Неделю назад в Якутске и Нижнем Бестяхе торжественно отметили 5-летие прибытия первого поезда в станцию Нижний Бестях. Это знаменательное событие, воплощение мечты многих поколений якутян. Железная дорога для Якутии, которая расположена вдали от центра производства материально-технических и других ресурсов, самый надежный и эффективный вид транспорта. И для реализации программы развития Севера и Арктики-одно из главных условий выполнения стратегических задач.
Известный общественный деятель, доктор социологических наук У.А.Винокурова в своем посте в телеграм-канале правильно отмечает заслугу Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева в строительстве железной дороги «Беркакит-Томмот-Якутск» после долгого перерыва с 1978 года. Ульяна Алексеевна приводит по этому поводу как всегда меткие слова В.С.Черномырдина, который в свое время поддержал идею М.Е.Николаева, его смелое и самое правильное решение пробудить к жизни проект строительства железной дороги «Беркакит-Нижний Бестях».
Будет удобным ознакомить читателей со своей статьей, написанной 29 июля 2019 года.
Отзвучали фанфары… Наконец, сбылась мечта многих поколений руководителей, строителей и жителей республики:
Якутск торжественно встретил прибытие первого пассажирского поезда.
Да, история достаточно длинная — железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск, протяженностью около 800 км, построена за 34 года.
Народ достаточно хорошо осведомлен о великих стройках БАМ-a и южного участка АЯМ-а. Известны имена героев этих ударных строек, их заслуги в свое время справедливо оценены.
Еще в далеком 1936 году очень аргументированно и настойчиво высказался о необходимости строительства железной дороги до г. Якутска Максим Кирович Аммосов. Это произошло на заседании правительства Союза ССР. В то время он работал I секретарем Северо-Казахстанского Обкома ВКП(б), но оставался пламенным патриотом родной Якутии. В своем выступлении он сослался на итоги пятилетней исследовательской работы экспедиции АН СССР в Якутии. Уже тогда выдающийся сын якутского народа весьма отчетливо предначертал значение строительства железной дороги до Якутска для промышленного освоения несметных богатств Якутии.
Как развивались в дальнейшем события, всем известно: построены Байкало-Амурская магистраль и южный участок Аяно-Якутской магистрали. В контексте развития этих строек нельзя забывать неотъемлемые заслуги первых секретарей Якутского обкома КПСС Г.И. Чиряева и Ю.Н. Прокопьева, которые в свое время ставили вопросы по строительству АЯМ-а перед руководством СССР с той настойчивостью и убежденностью, на которую только способны истинные патриоты. Во многом благодаря их решительным действиям, в кон¬це 1978 года железнодорожная сеть дошла до п. Беркакит Нерюнгринского района. Тут необходимо непременно отметить вклад руководителей Нерюнгринского района тех лет Пьянкова И.И., Кочнева М.П., Федорова П.С., глав района Торговкина Л.А. и Эстерлейн Э.Я.
В то время ответственность руководителей района за выполнение планов во всех отраслях народного хозяйства была конкретной и очень высокой. Каждый из перечисленных мной руководителей района приложил немало усилий в создании условий труда и быта для строителей, выполнении производственных планов в каждом трудовом коллективе.
АЯМ принято называть малым БАМ-ом. Она на сегодняшний день — одна из самых длинных сетей в железнодорожной артерии страны. Ее значение в развитии республики трудно переоценить. Одни только грузоперевозки решают целый ряд стратегических для нашего региона задач. Магистраль делится на три участка: южный (Тында-Беркакит), центральный (Беркакит-Томмот), северный (Томмот-Нижний Бестях). Протяженность железной дороги от Беркакита до Томмота -377 км, а от Томмота до Нижнего Бестяха — 439 км.
По ходатайству Якутского ОК КПСС в 1985 году было принято постановление СМ СССР о начале строительства Центрального участка АЯМ-а (Нерюнгри-Томмот). Однако, из-за отсутствия финансирования строительство затянулось.
Считаю необходимым в этой небольшой статье осветить основные моменты и эпизоды строительства железной дороги «Беркакит-Томмот”. Она велась в самые трудные годы экономического и политического кризиса в стране. Представить только: горбачевская перестройка затянулась, пробуксовала, и, в конец, зашла в глубокий тупик, Союз ССР развалился, наступил длительный экономический, финансовый кризис, вызвавший два жесточайших дефолта в финансовой сфере страны (1991 и 1998 гг.). Сегодня все это немного подзабыто, и не так легко людям во всем этом разобраться. Но в каких непредсказуемых условиях приходилось работать руководителям тех лет и нести персональную ответственность за благополучие региона, все же отчасти можно представить.
История строительства БАМ-a и южного участка АЯМ-а разворачивалась и проходила на глазах у всей страны. Много об этом в свое время рассказывалось, издано много книг самими участниками событий. Однако, ни в официальных выступлениях ответработников, ни в СМИ не придается серьезного значения осуществлению грандиозного проекта строительства центрального участка АЯМ-а «Беркакит-Томмот». Основной акцент почему-то делается лишь на участке «Томмот-Якутск”.
В этой связи считаю необходимым выразить свое твердое убеждение в том, что первый Президент республики М.Е. Николаев сделал невозможное возможным — ему удалось после долгой спячки пробудить к жизни проект строительства АЯМ-а. Он принял смелое и правильное решение начать строительство железной дороги за счет средств республики. Это стало одним из ярких страниц реализации Декларации о государственном суверенитете на практике в части права республики на самофинансирование.
В 1991 году, после очередной встречи с руководителями правительства РФ, он убедился, что не настало еще то время, когда нужно остро ставить перед федеральным центром вопрос о финансировании строительства АЯМ из федерального бюджета.
В начале 1992 года с М.Е. Николаевым мы дважды были на приеме у министра путей сообщения РФ Г.М. Фадеева. Михаил Ефимович настоятельно доказывал, приводил весомые аргументы и убедил-таки министра начать строительство железной дороги «Беркакит-Томмот-Якутск”. В это же время состоялась еще одна важная встреча — М.Е. Николаев встретился с руководителем «Трансстроя» В.А. Брежневым. В ходе встречи Михаил Ефимович гарантировал финансирование строительства из бюджета республики, но при этом поставил вопрос о сохранении общенационального статуса управления проектом. Уже в середине 1992 г. коллегия министерства железных дорог России приняла решение реанимировать строительство железной дороги «Беркакит-Томмот-Якутск». По предложению Президента М.Е. Николаева Верховный Совет РС(Я) XII созыва приняло постановление “О первоочередных мерах по продолжению строительства железнодорожной линии «Беркакит-Томмот”.
По настоянию правительства республики правительство РФ в середине 1993 г. приняло постановление «О мерах по завершению строительства железнодорожной линии «Беркакит-Томмот-Якутск», согласно которому строительству официально был придан федеральный статус. Следовательно, благодаря активной позиции президента республики М.Е. Николаева строительству железной дороги придан новый эффективный импульс. Строительство линии до Томмота велось в основном за счет средств республики и хорошими темпами. Указом Президента была создана новая структура правительства — министерство РС(Я] по делам Амуро-Якутской Магистрали. Министром был назначен Д.Д. Трофимов, директором подрядной организации «Трансстроя” А.Н. Дудников. А в 1995 году на базе министерства по делам АЯМ было создано государственное предприятие «Дирекция по строительству железной дороги «Беркакит-Томмот-Якутск», руководителем назначен Д.Д. Трофимов. С 1992 года строительство центрального участка АЯМ получило второе дыхание и работа закипела. Как все знают, в 1996 году началась эксплуатация железнодорожного участка Нерюнгри-Алдан, а в 2002 году было открыто грузовое сообщение «Нерюнгри-Томмот”. Справились за 10 лет. И это вовсе не плохо.
Пронзительный гудок первого пассажирского поезда в Нижнем Бестяхе, который я услышал в ходе телевизионного репортажа, наполнило мое сердце чувством удовлетворенности тем, что в этом историческом событии есть частица моего незаметного труда в период работы Председателем Верховного Совета РС(Я) и постоянным представителем республики при Президенте РФ. Удовлетворен тем, что наряду с М.Е. Николаевым и А.С. Матвеевым мне приказом министра путей сообщения Г.М. Фадеева присвоено звание «Почетный железнодорожник России”. Это ведомственный знак, который я очень ценю и бережно храню.
Таковы мои некоторые уточнения в освещении истории строительства центрального участка АЯМ-а «Беркакит-Томмот”.
Климент Иванов