Новости библиотеки

СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Заместитель Председателя
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

М.Е. Николаев



Руководители любого государства, независимо от формы его политического устройства, всегда стремятся к формированию сплоченного общества, которое служит фундаментом для всей политической системы. Низкая сплоченность общества создает предпосылки для дестабилизации общества и возникновения как внешних, так и внутренних угроз существованию государства.
В настоящее время, несмотря на столь значимую роль социальной сплоченности в жизнедеятельности государства, она слабо отражена в федеральных и региональных программах государственных и общественных организаций Российской Федерации. Причина – отсутствие научной проработанности данной проблематики и потребности в этом органов у государственной власти. За последние 10-15 лет не подготовлено ни одного научного труда на эту тему.
Большинство государственных и политических деятелей России недооценивает значение роли социальной сплоченности в практической политике. Социологический контент-анализ их выступлений и публикаций, документов российских политических партий показывает, что данное словосочетание практически не встречается в отечественной политической лексике. Сегодня никто в стране не ставит перед собой цель сплотить общество.
Поэтому в условиях нарастающего экономического кризиса мы можем оказаться в состоянии социальной разобщенности. Это создает потенциальную возможность для глобальных социальных потрясений. Избежать их можно, лишь занявшись практическим решением задачи сплочения российского социума перед угрозой всеобъемлющего системного экономического кризиса. Необходимо научное осмысление понятия «социальная сплоченность» и выработка алгоритма её достижения.
В Европе на протяжении, по меньшей мере, последнего десятилетия, социальная сплоченность используется в качестве стратегической идеи европейского сообщества (ЕС). По мнению руководства Совета Европы, социальная сплоченность заключается в общественном благополучии всех граждан, в создании дня них гармоничных и стабильных условий и включения их на этой основе в жизнь общества.
Такое понимание, хоть и носит расширительный характер, не противоречит основным существующим толкованиям социальной сплоченности. Стержнем социальной сплоченности является социальная солидарность, когда люди и группы людей объединяются ради общей цели и осознают, что имеется реальная перспектива достижения общего блага. Они готовы действовать, жертвуя при этом личными интересами. Благодаря социальной сплоченности люди ощущают себя связанными с обществом и разделяют общепринятые в нем ценности и социальные цели, они видят в существующей политической системе залог своего социального благополучия. В уровне социальной сплоченности проявляется, прежде всего, способность общества обеспечить благополучие всех своих членов, минимизировать диспропорции социального развития и не допустить  его поляризацию. 
Установление социальной сплоченности возможно лишь при установлении прочных социальных связей между людьми, наличия у них реальной возможности воспользоваться своими правами и готовности к выполнению добровольно взятых обязательств.
В первую очередь, необходимо наличие равной для всех граждан возможности участвовать в экономической жизни и пользоваться ее благами.
Насколько это условие сегодня присутствует в России?

В настоящее время экономически активное население страны - 75,7 миллиона человек (53% от всего населения). В экономике же занято 69,6 миллиона человек. Разница в 6,1 миллиона — число, которое в соответствии с методикой Международной организации труда (МОТ) свидетельствует о реальном уровне безработицы. Это приблизительно 8% от численности всего экономически активного населения. По прогнозам Минздравсоцразвития РФ в текущем году число безработных увеличится до 7 млн. человек. Независимые эксперты считают, что к концу 2009 году в России будет 10 млн. безработных.  К этому числу нужно прибавить еще приблизительно 1 млн. работников, уже находящихся в вынужденных по вине администрации простоях и в неоплачиваемых отпусках. Все это означает, что 8-12% трудоспособного населения в этом году будут экономическими аутсайдерами.
Безусловно, они не могут входить в число социально сплоченных граждан, готовых отстаивать идеалы и ценности существующего общества, которое не в состоянии обеспечить их работой или предоставить в необходимом объеме средства для существования.  Ведь максимальный размер пособия по безработице 4900 рублей и во многих регионах даже не покрывает реальных расходов на содержание жилья. Прожить на эти деньги, а тем более содержать семью невозможно. Реальные располагаемые доходы граждан в декабре 2008 года упали почти на 12%, реальная зарплата - на 5%.
Идейные позиции граждан, оставшихся без работы, вероятно, будут разделять и члены их семей. Поэтому число людей без работы, которые не могут входить в потенциальную базу для создания социальной сплоченности, можно с полным основанием удвоить.
 Меры, предлагаемые Правительством РФ для преодоления безработицы, не очень эффективны и пока слабо учитывают российские реалии. У нас ни в одном региона нет избытка жилья и, значит, нет условий для широкого развития трудовой миграции, которая является одной из центральных задач ряда региональных и федеральных проектов и программ борьбы с безработицей.
Предлагаемая переквалификация для безработных в условиях моногородов вызывает только рост социального недовольства и сплачивают людей лишь для массового социального протеста. Нужны масштабные проекты диверсификации отечественной экономики, содержащие принципиально иные подходы и стратегии.
Программы обеспечения занятости населения должны быть увязаны с реальными возможностями трудовой миграции, возрастными и профессионально-образовательными особенностями  работников и ситуацией в сферах здравоохранения, образования, жилья и другими. Особенно это важно, когда речь идет о людях, проживающих вдали от больших городов, и которым нужно прилагать значительные усилия для поиска работы.
Также нужно реформировать службы занятости. Они должны стать близки к человеку и предоставлять, если не каждому в отдельности, то хотя бы группам людей персонализированные варианты профессиональной ориентации и переподготовки. Необходимы программы формирования трудовых мотиваций у людей для активного самостоятельного поиска ими работы. Одновременно надо оказывать им гораздо большую социальную поддержку и защиту от угроз нужды и бедности.
Необходимо создать систему страхования от безработицы. Как отмечено в антикризисных мерах Правительства России, экономический кризис требует реструктуризации предприятий и всей экономики. В таких условиях временная безработица становится неизбежной вещью.  Страхование от неё может стать фактором, уменьшающим негативные последствия кризиса. За счет такого страхования возможно создание непрерывного на протяжении всей жизни работника обучения, осуществление его профессиональной переподготовки, финансирование трудовой миграции.
 Наличие постоянной работы и достойной оплаты труда – одно из ключевых условий достижения социальной сплоченности. Политика занятости населения в условиях экономического кризиса должна быть зоной особого внимания федеральных и региональных руководителей.
 
На начальной стадии кризиса значительно возросла финансовая помощь, оказываемая отдельным крупным корпорациям и банкам для погашения убытков и выплат по неэффективно использованным кредитам. Общая сумма задолжности российских банков и предприятий западным кредиторам превышает 500 млрд. долларов. К концу этого года предстоит выплатить более 150 млрд.
В программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации предполагается выделить более 1 трлн. рублей кредитов банкам. Четких критериев предоставления государственной помощи нет. Это также касается и поддержки промышленных предприятий. Среди российских предпринимателей возникла конкуренция для получения государственных субсидий в том или ином виде. Она разобщает их и снижает возможности сплочения данной социальной группы.
Наличие единых прав и критериев для участников экономической деятельности - одно из главных условий формирования сплоченного общества. Необходимо не отказываться от поддержки частных предприятий, а узаконить эту помощь и осуществлять её в рамках правового поля. Выбор предприятий для оказания помощи в условиях кризиса должен быть не только экономически обусловлен и мотивирован, но и прозрачен и понятен большинству граждан. Для этого, возможно следует принять специальное «антикризисное законодательство». 
Наряду с этим, представители отечественного бизнеса должны осознать, что их деятельность имеет далеко идущие социальные последствия. В условиях кризиса усиливается желание предпринимателей любой ценой добиваться снижения издержек производства и повышения его рентабельности. Одни из них, например, готовы воспользоваться более дешевой иностранной рабочей силой, предпочитая её местным работникам. Другие – идут на снижение социальных обязательств перед работниками.
В результате только усиливается социальная разобщенность общества. Сокращается число общих целей и задач у представителей различных социальных групп. В подобных случаях экономически рациональное решение создает почву для роста социальных противоречий, которые исключают возможность формирования социальной сплоченности в обществе.
Для того чтобы избежать подобных ситуаций необходимо продолжить формирование законодательства, в котором надо предусмотреть социальную ответственность бизнеса в кризисных экономических ситуациях. На первое место должны выходить не экономические, а социальные проблемы, от решения которых зависит социальная сплоченность, а значит и стабильность общества.

Социальная разобщенность в условиях экономического кризиса создает условия для глобальных политических потрясений. Поэтому нужно интегрировать социальное измерение в экономическую жизнь. Экономическая устойчивость возможна лишь при политической стабильности, а она во многом зависит от уровня социальной сплоченности общества. Надо не только решать сложные экономические вопросы, но и активно добиваться социальной сплоченности. Необходимо создать правовые основания и реальные механизмы, с помощью которых институты гражданского общества могли бы  контролировать бизнес и органы власти, а также влиять на распределение ресурсов. Только при таком подходе можно добиться формирования гражданского общества, основанного на принципах социальной сплоченности граждан.
Сегодня закладываются лишь отдельные элементы этого. Для того чтобы они стали эффективным средством нужно создать систему реального участия граждан в политической жизни общества, преодолеть политическое отчуждение и социальную апатию. Социальная сплоченность возможна лишь при реальном включении граждан в принятие управленческих решений. Она самым непосредственным образом связана с созданием и функционированием демократической системы управления.
Взгляд сквозь призму социальной сплоченности дает возможность выявлять социальные основы демократии, в частности, социальные условия, необходимые для оптимального функционирования демократии. Это относится не только к тому, какой процент граждан голосует на выборах или иным образом активно участвует в демократическом процессе. Это касается также того, как органы власти приходят к тем или иным решениям, и до какой степени они при этом учитывают широкие интересы общественности. В связи с этим стратегический замысел формирования сплоченного общества должен опираться на интенсивное развитие местного самоуправления, а не только на укрепление вертикали политической власти.   

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение самостоятельного решения населением вопросов жизнедеятельности местного сообщества и предполагает его консолидацию для эффективной деятельности. Для его развития необходимо  завершить формирования правовой базы и создать финансово-экономические основы местного самоуправления.
Местное самоуправление – система регулирования отношений в поселениях на основе самоорганизации и за счет собственных ресурсов. Собственные ресурсы - это, прежде всего, собственные доходы и самая сложная проблема местного самоуправления, особенно, на селе. В подавляющем большинстве сельских администраций их доля колеблется в пределах 5-7 %. Не лучше обстоят дела и на районном уровне, необоснованно отнесенном к системе местного самоуправления. В сложившихся условиях невозможно решение местных вопросов за счет собственных ресурсов.
Международный опыт показывает, что для обеспечения организационной и финансовой самостоятельности органов местной власти доля этих доходов должна составлять порядка 75 %. В сельских поселениях России этот показатель в 12-15 раз ниже общепризнанного норматива. Уровнем самостоятельности, соответствующим общемировым стандартам, у нас обладают не более 5% муниципальных образований.
К сожалению, в настоящее время местное самоуправление не стало реальным фактором политической жизни и общественного устройства. Более того, в нынешней ситуации, когда предоставленные полномочия не имеют ресурсного обеспечения, оно начинает играть отрицательную роль - люди не видят необходимости в конструктивном социально активном сплоченном поведении. Такое положение дел характерно для большинства российских регионов.
Уровень развития местного самоуправления является одним из главных условий формирования социальной сплоченности, поскольку является основным показателем реальной демократии и приближения власти к народу. Необходимо за счет совершенствования налогового законодательства наполнить местные бюджеты финансовыми ресурсами, развернуть в приоритетном порядке подготовку высококвалифицированных кадров для работы в органах местного самоуправления, не на словах, а на деле передать им властные полномочия и возможности для их осуществления.

Для достижения социальной сплоченности общества органы власти должны управлять различиями и разногласиями, создавать условия для достижения благосостояния всеми его членами независимо от места их проживания. Эта идея стала одним из ключевых моментов Договора об образовании Европейского Сообщества. В его 158-162 статьях говорится, что Союз должен содействовать всеобщему гармоничному развитию и крепить экономическую и социальную сплоченность путем снижения уровня диспропорций в развитии регионов.
Всем хорошо известно о катастрофической разнице в уровне социально-экономического положения российских регионов. По объему валового регионального продукта на душу населения российские регионы отличаются более чем в 40 раз. По уровню безработицы в 50 раз. По объему инвестиций в основной капитал на душу населения в 250 раз. Сравнение регионов со среднероссийскими душевыми показателями подтверждает, что региональное неравенство увеличивается.
Устойчивой чертой современного периода развития остается растущая концентрация экономики России в сильнейших регионах с особыми преимуществами – Москве и Тюменской области с автономными округами. С 1994 года их доля в суммарном валовом региональном продукте (ВРП) регионов страны выросла более чем в два раза - с 16% до 35%.
В числе экономически отсталых территорий – окраинные северные и восточные регионы России, которые в силу большой удаленности от центра, слабой транспортной освоенности и длительного периода относительной замкнутости хозяйства развивались замедленными темпами. С проведением экономических реформ и переходом страны на рыночные отношения в экономике они оказались в состоянии глубокой экономической депрессии. Современный экономический кризис, конечно же, только усилить их экономическое отставание.
В результате экономических различий крайне велика разница в доступности самых разных объектов социального назначения. Например, половина всех спортивных сооружений страны сосредоточена лишь в двух федеральных округах - в Приволжском и Центральном Федеральном округе. Острый дефицит в них существует в Сибири и на Дальнем Востоке.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» не только не способствует преодолению различий в доступности спортивной инфраструктуры, но и усиливает её. Она не учитывает пространственной разобщенности, развитость транспортной системы и степень демографической освоённости территорий.
 Правительству РФ нужно откорректировать все Федеральные целевые программы с точки зрения преодоления различий и решения задачи сплочения общества.
Существующий уровень региональных экономических и социальных различий просто исключает возможность создания социального сплоченного общества в масштабах всей страны и создает объективные предпосылки для социальной разобщенности, недовольства и нестабильности.
Федеральные органы власти используют наиболее простой механизм выравнивания социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. Это - централизация ресурсов и их масштабное перераспределение в целях сокращения регионального  неравенства и устранения накопившихся противоречий в межбюджетных отношениях. Концентрация бюджетных ресурсов на федеральном уровне стала дополнением политической централизации, и социальные последствия такой политики весьма противоречивы.
Централизация доходов и полномочий по принятию решений ведет к снижению бюджетной автономии регионов. В результате регионы становятся более зависимыми от федеральной помощи. Поступления от  «собственных» налогов покрывают менее 40% расходов региональных бюджетов и лишь 13% расходов местных бюджетов. Между тем, основная тяжесть социальных расходов ложится на региональные и местные бюджеты. Выполнение запланированных социальных проектов и обязательств в условиях экономического кризиса для многих них просто становится нереальным.
Внутри регионов финансирование всех социальных отраслей также постепенно перераспределяется вверх - с местного на региональный уровень. Фактически социальные функции и обеспечивающие их расходные полномочия, которые в развитых странах максимально привязаны к местному самоуправлению, все дальше «отодвигаются» от самого близкого к населению уровня принятия решений. В результате сокращаются предпосылки для сплочения местных сообществ, составляющих основу общественного устройства.
Централизация ресурсов для их последующего перераспределение в целях уменьшение социальных региональных различий, в конечном счете, бесперспективно, поскольку имеет существенные ограничения. Эта политика не способствует выравниванию уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Более того, она консервирует существующие социально-территориальные различия. Но чем больше их и чем дольше они существуют, тем труднее достичь социальной сплоченности общества.
Политика перераспределения ресурсов может порождать сильные иждивенческие настроения. Слаборазвитые регионы нередко опережают по душевым показателям бюджетных расходов регионы средней группы. Становится быть выгодно слабым. Выравнивание социального уровня регионов за счет перераспределения ресурсов от сильных к слабым замедляет рост и снижает эффективность экономики. В итоге это только увеличивает территориальные диспропорции и противопоставляет друг другу жителей разных регионов страны. При такой политике вместо социальной сплоченности достигается обратный результат – социальная разобщенность.
Выравнивание уровня социально-экономического развития российских регионов – задача, безусловно, длительная и непростая. Необходимо, чтобы она присутствовала как стратегическое направление деятельности в главных государственных программах и документах. Её сутью должен стать экономический приоритет развития слабых и отсталых территорий. Именно в них нужно, прежде всего, создавать инновационные производства, наукограды, открывать новые учебные заведения.    
Курс на снижение уровня региональной поляризации за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов, подтвержден в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации. Однако пока он не имеет реального наполнения конкретными шагами и действиями. Минрегионразвития РФ должен разработать и внести на рассмотрение Правительства и институтов гражданского общества стратегию преодоления регионального неравенства в России. Без этого мы никогда не сможем объединить население страны в сплоченное общество. Также мы не сможем сделать это, не преодолев огромных различий в доходах населения, в уровне жизни сельских и городских жителей.

Одна из острейших социальных проблем, которая противодействует созданию сплоченного общества – массовая бедность. Именно она содержит потенциал для социального распада, в частности, для разрушения семьи, формирования неблагополучных районов, роста уровня преступности. Массовая бедность - одна из главных проблем российского общества. По экспертным оценкам доля малоимущих достигает в России почти 30% населения страны. По официальным данным - в два раза меньше.
В условиях экономического кризиса, помимо традиционной бедности социально уязвимых групп населения (многодетных и неполных семей, инвалидов, безработных), появляется новая категория бедных – полные семьи с работающими родителями, заработная плата которых не обеспечивает семье прожиточного минимума.
Министерству здравоохранения и социального развития нужно дополнить программу антикризисных мер Правительства РФ предложениями о социальной поддержке этой категории работающих людей, чтобы не допустить обнищания ранее благополучных категорий. 

География бедности самым непосредственным образом зависит от региональных различий в доходах населения. Минимальную долю бедных имеют нефтегазоэкспортные округа Тюменской области (7-8%). Максимальный уровень, близкий к тотальной бедности, в Ингушетии (57%) и Калмыкии (49%). В большинстве регионов уровень бедности выше среднего по стране, который по официальным данным составляет 19% населения.
Крайняя бедность все более смещается в сельскую местность. Доля сельского населения в России – 27%. Но на него приходится более половины всех бедных домохозяйств страны. Это означает, что уровень бедности в сельской местности в два раза выше, чем в городе. В результате наблюдается отток людей из сельскохозяйственного сектора, который все больше приходит в упадок.
Основу благополучия России всегда составляли сельские семьи, которые кормили всю страну. Сегодня необходимо поднять уровень их совокупного дохода, создать возможность для перехода от борьбы за выживание к экономическому процветанию. Иначе будет возрастать противостояние городского и сельского населения. Сельским семьям нужны посильные кредиты и безвозвратные ссуды для того, чтобы приступить к производству продуктов на современной основе с использованием новой техники и технологий.

Уровень бедности зависит не только от величины среднедушевых доходов, но и от распределения этих доходов по группам населения. Государства с невысокими различиями доходов работающих граждан имеют низкие показатели бедности населения. Среди таких стран - Словения, Чехия, Швеция, Дания. В них создано достаточно социально сплоченное общество и невысок уровень социальной напряженности. Можно с полным основанием утверждать, что уровень различий в доходах – это показатель социальной разобщенности общества.
Для его оценки используется отношение доходов 10% населения с самыми высокими доходами к 10% населения с самыми низкими доходами. В России уровень неравенства доходов высок и продолжает расти, достигнув в среднем 16 раз. В областях центральной России и части Поволжья расслоение меньше среднего российского показателя (8-12 раз). Более низкая стоимость жизни в этих регионах способствует сокращению уровня бедности даже при невысоких доходах.
Самая высокая поляризация населения по доходам – в Москве. Она здесь достигает 40 раз, несмотря на самые высокие в стране среднедушевые доходы населения. Столица остается субъектом РФ с самым большим количеством малообеспеченных, в ней живет каждый пятнадцатый россиянин с доходами ниже прожиточного минимума.
Различия в уровне доходов выше среднего по стране, кроме Москвы, имеют несколько субъектов РФ: Тюменская область, Пермский край, Республика Коми, Самарская и Свердловская области, Санкт-Петербург.
Помимо поляризации доходов, в северных и восточных регионах страны фактором бедности является высокая стоимость жизни, создающая особые проблемы для пенсионеров и семей с детьми.
Во всех регионах социальная поддержка малообеспеченных групп населения недостаточно эффективна. В кризисных условиях малообеспеченные семьи все острее и болезненнее ощущают свою бедность и социальную исключенность. Они больше всех могут пострадать от негативных последствий экономического кризиса.
Федеральным и региональным органам власти в условиях кризиса нужно сформировать сильную социальную политику. Необходимы доплаты к заработной плате занятым в бюджетных отраслях, надо установить дополнительные пособия и льготы для всех малообеспеченных семей. Муниципальные власти должны знать поименно такие семьи и оказывать им адресную помощь. Без этого в настоящее время невозможно преодолеть фактическое социальное неравенство и создать сплоченное общество.
Одним из механизмов создания социальной сплоченности является формирование среднего класса. Это не просто задача преодоления имущественного неравенства и социального расслоения. Проблема заключается в построении экономической платформы для возникновения массовой социальной солидарности, способной объединить представителей самых разных социальных групп. 
В антикризисных правительственных мерах отмечается, что кризис неизбежно приведет к социальной модернизации общества, его обновлению. Если мы сумеем преодолеть массовую бедность и высокий разрыв в доходах населения, создадим средний класс, то действительно у нас появиться новое социально сплоченное общество, которое будет служить опорой государству. В противном случае – оно просто разрушиться.

На возможность создания социально сплоченного общества серьезно влияют проблемы демографии. Перспектива старения общества ставит вопрос о том, как скорректировать пенсионную систему, чтобы социальная защищенность пожилых людей сочеталась в ней со справедливостью между поколениями. Основные идеи, предлагаемые в настоящее время, просты и прямолинейны. Они предполагают увеличение страховых и накопительных взносов, сокращение льгот пенсионерам. В то же время очень мало  обсуждаются возможности создания условий для профессионального долголетия.
Увеличение пенсионных взносов требует соответствующего уровня экономического роста. В условиях экономического кризиса это трудно. Есть и социально-демографические факторы. Снижение численности экономически активного населения, выплачивающего взносы, увеличивает материальное бремя, которое ложится на его плечи.
Поэтому стратегический замысел должен быть направлен не столько на увеличение пенсионных накоплений, сколько на рост продолжительности трудоспособной жизни. Нужно с помощью законодательной базы изменить политику занятости таким образом, чтобы более пожилые работники не вытеснялись с рынка труда, а стареющие работники обеспечивались подходящими рабочими местами.
Пересмотр фактически сложившихся правил, ориентированных на возрастное ограничение карьерного роста, и введение условий труда и заработной платы, учитывающих старение работников, будет благоприятствовать постепенному фактическому повышению возраста выхода на пенсию.
Повышение фактического пенсионного возраста нужно совместить с внедрением схем, которые бы позволили людям раньше выходить на пенсию, если они не подходят для работы по медицинским причинам.
Главное же - нельзя подрывать положение пенсионеров, добросовестно проработавших всю свою жизнь и получивших право на достойную пенсию. Если мы нарушим этот принцип, то никогда не достигнем социальной сплоченности общества и социальной солидарности представителей разных поколений.

Одним из главных факторов социальной сплоченности является семья. Устойчивость традиционной семьи, многодетность, крепкие родственные связи – слагаемые социальной сплоченности. Социальное отчуждение гражданина в обществе начинается с неприятия им семейных ценностей и традиций. Разрушение института семьи, утрата семейных традиций подрывает устои общества, нарушает естественное воспроизводство населения, дестабилизирует политическую систему. Поэтому укрепление семьи и брака нужно также рассматривать как стратегическую задачу государства.
В настоящее время происходит снижение значения семьи в жизни наших современников. Достаточно сказать, что в России на тысячу браков в среднем приходится около 700 разводов. Две трети браков распадается. Почти 10% семей не состоят в зарегистрированном браке. Следствием становится ряд социальных проблем, главными среди которых являются демографический кризис, рост детской беспризорности и сиротства, духовное оскудение людей.
Сегодня стране нужна социальная политика, которая высоко ценит семейную жизнь, создает возможности семьям иметь детей, решает проблемы последствий распада семьи и, главное, близка гражданам, их жизни и желаниям. Основы системной семейной политики были заложены в период проведения «Года семьи в России».
В течение этого года во всех субъектах Российской Федерации были созданы в органах власти структуры, ответственные за семейную политику, разработаны долгосрочные демографические программы,  налажено взаимодействие с институтами гражданского общества, выражающими интересы семей. Был существенно увеличен объем социальной помощи, оказываемой российским семьям. 
Теперь же надо сохранить и продолжить дальше работу по укреплению и поддержке семей. Помимо содействия работающим матерям, создания условий для рождения и семейного воспитания детей, семейная политика должна быть нацелена на искоренение бедности. Надо перераспределять доходы между бездетными семьями и семьями с детьми. Для этого необходимо более активно использовать налоговое законодательство. Нужно вернуть налоги на холостяков и малосемейных и сделать налоговые послабления работникам, имеющих детей. Все общество должно осознать социальные расходы на семью - это наиболее продуктивные инвестиции.

В современном обществе среди факторов, создающих риск для социальной сплоченности общества одно из важных мест принадлежит здоровью населения и возможностям его сохранения.
 Социальная сплоченность предполагает социальную справедливость в доступности медицинской помощи и равных условиях для сохранения здоровья. В настоящее время велики различия в возможностях получения квалифицированной медицинской помощи в зависимости от места проживания и социально-профессиональной принадлежности. Существования системы многоканального финансирования медицины, наличие ведомственной и частной медицины, кадровые проблемы здравоохранения – все это создает условия для серьезной социальной несправедливости в данной сфере. Наиболее ущемлёнными в доступности к медицинским услугам оказываются сельские жители. Это одна из причин того, село «превосходит» город по уровню смертности на 20%.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ первичной целью политики в сфере медицинской помощи должно сделать справедливое и финансово устойчивое распределение медицинских услуг и создание одинаковых условий для укрепления здоровья населения. Справедливое распределение медицинских услуг нужно понимать как обеспечение равного доступа к высокотехнологичной медицинской помощи; обязательное проведение стандартизированных профилактических медицинских мер для всех категорий населения; создание возможностей для ведения здорового образа жизни всеми гражданами. Без этого программы модернизации здравоохранения не будут содействовать достижению социальной сплоченности в нашем обществе.  

Важнейшей составной частью  механизма формирования социальной сплоченности является система образования. Доступность качественного образования – сложнейшая социальная проблема. Существует ряд обстоятельств, которые создают преимущества для получения образования представителям благополучных социальных групп. Среди них – условия поступления и учебы, возможности оплаты образования, проживания и другие.
Для достижения социальной сплоченности нужно учитывать данное обстоятельство и особое внимание уделять созданию образовательных возможностей для детей и молодежи из социально незащищенных групп населения и регионов с невысоким научно-образовательным потенциалом. Без равных образовательных возможностей общество становится не только на путь социальной разобщенности, но и интеллектуально деградирует. Поэтому доступ к образованию должен быть открыт для каждого члена общества в зависимости только лишь от его способностей и предпочтений.

Сильное влияние на состояние социальной сплоченностью оказывают права на жилище. Они признаны рядом международных документов: Всеобщей декларации прав человека (статья 25); Европейской социальной хартии Совета Европы (статья 31); а также  Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
 В России обеспеченность жильем составляет в среднем около 20 кв.м. Но надо иметь в виду, что эти средние показатели скрывают сильную имущественную поляризацию. За полтора десятилетия региональная дифференциация в обеспеченности жильем увеличилась с 2,3 до 4,1 раза. Региональные различия зависят от уровня урбанизации, экономического развития и освоенности территории. В стране высок уровень ветхого и аварийного жилья.
В настоящее время необходимы экстраординарные меры для наращивания темпов жилищного строительства и удовлетворения потребности граждан в жилье. Добиться этого можно, лишь изменив всю градостроительную политику. Следует развернуть массовое коттеджное строительство с участием граждан. Надо больше строить в малых городах и сельской местности. Необходимо разработать и внедрить новые строительные технологии и материалы. Каждый гражданин должен реализовать свое право на достойное жилье по разумной цене.

Создание равных социальных возможностей, преодоление массовой бедности, экономическое благополучие – все это важные условия для создания сплоченного общества. Но достичь его невозможно без развития гражданской активности.
Стимулирование активности для формирования социальной сплоченности должно основываться на деятельности институтов гражданского общества и социального диалога с ними государственной власти. Федеральные и региональные органы власти обязаны установить конструктивное взаимодействие с региональными и общероссийскими общественными организациями. Это позволит выявить общие ценности, преодолеть социальные барьеры, снизить уровень социальной напряженности.  Многосторонний диалог власти и гражданского общества должен стать ключевым инструментом принятия решений и неотъемлемой составляющей процесса формулирования целей и задач социальной политики.
Надо переосмыслить деятельность всех органов власти, все принятые и вновь предлагаемые проекты и программы. Нужно понять в какой степени они социально сплачивают или разобщают общество. Совместно с общественными и политическими организациями необходимо сформулировать стратегию достижения социально справедливого и сплоченного общества. Для этого следует воспользоваться мировым и собственным историческим опытом. 
В условиях системного и продолжительного экономического кризиса нельзя допустить превращения социальных различий в  антагонизмы. Возникнувшие на их основе социальные конфликты могут разрушить наше общество. Нам нужно последовательно и настойчиво добиваться формирования социальной сплоченности, используя весь арсенал социальных технологий для устранения социальных различий и социального неравенства. Эта задача должна стать лейтмотивом деятельности органов власти, научных и общественных организаций. Все дальнейшее политическое и экономическое развитие России зависит от успешности её решения.

 

Поделиться в соцсетях: