В этом году общественность республики отмечает знаковую дату – 30-летие Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и развития современного парламентаризма в республике. Аксакала якутской политики Климента Егоровича Иванова называют одним из архитекторов Новой Якутии. Его жизнь – целая эпоха, связанная с развитием новой Якутии, ее государственности и парламентаризма. Руководителям республики, пионерам нового якутского парламентаризма довелось работать в реалиях кардинально изменившейся конституционно-правовой системы, когда требовалось перестроить всю устоявшуюся систему законодательства, государственных и правовых отношений в соответствии с новыми требованиями.
– Климент Егорович, когда Вы были председателем Верховного Совета Якутской-Саха ССР легендарного XII созыва, были приняты судьбоносные для нашей республики документы, заложившие фундамент государственности новой Якутии, нового якутского парламентаризма. Какие именно, расскажите об этом поподробнее.
– С момента формирования в апреле 1990 года Верховного Совета ЯАССР XII созыва под председательством М. Е. Николаева, в последующем избранным первым Президентом Республики Саха (Якутия), начался новый этап развития государственности нашей республики. Именно в те годы трансформации государственной власти союзного государства были приняты важнейшие нормативные правовые документы, такие как Декларация о государственном суверенитете и Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия).
Путь современной Якутии начинается с 1990 года, с принятия Декларации о государственном суверенитете, со дня выборов народных депутатов Верховного Совета XII созыва, которые впервые были избраны на альтернативной основе, как самостоятельный орган власти. Декларация о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия) определила роль и место республики в новых реалиях – Якутия избрала государственный суверенитет в составе Российской Федерации, единственный исторически оправданный путь. Принятие этого наиважнейшего документа непосредственно связано с работой XII созыва Верховного Совета. После Татарстана, Башкирии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии Якутия стала пятой республикой в составе РФ, оформившей договорные отношения с Российской Федерацией. Уже сегодня можно утверждать, что данное событие стало вершиной в становлении российского федерализма.
Как известно, выборы XII созыва Верховного Совета Якутской – Саха ССР прошли в период пробуждения политической активности населения, свободы слова и свободы выбора. И поэтому выборы, впервые в истории, прошли на альтернативной основе. Было избрано 165 депутатов из 165 округов. Кандидатами выставлялись несколько сотен человек. Депутатами без указки и давления сверху были избраны самые достойные люди. Это было действительно народное волеизъявление. В депутатском корпусе преобладал цвет нашего общества: академики, доктора наук, видные хозяйственные руководители, советские и партийные работники. Резко возросло количество юристов среди депутатов, что гарантировало качество законопроектов и принимаемых законов.
Все положения Декларации легли в основу новой Конституции Республики Саха (Якутия), принятой Верховным Советом Республики 4 апреля 1992 года и вступившей в силу 27 апреля 1992 года. В новой Конституции нашли отражение принципы построения многонационального демократического государства в составе Российской Федерации. Возникал естественный вопрос: хватит ли у республики сил и возможностей самостоятельно решать многогранные вопросы своего социально-экономического и культурного развития.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) является детищем Верховного Совета ЯАССР XII созыва Якутской-Саха ССР. Так на последней сессии Верховный Совет принял постановление «Концепция о новом парламенте». В этом документе полностью было записано о структуре парламента, как он должен работать. Там черным по белому написано, что вновь организованный парламент является правопреемником деятельности Верховного Совета. Поэтому мы с полным правом можем сказать, что в республике новый парламентаризм был основан в 1990 году.
Времени на раскачку у нас не было
– С высоты прожитых лет как Вы сегодня можете охарактеризовать период вашей работы в нелегкие годы становления новой Якутии?
– Да, на долю нашего поколения выпало нелегкое, но очень интересное время. Вся история новой Якутии началась на самом деле с так называемой перестройки и перехода на рыночную экономику с 1990 года. Нам, советским, да и партийным руководителям, привыкшим выполнять партийные и правительственные директивы, стало очень трудно, поскольку остановилось «маховое колесо», обеспечивавшее развитие общества. Наступили экономическая депрессия и финансовый кризис. Как в России, так и в Якутии многое изменилось. Даже ЦК КПСС в начале 90-х пришел к выводу, что дальнейший путь развития страны – это децентрализация и переход на экономическую самостоятельность и самофинансирование регионов. Рухнули многолетние хозяйственные связи регионов, централизованное финансирование, тогда как большую долю бюджета республики составляла дотация из центра. С 1990 года практически ее не стало, осталась мизерная доля. Регионы фактически были брошены на произвол судьбы. В результате в конце 1990 года абсолютное большинство промышленных предприятий стали убыточными. Отмена дотаций и субсидий из центрального и республиканского бюджетов, а также увеличение в 5 раз размеров платы за банковский кредит поставила 38 крупных предприятий на грань банкротства, в том числе «Якутуголь», «Якутлес», «Якутгазпром», «Якутскэнерго», «Якутзолото» и другие. Без работы могли остаться десятки тысяч человек. Особенно тяжело отразилось начало перехода на рыночную экономику на сельских тружениках, которые раньше получали огромную финансовую и материально-техническую помощь из центра.
Последствия развала СССР создали тяжелую ситуацию, вдвойне сложную для нашего населения, проживающего в экстремальных климатических условиях, со сложнейшей транспортной схемой, вдали от развитых промышленных центров, производящих средства производства, продукты питания, товары народного потребления. Только 4 % прибыли союзных министерств, ведомств перечислялись в республиканский бюджет. Собственно республиканский бюджет 1990 года составлял мизерную сумму – всего лишь чуть больше 600 млн рублей. Экономика и финансы РСФСР находились в агонии. Спастись в этих условиях можно было только единственным путем – самофинансированием. Времени на раздумья и раскачку у нас не было, нужно было действовать и принимать ответственные решения.
В этот очень трудный, судьбоносный период Председатель Верховного Совета ЯАССР Михаил Николаев принял вызов времени и возглавил очень ответственную, историческую миссию по возрождению и развитию родного края. Как все другие руководители автономных республик РСФСР, Михаил Николаев вел активную работу по укреплению государственности республики, экономической самостоятельности в решении насущных вопросов развития отраслей народного хозяйства и социальной защиты в условиях прежней системы. Возникал естественный вопрос: хватит ли у республики сил и возможностей самостоятельно решать многогранные вопросы своего социально-экономического и культурного развития?
Ответ на вызов времени: надо действовать
– Климент Егорович, Вы все эти годы остаетесь верным своей главной идее – идее децентрализации и экономической самостоятельности регионов Российской Федерации. Что вы думаете по этому поводу сегодня?
– Важнейшим событием того периода стало подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия). М. Е. Николаеву удалось выстроить эффективную модель развития новой Якутии. Он придавал исключительное значение месту и роли республики в развитии алмазной, золотодобывающей, угольной отраслей промышленности. Были приняты меры по пополнению и укреплению бюджета. Михаил Ефимович исходил из принципа самостоятельной, но сбалансированной политики при обязательном соблюдении эквивалентных расчетов за поставку валютных ресурсов. В те годы нам удалось установить конструктивные и деловые отношения с центром, достигнуть согласия между депутатскими группами. При поддержке Председателя Правительства СССР В. С. Павлова нам удалось добиться платы за невозобновляемые природные ресурсы в виде субвенции из российского бюджета. На фоне общего спада промышленного производства в РФ в 1994 году нам удалось стабилизировать ситуацию и добиться увеличения объемов производства на 1 процент к уровню предыдущего года. Внешнеторговый оборот РС(Я) со странами дальнего зарубежья составил в 1994 году 298,9 млн долларов США. Это в 47 раз больше, чем в 1990 году.
Верховный Совет 30 января 1992 года принял постановление «О разграничении собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)» и в соответствии с соглашениями республика стала распоряжаться 95 проц. всей государственной собственности, а также своей долей от добытых золота и алмазов. Якутия впервые в своей истории начала отгружать сырье в российскую казну, оставляя у себя часть добытых алмазов и золота. Это был первый серьезный успех новой власти республики. Следующим шагом, изменившим экономическую ситуацию, является, безусловно, Указ Президента РФ «Об образовании акционерной компании «Алмазы России-Саха». Созданная компания соединила в одну цепочку добычу, оценку и реализацию драгоценных камней. Это потребовало много сил и энергии руководителей республики, прежде всего М. Е. Николаева. С 1990 по 1993 годы был практически полностью оформлен новый государственный статус республики.
Это дало возможность создать стабилизационный фонд для сохранения допустимого уровня розничных цен на основные виды продуктов питания и товаров первой необходимости. Чтобы сохранить баланс интересов, было решено предусмотреть 5 % акций фонда выделить улусам алмазной провинции, пострадавшим от непродуманного экологического воздействия.
В 1995 году была разработана Концепция развития села. Для поддержки сельских тружеников из скромного бюджета выделялось 10 %. Были приняты соответствующие законы и указы Президента Якутии по всем этим вопросам.
Благодаря решительным, своевременным и смелым действиям своего лидера и народных депутатов Верховного Совета, парламента Якутии наша республика смогла в годы экономического кризиса сохранить стабильность в обществе, защитить слабых и инвалидов, детей и стариков, сберечь традиционный уклад жизни населения, создать условия для достижения благополучия населения. Эти меры стали воплощением в жизнь основных принципов Декларации о государственном суверенитете, экономической основой развития республики. Только этот путь позволил якутянам без особых потрясений, без серьезных потерь перенести годы «шоковой терапии», плавно и уверенно выйти из глубокого кризиса.
Якутия сегодня демонстрирует устойчивый рост
– С того времени прошло почти 30 лет. Как Вы относитесь к определению «Сильные регионы – сильная Россия!»?
– Республика не только сохранила, но и укрепила конструктивные и деловые отношения с федеральным центром и выстроила грамотную политику по привлечению инвестиций, что позволило нарастить наш экономический потенциал. Новая Якутия стала самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, а одной из ключевых сфер экономики республики является промышленный сектор.
Сегодня экономика нашей страны вновь подвергается новым испытаниям, но в целом справляется с внешними вызовами и, несмотря на острую геополитическую ситуацию и санкционное давление, демонстрирует устойчивый рост. Положительная динамика заметна и на уровне отдельных субъектов РФ.
Благодаря конструктивному и деловому сотрудничеству нашей республики во главе с Айсеном Николаевым, парламента Якутии с федеральным центром и сильной объединяющей политике Президента РФ Владимира Путина Якутия за последние 10 лет совершила колоссальный скачок в своем развитии. За 10 лет валовой региональный продукт Якутии увеличился в 4 раза и достиг 2 трлн. 300 млрд. рублей! В экономику инвестировано около 4 трлн. рублей! Рад констатировать, что среди наиболее активно развивающихся регионов Дальнего Востока в числе лидеров находится Республика Саха (Якутия), ее доля в ВВП Дальневосточного федерального округа оставляет примерно 25 %.
Значит, посаженные М. Е. Николаевым ростки по укреплению государственности республики, дальнейшему развитию экономической самостоятельности регионов и укреплению федерализма, дают свои всходы, и это подтверждает верность выбранного нами пути.
У регионов России есть большой потенциал роста. Правительство РФ делает сегодня ставку на потенциал внутреннего рынка, а еще более важно — регионов. Надо развивать внутренний рынок, свое производство и использовать внутренние резервы по максимуму. Сильные регионы – сильная Россия!
Наталья Попова,
пресс-служба Ил Тумэна