М.Е.Николаев


На фото: Представители РС (Я) в Секретариате «Северного Форума» в Анкоридже, Аляска, А.В.Мигалкин и А.Н.Божедонова, Первый Президента РС (Я) М.Е.Николаев и исполнительный директор Секретариата «Северного Форума» в Якутске Н.А.Находкин

Вашему вниманию статья Николая Александровича Находкина, исполнительного директора Секретариата международной организации губернаторов «Северный Форум» в 1993 — 2006 годах, об уникальном проекте Международной циркумполярной экспедиции в мае 1994 года.

Международная Циркумполярная экспедиция.

27 лет назад 11 мая 1994 года стартовала уникальная Циркумполярная экспедиция. Это была первая в мире экспедиция, которая совершила кругосветное путешествие по всем северным регионам мира. Организатором выступила международная организация губернаторов северных регионов мира «Северный форум». Идея принадлежала Генеральному секретарю Северного Форума Уильяму Хикелю. Это был удивительный человек. Когда-то он приехал на Аляску с 1 долларом в кармане. Оригинальностью он чем-то напоминает мне Дональда Трампа. Тоже миллиардер, человек, который сделал сам себя. Он был дважды был губернатором Аляски, причем с перерывом в двадцать лет. Был чемпионом США по боксу в тяжелом весе, был министром внутренних дел США. Штатом Аляска он руководил, как назначенный руководитель большой компании. От имени штата заключал договора с нефтедобывающими компаниями, а по итогам года всю прибыль делил на всех жителей Аляски. Создал Фонд будущих поколений Аляски. Хорошо относился к России, считал, что миру нужен большой проект, как строительство железной дороги между США и Россией через Берингов пролив, чем военные расходы.

Уильям Хикель вручает награду «Северного Форума» Н.А.Находкину

В 1993 году Республика Саха (Якутия) стала членом Северного Форума, Первый президент РС(Я) М.Е.Николаев стал вошел в состав совета директоров СФ. В Якутске открыли Российский Секретариат организации. Я был назначен Исполнительным директором. К тому времени я работал в Институте биологии СО РАН, защитил кандидатскую диссертацию по экологии, имел небольшой опыт работы с иностранными компаниями. Пропадал в полевых экспедициях, с Н.Н. Дроздовым и компанией ВВС снимали фильм о животных Якутии.

Н.А.Находкин с Николаем Дроздовым.

Когда мой научный руководитель академик Н.Г. Соломонов предложил работать в Северном Форуме я был уверен, что это международная экологическая организация и согласился. Но М.Е.Николаев удивил первым же поручением: подготовить для Председателя правительства РФ В.С. Черномырдина обоснование для признания аэропорта Якутск международным. Пришлось с участием Министерства внешних связей РС(Я) и авиаторов спешно готовить обоснование. Сейчас, никто не удивляется, что аэропорт Якутск имеет международный статус.

Северный форум объединял регионы разных стран, расположенные на севере своих стран. Губернаторы этих регионов входили в совет директоров Северного форума. Северным регионам, имеющим близкие климатические условия, было чем поделиться друг с другом. Близкие проблемы решались с разными успехами и разными способами. Тогда были приняты проекты по разным направлениям сотрудничества. Они основывались на практическом интересе регионов, давали конкретные ощутимые результаты. К подобному проектному планированию мы подошли недавно, лет через 25 лет.

Одним из проектов Северного форума был проект «Циркумполярные и восточно-западные авиалинии». Многие понимали, что кроссполярные перелеты значительно сокращали расстояния. Но для их развития нужны были запасные аэродромы, соответствующие международным требованиям.

Одним из активных действий по проекту была организация первого Циркумполярного перелета между всеми арктическими регионами мира. Экспедиция начиналась из Анкориджа на Аляске и через 7 дней оканчивалась там же, проведя кругосветный полет. Планирование было очень сложным. Страны только отходили от холодной войны. Большинство аэродромов на севере были военного или полувоенного назначения, как в России, так и в странах НАТО. В Тикси даже гражданам России не разрешалось прибывать без особого приглашения в погранзону. Тем не менее, организационная работа шла очень плотно.

К сожалению, в авиакомпании Якутии не было нужного типа самолета, поэтому был выбран Боинг компании «Рив Алеушн» из Аляски. Маршрут начинался в Анкоридже потом Коцебу (Аляска) – Анадырь (Чукотка) – Тикси (Якутия) – Нарьян-Мар (Ненецкий АО) – Мурманск – Рованиеми (Лапландия, Финляндия) – Кируна (Швеция) – Будо (Норвегия) – Кефлавик (Исландия) — Сондерстом (Гренландия) — Нунавут (Канада) – Йелоунайф (Канада) – Уайтхорс (Канада) – Анкоридж. Экспедиция была международной, с участием представителей многих регионов мира.

В составе делегации из Якутии были: В.Г.Алексеев – государственный советник по экологии и здравоохранению, А.А.Кугаевский – председатель Комитета внешнеэкономических связей, первый заместитель министра внешних связей РС(Я), Н.А. Находкин – исполнительный директор Секретариата Северного Форума в Якутске, В.В. Кириллин – главный редактор газеты «Саха сирэ», В.П. Ноговицын – заместитель министра по делам молодежи, туризма, физкультуры и спорта, Н.Н. Охлопков — руководитель рабочей комиссии по организации Банка реконструкции и развития Арктики, М.Т. Мухамедьянова– генеральный директор международного аудио-визуального фонда о народах Севера, В.И. Дегтярев – телеоператор, И.В. Лукин– замгендиректора авиакомпании «Сахаавиа», Ю.В. Кайдышев– президент Акционерной судоходной компании «Ленское объединенное речное пароходство». В экипаже был штурманом Юрий Мухин.

В каждом регионе нас очень гостеприимно встречали. Каждый регион показывал свои достижения, свой опыт. Это было очень интересно и полезно. Якутия только начинала делать шаги в международных отношениях. Хорошие примеры развития, например, подавала Лапландия. Там в европейских рыночных условиях успешно развивалось оленеводство. Всем известный бренд Санта Клауса, который имел резиденцию в Лапландии, становился Меккой для туристов. Просто, на ровном месте придумали красивую легенду, конечно, основанную на народных мотивах, соответствующим образом оформили и за Полярным кругом организовали сказку для туристов. Каждый регион был интересен по — своему. Надо сказать, что в то время мы очень мало знали не то, что о Гренландии, но даже о своих соседях – Чукотке или севере Красноярского края. У каждого региона есть свои решения, есть чему поучиться. До этого регионы не имели горизонтальных связей.

Было безумно интересно. Были очень интересные участники экспедиции. Например, один из пионеров авиации в Арктике Эйнар Педэрсон из Норвегии. Однажды в молодости он отклонился от маршрута совершил вынужденную посадку на одном из арктических островов. Через неделю его нашла жена, тоже летчик. Она случайно залетела на тот самый остров, хотя он располагался вне зоны поиска. Видимо, сердце подсказало. Когда мы садились в Норвегии она встречала мужа.

У одного из участников был день рождения, наверно самый длинный день рождения в мире. Каждый раз мы нагоняли время. Организация Циркумполярного перелета имела и большое политическое значение. Было в центре внимания мировых СМИ. Знаю, что вышли фильмы в России и США, но там были еще и английские, японские, китайские операторы. Многие обозреватели тогда отмечали, что потепление политического климата началось из Арктики. Не случайно, именем Циркумполярной экспедиции был назван алмаз.

Позже, в развитие данного проекта были организованы кросс-полярные маршруты. Мы радовались первым самолетам пролетевшим над Якутией. За проводку каждого самолета России оплачивался 1 доллар на 1 км сопровождения. Вначале было несколько полетов в год, потом все больше и больше. Сейчас уже никто не удивляется пролетающим в небе Боингам. Начались регулярные рейсы из Магадана, Петропавловска-на Камчатке в Анкоридж. Мы по линии Северного Форума организовывали чартерные рейсы из Якутска до Саппоро (Япония).

Общее фото участников 2-й Генеральной Ассамблеи «Северного Форума» в г. Саппоро, Япония. Сентябрь 1995 года.

Кстати, меня тогда очень удивило, что летное время от Якутска до Саппоро меньше, чем до Владивостока. Оказывается Япония ближе Владивостока. Мирного договора с Японией до сих пор нет, но правительства обеих стран поддерживало народную дипломатию. Наш Ту-154 даже стоял на стоянке императорского самолета в аэропорту Читосе.

Самолет авикомпании «Сахаавиа» на военном аэродроме Читосэ, Япония.

В то время вообще российская политика в Арктике была невнятной и бесхребетной. Министром иностранных дел был полностью прозападный политик А.Козырев. Кстати, позже эмигрировал и живет в США. Даже мемуары издал.

А политика нашей республики в Северном Форуме всегда была лидирующей, но очень взвешенной и ответственной. Не случайно, когда М.Е.Николаев стал председателем Северного Форума, капитаны атомных ледоколов России обращались к нему с коллективным письмо с просьбой поддержать флот. Писали в Якутию, а не своему губернатору.

Северный форум стал инициатором многих проектов, он способствовал созданию Арктического совета, т.к. многие арктические вопросы можно было решать на уровне федеральных правительств.

Н.Находкин (в середине) с сотрудниками секретариата Егором Поповым и Аленой Алексеевой, 2003 год.

В этом году исполнится 30 лет создания Северного форума. Было бы интересно собрать участников первого в мире Циркумполярного перелета в Якутии. Вручить им знаки участников уникальной экспедиции. Уверен, что нужен Клуб друзей Северного Форума. А сам Северный форум должен вернуться к проектам, дающим прямой осязаемый результат для его регионов.

Николай Находкин,

исполнительный директор Секретариата

международной организации губернаторов «Северный Форум» в 1993 — 2006 годах.

Видео общего фотографирования участников циркумполярного перелета. Автор Н.А.Находкин