М.Е.Николаев

Крутые ступени Михаила Николаева

Меня уже не удивляет, что многие мои знакомые якуты-саха, люди высокообразованные, занимающие высокие государственные должности или занятые серьезным бизнесом, не прочь при случае заявить о том, что они потомки Чингисхана. Чингисхан действительно объединил под своими знаменами множество племен, с которыми, конечно, не мог состоять в прямом родстве.

Попробуй преклонить к своим ногам полмира, если отправишься в поход только со своими родственниками. Так, хотя Советский Союз и победил фашистскую Германию, лишь немногие из победителей назовут себя потомками грузина Сталина или русского Жукова.

Вспоминаю, как хмурились и переводили разговор в иное русло современные монголы, когда мой товарищ якут-саха за чашечкой крепкой архи в уютной монгольской юрте, страстно доказывал хозяевам свое кровное родство, ссылаясь на могучего Чингисхана. Рассказывают, даже японцы пытаются включить в свою родословную Чингисхана.

И ради Бога. Кому это мешает? Роднитесь, живите в мире и дружбе, любите друг друга и радуйтесь жизни.

Лично мне всегда доставляло и доставляет удовольствие представляться государственным служащим или просто выходцем из Республики Саха (Якутия). Еще приятнее заявлять, что действую по поручению М.Е.Николаева. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы встретить понимание, радушие, желание решить любую проблему. Ключевыми словами, паролем, пропуском к уму и сердцу порядочных людей для меня оставались, да и все еще остаются после моего ухода на пенсию, два слова: Якутия и Николаев.

Истинный политик — всегда большая загадка для другого политика. Кто кого первый разгадает, тот и выиграл — момент истории или целую эпоху.

Ошибается тот, кто перед последними президентскими выборами в Якутии посчитал, будто разгадал Николаева, и тут же потерял к нему интерес. Для меня он с каждым днем интереснее и загадочнее.

Сам Николаев не может объяснить свое восхождение к большой политике и государственной деятельности простым везением либо юношеским замыслом, мечтой и целью жизни. Говорят, юный француз Валери Жискар д’Эстен был потрясен до слез торжественной инаугурацией президента де Голля и воскликнул: «Я хочу стать президентом!» Через 30 лет он им и стал. Поставил цель и добился ее.

М.Е.Николаев таких переживаний не знает. Но всей своей предшествующей жизнью он воспитал в себе качества, необходимые для такой деятельности.

По моему убеждению, каждый человек имеет свое предназначение в этой жизни. Другое дело, сумеет ли он его осуществить. Каждый народ также. В решающие минуты истории эти люди выходят на авансцену общественной жизни и делают то, что не под силу другим. Ярчайший пример — маршал Жуков. Политические репрессии в армии уничтожили цвет советских военачальников. Но в нужный момент из глубины народа явился Георгий Жуков и обеспечил победу.

В благополучные времена директивного руководства республикой не требовалось личности крупного масштаба, отличительной чертой которых является предельная самостоятельность в решениях и поступках. Таких попросту убирали с пути, чтобы не мешали ровному течению жизни. Но вот пришло время, когда решалась дальнейшая судьба народов Якутии. Ответственность сразу за все взял на себя М.Е.Николаев. Такие люди приходят в историю как бы до востребования. Народ саха вправе гордиться тем, что в переломные моменты истории находит в своей среде нужных людей, способных защитить его жизненные интересы.

Стало привычным говорить о Николаеве лишь как о первом президенте Якутии. Будто не было комсомольского вожака, сильного партийного работника, молодого ключевого министра, крупного советского работника, депутата высших органов государственной власти страны, наконец, одного из видных государственных руководителей новой России — заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания. До сих пор его жизнь глубоко не изучена.

Во время непродолжительного периода работы на посту Председателя Президиума Верховного Совета республики он заложил краеугольные камни новой истории Якутии, как сверхновая звезда засверкал на политическом небосклоне России. Следует напомнить, что на этот пост его буквально «задвинули», чтобы устранить как сильного конкурента в борьбе за власть в областной партийной организации. Что представляла из себя эта должность? Чисто представительская, бутафорская в системе партийно-советской государственной власти. Помню, когда М.Е.Николаева утвердили на эту должность, мои друзья, сожалея, рассказали анекдот о том, как избранный всесоюзным старостой М.И.Калинин шутливо заявив: «Теперь я вами покомандую». На что Сталин спокойно ответил: «Покомандуешь, если слушаться будешь».

Уже на первом заседании бюро партии новый Председатель Президиума Верховного Совета Николаев показал, что слушаться не будет. После того, как бюро утвердило списки награжденных, они были переданы сидящему здесь Николаеву со словами: «Срочно подготовьте указы и передайте в редакции газет, радио, телевидения». Тот невозмутимо ответил: «Сначала мы обсудим на президиуме каждую кандидатуру». По тем временам это было неслыханной дерзостью: решения бюро обкома не обсуждаются, а исполняются. Но скандала не получилось. I секретарь обкома переключил внимание всех на другие вопросы. Думаю, серьезный разговор состоялся после заседания бюро.

Все это не означает, что Николаев был плохим исполнителем. Убежден, талантливый руководитель вырастает из хорошего исполнителя. В системе партийной власти ценились люди, умеющие безропотно выполнять партийные директивы.

Впрочем, на самостоятельном посту Председателя Верховного Совета республики Николаев нередко возражал. Но не лично первому секретарю обкома партии. Он возражал всей директивной жизни республики и страны. Как всегда, засучив рукава рубашки — таким он запомнился мне в те годы, — взялся за работу в новой, напомним, традиционно безвластной должности.

Верховный Совет, возглавляемый Николаевым, совершенно не походил на предыдущие чинные собрания якутских депутатов. Кипение страстей, пылкие речи, скрещивание противоположных мнений в острейших дискуссиях превращало каждое заседание в испытание для председателя. Меня поражали его невозмутимость и выдержка, умение руководить столь разношерстной и невыдержанной публикой. Умеряя кипение страстей, он умел увлечь людей, порой непримиримых друг к другу, и дать им возможность в полную силу поработать на общее дело. Популярность и авторитет его во всей республике выросли необыкновенно высоко.

Заручившись поддержкой депутатов и граждан родной страны, Николаев начал в Москве добиваться осуществления своей главной идеи: повышения государственного статуса Якутии. Он стал первым человеком, во весь рост ставшим во главе возрождения и полного обновления всей жизни родной республики. Через месяц после избрания на пост Председателя Президиума Верховного Совета он выступил на I съезде народных депутатов РСФСР. Он говорил в Кремле: «Многие годы потребуются для того, что[1]бы Якутия преодолела губительный синдром сырьевого придатка, отведенного нашей республике. Это вопиющая несправедливость, которую мы решительно отвергаем. Выбор форм государственной жизни — суверенное право народов. В связи с этим мы считаем, что необходимо рассмотреть вопрос о представлении Якутской АССР прав Советской Социалистической республики как особой формы государства в составе РФ». Николаев впервые поставил вопросы расширения прав Якутии на недровые богатства. Критиковал Совет Министров страны. Предложил создать Комитет по делам Севера и Арктики. На XXVIII съезде КПСС Николаев говорил: «Автономные республики являются сегодня бесправной частью союзных, остаются в пасынках, продолжают ходить с протянутой рукой. В том числе такая богатейшая республика, как Якутия». Это было 5 июля 1990 года, а уже в сентябре была провозглашена Декларация о государственном суверенитете республики. Разумеется, этому предшествовала напряженная работа.

Сразу после принятия Декларации на обсуждение якутянам был вынесен проект новой Конституции. Это была очередная ступень к более высокому государственному статусу Якутии.

Николаев был менее всего похож на идеалиста-романтика. Во всей его деятельности куда больше прагматизма. Поэтому бесспорно, что важнейшие документы, к которым относятся Декларация и Конституция, были в руках Николаева, скорее всего, вспомогательными инструментами в достижении более основательной цели, а именно подписания Союзного и Федеративного договоров. Только они могли гарантировать долговременную перспективу устойчивого развития Якутии, так как должны были закрепить право республики распоряжаться своими природными богатствами, позволить ей самостоятельно устраивать свою новую жизнь.

В проекте постановления, представленного Б.Н.Ельцину, были предусмотрены неслыханные ранее положения о плате за использование природных ресурсов, валютных отчислениях за алмазы и золото, другую экспортную продукцию, о формировании валютного фонда республики. Проект документа был принят для изучения настороженно, Москва, конечно, не хотела делиться с Якутском. Но Б.Н.Ельцин, через месяц прилетевший в Якутск с рабочим визитом, все же подписал ключевой для жизни республики документ.

Не дожидаясь ответов из Москвы на остальные конкретные предложения, М.Е.Николаев дерзко принимал нормативные акты, укрепляющие политический и экономический суверенитет Якутии, ставя союзный центр перед свершившимися фактами. Тогдашняя обстановка хаоса в стране не только предоставляла такую возможность, но и объективно требовала принимать самостоятельные решения. Сидеть сложа руки и ждать у моря погоды М.Е.Николаев не умеет: играть судьбой народов Якутии он себе позволить не мог.

Через два месяца после избрания президентом Николаева президент Б.Н.Ельцин подписал Указ «Об образовании акционерной компании «Алмазы России—Саха». При этом впервые в истории алмазно-бриллиантового бизнеса России удалось объединить в рамках одной структуры три составные части уникального бизнеса: добычу камней, их сортировку, реализацию необработанных алмазов.

В рамках программы развития обрабатывающей промышленности было создано собственное производство бриллиантов. Затем — ювелирной промышленности.

М.Е.Николаев первым в России обозначил такие приоритеты государственной политики, как расширение сферы социальных услуг и обеспечение социальной помощи гражданам РС(Я), в частности, укрепление системы здравоохранения, улучшение медицинского обслуживания, развитие профилактической медицины, а также совершенствование и укрепление системы образования, забота о материнстве, детстве, о нетрудоспособном населении, утверждение здорового образа жизни, охрана первозданной природы и т.д.

Не только в Якутии, во всей России с напряжением и неподдельным интересом следили за ходом предвыборных баталий, когда М.Е.Николаев принял решение в третий раз баллотироваться на пост президента республики. Обращает на себя внимание, как Николаев достойно, по-мужски, исключительно с мыслью о благе республики, вышел из сложной ситуации. Неожиданно для оппонентов он отступил, предварительно расчистив дорогу человеку, в ком он был твердо уверен.

Некоторые, кто и по личным причинам, торжествовали по поводу отказа М.Е.Николаева баллотироваться на должность президента, тогда же начали судачить, что вот, мол, звезда Николаева закатилась, что как политик он себя исчерпал. Плохо они знали своего первого президента. Как обычно, Михаил Ефимович посрамил своих недоброжелателей. В Кремле решили иначе: впервые в истории Якутии ее представителю была предложена работа на столь высоком государственном посту Великой России. И тут надо заметить, что на иерархической лестнице российского руководства должность заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания входит в первую двадцатку, если не в десятку. Якутская история такого не знала.

Чтобы узнать человека, надо, говорят, пуд соли съесть. Я «съел» больше. А до сих пор не то, чтобы не узнал Михаила Ефимовича, а узнаю, узнаю и открываю все новые и новые грани его неисчерпаемой личности. И думается мне, что никогда не удастся до конца узнать, поскольку этот человек — в непрерывном движении, в развитии, в поиске. Тем радостнее каждое новое открытие якутского феномена по имени Михаил Ефимович Николаев.

Валерий Качаев, журналист, первый генеральный директор ЯСИА, министр печати РС(Я)

из альманаха «Саха саргыта»

Источник

Поделиться в соцсетях: