Новости библиотеки

Единое циркумполярное культурное пространство

           

 

Отрывок из книги М.Е.Николаева "Вызовы Арктики"

Издательство Совета Федерации, 2009 г.       

          Арктика – бесценное достояние, украшение планеты Земля, источник вечной жизни. Это – царство первозданной природы, родина чистых нравами, мужественных и талантливых народов.
          Я много думаю о роли Арктики и Севера для прошлого, настоящего и будущего всего человечества. Что дал Север людям за прошлые столетия? Какую роль играет Арктика в нашей жизни сегодня? И какова будет роль Арктики для будущего человечества? И одно было мне всегда ясно – без Арктики немыслимо само существование человечества. Ведь Арктика со своим близнецом – Антарктикой на протяжении всей человеческой цивилизации удерживают тот баланс климата, который позволяет ей процветать.
          Без Арктики и Антарктики человеческая жизнь и культура были бы невозможны. 
          От Арктики веет вечной свежестью и чистотой. Французский ученый и полярник Жан-Ноэль Малори, в начале 50-х годов прошлого века зимовавший с эскимосами поселка Туле на Гренландии, называл их аристократами Севера. И свою книгу о зимовке в снежном доме иглу назвал «Последние короли Туле». В нашей стране книга Малори вышла под названием «Загадочный Туле».
           Тогда же, в 50-е годы, люди в Советском Союзе зачитывались романом Тихона Семушкина «Алитет уходит в горы». Одним из первых Т.Семушкин обрисовал колоритные фигуры чукчей, переживающих переходный период от родового общества к социализму.
          Юрий Рытхэу стал писателем общесоюзного масштаба, прославив свой народ – чукчей, описывая их повседневный труд и жизнь с точностью и достоверностью самого жителя тундры и северных морей. Недавно его не стало – чукотский народ потерял непревзойденного певца о жизни на стыке моря и тундры.
          И славный Джек Лондон в своих северных рассказах слагал легенды жителям Арктики. Читатели запомнили эскимосского мальчика Киша, сумевшего найти новый способ охоты на белого медведя и ставшего вождем взрослых мужчин, и индейских женщин, в тяжелое время зимнего голода, копивших свою долю мяса для выживания своих мужей и детей.
         Якутские писатели Эрилик Эристин, Николай Мординов, Николай Якутский и другие тоже оставили в своих произведениях светлые образы женщин, мужчин и детей народа саха, живших в сложную пору слома старого образа жизни и принявших прогресс и развитие. Ибо я, сам тоже якут, глубоко убежден, что устойчивое и прогрессивное развитее на Севере возможно только при помощи образования и науки. Старым багажом жить в глобальном мире XXI века невозможно. Надо смело браться за решение назревших проблем, прежде всего в жизненно важном для нас пространстве Севера и Арктики – в родном доме народов циркумполярной цивилизации.
          Было время, когда после революции 1917 года государственная политика России в отношении коренных народов Севера и Арктики была самой передовой демократической в мире. Государство сделало ранее неграмотных народов Севера образованными, открыло перед ними двери ко всем профессиям. Провело электрификацию в жилищах и поселках. Советское государство признало коренных народов Севера полноправными гражданами наравне со всеми. И мы по праву гордились этой политикой.
          Но сегодня замечаем, что зарубежная Арктика обошла нас в том, в чем мы себя считали непревзойденными. Страны Северной Европы, Аляска, Канада и Гренландия успешнее нас решают современные проблемы Арктики. Цивилизационный скачок, совершенный ими на Севере и в Арктике, вызывает искреннее восхищение. Индекс развития человеческого потенциала наиболее высок именно в северных странах планеты. Ведущие позиции из года в год попеременно занимают Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Канада. Они впереди планеты всей по долголетию на основе здорового образа жизни, по уровню грамотности взрослого населения и по совокупному валовому коэффициенту числа поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения, а также по размеру ВВП на душу населения.
          Принятие новой политики России в отношении Севера вселяет надежду. Необходимо провести качественный перелом в нашем восприятии Севера и Арктики. Общественное сознание об Арктике надо изменить и сделать его позитивным. Требуется новое восприятие и понимание Севера и Арктики. И начинать надо с отказа писать и показывать пугающие картины Колымы и Магадана. Если чуть-чуть подправить фокус фотоаппарата надоевших уже журналистов, то перед нашими глазами покажутся величественная картина северных просторов и заснеженных горных вершин, обиталища гигантских колымских лосей и горных баранов, которых мы по-якутски называем «чубуку».
           А чтобы найти остатки колючей проволоки и затерявшейся среди камней алюминиевой ложки заключенного надо быть поистине узким специалистом, видящим белый свет в темных очках Хичкока.
           Необходимо отказаться от советских стереотипов времен покорения Севера. Его не надо покорять, а беречь надо и жить с ним в гармонии.
          Я убежден, что циркумполярная цивилизация, стоявшая у истоков всех человеческих цивилизаций, ибо началом ее был последний ледниковый период, заставивший человека поднапрячь свой спящий мозг, чтобы перед лицом неминуемой холодной и голодной гибели изменить образ жизни. И он стал тем, которого мы знаем. Это – мы.
          И сегодня время такое же решающее в судьбе человечества, как и 25-30 тысяч лет назад. Климат снова меняется. Грядут глобальные изменения. В первую очередь опасность нависает над Арктикой. Ей грозит всеобщее потепление.
Северных народов и циркумполярную цивилизацию снова спасет инновационный образ жизни. Еще раз человечество должно кардинально изменить свое устоявшееся представление о своем образе жизни и экономической деятельности.
            Люди понимают вызовы времени. В международном документе «Повестка дня на XXI век», принятого на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в1992 году и подписанного 182 странами, отмечается, что в случае продолжения экономического развития современного мира по прежнему сценарию с продолжающимся загрязнением окружающей среды и ухудшение, в связи с этим, состояния людей – возникнет реальная угроза всему человечеству. Человек уже не может вести хозяйственную деятельность и прежний образ жизни в Арктике.
            Вся деятельность человека в Арктике будет продиктована необходимостью соблюдения чистоты природы, воздуха, воды и земли. Для этого требуются инновации. Современное развитие человечества характеризуется возрастающей интеграцией в сфере экономической, социальной и политической жизни. В наше время Арктика не может остаться в стороне от главного направления развития человечества, в стороне от глобализации.
           Циркумполярная цивилизация и ее компоненты сложились в течение тысячелетий. Ученые устанавливают разную временную стратификацию заселения Арктики. Говорят, что поселения эскимосов появились в Гренландии пять тысяч лет назад. Но в тоже время все историки солидарны, что Америку открыли 13 тысяч лет до нашей эры древние обитатели Евразии сразу по трем направлениям. Большие волны переселенцев перебрались в Северную Америку через замерший Берингов пролив. Меньшее количество людей эмигрировало из Европы по льдам Арктики и через Гренландию. А третьи приплыли в Центральную и Южную Америку на плавучих средствах: лодках и плотах. Наименее вероятной кажется гипотеза о первобытных европейских мореплавателях, приплывших в Америку из Европы в кожаных судах.
           Как бы то ни было, Америку заселили люди из Азии и позже - из Европы. Коренные американцы антропологически более близки к азиатам, чем европейцам.
           Общества и культуры циркумполярного Севера обладают особой стойкостью. Они прошли суровые испытания в условиях Арктики и успешно адаптировались к меняющимся условиям жизни.
            Арктика – пространство с широким разнообразием культур и этносов. Коренные народы Арктики имеют большой исторический опыт адаптации, основанной на свойстве быстро приспосабливаться к изменениям экосистем, от которых они зависят. Они способны извлекать выгоду от биофизических и социальных изменений для улучшения своего положения.
           Способность коренных народов Арктики быстро и эффективно осваивать современные технологии (снегоходы, морские суда, вертолеты и самолеты, Интернет и т.д.) должна восприниматься нами как признак жизнеспособности, а не как факт утери своей культуры.
            Считается, что экономика Арктики - отсталая. Но как свидетельствуют источники (Доклад о развитии человека в Арктике (2002-2004), если рассматривать Арктику как единое целое, то валовой арктический продукт превосходит валовой внутренний продукт Швеции, соперничает с ВВП Бельгии  и составляет около четверти ВВП Канады.
            Пришло время отказаться от заблуждения, что Арктика не в состоянии платить за себя. Надо признать, что экономическая система Арктики узко специализирована. И зависит от одного или нескольких продуктов, таких как газ, нефть, уголь, золото, свинец, цинк, добыча креветки или продукты морского зверобойного промысла. Когда эти ресурсы истощаются (газ и нефть), резко сокращаются (рыба), подвергаются запретам или бойкоту (мех котиков) отдельные арктические общины несут потери. Экономический и политический вес общин коренных народов слишком мал, чтобы защитить их интересы.
            К сожалению, передача политических полномочий региональным и местным властям в Арктике не сопровождается существенным перераспределением материальных ресурсов.
            Циркумполярные народы создали неповторимую материальную и духовную культуру.
            Эскимосы Гренландии создали культуру, основанную на добыче тюленя. Главным источником их существования была охота на морского зверя. И они селились небольшими группами у прибрежья Гренландии.
             Чукчи России кроме охоты на морского зверя, занимались охотой на кита и оленеводством.
            Оленеводство существовало только в Евразии. Саами Швеции, Норвегии и Финляндии, ханты и манси в России, эвены и эвенки одомашнили северного оленя. В то же время индейцы Северной Америки только охотились на американского сородича северного оленя – карибу.
             Народ саха вопреки суровому климату ввел в Арктику культуру животноводства. Он сумел содержать лошадей под открытым небом круглый год и решил вопрос зимовки своих коров в не отапливаемом хлеве во время холодных месяцев.
            Таким образом, каждый арктический народ был довольно узко специализирован. Это позволяло использовать биоресурсы Арктики полно и не допускать их истощения.
             Специализация по добыче источников жизни позволяла народам Арктики жить в относительном мире и поддерживать стабильность своего существования.
             Умение жить в гармонии с природой и с людьми, и есть основа циркумполярной цивилизации. Жизнь в экстремальных условиях сформировала личность жителя Севера. Главным содержанием человека циркумполярной цивилизации является его духовность.
             И в основе северной духовности лежит принцип гуманности, опирающийся на идее величайшей ценности. Такой высочайшей ценностью для человека Арктики признается жизнь. Жизнь во льдах в трескучие стужи есть уже сама по себе чудо. И ее надо беречь. Ее надо любить и лелеять. И люди циркумполярной цивилизации привыкли уважать жизнь. Каждое живое существо достойно уважения. Вот почему даже добывая для пропитания морского зверя, белого медведя, кита, они давали почести духу добытого зверя. А роду его желали удачи и процветания. Ибо от их количества зависело и само благополучие охотников.
             Духовность жителей Арктики сформировалась в ходе их осмысления окружающего мира. В древности мировоззрение представлялось им в виде мифологии.
             Исследователь менталитета народов Севера А.Пудов пишет: «Любая этническая ментальность – это автоматизм, сохраняющий энергию этноса на различение нормативных границ, устроенный главным образом по мифологической схеме. Вторичные символы этнической ментальности принадлежат мифологическим сюжетам данного этноса».
             Менталитет – это особый взгляд на мир. Вырабатываются автоматизмы, которые позволяют человеку одно замечать, а другое – нет. Есть философский термин «трансценденция» - это переход через какие-то границы и уход от чего-то. Философы говорят, что все люди ходят по мифологическому кругу и боятся переступить за черту или вообще не знают, что можно пойти в другую сторону. Но когда-нибудь найдется кто-то, который за черту эту переступит. В европейской культуре это философы были - античные. Они преодолели свои природные этнические основания и вышли на универсальный уровень. Это и есть трансценденция, которая позволяет на себя со стороны посмотреть.
             Люди друг друга не понимают из-за того, что народные культуры разные. Мусульманин по традиционной норме может иметь трех жен, что у нас вызывает непонимание. Но у людей есть универсальные основания, поступки личностные. Человек по совести поступает и этот поступок будет понятен и якуту, и русскому, и еврею. Философ выходит на универсальный уровень, а это нравственность, которая у всех народов есть.
             Глобализация делает нас одинаковыми. А.Пудов считает, что бедой нашей общественной жизни является привнесенность социальных структур через идеологию или людьми, стоящими у власти. Но это не есть вызревшая изнутри общества идея. Советская ментальность сохранилась до наших дней – скомандовать, навязать сверху, организовать и потом отрапортовать власти. Но смысл при этом тонет.
             «Человек - дитя природы», - утверждает якутская мудрость. Такие же по смыслу утверждения имеются и у других народов, населяющих зону вечной мерзлоты планеты. По мнению социолога Ульяны Винокуровой, экологическое сознание этносов, сумевших адаптироваться к экстремальным природным условиям, формирует специфические особенности культуры.
             Культуру коренных народов, населяющих Арктику, можно назвать культурой в зоне вечной мерзлоты, так как первичность среды бытия побуждает к реализации внутренних ресурсов человека в борьбе с холодом и в добывании ресурсов жизнеобеспечения на замерзшей земле. Все путешественники Севера восторженно отзывались о способах выживания народов, якобы находящихся на низкой ступени общественного развития. При этом они признавали, что все необходимое для жизни человека в краю снегов создано пытливым умом аборигена. Народы Севера в течение тысячелетий были гегемонами на собственном цивилизационном пространстве.
              Основополагающей парадигмой культуры в Арктике является ее экологичность, то есть гармоничность с природой Севера.
              У.Винокурова отмечает следующие особенности культуры народов Севера. История освоения зоны вечной мерзлоты свидетельствует о множествах попыток администраторов и политиков подчинить ее культуру идеологическим функциям своей власти. Обитатели вечной мерзлоты несколько раз подвергались навязыванию моделей, не предполагающих изначальной связи с конкретной природной средой. Последний пример - внедрение интернациональной по форме и национальной по содержанию культуры народов Советского Союза. Вопреки официально проводимой политике, творцы и носители культуры вечной мерзлоты сохранили живую связь со средой обитания и развивали адаптированные к социальной и природной среде творческие образцы.
              Так, если условно разделить культуру на материальную и духовную, то материальная культура, хотя и является наиболее приспособленной к требованиям среды обитания, подвергалась комплексной модернизации. Перевод от кочевого, полукочевого образа жизни к оседлому, почти завершенный за годы советской власти, основательно разрушил материальную культуру обитателей зоны вечной мерзлоты и ее природную среду. В быт обитателей вечной мерзлоты вошли одежда, не защищающая от холода, пища, разрушавшая энергетический и биохимический баланс человеческого организма с ресурсами природной среды, жилище, не сумевшее заменить традиционный чум для кочевников. В нормативно-правовых документах устанавливаются нормативы теплообеспечения, питания, одежды для жителей Крайнего Севера, почти идентичные с нормативами для обитателей средних широт Российской Федерации. Они также определяют размер минимальной оплаты труда для бюджетных работников, пенсии и пособия для социально уязвимых слоев населения. Даже предельный пенсионный возраст установлен в соответствии со средней продолжительностью жизни в более мягких климатических условиях. Таким образом, культура жизнеобеспечения в зоне вечной мерзлоты не стала предметом нормативно-правового регулирования со стороны провозглашенного Российского демократического, правового и социального государства.
              Традиционная хозяйственная деятельность вытесняется, и вместе с ней постепенно исчезает материальная культура Севера. Создается искусственная материальная культура, обладающая значительной степенью свободы от климатических условий среды обитания. Энергетика теплоснабжения, освещения, транспорта создает в зоне вечной мерзлоты иную материальную среду обитания человека и этнических общностей.
              У.Винокурова призывает сохраненить гармонию со средой обитания в зоне вечной мерзлоты. Энергетическая модернизация и новые технологии материальной культуры задают новый импульс для творческой индивидуальности, для воспроизводства этнической культуры общностей, населяющих Север. Ценности культуры зоны вечной мерзлоты поднимаются на высший уровень иерархии ценностей совокупного духовного опыта человечества. Сила гуманитарного интеллекта и экологической культуры народов сформирует планетарное обустройство жизни людей. Суть культурного творчества народов Якутии сводится к поиску модели устойчивого развития мира.
              Материальная база разрушается - исчезают кочевой образ жизни, олень, природное сырье, экологическая культура. Импортированные ценности и идеология приобрели монопольный статус, подавляя этническую культуру и духовность коренных народов.
               У.Винокурова считает, что беда народов современной России состоит в том, что они пытаются войти в европейскую цивилизацию в момент ее глубочайшего морального кризиса.
               Культура народов оказалась под давлением множества противоречий глобального и локального порядка. Отметим некоторые из них: глобализация и стремление сохранить свою обособленность; информатизация и трудности общения из-за языковых и технологических барьеров; модернизация и консерватизм; индустриализация и экологическая аграрность; урбанизация и сельский, кочевой образ жизни; интернационализм и стремление сохранить этническую идентичность; территориальная экспансия и близость к традиционной среде обитания; универсализация и самобытность малочисленных народов; активность техногенной цивилизации и пассивность экологической культуры; мультикультурность и самобытность; масс-культура и творческая индивидуальность Севера; многополярность мира и уникальность циркумполярной цивилизации; неотчуждаемые права человека и неравенство статуса коренных народов по отношению к различным видам власти и т.д. К противоречиям современного человеческого сообщества прибавляются дуальности существования культур: интеграция и дезинтеграция; агрессивность и толерантность; адаптивность и отторжение; открытость и закрытость, виртуализация и реальность, вестернизация и девестернизация, полистиличность и моностиличность, плюрализм и эгалитаризм, элитарность и демократичность и т.д.
              Перед деятелями, творцами и носителями культуры Севера стоит цель поиска серединного пути из этих дуальностей, своеобразного компенсационного механизма обеспечения баланса противоборствующих вызовов. Только при условии рождения жизнеспособного третьего пути можно избежать грядущих локальных и глобальных катастроф.
              Культурное творчество народов, проживающих в зоне вечной мерзлоты, осуществляется в единстве двух направлений: мобилизации внутренних ресурсов инновационного традиционализма самой культуры и государственного социокультурного протекционизма как фактора стабилизации условий культуротворчества.
             Перестройка, разрушившая советскую политическую и культурную идентичность, привела к изменению всего культурного ландшафта. Культурные стили регионального и локального характера, пребывавшие в латентном, зародышевом состоянии, получили импульс к развитию творческой интеллигенцией. Начался активный поиск своей культурной идентичности. Известно, что идеология Перестройки в значительной мере разрабатывалась писателями, учеными, театральными режиссерами, журналистами. И Якутия не исключение. Потребность в выработке нового образа жизни, способного обеспечить устойчивую идентификацию и перспективное будущее, привела к возникновению различных культурных форм на выбор расслаивающегося по многочисленным стратам общества.
              В демократическом обществе уважают любые мнения и любой образ жизни. В том числе и традиционный образ жизни коренных народов Севера.
              Сохранение традиционных промыслов должно позволить коренным народам постепенно и плавно влиться в современное постиндустриальное общество. Этому доложен был способствовать Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», принятый Государственной Думой 4 апреля 2001 года. Цели закона точно определены:
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;
- сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов;
- сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.
              Но в жизни гораздо сложнее, чем в теории. Весной 2008 года я был во Владивостоке и участвовал в очередном заседании Постоянного комитета парламентариев Арктического региона. В ходе обычных дебатов внимание всех участников привлекло выступление профессора, доктора исторических наук, профессора А.Ф.Старцева «Современные социально-экономические проблемы хорских удегейцев». Он обрисовал картину вопиющего нарушения федерального закона о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Он говорил о вырубке лесов в местах обитания удегейцев. Возмущение слушателей вызвало сообщение о фактах, когда местные вожди тайно от своего народа подписывают договора с бизнесменами о вырубке лесов на угодьях удегейцев.
               Пользуясь потаканием местных, районных властей, и подкупая глав коренных народов, лесозаготавливающие компании рубят лес в местах традиционного промысла, и разрушают места обитания зверей и губят реки, где водятся промысловые рыбы. В правдивость свидетельства таких нарушений можно было поверить по поведению участвующих в работе Комитета руководителей коренных народов, которые не поддержали свидетельства профессора и даже стали его винить в неправдивом изображении случаев нарушения закона.
              Идеология перестройки и свободы совести востребовала философские взгляды Н.К.Рериха, понимающего изначальную ценность культуры как творчества, направленного на спасение посредством одухотворенной красоты. Защита культурных ценностей народов Якутии стала целью культурной модели республики. Содержание этой модели во многом соответствует миссии культуры, разработанной Н.К.Рерихом. Девиз его философии: «Мир через Культуру» реализовывался на принципах сочетания индивидуального, национального характера культуры с ее универсальностью и международностью; принятия культуры как мерила качества жизни; гармонизации и гуманизации жизни в условиях кризиса; энтузиазма, оптимизма, сотрудничества и ответственности в культурном труде; синтеза многообразных культурных ценностей и творческого историзма.
             Формирование культурной модели Якутии соответствовало высоким принципам «Мира через Культуру» Н.К.Рериха, в своем мировоззрении синтезировавшего культуры Запада и Востока. Картина мира народа саха строится на стремлении к Добру, Красоте и Свету. По Н.К.Рериху, культура есть почитание Света. Его мировоззрение во многом созвучно национальному видению мира народами, обитающими в зоне вечной мерзлоты. Поэтому и провозглашение культурного суверенитета Республики Саха востребовало воссоздания исконных культурных ценностей народов Якутии.
              Поддерживая идею культурного мессианства народов Якутии в циркумполярном пространстве надо подчеркнуть, что народ саха является единственно сравнительно многочисленным народом в Арктике. Число эскимосов Гренландии не превышает 70 тысяч человек, чукчей и того меньше, коми и саами тоже немногочисленны. А число саха достигло полмиллиона человек. Это в Арктике – громадная цифра.
Народ саха имеет многочисленную интеллигенцию. Подготовлены специалисты с высшим образованием по всем современным профессиям. Таким образом, народу саха выпала судьба определять культурное развитие циркумполярной цивилизации в XXI веке и на дальнейшую перспективу.
            Мы убеждены, что развитие жизни человека в Арктике возможно только на основе инновационных технологий. Циркумполярная цивилизация должна в современных условиях быть симбиозом традиционной северной духовности и самых современных научных инноваций.
             Как в древности люди на Севере первыми стали строить теплые дома и отапливать их, шить одежду, обувь и головные уборы, изготавливать сложные орудия охоты и труда, так и в наше время циркумполярная цивилизация может дать пример экологически чистой инновационной экономики, основанной на альтернативной энергетике. В Арктике шире будут использовать энергию солнца, ветра, силу приливов и отливов. И другие нетрадиционные источники энергии.
              Циркумполярная цивилизация должна показать человечеству образец гармонии современной высокотехнологичной экономики с природой.
              Арктика и Север должны стать площадкой для отработки широкого спектра инновационных подходов, новых типов автономных поселений, новых форм общения и телекоммуникаций, новых типов энергии, новых социально-организационных технологий, новых видов транспорта.
            Арктика и Север призваны стать лидерами развития природосберегающих технологий и воплотить опережающую модель взаимоотношений природы, человека и устойчивого развития региона на длительную перспективу.
             Мы исходим из того, что социальный прогресс и стабильное развитие Арктики могут быть обеспечены только в рамках многополярного мира.
              Историческая миссия России заключается в его роли, как гаранта сохранения и развития Арктики.
             Регионы Севера и Арктики должны стать образцом гармоничной цивилизации, развивающейся в единении с природой. Бережное отношение северян к земле, воде, фауне и флоре, неприятие хищничества и разрушения указывают человечеству путь, по которому следует надо следовать человечеству для его успешного и комфортного продолжения.
            Толерантная мирная цивилизация Арктики может дать миру гуманную модель развития человеческого общества в эпоху, наступающую после XXI века.
            Главная идея этой циркумполярной цивилизации: наша планета – это земля людей. Все люди мира должны объединиться под высокими духовными ценностями равенства и братства во имя мира и процветания.
             В Арктике сложилась цивилизация взаимопомощи, сострадания и совместной деятельности. Ибо на Севере невозможно выжить в одиночку. С древнейших времен здесь было принято делить любую добычу между всеми жителями поселка или племени.
            Такое поведение считалось высокоморальным и разумным. А наоборот, попытки сокрыть добычу рассматривались как поступок аморальный и бесчестный.
              Циркумполярную цивилизацию можно трактовать как цивилизацию разума.
             Многие вещи на севере, такие, как организация рыбалки с неводом или охоту на морского зверя, можно было сделать только сообща, усилиями всей семьи, рода и племени. Вот почему среди народов Севера развито чувство коллективной воли.
             Можно утверждать, что циркумполярная цивилизация – это цивилизация коллективной воли.
             Среди народов Севера не было явных богачей. Богатыми считали владельца вельбота, невода или стада оленей. На самом деле «богач» был владельцем самых востребованных обществом орудий труда.
            Среди народов Севера никогда не было тюрем, полиции и судов. Коллективное воздействие на нарушителей порядка и обычаев не допускало появление преступников. Преступление против личности и собственности было для северян настолько вызывающим и необычным, что нарушитель рассматривался как душевнобольной. Нормальный и разумный человек не может пойти на преступление.
              Циркумполярная цивилизация, таким образом, есть цивилизация нравственных людей, исключающих преступность и правонарушения. 
                Многие в современном мире начали осознавать ценности циркумполярной цивилизации. От признания ее существования до угрызения совести за акты вандализма против ее культурных ценностей. Например, 11 июня 2008 года премьер-министр Канады Стивен Харпер принес официальные извинения от имени правительства Канады индейцам за политику выживания национального самосознания, которую долгое время целенаправленно осуществляло государство. Многие поколения индейцев насильно помещались в специально построенные для них школы-интернаты.
                Премьер-министр Канады сказал:
               «Я обращаюсь к Вам сегодня, чтобы принести извинения индейцам, бывшим воспитанникам школ-интернатов. Отношения к детям в индейских резервационных школах – печальная веха в нашей истории. В результате той политики от семей и национальных общин было оторвано около 150 тысяч детей. В 1870 году федеральное правительство частично ввело принудительную обязанность обучения детей коренных жителей, занимаясь развитием и администрированием в этих школах.
               Две главные задачи индейских школ-интернатов были в том, чтобы отдалить и изолировать детей от влияния и воздействия их дома. Семьи, традиций и культуры и ассимилировать их в доминирующую культуру. Эти цели были основаны на предположении, что коренные культуры и духовные убеждения являлись малоценными и неравными.
              Фактически это выражалось постыдным: «Убить в ребенке индейца».
              Сегодня мы признаем политику ассимиляции ошибочной, признали огромный ущерб и теперь этому нет места в нашей стране.
             132 школы, профинансированные федеральным правительством, были размещены во всех областях и провинциях за исключением Ньюфаунленда, Нью Брунсуик и ПЭИ. Школы управлялись «объединенными усилиями» англиканской, католической, пресвитерианской и объединенной церквями.
              Правительство Канады выстроило образовательную систему, в которой маленькие дети часто принудительно отрывались от их семей и оказывались далеко от их родовых общин.
              Правительство теперь знает, насколько глубоки негативные последствия политики индейских резервационных школ и эта политика имеет отдаленный и опасный результат для культуры, наследия и языка коренных народностей.
              Многих (детей) плохо кормили, одевали и содержали в плохих условиях. Все (дети) были лишены заботы и пропитания со стороны их родителей, старшего поколения и общин.
              В этих школах были запрещены языки и культура аборигенов, инуитов и метисов.
              К несчастью, некоторые их этих детей умерли. А другие, так и не вернулись домой после пребывания в таких школах-интернатах.
             Правительство сегодня признает, что последствия политики индейских школ-интернатов были глубоко отрицательными, и что эта политика оказала длительное разрушительное воздействие на культурное наследие и язык аборигенов.
             При том, что некоторые бывшие ученики рассказывали о положительном опыте в школах-интернатах, эти рассказы затмеваются трагическими воспоминаниями об эмоциональном, физическом и сексуальном насилии и унижении беспомощных детей, о том, как их разлучали с семьями и общинами.
              Наследие индейских школ-интернатов расширило круг социальных проблем, которые до сих пор существуют в обществе.
              От тысяч выживших потребовалось огромное мужество, чтобы предать огласке те унижения, через которые они прошли. Это подтверждение того, что они – сильные личности, обладающие богатым культурным наследием.
              К сожалению, многие бывшие ученики сегодня не с нами, они покинули этот мир, так и не услышал извинений от правительства Канады.
              Правительство признает, что отсутствие извинений служило препятствием к оздоровлению и примирению.
             Таким образом, от имени правительства Канады и всех канадцев, я нахожусь в этом зале, имеющем ключевое значение для жизни нашей страны, с тем, чтобы принести извинения аборигенным народам за роль Канады в системе индейских школ-интернатов».
              Можно только приветствовать премьер-министра Канады за мужество признать негативную роль насильственного отлучения детей от своих родителей и культуры.
              Мы еще не нашли в себе достаточно мужества признать, что и в советских школах-интернатах происходил процесс отлучения детей от родителей и национальной культуры и языка.
               Многие исследователи отмечают недостатки учебы детей народов Севера в школах-интернатах. Например, Р.З.Хайруллин пишет, что дети, которые были вынуждены жить в больших поселках, школах- интернатах, потеряли возможность приобщения к опыту старших, традиционной культуре, профессиям и обычаям. По его мнению, школа перестала выполнять функцию трансляции социального опыта от поколения к поколению. С потерей культуры постепенно исчезали языки. Оторванные от родной культуры, дети так и не пришли к другой – русской - культуре. Появилось новое поколение маргиналов с деформированной системой нравственных и культурных ценностей.
              Р.З.Хайруллин дает жесткую оценку системе образования на Севере: «учащиеся школ-интернатов привыкли к социальному иждивенчеству т тепличным условиям, и их встреча после окончания школы с реальной действительностью обернулась тяжелым испытанием, зачастую приводившим к крушению их жизненных иллюзий.
               Очевидно, что школы-интернаты в основном себя изжили, но в настоящее время, когда родители зачастую не имеют возможности даже прокормить своих детей, а не то, чтобы дать им образование, трудно что-либо предложить взамен. Поэтому мы вынуждены думать, как хотя бы на некоторое время сохранить их и усовершенствовать процесс обучения».
                Отношение к интернатам, действительно, двоякое. С одной стороны дети оторваны от родителей и это уже страдание. С другой стороны, лишь в интернатах могли развиваться особо одаренные дети. Ведь школы балерин были только в виде интернатов. Ради лучшей перспективы и родители, и сами дети были согласны идти на жертву. И жертвовали родительской лаской ради лучшей доли. В Англии и Франции до сих пор продолжают работать лицеи интернатского типа, куда дети приходят учиться в течение всей недели. И только в субботу и воскресенье могут возвратиться в свои семьи.
                 Многие русские гении с детства распростились с теплом родительского дома. И стали великими людьми России. Были среди них и не очень молодые таланты, такие как Михаил Ломоносов. Он покинул отеческий дом в Поморье недалеко от Архангельска уже, будучи взрослым юношей. И хотя в его родной деревне была школа, он как сын крестьянина не имел права ее посещать. А в Москве к началу XVIII века крестьянские дети могли ходить в школу. И будущий гений русской науки двинулся в Москву на учебу.
                В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова. Долг россиян достойно отметить юбилей своего великого соотечественника. Это – также возможность оценить вклад российской науки в освоение Арктики.
                 Мировое сообщество в лице ЮНЕСКО уже приняло решение объявить 2011 год годом М.В.Ломоносова.
                В 2011 году будет юбилей известного полярного исследователя Фритьофа Нансена. Ему исполнится 150 лет со дня рождения. Норвежцы уже обратились к нам с предложением совместно чествовать юбилеи великих северян мира.
                Мир перешагнул период в своей истории, когда со времен возникновения городов-государств до 1945 года государства были основными действующими лицами на международной арене и вели непрерывную войну друг против друга.
                Монополизация производства, возникновение транснациональных корпораций, развитие средств информации и глобализация привели к тому, что в XXI веке столкновения происходят уже не на уровне государств, а на уровне целых цивилизаций. Будущее человечества определится в конкуренции цивилизаций. Специалисты признают 6-8 великих цивилизаций, между которыми будет происходить борьба за первенство. Сегодня определились главные фигуранты этого действия мирового масштаба. Западная цивилизация объединяет Европу и Северную Америку. Другим центром цивилизационного развития является Китай, который быстро продвигается на второе место в мире по объему своей экономики. Индийская цивилизация упорно рвется в группу лидеров, благодаря быстрому развития своей экономики по инновационному пути. Японская цивилизация по-прежнему играет видную роль в мировой экономике. Особое место занимает российская цивилизация. Около 65% территории России относится к Северу. Объективно российская православная цивилизация является цивилизацией Севера. Циркумполярная цивилизация взаимодействует с российской цивилизацией. Такое взаимодействие обогащает эти две мировые цивилизации. И российская, и циркумполярная цивилизации могут дать миру пример жизни в гармонии с природой и окружающей средой.
                 Цивилизация будущего – это природосберегающая цивилизация.
                Жители Арктики давно поняли, что только гармония с природой даже такого сурового места, как полярные леса, тундры и ледяные просторы, позволяет человеку быть здоровым и вести активную и насыщенную жизнь.
                 В течение тысячелетий они вели здоровый образ жизни.

 

Поделиться в соцсетях: