судьбой и настолько же много мы должны и можем сделать.
              Вернемся к нашей встрече в Постоянном представительстве. Вот Артем Дедюкин – ученик одного из первых наборов Высшей школы музыки, созданной в 1992 году Указом Президента. В то время в республике были единицы музыкантов с высшим образованием: один дирижер-симфонист, три скрипача, две арфистки и т.д. При сильной поддержке государства и благодаря самоотверженному труду профессоров и преподавателей школа начала быстро развиваться. Уже в 1996 году ВШМ была лицензирована как высшее учебное заведение. В кратчайшие сроки к 1996 году воспитанники школы начинают давать блестящие результаты - становятся лауреатами всероссийских и международных конкурсов. В сфере высокого искусства это дорогого стоит. Сегодня выпускники ВШМ преподают, учатся и работают в Якутске, Москве, США, Израиле, Франции, Китае и др. И сегодня бывший ученик ВШМ Артем с Михаилом Ефимовичем обсуждает серьезные вопросы развития национальной симфонической музыки.
             Отражаясь в судьбах людей, такие чудесные результаты единства государства и общества завораживают. Пример Артема не единичен, их тысячи в разных областях нашей жизни. Они подтверждают, что успех обеспечен при условии встречного движения со стороны общества и хорошо продуманной государственной политики. Разве можно не благодарить судьбу за столь прекрасные моменты, заработанные всеобщим упорным трудом представителями старшего поколения и молодого, ради которого все начиналось.
              В нашем формирующемся обществе благодарность, к сожалению, стала еще более редким чувством, чем была прежде. Внешние ее проявления в словах часто звучат казенно, как дань воспитанности. И хотя разговор на встрече, с которой я начала статью, шел о делах и планах, состоялась она по зову сердец самих ребят, в основе которого лежит именно благодарность. Я думаю, что Михаил Ефимович про себя отметил этот момент. Ведь сам он не устает выражать благодарность всем, кто стал его учителем на жизненном пути. Его признательность им выражается в делах. Сам же никогда не ждет для себя благодарности, но, понимая ее значение в духовной жизни человека, всегда старается натолкнуть собеседника на мысль: а что же я сделал для своей малой родины, родителей, земляков, родной школы, чем отблагодарил за предоставленные мне возможности?
              По роду работы я общаюсь со многими студентами, обучающимися в Москве. И знаю, что многие из них изучают идеи М.Е.Николаева, регулярно посещают его сайт, обсуждают высказанные им мысли, тщательно готовятся к встречам. Это ищущие, думающие, креативные ребята. Например, Диана Данилова, Оля Иванова, Лена Семенова, Наташа Петрова, Дима Осипов – яркие представители нового поколения. Их характерной чертой является ответственность и активность, стремление делом отблагодарить за возможность, предоставленную государством получить образование в лучших ВУЗах страны и через реализацию своих способностей принести пользу нашему обществу, родной Саха Сирэ.
              Не все государственные деятели уделяют внимание многоаспектным проблемам молодежи. С силу должностных обязанностей ответственной деятельности в Совете Федерации Михаил Ефимович в жестком графике работы находит время встретиться с молодежью в Якутске, Москве, Санкт-Петербурге и в зарубежных командировках в США, Южной Корее, Исландии и др. Он говорит, что через общение с молодежью можно предвидеть будущее. Его радует, что многие наши земляки, получившие образование в ЯГУ и других ВУЗах, востребованы и в России, и за рубежом, могут заниматься престижной, наукоемкой работой.
              В 2007 году во время встречи со студентами ЯГУ Михаил Ефимович сказал: «Каждая моя встреча с вами – это моя очередная попытка разбудить в каждом из вас единственную и неповторимую личность, вдохнуть в нее веру в собственный талант и высокое предназначение». В одной из своих книг Михаил Ефимович напоминает притчу Иисуса Христа о скрытом таланте. Природа вложила в каждого из нас способности и таланты. И сила состоявшейся личности заключается в том, что он смог их определить в себе и реализовать в жизни. Искать и найти себя. Системно, планомерно день за днем отшлифовывать способности, заложенные природой. И тогда вы получите хорошие результаты. Ведь алмаз начинает сиять после шлифовки потому, что в нем скрыта возможность сияния.
              Доверие завоевывается не быстро и не просто, поэтому такая успешная личность, как М.Е.Николаев, всегда привлекает интерес. Мысли, высказываемые Михаилом Ефимовичем, быстро находят тех молодых людей, которые признают их важность. Будут ли они использоваться в дальнейшем – зависит от конкретной личности. Мне жаль ребят, которых смысл таких встреч обходит стороной. Они пока только праздно собирают данные, не вдумываясь в то, что они должны были бы понять: учитесь осмысленно и на совесть; что бы вы ни делали, относитесь к своей жизни серьезно. Возьмите за правило искать как можно больше причин, чтобы делать дело. При неудачах необходимо признать, что это недостаток собственных усилий. Соответствие слов и дел – именно таким должно быть естественное положение вещей.
              Судьба всей республики, перспективы ее развития зависят от того, насколько молодые ее граждане впитают все лучшее и передовое и принесут свои знания и талант на родную землю. Образование формирует сознание личности, а сознание формирует ее жизнь. Мысли и поступки прокладывают нашу жизненную дорогу. Новое поколение республики М.Е.Николаев видит только образованным, с богатой духовной культурой, нравственной составляющей.
              Жизнь непрерывно меняется – наши мысли, дела, общество. 2009 год - в Российской Федерации - Год молодежи. В его преддверии в ноябре 2008 года в Якутске на встрече с деятелями молодежной политики М.Е.Николаев предложил решить три блока наиболее важных проблем в предстоящий год - это формирование креативного класса; здорового образа жизни; патриотизма и духовно-нравственных качеств. Сегодня М.Е.Николаев на встречах с молодежью обращает особое внимание именно на креативные качества. При этом он говорит: чаще задавайте себе вопрос «почему?». Этот вопрос открывает ваше сознание, с него начинается творческое мышление, усилия человека начинаются с поиска ответов на заданные себе вопросы.
               В 2008 году М.Е.Николаев встречался со студентами МГУ им.М.В.Ломоносова, МГТУ им.Н.Э.Баумана, Якутского Института в Москве. Основной темой встреч была тема развития креативного подхода к процессу образования и своей будущей работы. Весной того же года студенты Якутского Института в Москве сделали попытку представить на встречу готовые проекты с инновационными решениями. И хотя работы были далеки от совершенства, ребята почувствовали дух творческого подхода к делу. Разговор шел вокруг основной идеи, что сегодня не столько важна «корочка» диплома, сколько знания, усиленные способностью креативного мышления.
              В мире нет одинаковых людей, как и нет абсолютно одинаковых стартовых условий. Я не могу не коснуться в этой статье вопроса о сельской молодежи, поскольку родилась и закончила школу в Усть-Алданском улусе. Я на себе испытала разницу стартовых позиций при поступлении в ВУЗы сельской молодежи и их сверстников из городской среды. Хотя, признаюсь, мне она показалась не такой уж большой. А все благодаря моей родной Мюрюнской средней школе и ее учителям, которые учили нас много - много работать. Тогда это было трудно. После занятий оставаться на факультативы и сидеть над очередными математическими задачами повышенной трудности. По утрам нести деревянные чертежные доски в замерзающих в 50-градусные морозы руках, чтобы потом сидеть над ними с карандашами и лекалами до позднего вечера. Бежать, опаздывая после семи уроков в «музыкалку», на ходу проигрывая в голове этюд Черни.
              Из своего опыта хочу сказать ребятам из сел, что нужно принять и осознать неравенство стартовых позиций и работать над его преодолением. Михаил Ефимович по этому поводу сказал: «Первая обязанность жизни - подавить в себе чувство неуверенности, избавиться от комплекса неполноценности, что мы далеко от центра, что нас мало, что у нас холодно и нет дорог. Для этого надо не только много знать и уметь, но и неустанно работать, убеждать себя и других, что тебе многое под силу. Тот по-настоящему силен, кто тянет любой тяжкий груз, не спотыкаясь. И еще надо научиться окрыляться повседневностью». Поэтому с сердечной надеждой воспринимаю стремление М.Е.Николаева, чтобы наш ЯГУ в той или иной форме обучения пришел в каждый улус.
              На такие вот мысли навела меня приятная встреча, состоявшаяся 22 мая 2009 года. По православному календарю это Николин день. В эту весеннюю пору в Москве цветет майская сирень, еле уловимый нежный аромат цветов настойчиво пробивается сквозь «технический» запах мегаполиса. А над нашей родиной - землей древнего Олонхо - в безграничных просторах северного неба с юга летят на гнездовья миллионы птиц. Для них здесь тоже родина. И здесь они поставят на крыло свое пернатое потомство. По древней традиции народ саха в этот день празднует новоисчисление года. И хотя в Якутске шел дождь и порывами налетал ветер, наши земляки собирались выезжать на предстоящие выходные за город, чтобы среди родной природы отметить этот особый день, как отмечали его наши предки.

 

Наталья Колодезникова