М.Е.Николаев

Профессор Кацуки Хидэо: «Если бы президентом стал не Михаил Николаев, то Якутия была бы совсем другая».

2 сентября прошло 70 лет с того времени, как Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции и закончилась Вторая мировая война. «Наш университет» встретился с почетным профессором СВФУ Кацуки Хидэо, свидетелем войны, со своим народом пережившим сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки, заставшим развал СССР и кризис 1998 года в России. Поговорили об изменениях с того времени, о его работах и жизни в Якутске.

- Расскажите, как все начиналось. Когда вы впервые приехали в Якутск?

Молодость я провел в родной префектуре Фукуи. В период Второй мировой войны бомбардировщики США довольно часто атаковали наш город. О взрывах в Хиросиме и Нагасаки мы узнали чуть позднее, техника не работала. Наше поколение никогда не забудет те ужасные дни!

В Якутск я впервые приехал в 1991 году, преподавал японский язык и культуру до 1999 года. В летнее время каждый год приезжаю сюда работать, зимой в последнее время не был. Мне тут достаточно уютно, возможно потому, что тут я более свободен, а в Японии очень занят.

- С чего вы начали работу в нашем университете. Что посоветуете в изучении языков?

Когда я впервые приехал преподавать японский язык в Якутск, то студенты довольно серьезно относились к изучению языка. Их было примерно 40, они были разделены на две группы. Нагрузка для меня была довольно большая, но студенты изучали язык интенсивно и очень серьезно, я даже был удивлен. По-моему, за исключением двух-трех студентов, остальные учились все на «4» и «5». Сейчас некоторые из моих студентов в Москве, некоторые в США.

Помню, после того как я закончил преподавать, приехал японский преподаватель. Проработал здесь полтора года, взял отпуск, улетел в Японию и не вернулся. Поэтому студентам было трудно учиться, ведь преподавателя-то нет. Сейчас в институте есть уже местные преподаватели, работает моя студентка.

О российской системе образования мне трудно говорить. Если откровенно, то в институте всегда должны изучать не только язык, но еще культуру и историю. Было время, когда этот вопрос долго не могли решить в университете, но сейчас с этим стало чуть лучше. Я давно не преподаю, поэтому не хочу трогать тему обучения. Но если сравнить с Японией, то там обучение стоит очень дорого, поэтому всегда нужна хорошая стипендия. Если сравнивать японских и якутских студентов, то, прежде всего, это люди совсем разных культур, хотя и достаточно сильно похожи внешне.

- Прошло 24 года с тех пор, как вы приехали в Якутск. Насколько сильно изменился город с того времени?

Город достаточно сильно изменился. Появилось много зданий, дорог. Когда я приехал в университет впервые, то жил в маленькой комнате в общежитии. Тогда были достаточно трудные времена. На улице было очень много пьяных, в том числе и женщин, а сейчас я такого почти не вижу. Помню, меня удивили выборы президента Якутии. Население Якутии наполовину было русским, а якутов около 33%, но они все равно избрали президентом якута. Это просто замечательно, в России это было впервые. Мы много общались с ним, он очень интересный человек. Думаю, если президентом стал не Михаил Николаев, то республика была бы сейчас совсем другая. В то время я редко слышал в университете якутскую речь, на нем тогда мало говорили. Сейчас уже другое дело.

- В России сейчас наблюдается достаточно нездоровая экономическая ситуация. Вы пережили кризис 1998 года. Похожа ли сегодняшняя ситуация в стране на ту?

По сравнению с 1998 годом сейчас относительно спокойно. Тогда цены на товары менялись резко и почти каждый день. Сейчас куда лучше. Цены растут, но не так резко. Да и дефицита на товары пока нет, тогда почти все магазины были пусты.

- Вы являетесь автором свыше 150 научных работ. Над чем вы работаете на данный момент?

Научных работ по Якутии на самом деле у меня мало. В основном это короткие статьи, опубликованные в местных газетах и журналах. К сожалению, новых находок нет. Все работы в основном написаны в Японии.

Сейчас изучаю историю ссыльных в Якутии. Русские ученые много писали про них. В основном они изучали только политических ссыльных, но ведь было еще много уголовных! Как раз их я сейчас и изучаю. Они совсем не работали здесь, смертной казни в то время не было, потому они свободно требовали с населения денег, еды и прочее. По этой теме совсем мало работ. Вопросами ссыльных занимался также американский исследователь Джордж Кеннан, но он ездил только по южной части Сибири, не приезжал в Якутск и написал про республику совсем чуть-чуть.

Достаточно сложно изучать эту тему, будучи иностранцем. Якутский язык я еще не знаю, говорю только на русском. Хотел учить, но времени всегда не хватало. Когда приехал, то и на русском почти не мог говорить. Выучил его в университете, в Японии же нас научили только чтению. Было очень сложно, но для изучения вопросов ссыльных, например, мне необходимо знать якутский язык.

Также я исследовал коренную японскую культуру и народ айнов. Кто такие предки айнов, пока неясно, остались только каменные орудия. Это древнейшее население Японии, часть жила и в России. Надо сказать, что прямого отношения может и нет, но якутский и айнский орнамент чуть-чуть похожи.

- Есть ли у вас еще какие-нибудь планы? Новые исследования?

Да, я давно исследую историю создания в Якутске второй в России школы японского языка. Работа продвигается тяжело, за это время местный архив горел раза три, наверное, поэтому данных очень мало. В будущем планирую поехать в Иркутск. Надеюсь, что данных там больше. Планирую еще изучить историю Ивана Антипина. Он родился в Якутске и поступил в японскую школу, участвовал в экспедиции на Охотском море, был переводчиком в официальных переговорах с Японией.

- Чем будете заниматься в Японии?

В Японии сотрудничаю с 33 организациями, поэтому работы всегда много. Там собираются менять конституцию, мы наряду с несколькими организациями будем этому возражать. Считаю, что правительству Японии следует быть более самостоятельным, а не следовать за США.

Также во время пребывания на родине хочу освоить интернет, это много бы мне дало в исследованиях. Думаю, до конца этого года справлюсь.

Справка:

Хидэо Кацуки, кандидат филологических наук, почетный профессор СВФУ, член Института исследования Евразии (Япония), член Комитета управляющих научных обществом по исследованию Сибири. Звание «Почетный профессор ЯГУ» присвоено за значительный вклад в преподавании японского языка, подготовку кадров для будущей кафедры японского языка, установление сотрудничества между ЯГУ и японскими университетами.

Айсен ПРОТОДЬЯКОНОВ, редакция новостей СВФУ



Источник

Поделиться в соцсетях: