М.Е.Николаев

Михаил Николаев – новатор государственной семейной политики

Как известно, 2024 год в Российской Федерации по Указу Президента РФ В.В. Путина объявлен Годом семьи, а в Республике Саха (Якутия) по Указу Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева Годом детства.

В связи с этим, в течение года в стране и республике проводится комплекс мероприятий по всем направлениям поддержки семей с детьми и детства, в первую очередь – в сфере здравоохранения, образования и социального развития.

В Республике Саха (Якутия) в течение последних 30 лет проводится планомерная целенаправленная работа по формированию условий, способствующих сохранению и развитию института семьи, а также социальной защите детей, детства, материнства и отцовства.

А инициатором, идейным вдохновителем и организатором поддержки семьи и детства в 90-е годы XX века выступил Первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев. И первые основополагающие меры по поддержке семьи и детства были заложены именно М. Е. Николаевым.

В 1994 году Организация объединенных наций учредила дату – 15 мая Международным днем семьи и объявила Международный год семьи.

Еще в Верховном Совете

Охране материнства и детства Михаил Ефимович уделял внимание еще будучи Председателем Верховного Совета Якутской - Саха Республики. Так, 12 октября 1991 года за № 683 – XII Верховным Советом республики было принято постановление «О дополнительных мерах по охране материнства и детства в республике», согласно которому была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам с выплатой по больничному листу полного заработка без учета стажа работы женщинам, проживающим в городской местности, был повышен на 30% размер единовременного пособия при рождении ребенка, установленного законодательством РСФСР матерям – студенткам очного обучения вузов, ссузов, ПТУ (со сроками обучения не менее 10 месяцев), была организована выдача комплекта белья каждому новорожденному.

Трудные 90-е

В 90-е годы необходимость разработки семейной политики на качественно новом уровне определилась теми неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, которые были инициированы ходом исторического развития, процессами индустриализации, урбанизации, введением рыночных отношений в экономике, политическими, социальными и иными явлениями и факторами. Резко увеличилось число малоимущих семей, снизились показатели бракосочетаний, увеличились показатели разводов, появилось сознательное ограничение рождаемости и иные асоциальные явления. Все это потребовало от руководства республики принять конкретные меры по экономической и социальной поддержке семьи.

Михаил Ефимович своим Указом от 6 февраля 1993 года № 356 для разработки государственной семейной политики, ее координации и реализации создал Комитет по проблемам семьи, женщин и демографической политики при Президенте Республики Саха (Якутия). Председателем Комитета была назначена Божедонова Анастасия Николаевна.

В июле 1994 года был принят закон Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка», регулирующий правоотношения, возникающие в сфере защиты жизни, воспитания и развития ребенка в особых условиях Крайнего Севера, Арктики. Этот закон затрагивал интересы около 290 тысяч детей по состоянию на начало 2004 года. Значение этого закона было обусловлено еще и тем, что большая часть населения – почти 95 % - жила в семьях, и их характерная черта – молодость: из 280 тысяч супругов 75 % имели несовершеннолетних детей, процент многодетных семей был в 2 раза больше, чем в России, большая часть семей состояла из трех и более поколений. Реализация данного закона и сегодня составляет основу государственной политики республики в интересах детей, детства и семьи, которая собственно и представляет реальную социальную политику в отношении семей с детьми.

Тогда же постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) была создана Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с правами, защитой и развитием детей.

С целью улучшения положения детей и создания благоприятных условий для физического, духовного и интеллектуального развития детей в 1995 году была принята Президентская программа «Дети Республики Саха (Якутия)» с 9 подпрограммами. Эта программа была разработана в развитие федеральной программы «Дети России». В 2003 году программа получила статус целевой Президентской программы и иное название «Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы».

В РС(Я) стало принятым сосредотачивать усилия в решении наиболее острых социальных в конкретном временном периоде проблем. С этой целью в каждый период времени определялись приоритетные социальные проблемы, формулировались цели и задачи их решения, выбирались адекватные реальным условиям технологии. Так, в республике 1994-1995 годы были объявлены Годом семьи, 1996 год – годом Молодежи, 1997 год – Годом Образования. 1999-2000 гг. двадцатого столетия прошли, как Год детства и детского спорта, что явилось естественным продолжением предыдущих Годов. Новое тысячелетие открыло Пятилетие Молодежи (2001-2005 гг.). Годами здоровой семьи объявлены 2003-2006 гг.

Такой организационный порядок позволял выстраивать целенаправленную государственную политику, ориентированную на создание условий реализации региональной социальной политики в отношении семей с детьми, обеспечения прав ребенка на полноценное детство – особый период физического, духовно-нравственного и интеллектуального становления и развития человека, от которого практически всецело зависит жизненная траектория личности.

Во имя будущего

В 1995 году был принят Закон «Об образовании в Республике Саха (Якутия)». Одним из принципиальных отличий республиканского закона от Закона «Об образовании Российской Федерации» являлось то, что он обеспечивает обязательное полное среднее образование всем детям республики. Безусловно, надо отдать дань глубочайшего уважения М.Е. Николаеву за такое мудрое, дальновидное, духовное деяние. Только верой в будущее своего народа, его талантливость и самобытность, уважением к нему, истинной любовью к детям и заботой об их будущем могло быть продиктовано такое светлое решение.

С целью укрепления института семьи и ее влияния на воспитание и развитие детей в республике была разработана и принята в 1995 году Концепция семейной политики. Этот документ базируется на представлениях о том, что именно в семье воспитываются такие качества, как усвоение общечеловеческих и национальных духовных ценностей, нравственной мотивации поведения, нормы взаимодействия с окружающими, культура речевого общения со взрослыми и сверстниками, начальных проявлений качеств женственности у девочек и мужественности у мальчиков.

В 1999 году в РС(Я) принята Концепция демографической политики, утверждена Государственная экологическая политика республики. В соответствии с ними одним из приоритетных направлений признана охрана генофонда народов республики. С целью создания масштабной, достоверной информационной базы в 2000 году было начато мониторинговое изучение генофонда населения, включая разработку информационно-управляемой системы. Для формирования этой системы были предусмотрены сбор данных по генетическим, экологическим, медицинским, социальным параметрам населения республики в разрезе административных единиц, а также проведение комплексных научных медико-генетических исследований. Такие работы позволили получить комплексную характеристику генофонда, выявить влияние неблагоприятных воздействий на здоровье населения, в том числе в аспекте генетических изменений, способствовать сохранению генетического разнообразия народа саха, с учетом эффективной адаптации человека к меняющимся условиям природной и общественной среды. Проводилась Международная научно-исследовательская программа «Оценка состояния и качества генофонда растений, животных и населения Якутии», результаты которой позволили многоаспектно оценить генетические изменения живого мира в экологически неблагоприятных и экологически чистых регионах республики.

В республике была создана система национальных природных резерватов – «Священных Прекрасных Земель». В конце 2000 года были отведены 700000 кв.км нетронутой, чистой, здоровой, девственной земли под особо охраняемые территории. Эта инициатива была высоко оценена во всем мире. Вот что писала по этому поводу швейцарская газета «ЛеМатэн» (12.02.97 г.): «…Решив сохранить ресурсы одной четверти своей территории, якуты обеспечивают будущее не только своих будущих поколений, но также и будущее наших детей и правнуков…».

Для детей

Большую роль в формировании правового поля в интересах детей сыграли Указы Президента РС(Я) М.Е. Николаева. С целью усиления социальной защиты семей с детьми, охраны материнства и детства, повышения роли и ответственности родителей в воспитании детей изданы Указы Президента Республики Саха (Якутия): «О мерах социальной защиты семьи, охраны материнства и детства» (1992 г.), «О статусе многодетной семьи» (1993 г.), «Об усилении социальной защиты семей с детьми» (1994 г.), «Об упорядочении выплат социальной поддержки семьям с детьми» (1998 г.), «О поддержке детей из малообеспеченных семей» (2000 г.), «О государственной поддержке семьи в Республике Саха (Якутия)» (2001 г.).

Отдавая дань уважения женщине-матери, хранительнице семейного очага, определяющей основополагающие ценности в воспитании, становлении будущих поколений в республике был установлен в третье воскресенье октября – День Матери, учрежден первый в России Знак высшей благодарности матери, установлена доплата к пенсии и бесплатный проезд матерям-героиням.

В целях повышения ответственности отца перед семьей, признавая первостепенную роль отца в гражданском становлении подрастающего поколения, в республике был установлен День Отца, который отмечается в первое воскресенье апреля.

В 1999 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) я был назначен председателем Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).

По поручению Михаила Ефимовича Николаева Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) перешел от этапа реализации семейной политики как оказание социальной поддержки семей к новому периоду в государственной политике по отношению к семье, когда должен быть в большей степени востребован внутренний потенциал самой семьи.

Семейная экономика

В кризисное время для поддержания стабильного материального благополучия граждан особенно востребованной становится экономическая функция семьи, помогающая противостоять проявлениям внешней нестабильности.

Политика семейной экономики в идеологическом отношении, по мнению Михаила Ефимовича, должна отталкиваться от особых традиций и психологии сельского крестьянина, его образа жизни. Работа на своей усадьбе, в родном аласе с раннего возраста формирует те черты, которые присущи крестьянину, как социальному типу работника и делает его рачительным и культурным хозяином своей земли. Таким образом, через стимулирование трудовой мотивации сельского жителя становится возможной и весьма эффективной социальная поддержка семьи.

Принимая во внимание необходимость решения проблем становления и развития частного сектора аграрной экономике и с целью социальной поддержки семьи, стимулирования ее экономической функции Президентом Республики М. Е. Николаевым 17 апреля 1999 года был издан Указ "О мерах по развитию семейной экономики в Республике Саха (Якутия)". Тем самым был заложен фундамент для государственной поддержки семейных хозяйств.

Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) Правительство республики утвердило Государственную программу развития семейной экономики Республики Саха (Якутия) на селе на 2000-2004 годы. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон «О личном подсобном хозяйстве в Республики Саха (Якутия)», который законодательно утвердил существование семейной экономики как одного из основных направлений социально-экономической стратегии развития республики.

Программа развития семейной экономики представляла собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на включение семьи в процесс развития экономики как равноправного субъекта наряду с юридическими и физическими лицами. Предполагалось, что это позволит задействовать механизм самозанятости населения и повышения доходности семейных хозяйств через различные формы их взаимодействия с органами власти и другими участниками социально-экономического комплекса.

Целями настоящей программы являются повышение уровня жизни и благосостояния семей, обеспечение более полной занятости и самозанятости населения, наполнение внутреннего рынка республики продовольствием и потребительскими товарами, изделиями художественных промыслов и ремесленничества через увеличение товарности семейных хозяйств.

Экономика сельской семьи

Очевидной стала потребность возрождать на селе семью и, прежде всего, молодую семью с детьми. Современное состояние экономики семьи (домашнего хозяйства) вызывало необходимость повышения роли государства в регулировании механизмов самозанятости и самообеспечения семьи и городской, и сельской, но всё же особенно сельской.

В 1998 году в республике насчитывалось 307 тыс. домашних хозяйств, в том числе в сельской местности - 92,5 тысяч. По данным исследования, проводимого Комитетом Республики Саха (Якутия) по статистике, среднедушевой доход семей в месяц составил в 1998 г. 1272 рубля, что обеспечивало только 1,2 прожиточного минимума. При этом наблюдалась значительная дифференциация доходов между городским и сельским населением, особенно у низко доходных групп населения. Доход городских жителей в высокообеспеченной группе в 1,5 раза превышал доходы сельских жителей в этой группе, в низкодоходной - в 3-4 раза. При этом в сельской местности денежный доход в среднем на одного члена домохозяйства составлял всего 83% от величины прожиточного минимума и только половину от денежных доходов горожан. Происходило интенсивное углубление неравенства между доходами высокообеспеченных и низкодоходных групп населения, а также между доходами горожан и сельских жителей.

Разрыв на уровне среднедушевых доходов различных групп населения, прежде всего, определяется составом семьи и соотношением между числом работающих и неработающих в ней лиц. В сельской местности преобладают домохозяйства с большим числом их членов, чем в городской. Так, средний размер домохозяйства в селе составляет 4 человека, в городе - 3. При этом ежегодно снижается уровень занятости сельского населения, этот показатель в 1998 году для сельского населения в возрасте 15-72 лет составил в среднем 60% против 74% в городах. Поэтому в сельской местности оказалась выше демографическая нагрузка на одного работающего, чем частично и объясняются низкие среднедушевые доходы населения села.

Финансово-кредитное обеспечение Программы развития сельской семейной экономики осуществлялось через Центр финансирования целевых государственных программ развития села (Центр развития села) Министерством финансов Республики Саха (Якутия). Основными функциями данного центра являлись обеспечение реализации государственной финансовой политики в области сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), финансирование республиканских целевых программ по селу, лизинговых, страховых и прочих операций, а также контроль за целевым использованием государственных средств.

Финансирование программы осуществлялось за счет республиканского и местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств самого населения и всех других возможных источников.

За счет средств республиканского бюджета в форме кредитования осуществлялось финансирование непосредственных исполнителей по определённым программным мероприятиям. Всего на реализацию мероприятий по развитию сельской экономики было направлено 86,6 млн.рублей из республиканского бюджета, кроме того — 6,5 млн.рублей из средств Фонда занятости.

Уполномоченными исполнителя программы были предприняты, в рамках реализации программных мероприятий, усилия по обеспечению сельских семей реальными поставками живности, комбикормов, проводились закуп и поставки техники, технологического оборудования, сельскохозяйственного инвентаря, материалов для проведения весенне-полевых работ, семян, саженцев и пр.

Большое значение для успешной реализации программы придавалось ценообразованию на важнейшие для людей услуги и товары. В целях социальной защиты населения, проживающего в сельской местности, были установлены льготные тарифы на электро-теплоэнергию и газ для коммунально-бытовых нужд сельского населения, которые стали в 2 раза ниже по сравнению с городскими. Для сельских товаропроизводителей также были установлены льготные тарифы, которые ниже по сравнению с прочими потребителями на 35 %. Кроме этого предусмотрены льготные тарифы на теплоэнергию для производственных нужд тепличных предприятий.

Следует отметить, что уже в 1999 году правительством республики было предусмотрено регулирование закупочных цен на молоко, направленное для выработки масла, а также на зерноводческую продукцию. На другие виды сельскохозяйственной продукции цены устанавливались улусными согласительными комиссиями. Данная политика ценообразования была продолжена и в последующие годы.

Обустройство села

На наш взгляд, одной из самых сильных сторон этой программы, стали меры по благоустройству села на основе инвестиционной политики на селе. Эта политика осуществляется по следующим основным направлениям: газификация, улучшение плодородия земель, строительство и ремонт дорог, строительство жилья, т.е. по тем направлениям, где необходима централизация средств и усилий соответствующих сторон.

Меры по обустройству села стали осуществляться в рамках иных программ, которые дополнили, расширили и конкретизировали многие позиции Программы развития семейной экономики на селе. Одной из них на начальном этапе действий стала Президентская программа «Газификация села Республики Саха (Якутия) на 1999-2001 годы». Эта программа преследовала цель снижения затрат на отопление и снижение социально-бытовых усилий селян, а также повышение социально-бытовой комфортности их жизни. Поскольку доля затрат топливно-энергетических ресурсов в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает к тому времени 16%, замена на альтернативный вид топлива, которым является газ, должна была принести значительный экономический эффект, что и было достигнуто в процессе реализации программы газификации.

Газификация села

Продолжение в 2000-2001 годы работ по целевой программе газификации сел Вилюйского, Кобяйского, Намского, Хангаласского улусов и пригорода г. Якутска позволило повысить экономическую эффективность сельскохозяйственного и прочих производств, улучшило социально-бытовые условия селян, замедлило вырубку лесов, сократило бюджетное финансирование транспортных расходов по доставке дизельного и газо-конденсатного котельного топлива, угля и дров. Реализация программы включила следующие мероприятия: строительство газопроводов-отводов высокого давления, ввод в эксплуатацию межпоселковых газовых сетей, проведение внутрипоселковых сетей, газификацию объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Программа газификации позволила дополнительно газифицировать девять сел с охватом 2930 жилых домов природным и 1200 домов сжиженным газом, перевести на газовое топливо 18 квартальных котельных и обеспечить монтаж 30 автономных котельных.

Мелиорация, дороги, ИЖС

Для продолжения государственной политики в области охраны, сохранении воспроизводства почвенного плодородия, приведения в порядок и поддержания в работоспособном состоянии существующего мелиоративного фонда по Программе «Повышение плодородия почв России» предусмотрены работы по регулированию физико-химических свойств почв, повышению эффективности использования орошаемых осушаемых земель, предотвращению развития и устранению процессов деградации почв со строительством мелиоративных систем, включая водоводы на участках Майя - Бютейдях, река Лена - озеро Мюрю с ежегодным уточнением объемов планируемых работ, исходя из реальных возможностей федерального и республиканского бюджетов.

Осуществление целевой программы «Дороги Саха» позволило построить и реконструировать автомобильные дороги в объеме 1545 км. На 2000-2005 гг. объем работ по строительству республиканских дорог составило 780 км, местных дорог 495,6 км. Осуществлены ремонтные работы дорог республиканского значения протяженностью 1860 км, местного значения - 1165 км, внутрихозяйственных (сельскохозяйственных) до-рог-102,9 км.

Важнейшее значение имеет программная деятельность в сфере продолжения строительства индивидуального жилья. В 1999 г. соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.99 № 269 было направлено 100 млн. рублей, которые в большем объеме предусматривали финансирование индивидуального строительства в сельской местности, благодаря чему за год было введено в строй 286,4 тыс. кв. м. жилой площади. В 2000 году на эти цели было направлено 200 млн. рублей, в последующие годы объемы затрат были примерно такими же.

Личное подсобное хозяйство

За годы реализации программы семейной экономики в виде товарного кредита населению было выделено скороспелых сельскохозяйственных животных, птиц и концентрированных кормов на сумму 222798 тыс. рублей. Из этой суммы населением возвращено 124766 тыс. рублей, что составляет 56% от всей суммы и 85% от графика возврата кредитных средств.

В результате реализации программы существенно укрепилась не только семейная экономика, но и экономика села в целом. Так уже в первый год осуществления мероприятий по становлению семейной экономики ежегодное снижение поголовья скота не только было остановлено, но и начало увеличиваться.

Численность крупного рогатого скота но состоянию на 1 января 2000 г. в целом по республике увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,7 тыс. голов или на 3,9%, лошадей соответственно на 5,8 тыс голов или 4,8%, свиней - на 12,3 тыс голов или 60,7 %, птицы - на 159,7 тыс.голов или 49,5 %, в том числе в индивидуальном секторе произошло увеличение крупного рогатого скота - на 14,6 тыс голов или 6,8%, лошадей - 5,5 тыс голов или 8,6%, свиней - 10,3 тыс голов или 72,5%, птицы - 77,6 тыс голов или 73,1%. Увеличивается число сельскохозяйственных животных, приходящихся на одного жителя сельской местности.

Благодаря укреплению личного подсобного хозяйства существенно улучшилось качество питания многих семей. Большинство таких семей стали не только стабильно потреблять мясо, молоко, картофель, овощи, но и продавать их на рынке, получая от этого определённый доход. В целях повышения уровня доходов своей семьи многие, и в основном это сельские жители республики, адекватно оценив сложившуюся ситуацию, решили достигать улучшения своего положения через укрепление собственного хозяйства.

Надо отметить то, что благодаря политике государственной поддержки развития семейной экономики по республике продолжился рост поголовья основных сельскохозяйственных животных в частном секторе, особенно у личных подсобных хозяйств. Удельный вес частного сектора в общем поголовье составлял: крупного рогатого скота- 88,8%, лошадей - 64%, свиней - 78%, оленей - 42,3%. Частный сектор реализовал 65,9% мяса, надаивал 87,7% молока, производил 30,2% яиц.

Достижение данных показателей стало возможно лишь при оказании населению существенной помощи со стороны правительства республики. Государственная политика семейной экономики на селе рассматривалась как одна из составных частей проводимой социально-экономической политики, а также как целостная система мер экономического, социального, правового и финансового характера.

Занятость

Население активно поддерживало проводимую политику и активно участвовало в реализации Программы семейной экономики.

Мониторинг развития семейной экономики подтверждает, что из года в год в улусах увеличивалось количество семей, имеющих доход 100 тыс. и 200 тыс. рублей в год, а доход некоторых отдельных семей достигал 1 млн. рублей.

В результате реализации Программы семейной экономики в республике было трудоустроено 2000 безработных граждан. Повышению трудовой мотивации и снижения безработицы сельского населения послужили кредитование предпринимателей, субсидирование маточного поголовья основных видов сельскохозяйственного скота организационным формам аграрного сектора и более успешная организация заготовки сельскохозяйственной продукции.

Из средств федерального бюджета для оказания содействия занятости была оказана финансовая помощь в размере 450 тыс. рублей на 60 человек. Годовой контрольный показатель по численности участников и освоения средств выполнено на 100 %. Расходы на одного безработного составило 7500 рублей.

В арктических улусах основными видами проводимых работ по содействию самозанятости безработных граждан являлись: художественные промыслы, пошив меховой одежды и бытовые услуги. Для поддержки семейной экономики в арктических улусах, через Департамент ФГЗН по РС(Я) получили финансовую поддержку 40 человек в сумме 300 тыс. рублей.

Через Фонд поддержки малого предпринимательства Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) профинансировано 59 проектов на сумму 25,7 млн. рублей и создано 256 новых рабочих мест.

Основными видами проводимых работ по содействию самозанятости безработных граждан в республике являлись: заготовка делового леса; овощеводство; животноводство; бытовые услуги; изготовление сувениров; столярные работы; художественные промыслы; автоперевозка пассажиров.

Благодаря предпринятым усилиям удалось существенно снизить безработицу сельских жителей.

Эффективность

В целом опыт разработки и реализации Программы семейной экономики на селе оказался достаточно успешным. Идея семейной экономики получила признание у специалистов науки и практики, опыт Республики Саха (Якутия) стал активно изучаться и внедряться другими российскими регионами.

В значительной степени реализации Программы семейной экономики, по нашему мнению, была обеспечена тем, что Республика Саха (Якутия) оставалась одним из немногих регионов Российской Федерации, где стабильно длительно сохраняется сравнительно благополучная социальная ситуация. Правительством РС(Я) проводилась социальная политика, выражающаяся в максимальном сдерживании снижения уровня жизни, активной защите малоимущих слоев населения и, прежде всего, семей с детьми.

В целях усиления адресности социальной политики, эффективности предоставления социальной помощи, рационального использования бюджетных средств, направляемых на гарантированные социальные льготы, в 2001-2002 гг. осуществлён переход на персонифицированный учет получателей льгот и социальных пособий.

Одним из основных достижений социальной политики является то, что номинальные денежные доходы на душу населения выросли в 2000- 2003 гг. на 31%. При этом без учета инфляции реальные располагаемые доходы выросли на 5,3%. Впервые с августовского кризиса 1998г. рост доходов в 2003г. стал опережать рост цен. Повышение уровня реальной заработной платы составило 10,5%, что превышает прожиточный минимум в 1,9 раз, против 1,6 раза в 1999 г. Среди субъектов Дальневосточного федерального округа этот показатель был одним из самых высоких.

Особую социальную значимость имеет снижение остроты бедности. Меры по обеспечению роста оплаты труда, увеличение реальных доходов населения позволили за первое полугодие 2000 г. сократить на 4,2% численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума и сохранять его стабильным на протяжении последующих лет.

В соответствии с программой развития семейной экономики государственную поддержку получили в 2000 году - 20 тысяч семей на общую сумму 300 млн. рублей, в 2001-2002 годах государственная поддержка составила ежегодно около 580 млн. рублей. Это серьезная помощь была предназначена для развития личных подсобных хозяйств, ремесленничества, кустарничества, надомничества.

Докторская диссертация

Еще в период работы в Комитете, я будучи кандидатом экономических наук, продолжал исследовать теоретико-методологические основы становления и природы трансформации социального института семьи, изучил состояние и особенности нормативно-правового и организационно-экономического обеспечения государственной поддержки семей с детьми, разработку предложений по совершенствованию региональной социальной политики в отношении семей с детьми и анализировал практику их внедрения в Республике Саха (Якутия). О своих разработках я рассказал Михаилу Ефимовичу. Он однозначно поддержал и логическим итогом моей исследовательской работы стала защита в 2004 году в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук по теме «Организационно - экономические механизмы обеспечения региональной социальной и семейной политики (на примере Республики Саха (Якутия)».

Очень символично и важно для меня было то, что на защите моей докторской диссертации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации лично принял участие Михаил Ефимович Николаев – заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, инициатор и председатель Национального общественного Комитета «Российская семья».

Михаил Ефимович лично выступил на заседании диссертационного совета и полностью поддержал выводы, которые были сделаны в диссертационной работе. Его слова: «Всё что здесь написано – сущая правда» были для меня самой высокой оценкой моего труда, который был разработан на его идеях, инициативах и новаторстве.

Без широты мысли и деяний, без размаха их в будущее не построить фундамента крепкого государства, в котором комфортно жить людям, потому что это государство для всех и на все века. Таков был стиль деятельности государственного деятеля, Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева.

За последние десятилетия в республике с устремлением в будущее создана состоятельная правовая, материально-техническая, организационная, кадровая база, которая уже дает положительные результаты и, безусловно, они будут приумножаться в последующие годы. Особенно важное, более того, определяющее значение имеет культивирование образования, принципов духовности нового столетия, что сегодня позволяет Республике Саха (Якутия) занять достойное положение и в России, и в мире.

    Александр ПАХОМОВ,
    доктор экономических наук, академик РАЕН, эксперт РАН
    по экономическим наукам, заслуженный работник
    народного хозяйства Республики Саха (Якутия)

    Источник

    Поделиться в соцсетях: