Исторические факты о том, как республика стала Государственной
По мнению почетного гражданина Якутии, заслуженного работника народного хозяйства Климента Иванова первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев в начале 90-ых годов принял вызов времени и возглавил историческую миссию по возрождению региона. О том, как шло становление Государственности читайте в материале ИА YakutiaMedia.
Вся история новой Якутии началась на самом деле с так называемой перестройки и перехода на рыночную экономику с 1990 года. Нам, советским, да и партийным руководителям среднего и нижнего звена, привыкшим выполнять партийные и правительственные директивы, также всю созидательную работу проводившим на непрерывном бюджетном и материально-техническом обеспечении из центра, стало очень трудно, и постепенно остановилось маховое колесо, обеспечивавшее развитие общества. С переходом на рыночные взаимоотношения прекратились централизованное планирование, материально-техническое снабжение, централизованные бюджетные вливания, прервались горизонтальные и вертикальные связи между производителями материально-технических ценностей и потребителями. Вся плановая и регулируемая народнохозяйственная система рухнула, и промышленные предприятия вынуждены были перейти на самофинансирование. Все субъекты страны перешли на налоговую систему.
Раньше большую долю бюджета республики составляла дотация из центра. С 1990 года практически ее не стало, осталась мизерная доля. Наступили экономическая депрессия и финансовый кризис.
В результате в конце 1990 года абсолютное большинство промышленных предприятий стали убыточными. Для обеспечения самофинансирования предприятий республики потребовалось повышение оптовых цен на уголь в 3,2 раза, природный газ – в 4,5 раза, тарифов на электроэнергию – в 2,9 раза, цен на лесоматериалы – в 2,5 раза. Размер платы за банковский кредит увеличился в пять раз.
Эта ситуация поставила 38 крупных предприятий на грань банкротства, в том числе "Якутуголь", "Якутлес", "Якутгазпром", "Якутскэнерго", "Якутзолото" и другие. Без работы могли остаться десятки тысяч человек.
Убытки пассажирского транспорта повлекли рост цен на авиалиниях в два раза, на городских автобусах в пять раз. Капиталовложения из централизованных источников практически прекратились.
Особенно тяжело отразилось начало перехода на рыночную экономику на сельских тружениках, которые раньше получали огромную финансовую и материально-техническую помощь из центра. Все регионы, в том числе наша республика, были брошены на произвол судьбы. Банковский кризис, отсутствие наличных денег усугубляли ситуацию. В связи с отсутствием правовых норм регулирования экономики в стране царила "война законов", в хозяйственных взаимоотношениях доминировал меновой обмен или бартер. Все это было. И это было в 1990 году, когда в стране еще хозяином была КПСС. Конечно, рядовые коммунисты не всегда одобряли непопулярный курс центрального руководства КПСС на обновление и перестройку всей общественной и государственной системы. Но правда заключается в том, что эти меры проводились в спешке, без поддержки народных масс. Поэтому они не имели успеха, завершились провалом. Отрицательные итоги неудачной реформы легли на плечи простого народа. Поэтому винить во всех негативных явлениях развития общества в начале 90-х годов первого президента республики несправедливо. Наоборот, в этот трудный, судьбоносный период Михаил Николаев принял вызов времени и возглавил ответственнейшую, историческую миссию по возрождению и развитию родного края.
До августовского путча ГКЧП 1991 года никто не мог и помышлять о развале СССР.
Как все другие руководители автономных республик РСФСР, Председатель Верховного Совета ЯАССР Михаил Николаев вел активную работу по укреплению государственности республики, экономической самостоятельности в решении насущных вопросов развития отраслей народного хозяйства и социальной защиты в условиях прежней системы. Он неоднократно участвовал в ново-огаревских встречах с Михаилом Горбачевым для обсуждения проекта Союзного договора, который должен быть подписан субъектами СССР в августе 1991 года.
Последствия развала СССР создали ситуацию, вдвойне сложную для нас, якутян, проживающих в экстремальных климатических условиях, со сложнейшей транспортной схемой, вдали от развитых промышленных центров, производящих средства производства, продукты питания, товары народного потребления.
В этой связи руководство республики, в первую очередь, председатель Верховного Совета Якутской-Саха ССР Михаил Николаев, активно искали всевозможные выходы из сложившегося тупика.
На крутом повороте истории он выступил с инициативой выработать и реализовать новую модель развития республики исходя из сложившейся исторической ситуации.
Еще в сентябре 1990 года он выступил с инициативой о принятии Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия), не покушаясь при этом на территориальную целостность Российской Федерации, что соответствовало нормам международного и конституционного права. В этом документе отражены основные принципы государственного строительства в новый период. Развал СССР, политический и экономический хаос в стране вынудили руководство республики на основании Декларации о государственном суверенитете принять самостоятельные решения по спасению экономики и социального положения населения.
Приезд Бориса Ельцина, тогда Председателя Верховного Совета РСФСР, и его личные беседы с Николаевым, многочисленные встречи с трудовыми коллективами, республиканским активом сыграли положительную роль в дальнейших взаимоотношениях руководства Якутии и России.
Составление, обсуждение и принятие новой Конституции требовали много времени. Поэтому для воплощения в жизнь положений декларации о суверенитете по инициативе Николаева были приняты необходимые законы.
Как первый шаг Закон "О государственном статусе Якутской-Саха советской социалистической республики".
Закон, по сути, определял верховенство государственной власти республики на ее территории. Он предусматривал право собственности не только на землю и ее недра, но и на имущество во всех отраслях народного хозяйства. Также определил право на долю в созданном общесоюзном и федеративном богатстве, алмазном, валютном и золотом запасах. Также законом было установлено иметь право решающего голоса и повышенной квоты для суверенной республики как поставщика валютных товаров. Закон принят 26 февраля 1991 года. 2 марта 1991 года Верховным Советом принят Закон "О собственности в Якутской-Саха ССР".
Все положения декларации легли в основу новой Конституции Республики Саха (Якутия), принятой Верховным Советом Республики 4 апреля 1992 года и вступившей в силу 27 апреля 1992 года.
В новой Конституции нашли отражение принципы построения многонационального демократического государства в составе Российской Федерации. Возникал естественный вопрос: хватит ли у республики сил и возможностей самостоятельно решать многогранные вопросы своего социально-экономического и культурного развития? Перед нашей суверенной республикой стояла сложнейшая задача: с одной стороны, сохранить и укрепить свое место в экономическом механизме РСФСР по всему комплексу вопросов, а с другой – существенно поднять уровень экономической самостоятельности.
В начале 1990-х годов придавалось исключительное значение месту и роли республики в развитии алмазной, золотодобывающей и угольной промышленности. Николаев исходил из принципа самостоятельной, но сбалансированной политики при обязательном соблюдении эквивалентных расчетов за поставку валютных ресурсов.
После августовских событий 1991 года в конце сентября Председатель Верховного Совета направил телеграмму в адрес руководства СССР о решении прекратить отгрузку алмазов и золота в Гохран СССР.
Это обусловлено тем, что он не видел перспектив сохранения Союза и его структур. Решение о прекращении отгрузки алмазов и золота в казну СССР было весьма смелым и решительным шагом. Но соответствовало духу декларации о суверенитете и букве уже принятых в феврале, марте законов Верховного Совета республики. Вскоре Б.Н. Ельцин принял Указ "О компетенции Якутской-Саха ССР в постоянном пользовании природных ресурсов". После чего все стало четко и ясно.
Якутия впервые в своей истории начала отгружать сырье в российскую казну, оставляя у себя часть добытых алмазов и золота. Это был первый серьезный успех новой власти республики.
Верховный Совет 30 января 1992 года принял постановление "О разграничении собственности между РФ и РС(Я)" с соответствующими приложениями. Почти полгода шла упорная работа группы работников правительства и Верховного Совета по согласованию с министерствами и ведомствами РФ. 25 ноября 1992 года вся эта многотрудная работа завершилась подписанием Соглашения "О разграничении государственной собственности РФ и РС(Я)", где стояли подписи Б.Н. Ельцина и М.Е. Николаева.
В итоге первоначальный вариант, подготовленный республикой, не претерпел изменений. То была крупная победа на пути выхода из экономического кризиса и становления современной экономики.
Следующим шагом, изменившим экономическую ситуацию, является, безусловно, указ Президента РФ "Об образовании акционерной компании "Алмазы России-Саха".
Его изданию предшествовали неоднократные встречи Президента РС(Я) М.Е. Николаева с Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Они договорились о создании компании еще в конце 1991 года. Б.Н. Ельцин дал задание составить концепцию ее создания первому заместителю Председателя Правительства РФ Ю.В. Скокову. М.Е. Николаев неоднократно встречался по этому вопросу с ним, где определили состав учредителей и долю акций. По долям акций были серьезные разногласия, но окончательное соотношение было достигнуто во время третьей встречи и тут же с телефона Ю.В. Скокова все было согласовано с Б.Н. Ельциным.
Борис Николаевич в число учредителей компании предложил Фонд социальных гарантий военнослужащим. Это было принято. Но чтобы сохранить баланс интересов, этому фонду решено было предусмотреть 5% акций, столько же процентов акций – выделить улусам алмазной провинции, пострадавших от непродуманного экологического воздействия.
Чуть позже в ходе окончательного согласования доля улусов увеличилась до 8%. А доли Якутии и России остались неизменными.
После этого концептуального решения на высшем уровне рабочая группа вела большую работу по подготовке всех документов и проведению учредительного собрания. Эту работу по заданию президента возглавил вице-президент, а затем и премьер-министр В.А. Штыров.
Важнейшим событием стало подписание Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Оно состоялось 25 июня 1995 года в Москве. Тогда же подписаны 15 Соглашений между правительствами Российской Федерации и республики. Они касались экономики, бюджетной политики, обеспечения занятости населения и регулирования миграционных процессов, международных и внешнеэкономических связей, образования и т.д. Договор закрепил юридическую преемственность цивилизованных методов достижения соглашений и взаимных компромиссов между субъектом и федеральным центром. Он подвел итог проделанной работе по реализации основных положений Декларации о государственном суверенитете республики.
Впервые были определены механизмы разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Якутии. Договор означал признание политического и экономического суверенитета РС (Я).
Благодаря своему лидеру Республика Саха (Якутия) смогла в годы экономического кризиса сохранить стабильность в обществе, защитить слабых и инвалидов, детей и стариков, создать условия для достижения благополучия населения. Именно этот путь позволил якутянам впоследствии уверенно выйти из кризиса и сегодня дает возможность построить более защищенное цивилизованное общество.
Произошли коренные изменения в области образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. М.Е. Николаев поставил как одну из приоритетных задач обновления народного хозяйства всестороннее развитие образования. Построено много новых современных школьных зданий, внедрена компьютеризация школ, других учебных заведений, создана сеть президентских школ. Значительное развитие получило высшее образование, расширилась сеть вузов. Появились возможности значительного увеличения поступления абитуриентов в центральные вузы, за 1991-1997 годы количество студентов высших учебных заведений увеличилось в три раза. Такого раньше не было. Республика стала новым центром – современной базой медицинского обслуживания населения на Дальнем Востоке.
Новая Якутия стала самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений.
Климент ИВАНОВ, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я),
Почетный гражданин РС(Я), заслуженный работник народного хозяйства РС(Я)
Газета "Якутия". – 2007. – 10 ноября