Из истории современного парламентаризма
В эти дни прошли мероприятия, посвященные 30-летию парламентаризма в Республике Саха (Якутия). При этом по мнениям, озвученным с высоких трибун, парламентаризм в Якутии официально берет свое начало с первой сессии Государственного Собрания (Ил Тумэн) первого созыва, то есть с 1994 года.
С данным утверждением нельзя согласиться. Русский писатель, литературный критик и философ В.Г. Белинский писал: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». На самом деле вопрос, какое событие явилось отправной точкой становления парламентаризма в Якутии, очень важный. Считаю, что он еще не изучен учеными республики, имеются суждения лишь некоторых политиков и историков. Поэтому современная история нашей республики освещается через кривое зеркало.
На самом деле парламентаризм – это система государственной власти, где законом определены конкретные функции, разделены и фактически действуют полномочия законодательной, исполнительной и судебной властей, то есть обязательным является наличие государственности.
В Якутии парламентаризм основан в 1922 году, когда ЦИК принял постановление об образовании автономной республики. Начался социалистический этап парламентаризма: произошел коренной перелом общественной системы, когда изменилась суть общественного и государственного строя. Данный социалистический этап действовал в республике до 1990 года.
Конечно, в этот период страна получила большое развитие, народы СССР до сегодняшнего дня с большой благодарностью вспоминают прошлые годы – годы строительства социализма. Однако власть полностью была в руках одной партии КПСС. Она была унитарной, полностью централизованной. В результате в конце 80-х годов наступил политический и экономический кризис. Полностью дотационные регионы испытали на себе горечь разрухи и экономического коллапса.
Хочу вспомнить былые годы. Я работал в Верховном Совете СССР в качестве народного депутата и со стороны увидел, как народ СССР, народ России просыпается, как входят в обыденную человеческую жизнь демократические принципы устройства государства. Я был приятно удивлен, когда народные депутаты очень громко, наступательно ставили вопрос о жизни по законам, а не по инструкциям и постановлениям ЦК КПСС. Нужны были законы, необходимо было их творить. Вот тогда я почувствовал, что в Советском Союзе и России наступает новая эпоха.
На первом же съезде СССР в декабре 1989 года по настоянию большинства народных депутатов СССР была исключена самая главная статья Конституции СССР – статья № 5, которая гласила, что КПСС является управляющей и направляющей силой государства. Демократия имеет свои корни. Парламентаризм имеет свое начало.
Не буду вдаваться в конкретику в надежде, что этим вопросом займутся профессиональные ученые. Ил Тумэн – это действительно большой рывок для нас – укрепление современной государственности, расширение свобод и парламентаризма в Якутии. Но, еще раз повторяю, начало начал было в 1990 году, когда Верховный Совет XII созыва принял Декларацию о государственном суверенитете, и когда была принята новая Конституция. Этот период можно считать началом новой республики (Новой Якутии). Основателем современной Якутии и парламентаризма в республике, отцом современного парламентаризма, бесспорно, является славный сын якутского народа Михаил Ефимович Николаев и, подчеркиваю, никто другой.
Некоторые горе политики утверждают, что Конституция ЯАССР, принятая в 1937 году действовала до 1994 г., т.е. до избрания депутатов Ил Тумэна. Такое утверждение курам на смех. Они забывают, что новая Конституция принята в марте 1992 года, а Декларация о государственном суверенитете еще раньше – в сентябре 1990 года. Если говорить словами Салтыкова-Щедрина – они заблуждаются в трех соснах.
Верховный Совет 30 января 1992 года принял постановление «О разграничении собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)» и в соответствии с соглашениями республика стала распоряжаться 95 проц. всей государственной собственности, а также своей долей от добытых золота и алмазов. Якутия впервые в своей истории начала отгружать сырье в российскую казну, оставляя у себя часть добытых алмазов и золота. Это был первый серьезный успех новой власти республики. Следующим шагом, изменившим экономическую ситуацию, является, безусловно, Указ Президента РФ «Об образовании акционерной компании «Алмазы России-Саха». Созданная компания соединила в одну цепочку добычу, оценку и реализацию драгоценных камней. Это потребовало много сил и энергии руководителей республики, прежде всего М. Е. Николаева. С 1990 по 1993 годы был практически полностью оформлен новый государственный статус республики.
Благодаря решительным, своевременным и смелым действиям своего лидера и народных депутатов Верховного Совета, парламента Якутии наша республика смогла в годы экономического кризиса сохранить стабильность в обществе, защитить слабых и инвалидов, детей и стариков, сберечь традиционный уклад жизни населения, создать условия для достижения благополучия населения. Эти меры стали воплощением в жизнь основных принципов Декларации о государственном суверенитете, экономической основой развития республики. Только этот путь позволил якутянам без особых потрясений, без серьезных потерь перенести годы «шоковой терапии», плавно и уверенно выйти из глубокого кризиса.
Парламент, рожденный Верховным Советом XII созыва Республики Саха (Якутия), – это уважаемый, почитаемый орган государственной власти и им надо дорожить. Следовательно, надо четко знать, где берет начало современный парламентаризм.
Для интереса читателей предоставляю запись моего выступления на первой сессии Верховного Совета СССР в поддержку кандидатуры Владилена Валентиновича Никитина на должность первого заместителя председателя правительства СССР. Раньше кадровые вопросы высших органов власти решались Постановлением Политбюро ЦК КПСС, а с 1989 года – на сессиях Верховного Совета СССР в условиях свободного обсуждения и внесения конкретных предложений народными депутатами.