После двух лет пандемии, вынужденного затворничества, наконец-то появилась возможность встретиться с читателями, лицом к лицу, поговорить о литературе и, как говорится, за жизнь. Март у меня получился весь в командировках – я побывала в Борогонцах, в Черкехе, Ытык-Кюеле, Чурапче и Ожулуне. И завершилось это Днями якутской литературы в Алданском районе. Чувствуется, что читатели соскучились по живому слову и не прочь поговорить не только о литературе, но и о жизни.
У нас в России принято то и дело цитировать Евгения Евтушенко: «Поэт в России больше чем поэт». Тогда, в шестидесятые годы ХХ века, эта фраза была в общем-то справедлива, ну, а сегодня статус писателя не тот, и сказать, что он властитель дум или инженер человеческих душ, невозможно. Но все же, хочется поделиться некоторыми соображениями, которые появились после этих встреч.
Конечно же, все встречи проходили в учреждениях культуры – сельских клубах, библиотеках. Сказать, что материальная база многих этих учреждений оставляет желать лучшего, ничего не сказать. Единственным светлым пятном была районная модельная библиотека в Алдане. Им удалось выиграть грант для модельных библиотек – сделан дизайнерский ремонт, все современные цифровые технологии к услугам читателей. Кабины для прослушивания аудиокниг, виниловый проигрыватель в импровизированном кафе для камерных встреч, стеллажи, которые можно двигать, современнейший экран для показа видео и фильмов…
Словом, сразу чувствуется, что на дворе ХХ1 век. И люди, которые работают здесь, любят свое дело, отдаются ему с душой. Конечно, это в большей степени зависит от руководителя. Заведующая библиотекой Наталья Анатольевна Речистер коренная алданка, профессионал высокого класса. Три больших встречи мы провели в стенах этой библиотеки.
Первая была с читателями, затем с литобъединениями, а после был просмотр и обсуждение фильма «Надо мною солнце не заходит», поставленный по мотивам повести народного писателя Николая Лугинова «Таас Тумус». Вела эти встречи Ольга Анатольевна Лазарева, вела интересно, со знанием дела. И на всех встречах зал был полон. Было видно, что библиотекари готовилась к встрече с нами. Заглянули в наши книги, обеспечили явку и подготовили аудиторию.
Встреча в Чурапчинской гимназии.
В Таттинской и Чурапчинской районных библиотеках работают не менее одухотворенные библиотекари, любящие свое дело, хорошо знающие литературу, но работают в ветхих аварийных зданиях, где все делается по старинке. Мы знаем, что сегодня грантовая поддержка, особенно в культуре, выходит на первый план. Мне кажется, Министерству культуры и духовного развития пора бы озаботиться обучением, подготовкой к работе с грантами специалистов, работающих на селе. Надо поддерживать тех, кто готов работать, умеет работать, таковыми я увидела Веру Аполлоновну Платонову (Чурапчинская библиотека) и Анну Константиновну Билюкину (Таттинская библиотека). Совсем недавно в здание дворца «Тойон Мүрү» въехала Усть-Алданская районная библиотека – помещения прекрасные, но и им не помешает участие в конкурсах на грант для технического оснащения.
Автограф на ходу.
Комплектование – самый важный фактор в работе библиотек. Система книготорговли практически разрушена по всей стране, наш якутский «Книготорг» давно уже приказал долго жить. И доставка, продажа книг в районах стали вопросами неразрешимым. Издательство «Бичик», ныне «Айар» занимается торговлей книг, этого совершенно недостаточно, да и не входит это в их функции.
Ранее, начиная с 2005 года, все книги, издаваемы Национальным книжным издательством за счет субсидий из бюджета передавались безвозмездно в наслежные и школьные библиотеки. Эта практика приостановлена, и вот уже два-три года книги «Бичика» не поступают в районы. Возможно, отдельные книгоноши доводят их до отдельных читателей, но ни в наслежных, ни в школьных библиотеках этих книг нет. Об этом говорили практически на каждой встрече.
Я не один раз поднимала этот вопрос, но воз и ныне там. Республика вышла на звание «Самый читающий регион» по России и даже заслужила право называться «Территорией книги», но ведь дело обстоит хуже, чем было! Книги якутских писателей очень плохо доходят до библиотек, тиражи поэзии падают. Наше издательство акционировалось, по всей стране идет коммерциализация издательств и «Айару» как бы негоже оставаться в стороне, но литература, изданная за счет субсидий из бюджета должна доходить до читателя!
Фото на память после встречи в Черкехе.
Одна из встреч с читателями прошла в музее государственности имени П.А.Ойунского в Черкехе. Директор музея Михаил Аржаков говорил о планах, о будущей работе. Он полон энтузиазма, но меня все-таки не оставляет мысль о том, что должна быть разработана общая концепция трех музеев государственности, которые существуют в республике. Музей государственности имени М.К.Аммосова в Хатырыке Намского улуса, музей государственности имени И.Н.Барахова в Верхневилюйске. И встречать столетие автономии республики с устаревшими планшетами и стендами, в общем-то не дело.
Встреча в библиотеке Усть-Алданского улуса.
Об этих музеях часто вспоминают только в праздничные дни, а следовало бы разработать общую концепцию, обучить кадры, обеспечить современной техникой, оборудованием. Я практически в каждый приезд в Татту бываю в этом музее, и новшество, которое я увидела в этот раз, – это воссозданный кабинет Сарданы Платоновны Ойунской – дочери Платона Алексеевича. Это порадовало. Раритеты нужны, но полагаю, музеи государственности должны быть самыми передовыми и образцовыми в республике…
Я вспоминаю музей Шопена в Варшаве, в который водили меня друзья. Из раритетов там был только рояль, все остальное посетитель смотрит на экранах, выбирая определенную тему – детство, юность, первые шаги к музыке, любовь, города и дома, в которых жил композитор... Тут же можно послушать музыку Шопена. Важно ведь не только построить здания, но и наполнить их содержанием, причем с использованием новейшей цифровой техники. Вот где нужны идеи, энтузиазм и прикладное умение нашего министерства инноваций!
На всех встречах вроде бы шел разговор о литературе, о поэзии, я читала стихи, но тем не менее читатели задавали вопросы, касающиеся обыденной жизни. Я знаю, что в республике достаточно сильна поддержка сельских товаропроизводителей. В прошлом году за каждую дойную корову частники получили выплаты в размере 35 тысяч рублей. Но, как оказалось, эта поддержка имеет оборотную сторону - у тех, кто получил эти выплаты, молоко принимают по 10 рублей за литр. А у тех, кто состоит в кооперативах, по 60 рублей. Такая практика в прошлом году привела к падению темпов сдачи молока от населения.
Ладно, это цифры, статистика, но ведь те, кто не хочет сдавать молоко по таким низким ценам, ранее сдавали. И получали за это деньги, это были честно заработанные доходы.Я знаю много семей, которые благодаря этим доходам дают образование своим детям, покупают технику. Это ведь и есть конечная цель – благополучие сельского товаропроизводителя. Каким будет дальше механизм поддержки частных сельских производителей? Эти вопросы, вероятно, задавались на отчетах Правительства республики. Задавались и мне. Четкого ответа пока нет.
У памятника первооткрывателям алданского золота.
История золотого Алдана связана с именем первооткрывателя Михаила Тарабукина. Он намыл золотой песок на неприметном ручейке и когда началось промышленное освоение, настоящая золотодобыча, ручей прозвали Незаметным и поселок, который встал здесь также именовали Незаметным. Ныне Алдан – город трудовой славы, это звание присуждено городу указом В.В.Путина. И он достоин этого звания – во время войны он давал столько золота, сколько требовалось для Победы. Со всех районов республики были направлены сюда на работу женщины, девушки, которые наравне с мужчинами добывали золото. Сегодня золото Алдана в основном добывается в Нижнем Куранахе.
Но ручеек Незаметный так и течет себе посреди города, заваленный мусором, отходами. Но он все еще жив. Алданцы могли бы очистить это ручей, речку, давшую жизнь когда-то золотодобыче, облагородить ее берега, высадить деревья, проявить к ней уважение. Видимо, ручей Незаметный иногда дает о себе знать, ведь он берет начало в горах, поскольку на нем в городе построено шесть мосточков. Словом, история жива там, где к ней относятся с должным уважением.
Эвенкийский ансамбль «Дылача» встречает нас в Хатыстыре.
Также меня лично огорчило состояние объектов культуры в национальном эвенкийском поселке Хатыстыр. Старенький клуб, библиотека, притулившаяся в уголке большого арочного спорткомплекса. Нас встречал ансамбль бабушек «Дылача» с благословением, они провели старинный обряд очищения. Земли, на которых их предки веками пасли оленей сегодня уходят под прииски и отвалы, но цивилизация в полной мере так и не дошла до жителей этого поселка. Золотодобытчики при их возможностях могли бы его вообще отстроить заново, но увы…
На днях должен быть избран новый глава Алданского района, пожалуй, для него должно стать делом чести поддержка социальных объектов в Хатыстыре, привлечение внимания к их проблемам возможных спонсоров. Негоже жить в ХХ1 веке на своей родной золотоносной земле, не пользуясь в полной мере благами цивилизации.
Но сердце писателя открыто не только для проблем. 16 марта, в день рождения нашего классика, основоположника якутской литературы, философа и ученого А.Е.Кулаковского, я оказалась в Ытык-Кюеле. И попала в самый эпицентр большого праздника. Это был не просто митинг и возложение цветов к памятнику Өксөкүлээхэ, это было воодушевленное народное действие. По предложению нашего первого президента М.Е Николаева в этот день в Ытык-Кюель съехались директора гимназий сети президентских школ. Были представлены семь районов. Они разожгли огонь камелька в балагане Кулаковского на территории литературного музея Хадайы и каждый из них возжег свечу, которую увезет к себе в район, в гимназию. Эта акция, названная «Отствет Өксөкүлээхэ”, глубоко символична.
Думы и чаяния А.Е Кулаковского волнуют нас и сегодня, его письмо “К якутской интеллигенции” актуально по сей день. Почему бы не объявить 16 марта в республике Днем Өксөкүлээхэ, не только для поклонения его великому имени, но и для того, чтоб каждый из нас почувствовал свою причастность к истории и к будущему? Свет идей Кулаковского осветил весь якутский век... Ведь в дне сегодняшнем и творится история.
Все-таки пандемия наложила отпечаток на нас всех. На встречах я заметила, что и дети, и взрослые разучились читать наизусть, заглядывают в телефоны, испытывая при этом неловкость. Не везде так было, но тенденция наметилась. И я, читая свои стихи, чувствовала, что аудитория раскрывалась навстречу поэзии только через определенное время, но все же оттаивала и внимала. И тогда и я, и слушатели начинали понимать, что такое роскошь живого человеческого общения...
Мы с вами живем в сложное, непростое время – с короновирусной инфекцией, неведомого происхождения и с пугающими последствиями, масками, вакцинами, анализами. С настоящей войной, где гибнут молодые ребята, мирное население. С санкциями и угрозами, от недругов, открывших свое настоящее лицо.
А надо жить, добывать золото, доить коров, сдавать молоко, читать новые книги, садить деревья, растить детей, быть милосердным, помнить своих великих людей, чтить историю... А нам, писателям, быть честными и видеть жизнь без прикрас, уметь вовремя произнести вещие слова.
Ведь сказал когда-то поэт Александр Кушнер: :
Времена не выбирают,
В них живут и умирают....
Наталья ХАРЛАМПЬЕВА,
народный поэт Якутии