Новости библиотеки

Шахматное образование в России

 

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Первый Президент Республики Саха (Якутия)

М.Е.Николаев

Можно вполне обоснованно утверждать, что в ХХ-м веке наши соотечественники активно способствовали развитию шахмат, ведь 10 из 15 чемпионов мира были представителями нашей страны. Они многие годы определяли уровень культуры шахмат в мире, на них равнялось шахматное сообщество всей планеты. Благодаря этому шахматы ассоциировались с нашей страной, её интеллектуальными возможностями.
Мировое лидерство в шахматах было следствием популярности этой игры в стране и особенностей национальной системы образования, способствующей формированию аналитического склада ума. Эта система не только давала знания человеку, но и, что более важно, делала его способным к творчеству и саморазвитию.
Можно постоянно наращивать объем знаний и при этом не создавать ничего нового. В настоящее время наша страна с большим трудом пытается перейти на путь инновационного развития. Причина трудностей находится не в экономике, а в человеке, его менталитете.
Практически все науки и образование в России сегодня ориентированы не на творческий поиск, а на количественный рост знаний. Возможно, поэтому происходит «топтание на месте» и нет качественного прорыва, основанного на умении использовать уже имеющиеся знания и навыков анализа конкретной ситуации. Интеллектуализация общества означает не просто механический прирост знаний в целом и у каждого человека в отдельности. Это, прежде всего, освоение логического мышления и творческого поиска для принятия оптимального решения в той или иной конкретной ситуации. Такие навыки и способности могут  сформировать только лишь шахматы.
 До сих пор в России ведется дискуссия о том, как воспринимать шахматы. Это развлечение, игра или наука, а может искусство? Никто не может определить их значение для человеческого общества только лишь потому, что оно многогранно и неисчерпаемо. Бесспорно лишь одно – полезность шахмат для формирования и развития личности.
Мудрые китайцы осознали это и стали преподавать их в школе. В России же до сих пор ведутся споры «помогут ли шахматы школе?» В это время Китайская Народная Республика все увереннее занимает лидирующие позиции в мировой экономической системе, а китайские  шахматисты – в мировых шахматах.
Взаимосвязь лидерства в шахматах и экономическом развитии очевидна и вполне объяснима. Чем больше распространенны в стране шахматы, тем больше креативно мыслящих людей, способных принимать ответственные и логичные решения, готовых бороться для претворения их в жизнь. Как справедливо подметил многократный чемпион мира по шахматам А.Карпов, «шахматы учат контролю за временем, анализу, планированию, прогнозированию и самодисциплине». Могу добавить к этому, что шахматисты обладают высокой стрессоустойчивостью, они не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают и ищут способ выхода из сложившейся обстановки. Именно такие качества необходимы людям для преодоления кризиса, для создания новой социальной и экономической действительности.
Бесконечные обсуждения и многочисленные разговоры о пользе очевидных вещей - одна их наших национальных особенностей. Вместо того, чтобы использовать свои преимущества в шахматах и накопленный в ХХ-м веке опыт их преподавания, мы ведем очередную бесконечную, пустую и бесполезную дискуссию. Между тем, величайший педагог В.А.Сухомлинский в конце 60-х годов ХХ-го века в книге «Сердце отдаю детям» написал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Эту мысль оценили за рубежом. Шахматы как учебная дисциплина внедряются в общеобразовательные школы США, Канады, Китая, Испании, Перу, Бразилии, Франции, Молдавии, Азербайджана и Узбекистана.  К шахматам в США прибегают и в случаях, когда детям нужно помочь бороться с зависимостями - алкогольной и наркотической.
У нас же спустя почти полвека так и не смогли в полной мере реализовать предложения своего гениального соотечественника. Министерством образования и науки РФ рекомендовало использовать шахматы только лишь в качестве факультативного курса в школах. В мае 2008 года всем субъектам Российской Федерации было разослано соответствующее письмо Департамента воспитания дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ (№06-1025 «О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования»). Регионы откликнулись достаточно вяло, поскольку в Комплексном плане отсутствует персональная ответственность. Выполнены лишь пункты, связанные с проведением соревнований по шахматам среди учащихся.
Несмотря на это, в ряде российских регионов шахматы активно внедряются в систему школьного образования. В  Республике Калмыкия, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан,  Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Псковской, Томской и Калининградской областях поняли важность преподавания шахмат в школе и стали активно внедрять их в программу обучения в общеобразовательных учебных заведениях.
В 1995 году был издан указ президента Калмыкии «О государственной поддержке развития шахматного движения». В республике в начальных классах были введены уроки шахмат, созданы секции и кружки при учреждениях дополнительного образования.
В Республике Саха (Якутия) они с 2000 года стали преподаваться в школах как предмет по выбору.
В Томской области в 2006 году принято решение коллегии Департамента общего образования Администрации Томской области «О развитии шахматного образования в системе образования Томской области» и Приказ Департамента общего образования Администрация Томской области.
В 2008 году руководство Ханты-Мансийского автономного округа издало распоряжение «О плане мероприятий по содействию организации работы шахматных объединений в муниципальных образовательных учреждениях и учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2008-2010 годы». В соответствии с ним в 95 общеобразовательных школах введен урок шахмат.
В 2008 году вышло распоряжение администрации Псковской области «О развитии шахматного образования в системе образования Псковской области», в котором были определены приоритеты всеобуча на ближайшую перспективу. Среди них введение во вторых классах общеобразовательных учреждений курса шахмат и развитие сети объединений обучающихся по шахматному образованию в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. Для 100 базовых школ области закуплены федеральные учебно-методические комплекты «Шахматы - школе».
Высказали намерение последовать их примеру Республика Кабардино-Балкария и Новгородская область. Весной и летом 2009 года в стране прошли обучающие семинары и курсы повышения квалификации по тематике «Шахматы — школе» для школьных учителей.
Много делается для популяризации шахмат среди молодого поколения выдающимся русским шахматистом, международным гроссмейстером, многократным чемпионом мира А.Е. Карповым. Во многом благодаря его усилиям на федеральном уровне произошел серьёзный прорыв в повороте национальной системы образования к шахматам. Отправной точкой можно считать проведенный по его инициативе в Министерстве образования РФ в 2002 году «круглый стол» по вопросам шахматного образования в России. После этого в 2003 году была учреждена детско-юношеская комиссия Российской шахматной федерации и создан в Интернете специальный сайт шахматного всеобуча (http://chess555.narod.ru).
 В стране А.Е. Карповым открыто и оснащено свыше 50 первоклассных шахматных школ, в которых занимаются тысячи детей. Чемпион мира пишет и издает учебники для начинающих шахматистов, проводит с ними занятия, сеансы одновременной игры, участвует в детских шахматных фестивалях и соревнованиях. Необходимо, чтобы его примеру последовали и другие отечественные гроссмейстеры и мастера спорта. Каждый из них мог бы создать и патронировать шахматную школу, клуб или хотя бы кружок.
Шахматы внедряются в отечественную систему образования, но очень медленно. Ускорить этот процесс можно лишь при условии преподавания предмета «Шахматы» в общеобразовательных школах в основной сетке занятий, в первой половине дня (как предмета по выбору учащихся).
Одна из сложных проблем в процессе внедрения шахматного всеобуча заключается в подготовке квалифицированных педагогических кадров, способных заинтересованно и с любовью обучать детей игре в шахматы. На первый взгляд, самый простой выход – привлечь к преподаванию в школах спортсменов-шахматистов, имеющих высокие разряды и звания. Но если так поступим, то мы сразу же погубим на корню замысел шахматного всеобуча.
Некоторые из них, наверное, могли бы работать тренерами, но школьными учителями - лишь единицы. Большинство из них не имеет педагогического образования и не знакомо с особенностями детской психологии. Вряд ли они смогут преподавать шахматы как учебную дисциплину, а не вид спорта. Поэтому данный вариант решения проблемы неприемлем.
Необходимо дать шахматное образование учителям. Для этого надо использовать систему повышения квалификации Минобрнауки РФ, создать специализированный методический портал для преподавателей шахмат в Интернете, провести конкурс на лучшее учебное пособие. Следует ввести в государственный классификатор специальностей «Учителя шахмат начальных классов общеобразовательной школы».
Министерству образования и науки Российской Федерации нужно разработать образовательный стандарт учебного предмета «Шахматы» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.
Следует распространить на всю страну опыт Российского государственного социального университета, создавшего кафедру шахмат и открывшего Международный центр шахматного образования. Высшим учебным заведениям педагогической направленности следует приступить к созданию кафедры шахмат, готовящих учителей шахмат, педагогов-организаторов шахматной работы в школах и детских клубах. За 40 лет в нашей стране по специальности тренер по шахматам подготовлено всего лишь 500 человек. В среднем - 12-14 человек в год. Это крайне мало. При такой постановке дела шахматы как вид спорта и как средство воспитания подрастающего поколения не могут иметь должного развития. Надо развернуть в Вузах страны массовую подготовку учителей и тренеров по шахматам.
Преподавание шахмат требует создания нового научного направления – шахматной педагогики. В России есть специалисты успешно работающие в этом направлении. Среди них, прежде всего, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования (РАО), член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, член Совета РАО по сравнительной педагогике И.Г.Сухин. Им подготовлена целая серия учебников и книг по шахматам для детей, основанных на глубоком понимании и знании детской психологии и педагогики.
Министерство образование и науки РФ, Российская Академия образования, Российская Шахматная Федерация, Международный школьный шахматный союз, Педагогический шахматный союз совместно с другими заинтересованными организациями должны заняться разработкой этого нового направления педагогики. Оно должно стать главной темой обсуждения на международном конгрессе по вопросам шахматного образования во время Всемирной шахматной Олимпиады летом следующего года в Ханты-Мансийске.
Внедрение шахматного всеобуча должно сопровождаться популяризацией шахмат и созданием условий для роста спортивного мастерства юных шахматистов. Этой цели призваны служить массовые и специальные соревнования среди школьников по шахматам. В России действует более 500 детско-юношеских шахматных спортивных школ. Следует увеличить их количество. Их создание не требует наличия дорогостоящей инфраструктуры. В каждом российской городе должна быть такая спортивная школа. Еженедельно должны проходить детские спортивные шахматные состязания на местном уровне. Итогом их должно быть участие юных шахматистов – победителей местных и региональных соревнований в федеральных и международных турнирах. Только так можно подготовить высококлассных шахматистов и вернуть мировое первенство в шахматах.  
Для шахматного всеобуча и роста спортивного мастерства нужно активнее использовать методики дистанционного обучения и возможности всемирной сети «Интернет». Надо поддерживать и помогать энтузиастам, которые готовы бескорыстно заниматься шахматами с детьми, как например, Виталий Александрович  Полоудин. Его шахматный сайт (http://chess-school2008.narod.ru) общедоступен для мальчишек и девчонок, их родителей и учителей. Каждая школа, каждый город может создать в Интернете собственный шахматный клуб по аналогии с Борисоглебским шахматным клубом ( http://chess.front.ru/).
На следующий год в Республике Саха (Якутия) состоится беспрецедентное для России событие - Всеазиатская шахматная олимпиада школьников. Необходимо, чтобы в рамках её подготовки прошли шахматные соревнования, викторины, конкурсы во всех школах Российской Федерации. Проведение школьной шахматной Олимпиады должно дать мощный импульс для развития шахматного всеобуча во всей России. Министерству образования и науки РФ и общественным объединениям шахматистов надо не только организовать отбор сильнейших юных игроков, но и развернуть в СМИ информационную кампанию об истории шахмат, их пользе для человечества, о традициях отечественной шахматной школы. Её цель – формирование массовой шахматной культуры в российском обществе. В эту работу обязательно должно включиться телевидение. На детском канале следует создать передачу, посвященную шахматам. В течение 2009-2010 годов нужно провести всероссийскую и региональные конференции по шахматному образованию.
Обучение шахматам и освоение шахматной теории учащимися общеобразовательных учебных заведений, безусловно, будет способствовать росту их духовных возможностей. Благодаря этому  возрастет интеллектуальный потенциал всего общества и через небольшое время у нас появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России. Наша задача – активно содействовать этому.

Поделиться в соцсетях: