Колесо истории развития человечества вращается безостановочно. При этом, каждая система власти нацеливает свою политику на ускорение развития общества. Но вопрос в одном: каким путем? Общественный прогресс может быть достигнут разными путями. Например, идеология социализма была очень привлекательной: уничтожение эксплуатации человека человеком и утверждение социальной справедливости. При этом считалось, что при социализме народ творец и созидатель социалистического общества.
Во все времена идет постоянный поиск верного и надежного пути развития. Путь социализма, по мнению многих философов, историков, был для России необходимым. Он обеспечивал общественный прогресс, экономическое, социально-культурное развитие по сравнению с предыдущими системами власти.
Я не воспеваю оду по старой системе унитаризма, централизации власти в Советском Союзе, не восхваляю гегемонию одной идеологии над демократией, ограничение свободы личности и притеснение свободы слова и печати.
Однако, нисколько не отрицаю имеющийся прогресс в развитии общества при социализме, стремительный подъем отраслей народного хозяйства страны. Глубоко уважаю и преклоняюсь пред памятью славных сыновей Якутии М.К. Аммосова, П.А. Ойунского, И.Н. Барахова, смело и умело ответивших на вызов времени и сумевших добиться образования Якутской Автономной Советской Социалистической Республики, определивших судьбу своего народа.
Самое главное, как говорил ученик Сократа, древнегреческий философ Платон, государственная власть должна быть справедливой, идеальное государство создается правителями-мудрецами. Это было сказано за 300 лет до нашей эры.
Более современное определение В.И. Ленина: “Кадры решают все!” тоже должно быть в центре внимания руководителей сегодняшнего дня. Мы не должны забывать о замечательных представителях прошедшего времени, внесших огромный вклад в развитие республики. Это дает нам хороший пример патриотического воспитания молодежи. Есть народная мудрость, которая гласит: “Лишь оценив прошлое, можно жить в настоящем и строить планы на будущее”.
Перехожу к основной теме моей статьи. Большую политику делают одаренные люди. Мне хочется сегодня посвятить свое воспоминание талантливому руководителю своего времени, общепризнанному лидеру руководителей всех рангов республики Гавриилу Иосифовичу Чиряеву.
Первый Президент республики М.Е. Николаев еще в 1995 году написал о нем: “Воспоминание о Г.И. Чиряеве, возглавлявшем в течение 17 лет областную партийную организацию - не только память о нем, но и дань уважения целому периоду истории республики. Наше поколение с глубоким уважением относится к имени Г.И. Чиряева”.
Для того чтобы сделать полноценные воспоминания о Гаврииле Иосифовиче Чиряеве, надо много знать об истории развития республики в 60-70-х гг. прошлого века. Я считаю, что те годы были годами наибольшего развития республики во всех отношениях. В частности, это были годы разработки и внедрения грандиозных планов развития производительных сил, экономики, образования, здравоохранения и культуры. Именно тогда произошло бурное развитие алмазной и угольной отраслей промышленности, добыча золота и олова, развивалась энергетическая и газовая отрасли.
Вдохновителем и организатором этих грандиозных изменений, вследствие которых неуклонно росло благосостояние населения, обеспечивалось социально-экономическое и культурное развитие северного края, безусловно, является Г.И. Чиряев, работавший в те годы I первым секретарем Якутского обкома КПСС.
Мне посчастливилось работать под его руководством в период работы I секретарем Абыйского райкома КПСС, председателем исполкома Сунтарского райсовета, членом обласного комитета КПСС. Это дало мне возможность поближе узнать и оценить его деятельность как первого секретаря обкома КПСС.
Это была исключительно яркая и крупная личность, безукоризненный руководитель, обладающий глубокими профессиональными знаниями по проблемам основных отраслей народного хозяйства, неотразимой способностью убеждать людей, будь это широкая публика или же конкретная группа людей. Слушая его доклады, я всегда поражался не только их глубокой содержательности, но и скрупулезно выстроенной схеме докладов. В них всегда очень четко обозначались ключевые разделы, в которых непременно присутствовал объективный анализ с соответствующими обобщениями и выводами. Тому или иному разделу своего доклада он уделял ровно столько времени, сколько этого требовала значимость и острота поднимаемого вопроса. Он тонко чувствовал связь с аудиторией и всегда очень аккуратно соблюдал отведенное для доклада и заключительного слова время, определенное регламентом. Говорил он неторопливо, лаконично и выразительно. Когда говорил Гавриил Иосифович, всегда наступала какая-то особенная тишина: в большой аудитории можно было легко услышать нечаянно допущенный кем-то шорох листа. Настолько было велико внимание аудитории к тому, о чем говорил он.
В делах и действиях Гавриила Иосифовича обнаруживались острый ум, яркая логика, твердость убеждений и характера, огромная работоспособность.
Гавриил Иосифович был человеком приятной внешности, чувствовалась аккуратность и организованность во всем. Привлекательная внешность, поставленный голос, лаконичная речь создавали ему образ подлинного интеллигента и положительную харизму.
Авторитет Г.И. Чиряева среди населения был непререкаемым. О нем знали везде: в карьерах, цехах, далеких поселениях и стойбищах.
Мне лично приходилось быть на официальном приеме у Г.И. Чиряева несколько раз. А вот общаться с ним во время совещаний, встреч, пленумов приходилось много раз. Поэтому то, что я пишу о Гаврииле Иосифовиче, - это результат многолетнего наблюдения и убежденного представления о нем, как о государственном деятеле и человеке.
Осенью 1970 года I секретарь райкома А.Н. Степанова находилась в отпуске. А я, как второй секретарь Абыйского райкома КПСС, прибыл в Якутск на очередной партийный актив. После партийного актива меня пригласили на прием к Г.И. Чиряеву. До этого я знал, что после очередной партийной конференции I секретарь райкома А.Н. Степанова переводится на работу в Якутск заведующей отделом Севера Правительства. Предполагал, что во время встречи Гавриил Иосифович официально озвучит это решение, заведет разговор о кандидатуре нового I секретаря райкома, расспросит о мнении партийного актива района и о моем личном на сей счет и предложит кандидатуру какого-то опытного партийца. К моему удивлению, об этом разговора не было вообще. Он расспрашивал, как мы готовимся к партийной конференции, о ходе выполнения планов по сельскому хозяйству. Сообщил, что скоро выйдет постановление бюро обкома КПСС о переносе районного центра Абыйского района, поставил конкретные задачи по ускорению строительства поселка Белая Гора. И вдруг, он поинтересовался местными кадрами, называя при этом фамилии некоторых членов райкома, которые на прошлой партконференции выступили против кандидатуры Слепцова А.А., рекомендованного решением бюро обкома. Я дал положительную характеристику Ефимову И.Н. и Слепцову Б.Д., которые имели по этому поводу партийные взыскания, и предложил снять эти выговоры. Г.И. Чиряев согласился и тут же дал поручение орготделу принять к исполнению.
Наш разговор на этом практически закончился. Однако истинное значение нашей встречи я понял после организационного пленума Абыйского райкома КПСС в декабре 1970 года, когда меня избрали первым секретарем райкома, а Слепцова Будимира Дмитриевича – II секретарем райкома. Вот поистине: “Начальник сидит высоко и смотрит далеко”. Оказывается, упомянутая моя встреча с Г.И. Чиряевым имела свое значение для подбора кадров.
Наверно, этот случай один из немногих, когда I секретаря райкома рекомендуют таким образом: без очной встречи с I секретарем обкома на заданную тему. Правда, представитель обкома партии Захаров Василий Дмитриевич за день до конференции официально говорил со мной и сообщил, что бюро обкома рекомендует меня на должность I секретаря райкома. Получив мое согласие, спросил о моем предложении по кандидатуре II секретаря. Я, недолго думая, назвал фамилию Слепцова Б.Д. Уже вечером Василий Дмитриевич сообщил мне, что переговорил с Гавриилом Иосифовичем и согласовал кандидатуру Слепцова Б.Д.
Я еще тогда понял неординарный подход Гавриила Иосифовича к решению некоторых кадровых вопросов: если он считал это необходимым, он принимал решение, минуя избитые партийные каноны. Об этом свидетельствует наш случай, когда были рекомендованы и избраны секретарями райкома без вызова в Якутск, без официального рассмотрения на бюро обкома. Это говорит о том, что у I секретаря обкома был заблаговременно подготовленный резерв кадров и он с доверием относился к кадровому резерву.
А вот другой пример, противоположный первому. Весной 1975 года во время пленума обкома КПСС меня пригласил к себе заведующий отделом обкома Н.С. Николаев. Он сообщил, что есть намерение перевести меня в Усть-Алданский райком в качестве I секретаря на место С.С. Аржакова. Для меня это стало большой неожиданностью. Аржаков С.С. давно работал там, имел большой авторитет среди партийного актива республики. И поэтому я воздержался от поспешного положительного ответа. Выслушав меня, Николай Сергеевич сказал, что к этому вопросу вернутся в конце апреля. К назначенному сроку захожу к Н.С. Николаеву, а он мне сообщает, что планы обкома изменились. Говорит, что в Абыйском районе я проработал достаточное время – больше 7 лет, поставленные задачи выполнил, а теперь, мол, мне нужно перейти на советскую работу – председателем Сунтарского райисполкома. Хотя это для меня снова было неожиданно, я тут же подумал, что это отличный вариант. Сунтарский район – это мой родной район, я знаю людей и проблемы района. Была назначена встреча с Гавриилом Иосифовичем Чиряевым.
Он встретил меня приветливо. Встав со своего кресла, он сделал несколько шагов навстречу и протянул мне руку. Рукопожатие и то тепло, которое исходило из его ладони, а также его не скоропалительность говорили, все-таки, о снисходительном и уважительном ко мне отношении. Однако, то ли в серьез, то ли в шутку он упрекнул меня за то, что я, якобы, о своей работе договариваюсь за стеной обкома, нарушая партийную этику. Я удивился, хотел уточнить, о чем идет речь, но он тут же сказал, что у него на приеме был I секретарь Сунтарского райкома П.М. Герасимов и просил дать согласие обкома на мой перевод в качестве председателя райисполкома, заявив при этом, что со мной есть на этот счет договоренность. Я начал было возражать, что никакой договоренности на самом деле не было, просто П.М. Герасимову, видимо, хотелось таким образом получить согласие Гавриила Иосифовича. Но он, уже твердым тоном, заключил: «Идите работать туда, где и хотели. Первый вариант снимается». На этом разговор закончился. Верю, что это была моя судьба, а не прихоть высокого руководителя. Судьба, в общем-то, сложилась интересная. И это при поддержке и помощи Гавриила Иосифовича.
Хотелось бы вспомнить еще об одном эпизоде встречи с Г.И. Чиряевым. В марте месяце 1978 года I секретарь Сунтарского райкома КПСС П.М. Герасимов был назначен министром мелиорации и водного хозяйства ЯАССР. И только в середине мая этого года был созван пленум райкома. Для участия в организационном пленуме Сунтарского райкома партии в район прибыл лично Г.И. Чиряев. С ним приехал и кандидат на должность I секретаря райкома. В течение двух дней Гавриил Иосифович интенсивно работал в районе: побывал в нескольких наслегах, фермах. По его личной просьбе нам пришлось ему показать два механизированных скотопомещения в Кюндяинском и Эльгяйском наслегах. И меня трогала простота Гавриила Иосифовича в общении с рядовыми доярками, скотниками, механизаторами. Расспрашивал не только о делах, но и о личных бытовых вопросах. На месте давал конкретные поручения сопровождающим его министрам. Своему помощнику дал задание осуществить контроль над исполнением поручений, о результатах докладывать ему лично.
После избрания И.О. Пахомова I секретарем Сунтарского райкома партии состоялась недолгая напутственная беседа. Потом в кабинете с Гавриилом Иосифовичем остались я и его помощник Николай Федорович Федоров. Гавриил Иосифович подошел к окну, за которым открывался вид на вновь строящееся красивое каменное здание райисполкома. Вдруг, даже не поворачиваясь в нашу сторону, Гавриил Иосифович говорит: “Климент Егорович опять хочет впереди всех построить коммунизм”. Эти слова меня сразу подстегнули, ожидался небольшой “нагоняй”. Однако, уже улыбаясь, Гавриил Иосифович сообщил мне, что здание Сунтарского райкома действительно старое, не отвечает требованиям и что он принимает решение об ускорении строительства здания райкома. При этом, обращаясь ко мне, сказал: “У тебя есть опыт руководства строительными делами. Знаем это по Белой Горе и видим, что и в Сунтаре есть сдвиги. Возьми под личный контроль строительство здания райкома, постоянно докладывайте о ходе работ Назару Харлампьевичу. Это вам партийное поручение!”.
Действительно, через два с половиной года было завершено строительство одного из красивых объектов с. Сунтар. Мы с И.О. Пахомовым вместе выполнили это партийное поручение.
Однако, у меня осталось сугубо внутреннее ощущение, что Гавриил Иосифович является приверженцем постулата о незыблемости главенствующей роли партии везде и во всем, который можно по-простому трактовать как “не беги впереди паровоза”
Хотелось бы подчеркнуть одну прекрасную черту руководителя Г.И. Чиряева. Ему был чужды лоббизм и протекционизм. Он был настоящим руководителем всей республики. Он не делил районы на любимые и не любимые. Я помню, как председатель исполкома родного для Гавриила Иосифовича Вилюйского района К.Е. Павлов рассказывал мне, что на свои письма о необходимости строительства в районе школ и больниц всегда получал твердый ответ: “Получишь столько, сколько другие районы. Работай с Госпланом. Им виднее”.
Да, это был истинный патриот всей республики, интернационалист высокой марки. Вот это его золотое качество должно быть примером для всех руководителей республиканского масштаба, которые иной раз, пользуясь властью, неравномерно распределяют бюджетные средства. В результате получается – где густо, а где жидко. Все то, что сделал для своей республики Г.И. Чиряев, должно быть достойно оценено потомками.
Безусловно, нет на свете людей, не совершавших в своей жизни ошибок и промахов. Однако если и были у Гавриила Иосифовича ошибки в качестве руководителя республики, то они исходили от коллективных установок сверху. Гавриил Иосифович был человеком своего времени, не любил, не терпел и не допускал сольных суждений и действий. В то время это было прекрасное качество руководителя. Если бы суждено было Г.И. Чиряеву жить и работать в настоящее время, точно знаю, он был бы героем и сегодняшнего дня. Такова была его внутренняя суть, его глубокая любовь и преданность своему народу. Он жил и работал не только за идею. Прежде всего, он служил своему народу, созидая его сегодняшнее благополучие и надежное будущее.
Иванов Климент Егорович , Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), Почетный гражданин РС (Я)
2010 г.