3 марта 2022 года исполнится 25 лет с тех пор, как Первый Президент Республик Саха (Якутия) М.Е.Николаев своим указом создал Сеть Президентских школ. Признавая абсолютную ценность образования в трудные годы власть и интеллигенция Якутии не просто сохранили все школы, но и создали условия для создания уникальных, авторских лицеев и гимназий первыми в России.
Президентским школам предстояло стать «точками роста» новой образовательной системы, центрами новых образовательных технологий – высоких технологий. По, сути тогда были созданы инновационные образовательные центры в системе общего образования, описание которых в 2012 году появилось в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», как нетиповых и инновационных.
Новые школы вызывали много споров, возражений: мол, всех надо ставить в равные условия, всем создавать равные возможности, мол, элитное образование нарушает демократические принципы и т.п. – демагогия о равенстве в бедности. Говорили: «пусть все будет по-старому».
Приходилось терпеливо разъяснять, что для обучения в таких школах не требуется ни сословный, ни имущественный ценз – полнейшая демократия: кто готов к повышенным требованиям и нагрузкам, к инновациям в изложении и усвоении программ, к напряженному творческому процессу – приходи учиться. Создавалось многообразие форм обучения, учителям давалось творчество в разработке программ и методов обучения. Кому по душе привычная обстановка и требования – занимайтесь для этого есть школы, чье качество образования тоже контролировалось государством.
Со временем все встало на свои места. Все поняли, что ни за деньги, ни за красивые глаза, ни за заслуги родителей в таких школах аттестат не получишь. В конце концов училища олимпийского резерва существуют давно, ведь туда не все, кто умеет ходить и плавать, поступают. Не все летчики управляют сверхзвуковыми самолетами. Так и в Президентских школах были созданы условия для всех, кто хотел учиться в новых условиях.
Появление ярких школ в условиях сельской местности, где, казалось бы, не хватает кадров, свидетельствует о безмерном таланте наших учителей. Наш народ, наши учителя очень талантливы, усердны. Стоит лишь поверить им, создать условия, поддержать их, не мучать отчетами и проверками, а дать пространство реализации дерзновенных идей.
НАМСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Так в Намском улусе под руководством Валерия Николаевича Попова, который смог собрать амбициозный коллектив в апреле 1994 года, появилась на свет Намская гимназия. Она была включена в первую плеяду Сети Президентских школ Республики Саха (Якутия) 3 марта 1997 года. Это событие стало прорывным шагом для прогрессивного развития гимназии.
М.Е.Николаев и В.Н.Попов осматривают место под школу.
Вспоминая те годы, первый директор Намской гимназии Валерий Николаевич Попов говорит: «каждый из нас почувствовал, что не просто каждый день идет на работу, а каждый является творцом будущего – нашего общего будущего на своей родной земле».
В 2000 году гимназия становится опорной школой - центром научно-методической работы Министерства образования Республики Саха (Якутия), а в 2003 году присваивается статус «Республиканская экспериментальная площадка» для реализации проекта «Образовательная среда сельской гимназии как условие самореализации личности школьника». В 2006 году стала победителями Всероссийского конкурса школ, внедряющих инновационные образовательные программы Министерства образовании России, и получила грант в размере 1 миллиона рублей.
Была признана «Золотой школой 2009 года» по результатам государственных итоговых экзаменов, не раз становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая сельская школа». В 2013 и 2019 годах становилась «Школой года СВФУ», включена в список «Топ 200 лучших сельских школ России» в числе «6 лучших сельских школ Республики Саха (Якутия)» в рейтинге, опубликованном «Учительской газетой» и Центром непрерывного математического образования МИА «Россия сегодня».
Становление гимназии, как и всех больших дел, было трудным, порой встречались сопротивление, недопонимание, но огромная поддержка и забота Президента республики М.Е.Николаева помогала нам. «Михаил Ефимович лично приезжал в школы и по долгу проводил педагогические советы, расспрашивал каждого учителя, общался с детьми ставил перед коллективом цели и конкретные задачи, рассказывал свое видение, связывал нас с ведущими школами и университетами страны. И два раза в год собирал всех собирал всех директор гимназий, лицеев и лично расспрашивал каждого директора, интересовался качеством образования, внедрением новых технологий и методик, и подводя итоги встречи ставил перед нами цели. Он бесконечно верил в нас, ум и талант учителей Якутии и каждого ребенка. И это нас вдохновляло!» - делятся учителя гимназии.
Идет строительство спортзала Намской гимназии.
«Если даже было трудно, мы брались и делали. И вы знаете у нас всегда получается. Так, например, у нас не было своего спортзала, так как гимназия находится в приспособленном здании, то мы взяли и начали его строить, также строили свои площадки, благоустраивали двор, территорию. И в какой-то момент руководство района, села. Родители и министерство, видя наш настрой, всегда шли на встречу, помогали всем. Без их поддержки мы бы, конечно», - вспоминает Александр Новгородов.
В 2020 году коллектив гимназии награжден благодарственным письмом Российского Совета олимпиад школьников за подписью ректора МГУ им. М.В.Ломоносова, академика В.А.Садовничего.
Всего с 1994 года гимназию закончили 1011 выпускников, в том числе с золотой медалью - 124, серебряной - 82. Выпускники поступают и оканчивают лучшие ВУЗы страны, такие, как МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, РЭУ им. Г.В.Плеханова, РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, РУДН, МГПУ, ГИРЯ им. А.С.Пушкина, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Санкт- Петербургский горный университет и наш родной СВФУ им. М.К.Аммосова.
Среди выпускников 17 кандидатов наук, врачи и учителя - по всей республике, руководители предприятий народного хозяйства, учреждений государственной службы, инженеры и программисты.
Сегодня под руководством директора - Новгородова Александра Валерьевича, финалиста Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России», коллектив инициативных учителей хранит и развивает этот неповторимый «храм знаний» для юных талантов.
Сейчас гимназия делает упор на внедрение новых технологий в образовательную деятельность. Например, только за последние 5 лет коллектив гимназии реализовал более 17 инновационных проектов. В рамках нацпроекта «Образование» заработала «Точка роста» - площадка для освоения обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. Предметом гордости является инновационный проект «Система менеджмента качества образования», который был внедрен в 2016 году совместно с факультетом довузовского образования Северо-Восточного федерального университета, под руководством декана факультета Федоровой Светланы Васильевны и Обутовой Аксиньи Дмитриевны.
С 2016 года реализуется проект «New level», который направлен на совершенствование и овладение педагогами сингапурской методикой обучения, половина коллектива прошла стажировку в лучших школах страны и мира, дистанционно изучали методики в Сингапурской школе.
МАЙИНСКИЙ ЛИЦЕЙ
Первое здание Майинской гимназии
В с.Майя в 1993 году раскрыла двери новая школа Майинская гимназия. Первым этапом становления стало создание гимназии с физико-математическим направлением в условиях сельской школы. Коллектив гимназии начал работу по разработке качественно новой системы обучения и воспитания-демократической системы обучения по способностям (автор-профессор Дьяченко В.К.). Благодаря этой технологии коллектив вышел на качественно новую ступень развития – индивидуализацию обучения, которая базируется на принципах деятельностного подхода. Определилась концепция школы – ШКОЛА УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ, исходящая из идеи формирования свободной, творчески развитой личности, способной к саморазвитию и самореализации
Сергучев А.Е., первый директор гимназии и коллектив
У истоков создания и развития гимназии стояли талантливые педагоги и компетентные руководители Сергучев А.Е., первый директор гимназии, Санникова С.С., Шишигина Ф.В., Егоров С.Д., Шахурдина А.К., Тихонов В.И., Тарасов Н.П., Андросова Е.И.
За успехи в обучении детей и передовой опыт в 1997 г. гимназия включена в сеть Президентских школ Республики Саха.
С самого начала своей деятельности, лицей (гимназия) выполняет роль локомотива системы образования в улусе и республике. Многие успешные начинания, креативные идеи и проекты, образовательные технологии активно распространены, внедрены и успешно трансформировались в систему и опыт работы многих школ не только Мегино-Кангаласского улуса, но и других школ Республики Саха (Якутия):
- экспериментальная программа «Разработка модели школы, внедряющей демократическую систему обучения по способностям»;
-программа «Модернизация УВП на основе индивидуализации обучения на основе технологии ДемСОС»;
-программа «Информатизация образовательного пространства Майинской гимназии».
- Модернизация школьной библиотеки в медиатеку – информационный центр образовательного пространства гимназии, опыт которой был высоко оценен еще в 2003 г. во Всероссийском конкурсе школьных библиотек «Библиобраз».
- программа «Создание ресурсного центра профильного обучения», ставшая республиканской экспериментальной площадкой Министерства образования РС (Я). В ресурсном центре было создано сетевое взаимодействие школ образовательного пространства школ улуса по реализации программ профильного уровня, опередив на 17 лет подобные системы в других регионах России и Якутии, которые стали появляться только с 2020 г.
- инициатор реализации в республике проекта «Гимназический союз России» Фонда поддержки образования;
-новая Концепция развития образования, основные положения которой опирались на приоритетные направления развития образовательной системы в улусе в связи с новыми социально-экономическими условиями, связанными с переходом на местное самоуправление на поселенческом уровне.
Академик В.П. Ларионов в гостях в Майинском лицее
Частым гостем лицея был выдающийся учёный, специалист в области машиностроения, первый академик Российской академии наук из народа саха, доктор технических наук Владимир Петрович Ларионов. Он возлагал на гимназистов большие надежды. Подаренный школе рукописный материал о его жизни “Начало нового пути в моем роду” хранится в школьном музее. На основе рукописи учителями разработано учебное пособие и используется в воспитательной работе школы. Мы гордимся тем, что, продолжая его наследие, выпускники лицея вносят вклад в развитие науки. Одним из них является научное открытие Марии Давыдовой получения эластомерных материалов, стойких при низких температурах, которое получило широкое распространение.
Сегодня лицей активно продолжает научно-исследовательскую деятельность, является по соглашению сторон школьной лабораторией ЯНЦ СО РАН.
За 28 лет работы Майинский лицей (гимназия) выпустил более 700 выпускников, из них 126 – с золотыми и серебряными медалями, более 90 процентов продолжили образование в ведущих ВУЗах страны и республики. Сегодня они успешно работают во многих отраслях. Среди них кандидаты технических, биологических, химических наук.
В 2019 году при лицее открыт Центр гуманитарного и цифрового профилей “Точка роста”, в 2020 году начал свою деятельность Школьный технопарк “Сайдыс”. Педагоги лицея разрабатывают и реализуют сетевые образовательные программы по информационным и 3Д-технологиям для учащихся улуса и республики не только очно, но и с использованием дистанционных технологий.
ОКТЕМСКИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
В долине Эркээни в 1997 году громко заявила о себе Октемская гимназия во главе с прогрессивным директором, учителем математики высшей категории Валентиной Петровной Ноговицыной. Молодой коллектив, сформированный из выпускников Октемской школы начал созидательный путь “строительства” новой школы. В числе первых учителей из выпускников пришли на работу Федотова С.П., Капитонова Н.П., Большакова Г.Д., Алексеева А.И., которые вместе разделили трудности и успехи создания и становления Октемского лицея с 1995 г., с самых первых ее шагов по пути инновационного развития до сегодняшнего дня.
«В начале 90-х годов в системе образования происходят качественные перемены: всячески поощряется инициатива и творческий подход в образовательной деятельности, принимаются меры по демократизации и гуманизации образования. Это были годы внедрения «Концепции обновления и развития национальных школ Якутской – Саха АССР". Школам предоставлялась свобода в определении собственного направления развития, в выборе варианта учебного плана», - вспоминает В.П. Ноговицына.
В.П.Ноговицына и Г.А.Алексеев
В 1997 году был открыт Центр интеллектуального развития учащихся, а в 1998 году - физико-математический форум «Ленский край» на базе гимназии, и была организована I летняя школа ФМФ «Ленский край». Именно с этого начинается история создания уникального учебного заведения – центра по работе с одаренными детьми в Республике Саха (Якутия) – Физико-математического форума “Ленский край” – Малой академии наук Республики Саха (Якутия).
Проект здания Малой академии наук Республики Саха (Якутия)
В 2003 году в рамках реализации технического образования лицей подписал соглашение с МГТУ имени Н.Э.Баумана и открыл Бауманские классы. А в 2004 году налажено сотрудничество с Новосибирским аэрокосмическим лицеем им. Ю.В.Кондратюка, так началась работа по подготовке научно-технических кадров для республики со школьного возраста. Развивая данную деятельность лицей начал тесную работу с Академическим лицеем «Физико-техническая школа» им. Ж. И. Алфёрова, Лицей при СПбГУТ имени профессора М.А. Бонч-Бруевича, Лицей имени Н.И. Лобачевского, СВФУ им. М.К. Аммосова.
Учащиеся Октемского лицея в Академическим лицеем «Физико-техническая школа» им. Ж.И.Алфёрова с его директором Ивановым М.Г., Заслуженным Учителем России
В 2009 году принята Концепция развития «Октемский лицей в первой четверти ХХI века». Концепция развития Октемского лицея разработана по предложению и участию М.Е. Николаева, Попечителя лицея, с учетом рекомендаций независимых экспертов и является результатом коллективного труда педагогов, родителей и учащихся. Начата реализация программы РЭП ««Индивидуальный учебный маршрут как основа формирования универсальных учебных действий у обучающихся I ступени национальной школы». Создан Центр технического творчества, который в 2015 году стал одним из первых полностью оснащенных Школьных технопарков с мини производством высокотехнологичной продукции.
В 2011 году создан Музей космонавтики при содействии Мемориального музея космонавтики, г.Москва. Открыта Детская аэрокосмическая школа. Организована первая выездная школа по робототехнике и авиамоделированию на базе института трехмерной робототехники, г. Харбин, КНР (руководители И.Е. Дормидонтов, Ф.Ф. Ковров).
В 2014 году введено в строй новое здание интерната на 75 мест. Лицей вошел в ассоциацию школ ALCoB APEC. В 2016 году к МБОУ «Октемский лицей» присоединен МБДОУ «Детский сад номер 29 «Мичээр».
В октябре 2016 г. лицей под руководством Семенова Ю.И. стал нетиповым образовательным учреждением «Октемский научно-образовательный центр», кроме детского сада, лицея, музея, технопарка в структуре открылись Институт образовательных технологий и Музей образования Хангаласского улуса. Начался новый этап развития образовательного учреждения.
В музее образования Хангаласского улуса при Октемском НОЦ
На международном уровне НОЦ начал работу в партнерстве с Академией английского языка г.Дублин (Ирландия), Университетом Кюн Хи г.Сеул (Южная Корея), Даляньское общество по культурному обмену между Россией и Китаем в Порт-Артуре.
В 2001 году школа-гимназия стала «Школой века России». В 2003 году лицей — победитель республиканского конкурса «начальная школа года - 2003». В 2006 году Октемский лицей выиграл грант в размере 1 млн. рублей как победитель Всероссийского конкурса общеобразовательных школ, реализующих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В 2007 году юноши — пионеры аэрокосмического движения в лицее под руководством Дормидонтова И.Е. сделали первую серьезную заявку на международных соревнованиях ракетомоделистов в г.Байконур и стали очевидцами запуска космического корабля «Союз-ТМА».
В 2008 году подписано Соглашение об образовательном партнерстве с Физико-технической школой имени А.Ф.Иоффе и Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича. Октемский лицей стал дипломантом всероссийского конкурса «Инноватика в образовании» в рамках выставки «Российский образовательный форум – 2008». Организована первая выездная летняя школа на базе ФТШ им. А.Ф. Иоффе и СПГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, г.С-Петербург (рук. С.Д. Чечебутова).
В 2009 году Октемский лицей включен в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». В 2013 году получил серебряную медаль международного конкурса «ITE Сибирская ярмарка» за совместный с аэрокосмическим лицеем имени Ю.В. Кондратюка межрегиональный проект «Одаренные дети».
Главное достижение выпускники: за годы работы Октемский лицей выпустил более 732 выпускников. По лучшей традиции президентских школ они поступают в лучшие ВУЗы страны, такие как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, НГУ, МФТИ, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет, НГТУ и т.п.
Среди выпускников более 15 кандидатов и докторов наук по техническим и физикл-математическим направлениям. Выпускники работают инженерами и руководителями структурных подразделений в акционерной компании «АЛРОСА», Институте проблем нефти и газа, «Научно-образовательном центре «Инновационные горные технологии», Институте проблем комплексного освоения недр Российской академии наук, Институте термодинамики Новосибирского государственного университета, Метрострое, в аэропорту Внуково, Технологическом центре разработок “Deutsche Bank" в Лондоне, «Сахатранснефтегаз», в ведущих республиканских IТ-компаниях MyTona и Группа компаний «Синет».
М.Е.Николаев награждает учащихся, достигших высоких результатов в учебе
История Сети Президентских школ показывает, что высокая и благородная цель, большое желание и творческий, вдохновенный труд могут достигать хороших результатов в короткие сроки. В преддверии 25-летия – создания Сети Президентских школ хочется выразить сердечную благодарность каждому педагогу, родителям и общественности за плодотворное сотрудничество в создании новых школ – школ XXI века.
Сегодня мир открыт, нет границ, чтобы познавать все лучшее и передовое. Мы должны ставить перед собой самые высокие цели, самые трудные задачи. Главное - не упустить время!
Юрий СЕМЕНОВ.